Как сделать своими руками?
Прежде всего, нужно определиться с имеющимися размерами конкретной лодки, чтобы установленные шасси не мешали управлению судном.
Необходимые материалы и инструменты:
- 2 колеса с диаметром 35 см и шириной 60-80 мм.
- Профиль квадратной формы с сечением 25×25 мм из нержавейки.
- Трубка с подходящим диаметром для установки колес.
- В качестве крепежных элементов подойдут шплинты, шайбы, болты, гайки.
- Ножовка по металлу, плоскогубцы, гаечный ключ, электродрель.
Пошаговое руководство по изготовлению:
- Определяем место для монтажа на транец квадратного профиля (без ущерба для работы подвесного мотора).
- Отмеряем отрезок вниз с учетом, что колеса должны размещаться немного ниже нижнего края транца на длину радиуса с добавлением 5 см. Такой размер позволит добиться нужного уровня безопасности и уменьшит сопротивляемость во время хода судна.
- Кронштейн для установки шасси может быть и прямым, и под соответствующим углом. Первое исполнение считается самым надежным и доступным в производстве. Здесь меньше сварочной работы, и к тому же, цельный кронштейн способен выдерживать серьезное воздействие.
Второе исполнение, где кронштейн сваривается под углом, предполагает расположение колес под днищем лодки, без вмешательства в работу подвесного мотора.
Здесь нужно отпилить от профиля 4 отрезка подходящей длины для конкретного плавсредства. С помощью сварки приварить трубки (для насаживания колец) к нижней части профиля.
В трубках просверлить сквозное отверстие, чтобы за счет шплинта зафиксировать кольца. Помимо этого, к внутреннему кольцу трубки необходимо приварить гайку с подходящим диаметром, чтобы исключить прижатие изделия к крепежным элементам.
На внешнем конце целесообразнее установить пластиковую или резиновую пробку, во избежание попадания влаги внутрь.
В верхней части, электрической дрелью делаются 2 отверстия насквозь, через которые монтируются шасси на транец.
2 готовых части крепления соединяются сваркой. Допустимый угол между ними 35-45 градусов. При необходимости, концы можно подрезать.
По завершении всех работ, шасси насаживаются на трубки и шайбами фиксируют. Изделие готово. Если есть возможность, крепежные элементы можно покрасить.
Чертеж:
Элементы конструкции:
Зачем нужны
Очень удобно навесить мотор непосредственно возле машины и с комфортом катить лодку в воду.
Масса лодки ПВХ при полном снаряжении будет значительно превышать её собственный вес. Предположим, что ваша лодка весит 50 кг, около 35 кг вес мотора, канистра с горючим 25 кг, якорь 10 кг, весла, сиденья, удочки, снаряжение, прикорм – ещё 40 кг, ну и прибавив литров 10 воды, которая, так или иначе, попадет в лодку, получаем общую массу 170 кг.
Очень внушительная цифра. Этот подсчет я привел для того, чтобы вы представили, какую массу надо будет перемещать с помощью этих колёс, и как облегчат они усилия человека.
Даже если у вас маленькая и лёгкая лодка, использование таких шасси будет оправдано, вы сбережете её при погружении в воду, так как прибрежная галька и песок стирает днище.
Виды транцевых колес
Производители выпускают несколько видов транспортировочных шасси. Вот основные из них.
Трансформер КТ-5
Подобная модель имеет свою специфику установки. Шасси крепится к транцу таким образом, что их можно не снимать при транспортировке лодки в сложенном состоянии. Подобная конструкция имеет дополнительные достоинства, связанные с удобством в перемещении. При перемещении на воде, они не влияют на ее маневренность.
Такая модель шасси позволяет одному человеку, без особых усилий перемещать лодку с места на место.
Основным материалом конструкции является сталь, толщиной 3 мм. В качестве стоек для колес используется профильная труба особой конфигурации. Это позволяет быстро устанавливать приспособление и переводить его из транспортного положения в рабочее.
Кроме этого, колеса имеют пружинный механизм, который позволяет транспортировать лодку по неровной поверхности.
Автоматические КТ-3Н и КТ-3НУ
Основным материалом изготовления подобных устройств является нержавеющая сталь. Предназначаются модели для надувных лодок с жестко закрепленным транцем или для лодок, которые имеют жесткий корпус.
Преимущества автоматической фиксации:
- Устройство выполнено на высоком техническом уровне.
- Имеет высокую надежность.
- Отличается современным дизайном.
- Может служить оптимальным вариантом при перемещении лодки на дальние расстояния.
- Простота в эксплуатации.
При производстве автоматических устройств КТ применяется лазерная резка с последующей аргонной сваркой. Как результат – высокая точность, отличное качество и приемлемый внешний вид.
Эти колеса выдерживают плавсредство в снаряженном виде весом до 120 кг.
Складные транцевые колеса
Приспособление монтируется с внешней стороны транца, что позволяет без проблем складывать колеса снизу-вверх. Чтобы изделие зафиксировать, в конструкции применены пружины, которые располагаются внутри стоек и изготовленные из нержавейки. Следует заметить, что и остальные детали складных колес сделаны из нержавеющей стали, что обеспечивает конструкции завидную прочность и устойчивость, как к пресной воде (KS-03), так и к соленой воде (KS-04).
Преимущества подобной модели:
- Простота при установке, снятии и эксплуатации.
- Нет необходимости в постоянном снятии и установке шасси.
- Способ крепления не мешает управлению судном.
- Существуют варианты упаковки вместе с установленными колесами. Может устанавливаться на любую модель лодки ПВХ. Выдерживает нагрузку до 180 кг.
Поворотно-откидные шасси, для лодок ПВХ
Подобные конструкции ориентированы на транспортировку лодки одним человеком на не большие расстояния. Они устанавливаются с помощью 4-х болтов к транцу, сделанному из фанеры. Имеется возможность регулировки высоты их установки благодаря длине крепежной шпильки.
Для снятия приспособления достаточно отвинтить гайку, которая размещается с боковой части стойки. Колеса рассчитаны на перемещение веса до 140 кг.
Основные детали сделаны из нержавеющей стали, что свидетельствует о прочности изделия.
Транцевые колеса быстросъемные своими руками
Определяемся с конструкцией
Конструкция транцевых шасси напрямую зависит от их назначения. По сути, они предназначены для одного – в значительной степени облегчать процесс переноски лодки. Транцевые колеса могут быть установлены как на лодку ПВХ, так и на металлическую конструкцию. Популярность транцевых конструкций, уже длительное время обеспечивается их простотой и возможностью изготовления своими руками.
Даже в случае, если лодка оснащена мотором, установленные шасси не будут путаться при управлении и на воде. Монтаж шасси проводится на жесткий транец (именно это и обусловило их название). Также они могут крепиться к железному корпусу небольших лодок.
Преимущество такой конструкции в том, что они достаточно легко и просто устанавливаются и также легко снимаются, в случае необходимости всего лишь один раз самостоятельно выполнить установку, и впоследствии это не будет отнимать много сил и времени.
В основным такую комплектацию изготавливают из:
- Нержавеющей стали;
- Алюминия или дюралюминия;
- Оцинкованного металла;
- Пластмассы;
- Или за счет использования полимерного покрытия.
Все модели имеют свои особенности и характеристики, отвечающие тем или иным требованиям потребителя и характеристикам лодки.
Проблем с клёвом рыбы больше не имею!
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте…
Читать продолжение >>>
По конструктивным признакам шасси можно разделить на:
- Колеса трансформеры;
- Автоматические шасси;
- Складные виды;
- Поворотно-откидные;
- Легкосъемные транцевые колеса.
К примеру, к гребным лодкам устанавливают складные виды, выполненные из металла. Таким образом, такую лодку можно применять, как моторную и значительно улучшить ее транспортировочные характеристики.
Существует множество современных моделей, которые могут быть установлены на надувные лодки. Такие конструкции в основном выполняются из различных сплавов металла, к примеру, из обработанного черного металла, который впоследствии покрывается полимером или слоем оцинковки, нержавейки.
Среди серии таких конструкций различают колеса:
- На пневматическом механизме;
- Пенополиуретановые;
- Защищенные от проколов и повреждений.
Критерии выбора напрямую зависят от вида конструкции и условий предполагаемой ловли.
Основные требования
Представленный ниже чертёж показывает, как правильно крепить колёса на транец небольшой лодки (от 2,7 до 3,3 м). Предполагается, что на стойку монтируется по 1 колесу. В результате можно будет перемещать плавсредство на довольно большое расстояние без какого-либо утомления. Отмечают, что чем меньше лодочка, тем круче выглядит результат. А на следующем фото наглядно показано, как должны монтироваться колёса на суда с обычной базой и с использованием удлинённого шасси. В следующем видео вас ждет установка транцевых колес и стаканов на лодку ПВХ “Ракета”.
Приобрести готовые транцевые колёса для перевозки нетрудно – зачастую их можно найти в обычном рыболовном магазине. Главное неудобство в этом случае представляет неоправданно высокая стоимость. Транцевые колёса для лодок из ПВХ с НДНД, которые будут использованы только для транспортировки агрегата до водоёма и обратно, обойдутся рыбаку кругленькую сумму от 5000 рублей.
В связи с дороговизной этих незаменимых для быстрой транспортировки деталей, многие рыбаки заинтересованы в том, как собственноручно изготовить самодельные колёса на резиновую шлюпку.
Нужно понимать, что при самостоятельном изготовлении колёс во избежание обрушения конструкции необходимо соблюдать определённые требования.
- Ось транцевых колёс должна быть установлена максимально приближенно к центру тяжести.
- Для уменьшения усилий, которые будут прикладываться во время перевозки, стоит установить изгиб стойки по направлению к носу шлюпки, а не наоборот.
- Между нижней частью лодки и краем колёс в обязательном порядке требуется оставить зазор, который не должен быть менее двух сантиметров. Это позволяет избежать засорения деталей грязью и облегчает процесс чистки.
- При выборе материалов стоит учитывать условия дальнейшей эксплуатации. Это подразумевает учёт уровня влажности в местности, регулярное воздействие влаги, а также серьёзные перепады температур. Как правило, предпочтение отдаётся нержавеющей стали, алюминию, оцинкованному железу или обычному прокату.
- Чем больше будет расстояние между колёсами, тем устойчивее будет общая конструкция лодки.
- Транцевые колёса следует устанавливать в строго вертикальном положении.
- Стойка колеса не должна быть обращена по направлению к мотору – её следует ставить лицевой стороной к баллону.
Не стоит забывать, что все материалы и крепёжные детали должны быть изготовлены из нержавеющей стали. Конечно, допускается и использование элементов из обычного металла, однако, в таком случае придётся потратиться на водостойкий лак или краску.
Типы шасси
Тип шасси для транцевых колес играет большое значение. Лодки приходиться перемещать по каменистым, глинистым, песчаным берегам. Часто грунт бывает размытым, с жидкой грязью, или поросший кустарником. Выбирая транцевые колеса необходимо учитывать тип берегового грунта в регионе, и под него подбирать тип колесного шасси.
Надувные резиновые колеса
Этот тип подходит для любого грунта. Владелец сможет регулировать давление для транспортировки по песку, мокрой вязкой почве. Надувные колеса не бояться каменистых грунтов. Единственным недостатком, является угроза прокола острыми предметами.
Транцевые надувные колеса также подойдут для транспортировки лодки по асфальту и песчаным дорогам.
Полиуретановые литые колеса
Такие катки не портятся при перемещении лодки по каменистым грунтам, они легкие, прочные. Отлично преодолевают песчаные и заболоченные участки, не рвутся от жестких корней.
Недостатком является склонность к разрушению при транспортировке по ухабистым асфальтным дорогам.
Пластмассовые колеса
Это самый легкий, простой и дешевый вариант. Такие колеса вязнут в мокром, густом или песчаном грунте. При транспортировке по каменистым, асфальтированным дорогам подвержены разрушению.
Цельно резиновые или надувные колеса имеют высокие амортизационные свойства, что позволяет перевозить лодку от дома до водоема по любому виду асфальта.
Быстросъемные
Идея создания быстросъемных колес основана на особом механизме фланца, который позволяет оперативно отстегнуть стойки или пристегнуть их при необходимости. Самый удобный вариант – пружинный механизм. На первый взгляд может показаться, что изготовить такое устройство своими руками невозможно, но при желании механизм несколько упрощается и становится доступным для конструирования.
Прежде всего, отметим в каждом виде складного узла одну деталь – присутствует подвижный штифт, который и является своеобразной защелкой, удерживающей стойку в креплении (фланце). Подпружиненный подвижный штифт изготавливается по нескольким сценариям. Мы приведем всего лишь один пример.
В стойке просверливается вырез, толщиной равной диаметру штифта и длиной 25 мм. Сам штифт должен иметь длину, равную диаметру трубы, из которого сделана стойка, плюс с каждой стороны он выступает на 5-6 мм. Посередине штифта необходимо сделать канавку. Это место будет спрятано внутри стойки. За канавку будет зацеплена пружина. Второй конец пружины закрепляется в нужном месте стойки винтом, под который предварительно нарезана резьба.
Для изготовления фланца можно использовать П-образный профиль или заготовку из метала толщиной 3 мм. Выемки под штифты – фиксаторы вырезаются болгаркой, а затем обрабатываются механическим способом. Неподвижный фиксатор выполнен в виде шпильки, которая вставляется в отверстие и обваривается по кругу
Важно удалить лишний шлак и выровнять шов так, чтобы выступы штифта свободно входили в выемки фланца
Установка колес на лодку (рекомендации).
После приобретения колес на транец лодки ПВХ, ГЛАВНОЕ не спешить зажимать сверло в патроне… Потому, что заменить одну модель колес в коробке на другую — проще и дешевле, чем заменить дырявый транец.
Народная мудрость гласит: «7 раз отмерь..», а мы рекомендуем 7 пунктов, которым стоит уделить внимание для успешного монтажа транцевых колес на лодку:
- Установите лодку на высоту — комфортную, для работы с транцем.
- Установите одно транцевое колесо в рабочее положение, а второе в походное. Прикладывая колеса к транцу лодки, определите высоту крепления монтажной планки так, чтобы в походном положении колесо максимально находилось за транцем, а в рабочем уходило под лодку, обеспечивая максимальный клиренс. Расстояние между колесом и днищем должно быть не меньше 20 мм.
- Отметив карандашом в предыдущем пункте высоту, теперь отметим, как близко мы можем подойти к баллону, обеспечивая, максимальную ширину расположения колес. Ширина расположения колес влияет на устойчивость при перемещении – чем шире – тем устойчивее. Сделав отметку по ширине, пару раз, удерживая монтажную планку, переводим стойки транцевых колес в походное положение и обратно, чтобы убедится, что нам ничего не мешает.
- Сняв монтажные планки, используем их как шаблон для разметки будущих отверстий, при этом необходимо соблюсти соосность стоек, как между собой, так и относительно оси симметрии лодки (кто то, делает на глаз и ровно, кому то не помог лазерный уровень…). Обязательно смотрим, куда выйдет сверло внутри: номерные таблички, крепление пайол и т.д. и вносим необходимые корректировки.
- Сверлим. Сначала сверлом с диаметром 4 мм не доходя, до выхода сверла пару мм очищаем сверло от прилипших опилок и досверливаем до конца не забыв про подложку. Затем сверлом на 1 мм большего диаметра, чем наш крепеж, сверлим транец до середины с каждой стороны. В результате такого ступенчатого сверления, получим ровные без сколов отверстия при условии, что сверла имели правильный угол заточки под дерево, а сверло было строго перпендикулярно поверхности транца. Желательно делать установку неторопясь и обработать стенки отверстий грунтовкой.
- При желании, режем прокладки, а затем заполняем силиконом посадочные места и устанавливаем колеса. Для уменьшения риска повредить ткань лодки ПВХ при дальнейшей эксплуатации и во избежание травм экипажа, ТЕХНОПАРУС рекомендует использовать гайки скрытого монтажа — Эриксона либо мебельные (которыми комплектуются все транцевые колеса нашего производства).
- После высыхания силикона опускаем лодку на землю и проводим испытания пригрузив судно младшими членами экипажа.