3 способа сделать обманку на лямбда-зонд

Что случается с автомобилем при неисправности кислородного датчика: коды ошибок

Выход из строя кислородного датчика на автомобилях Приора и других машинах (речь идет именно о первом лямбда-зонде) приводит к тому, что нарушается стабильная работа ДВС. ЭБУ при отсутствии информации с датчика, переводит двигатель в режим работы, который называется аварийным. Он продолжает функционировать, но только приготовление ТВС происходит по усредненным значениям, что проявляется в виде нестабильной работы ДВС, увеличением потребления топлива, снижением мощности и увеличением вредных выбросов в атмосферу.

Обычно переход в аварийный режим работы двигателя сопровождается подсвечиванием индикации «Check Engine», что в переводе с английского обозначает «проверка двигателя» (а не ошибка). Причинами неисправности датчика могут быть следующие факторы:

  • естественный износ. Лямбда-зонды имеют определенный ресурс, который зависит от разных факторов. На Приоры с завода устанавливаются обычные узкополосные датчики циркониевого типа, ресурс которых не превышает 80 км пробега (это вовсе не означает, что изделие нужно менять при таком пробеге);
  • механическое повреждение — изделия устанавливаются на выхлопной трубе, и если первый датчик практически лишен контакта с разными препятствиями, которые могут воздействовать на него во время движения, то второй очень сильно им подвергается в случае отсутствия защиты двигателя. Повреждаются зачастую электрические контакты, что способствует передаче некорректных данных для ЭБУ;
  • нарушение герметичности корпуса. Обычно случается при использовании неоригинальных изделий. При такой поломке из строя может выйти ЭБУ, так как избыточное количество кислорода способствует подаче отрицательного сигнала на блок, который в свою очередь попросту на это не рассчитан. Именно поэтому не рекомендуется выбирать дешевые неоригинальные аналоги лямбда-зондов, произведенные неизвестными производителями;
  • использование некачественного топлива, масла и т.п. Если выхлоп характеризуется присутствием черного дыма, то на датчике образуется нагар, что приводит к его нестабильной и некорректной работе. В этом случае проблема решается очисткой его защитного экрана.

Характерными признаками выхода из строя кислородного датчика на Приоре являются следующие проявления:

  1. На панели приборов загорается индикация «Check Engine».
  2. Нестабильная работа мотора, как на холостом ходу, так и при движении.
  3. Увеличение расхода топлива.
  4. Повышение токсичности выхлопа.
  5. Возникновение подтраивания двигателя.
  6. Появление провалов.
  7. Нагар на электродах свечей зажигания.
  8. На БК появляются соответствующие коды ошибок. Ниже указаны их коды и соответствующие причины возникновения.

Неисправность кислородных датчиков можно определить по наличию соответствующих кодов ошибок, которые высвечиваются на экране БК (при его наличии) или определятся при помощи сканирования ELM327.

ELM327

Вот список этих кодов ошибок неисправности лямбда-зонда (ДК — датчик кислорода) на Приоре:

  • P0130 — неправильный сигнал от лямбда-зонда №1;
  • Р0131 — низкий сигнал от ДК №1;
  • Р0132 — высокий сигнал от ДК №1;
  • Р0133 — медленный отклик ДК №1 на обогащение или обеднение смеси;
  • Р0134 — обрыв цепи ДК №1;
  • Р0135 — неисправность цепи нагревателя ДК №1;
  • Р0136 — короткое замыкание на массу цепи ДК №2;
  • Р0137 — низкий сигнал от ДК №2;
  • Р0138 — высокий сигнал от ДК №2;
  • Р0140 — обрыв цепи ДК №2;
  • Р0141 — неисправность цепи нагревателя ДК №2.

При возникновении вышеперечисленных признаков, не стоит сразу же спешить менять ДК на автомобиле Приора. Убедитесь в причинах неисправности устройства при помощи соответствующих ошибок или путем его проверки.

В заключении

Многие автовладельцы устанавливают на свои машины самодельные обманки лямбда зонда, чтобы сэкономить на покупке новых кислородных датчиков. Однако в такой погоне за выгодой, вы вполне можете столкнуться с большими денежными затратами, если кустарное устройство повлияет на работу «жизненно-важных» систем. Поэтому устанавливать обманки рекомендуется, только если вы смыслите в работах такого плана.

В прошлом материале мы уже рассказали о том, зачем нужны обманки лямбда-зондов, какие они бывают и как работают. За рамками той статьи остался вопрос, как сделать эти обманки своими руками. Это несложно и доступно многим автовладельцам. Какой смысл делать обманки самому, если продаются уже готовые? Причин, как минимум две.

1. Готовые изделия в любом случае будут дороже. Если в случае с механическими обманками разница в стоимости может быть не очень велика, то у электронных обманок она значительная.

2. Не всегда можно оперативно найти в продаже нужную обманку. Когда исправный автомобиль необходим срочно – порой быстрее сделать обманку своими руками.

Типов обманок, как мы уже знаем – два, поэтому будем разбирать самостоятельный вариант изготовления обоих.

Изготовление механической обманки

Как вы помните из прошлой статьи, основа этого типа обманок металлическая втулка. Оптимальный материал для изготовления бронза, потому как именно она лучше всего противостоит температурным воздействиям. Для самостоятельного изготовления втулки нужен токарный станок и опыт работы с ним, но всегда можно найти токаря, который за минимальную плату сделает нужную заготовку по чертежу. Чертеж такой.

Собственно, в простейших случаях уже этого хватит, но оптимальным будет заполнить полую часть втулки керамической крошкой, найти которую не проблема. Устанавливается самодельная обманка точно также как и купленная – выкручиваем датчик кислорода, на его место устанавливаем втулку, а в нее вкручиваем сам датчик.

Необходимость искать токаря и обращаться к нему несколько снижает привлекательность самостоятельного изготовления механической обманки, да и разница по стоимости получится не такая уж и большая, но такой вариант тоже имеет право на существование, если по какой-то причине не устраивает электронная обманка.

Изготовление электронной обманки

Казалось бы, электронный «девайс», который имитирует работу лямбда, должен быть очень сложным, но по факту это очень простая и примитивная схема, которая, тем не менее, работает. Для изготовления потребуется схема электропроводки автомобиля, паяльник, нож, канифоль, неполярный конденсатор на 1мкФ и резистор на 1 мОм или 150-200 кОм. Обычно советуют брать резистор на 1 мОм, но на некоторых автомобилях имитирование сигнала получается не очень точным, «чек» гасится, но топливная смесь получается не очень правильной, а расход – высоким. Тогда нужно будет немного поэкспериментировать с резисторами.

Дальше рассмотрим процесс по пунктам.

1. Нужно в схеме электропроводки вашего автомобиля разобраться с тем, сколько и какие провода идут на лямбда-зонд. Бывает от двух до четырех проводов, в зависимости от наличия дополнительного подогрева. Чаще всего встречаются именно четырехконтактные датчики, из этих четырех контактов два отвечают за подогрев, они нам не потребуются, а нужны сигнальный контакт и масса. Почти во всех схемах в интернете указывается цвет проводов, но именно на вашем авто он может не совпадать, так что найти сигнальный провод и массу нужно по схеме.

2. Дальше вооружаемся ножом и паяльником. В сигнальный провод нужно впаять резистор, а между сигнальным проводом и массой со стороны ЭБУ – конденсатор. Естественно, все соединения нужно заизолировать. В принципе, уже после этих манипуляций все должно заработать.

3. Третий шаг необязателен, но крайне желателен, потому что может продлить срок жизни схемы. Дополнительные элементы и провода можно разместить в небольшой пластиковой коробке или контейнере и залить эпоксидкой.

Даже такая примитивная схема отлично работает, а затраты на ее изготовление копеечные. Покупать электронный эмулятор будет сильно дороже. Да, там обычно используются более продвинутые схемы, иногда с микропроцессорами, но разница в стоимости может быть десятикратной. Есть стимул самому взяться за паяльник.

В общем, именно электронный вариант нам кажется самым разумным для самостоятельного изготовления, нюансы могут быть только в подборе резистора, но они стоят недорого, перепаять в схеме один на другой тоже не великая трудность, так что можно поэкспериментировать. В итоге получится полностью рабочий «гаджет» за копейки.

Разновидности обманок, сделанных своими руками

Обманка, она же эмулятор — это устройство, которое не определяет содержание кислорода в газах. Оно служит только для того, чтобы обмануть электронный блок управления автомобилем.

Измененная прошивка контроллера

Перепрошить можно самостоятельно, скачав софт и руководство, как это делать. А лучше отдать специалисту. В электронном режиме через определенную программу отключается кислородный датчик. По факту должно получиться так, что ЭБУ будет получать от катализатора только самое правильное значение и ошибки на панели приборов не будет.

Без лямбда зонда двигатель работает в стандартном режиме.

Механический муляж

Такой способ намного проще. Не требуется перепрошивать программу устройства. Суть проста. Надо просто вставить подходящую втулку между зондом и местом крепления датчика (поверхность патрубка коллектора).Материал втулки должен быть бронзовый или сталь, устойчивая к высоким температурам. Втулка — это пустотелый цилиндр.

Для самостоятельного изготовления обманки, потребуется токарный станок и умении точить. Поэтому лучше отдать какому-нибудь знакомому, работающем на заводе. Обычно так это и делается.

Продаются готовые варианты. Цена готовой обманки в магазине до 1000 рублей на 2019 год. Находим расположение датчика кислорода, выкручиваем его, заворачиваем новый и все.

Электронная обманка

Есть еще один вариант обмануть ЭБУ — электронный вариант, муляж лямбда зонда. Он всегда передает хорошее значение содержание кислорода в выхлопных газах.В основе этой обманки — программируемый процессор. Такой способ обмана бортового компьютера из-за поломки кислородного датчика применяется, когда сломался второй датчик лямбды, то есть тот, который расположен в катализаторе.

Потребуется следующие материалы и инструменты:

  1. Резистор с сопротивлением 1Ом.
  2. Паяльник, олово, канифоль.
  3. Неполярный конденсатор с емкостью 1мкФ (микро Фарад).

Обычно, обманка второго лямбда зонда электронного типа имеет 2 черных провода, белый и синий.

Как установить обманку кислородного датчика:

  1. Первым делом отключаем «массу» от АКБ.
  2. Разорвать синий провод и установить резистор. Черные провода не потребуются.
  3. К белому и синему проводам соединяем конденсатор.
  4. Установить можно в любом месте. Можно между сидениями, можно под капотом, можно в место для разъема.

Назначение и принцип работы лямбда зонда

Лямбда зонд, установленный на выхлопной трубе

Жесткие экологические требования для автомобилей заставляют производителей применять каталитические нейтрализаторы, уменьшающие токсичность выхлопа. Но его эффективной работы невозможно добиться без контроля состава воздушно-топливной смеси. Такой контроль осуществляет датчик кислорода, он же λ-зонд, работа которого основана на использовании обратной связи устройства и топливной системы с дискретной или электронной системой впрыска.

Измерение количества лишнего воздуха производится определением остаточного кислорода в выхлопном газе. Для этого лямбда-зонд ставят перед катализатором выпускного коллектора. Сигнал датчика обрабатывает блок управления и оптимизирует воздушно-топливную смесь, более точно дозируя подачу форсунками топлива. На некоторых моделях авто устанавливается второй прибор после катализатора, что делает приготовление смеси еще более точным.

Лямбда-зонд работает как гальванический элемент с твердым электродом, выполненным в виде керамики из двуокиси циркония, легированной окисью иттрия, на котором нанесено платиновое напыление, выполняющее роль электродов. Один из них фиксирует показания атмосферного воздуха, а второй – выхлопного газа. Эффективная работа прибора возможна при достижении температуры более 300оС, когда циркониевый электролит приобретает проводимость. Выходное напряжение появляется от разницы количества кислорода в атмосфере и выхлопном газе.

Устройство датчика кислорода (лямбда зонда)

Существует два вида λ-зонда – широкополосный и двухточечный. Первый тип обладает более высокой информативностью, позволяющей более точно настроить работу двигателя. Устройство изготавливают из материалов, выдерживающих повышенные температуры. Принцип работы всех типов датчика одинаков, и заключается в следующем:

  1. Двухточечный измеряет уровень кислорода в выхлопе двигателя и атмосфере при помощи электродов, на которых в зависимости от уровня кислорода меняется разность потенциалов. Сигнал снимается блоком управления двигателя, после чего автоматически корректируется подача топлива в цилиндры форсунками.
  2. Широкополосный состоит их закачивающего и двухточечного элемента. На его электродах поддерживается постоянное напряжение 450 мВ корректировкой силы тока закачивания. Уменьшение содержания кислорода в выхлопе приводит к повышению напряжения на электродах. Блок управления после получения сигнала создает необходимый ток на закачивающем элементе для закачки или откачки воздуха, чтобы привести к нормативному напряжению. Так, при чрезмерно обогащенной топливно-воздушной смеси БУ посылает команду закачать дополнительную порцию воздуха, а при обедненной смеси воздействует на систему впрыска.

Какой фирмы лучше лямбда-зонд и как его выбрать

В продаже можно встретить сотни различных лямбда-зондов. Общее количество производителей в России насчитывает 20-30 компаний. Самыми лучшими фирмами-производителями являются следующие организации:

  • Bosch. Делает дорогие, но качественные и надежные лямбда-зонды. Они подойдут для всех категорий транспортных средств. Поставляется с защитным колпачком и смазкой. Главные недостатки – высокая цена, много подделок.
  • Profit. Чешский бренд, который продает лямбда-зонды среднего ценового диапазона. Выпускается в различных конфигурациях, а продается в любом магазине. Поэтому водитель сможет подобрать запчасть под свои нужды. Главный минус – посредственная защита проводов.
  • Denso. Японский бренд, который производит широкополосные и циркониевые лямбда-зонды. Продукция бренда отличается хорошим качеством, большим разнообразием зондов по конструкции резьбы, достаточно умеренной ценой. Главный минус – продается в основном онлайн.
  • NGK. Еще один японский бренд, который выпускает сверхкачественные надежные лямбда-зонды. Детали стоят недорого, что является еще одним плюсом бренда. У NGK есть один крупный недостаток – неподходящий для европейских и российских машин электрический разъем. Покупателю придется срезать и паять с другим разъемом.

Неисправен лямбда-зонд: причины и ремонт

Лямбда-зонд выходит из строя по различным причинам. Это высокие нагрузки на выхлопную систему машины, повреждение электрической проводки, использование низкокачественного бензина и другие. Ниже рассмотрим основные сценарии возникновения неисправностей, а также узнаем, как эти проблемы с лямбда-зондом разрешаются.

Образование нагара

 

Одной из популярных причин выхода из строя лямбда-зонда – образование слоя нагара в области активной зоны запчасти. Если двигатель заводить слишком резко, то небольшие порции бензина попадают в выхлопную систему машины и оседают там на поверхности лямбда-зонда. Нагар образуется и по другим причинам – использование низкокачественного топлива, неправильное включение двигателя.

Устанавливается поломка по следующим признакам:

  1. Двигатель работает небольшими рывками.
  2. Часто пропадает зажигание.
  3. Периодически мигает индикатор “Check Engine”.

Статья по теме: Горит Check Engine (ошибка двигателя): причины и лучшие решения проблемы

Чтобы исправить эту проблему, рекомендуется демонтировать старый и поставить новый лямбда-зонд. Также можно попытаться очистить наконечник самостоятельно. Делается это так:

  1. Демонтируйте устройство, аккуратно снимите защитный колпачок.
  2. Налейте в емкость 80-100 мл ортофосфорной кислоты.
  3. Поместите в емкость колпачок, чтобы его край остался снаружи (например, привяжите к чему-либо).
  4. Спустя 20-30 минут достаньте датчик, промойте водой и высушите его.
  5. Установите обратно наконечник, нанесите защитную пасту и приварите конструкцию (например, методом аргонной сварки).

Перегрев устройства

 

Лямбда-зонд может временно выходить из строя из-за перегрева выхлопной системы. Ключевое слово здесь “временно” – при повышенной нагрузке начинает мигать кнопка “Check Engine”. Тогда как при нормальной езде такая проблема не наблюдается. Связано это с тем, что на автомобили устанавливаются датчики на циркониевой основе, а такие лямбда-зонды не могут работать при высоких температурах. Это и приводит к выходу из строя прибора.

Устанавливается перегрев по таким признакам:

  • Проблема возникает только при высоких нагрузках (езда на высокой скорости, подъем в гору).
  • Серьезно растут расходы топлива.
  • Ухудшается работа системы разгона и торможения.

Чтобы устранить эту неполадку, рекомендуется демонтировать циркониевый и поставить титановый лямбда-зонд. Иногда это не помогает – например, если автомобильная система в целом не справляется с высокими нагрузками (а не только лямбда-зонд). В таком случае просто снизьте уровень нагрузки, чтобы устранить неполадку (например, ездите более медленно).

Повреждение электропроводки

 

Еще одной популярной причиной выхода из строя лямбда-зонда является повреждение проводки. Каждое устройство оборудовано электрическими проводами (от 2 до 4), которые передают сигнал на блок управления мотором. В случае повреждения проводки сигнал становится нестабильным, что приводит к разбалансировке работы мотора. Повреждение проводов часто имеет механическую природу (например, водитель попал в ДТП).

Повреждение электрической проводки устанавливается по таким признакам:

  • Двигатель работает с перебоями, возможны проблем с зажиганием.
  • Заметное увеличение расходов топлива.
  • Периодически загорается индикатор “Check Engine”, но потом потухает.

В случае повреждения проводов рекомендуется поставить новый лямбда-зонд. Можно выполнить замену поврежденного участка цепи, если у Вас завалялись провода от старого зонда. Для ремонта старый кислородный датчик демонтируется из системы, потом срезается старый поврежденный элемент (с соединительной вилкой или без). На ее место устанавливается неповрежденная электропроводка от старого лямбда-зонда.

Выход из строя нагревателя

 

Еще одна причина выхода из строя лямбда-зонда – поломка нагревательного элемента. Поломка нагревателя не всегда выводит из строя ведь зонд. Этот дефект обычно не дает о себе знать при низких нагрузках, однако при средних и высоких нагрузках он проявляет себя. Основные признаки поломки нагревателя:

  • При повышенных нагрузках движок начинает глохнуть.
  • Повышаются расходы топлива при подъеме на гору или во время быстрой езды.
  • Запчасть была куплена давно (примерный пробег – 30-50 тысяч километров).

Нагревательный элемент крепится внутри лямбда-зонда прочно, поэтому разобрать запчасть и достать поврежденный нагреватель сложно. Если у Вас возникла такая проблема, купите новый зонд и поставите его взамен старого. Если не планируете ездить при высоких нагрузках, то замену можно не производить. То есть на поврежденном лямбда-зонде можно ездить до полного выхода из строя.

Обманка лямбда-зонда

Датчики кислорода являются чувствительными приборами, которые обычно рассчитаны на 60-80 тысяч километров пробега. В случае выхода датчика из строя на управляющей панели может появиться сигнал Engine Check. Сам автомобиль может быть переведен в аварийный режим работы. Чтобы восстановить работу авто, следует поставить либо оригинальный зонд, либо прибор-обманку. Она подает на электронную систему ложный сигнал, что позволяет избежать перевода авто в аварийный режим. Существует две категории обманок:

  • Механические. Выполняется в виде небольшого стального или бронзового колпачка, внутрь которого устанавливается фильтрующий катализатор. Механическая обманка устанавливается непосредственно на неисправный зонд. При попадании газов обманка фильтрует воздух до нужных показателей. Потом сигнал с нужными показателями кислорода подается на управляющий блок двигателя. Установка “механики” проста – удаляется лямбда-зонд, на его место ставится обманка. В конце к ней подключается нерабочий кислородный зонд.
  • Электронные. Выполняется в виде небольшой микросхемы-контроллера, которая устанавливается на цепь, которая идет от лямбда-зонда до электронного блока управления двигателем. Электронная обманка корректирует сигнал, устанавливая нужные нормативные показатели. Это позволяет обмануть двигатель. Способ установки электронной обманки зависит от модели устройства. Обычно он выполняется в виде блока-микросхемы с питающим элементам проводами разного цвета. Эти провода подключаются к нужным элементам цепи.

 

Применяйте “обманки” только в крайних случаях, поскольку это чревато следующими последствиями:

  • Ухудшение ходовых характеристик авто. Обманка не определяет концентрацию кислорода, а лишь имитирует этот процесс, обманывая управляющий блок двигателя. Поэтому в моторе может наблюдаться разбалансировка кислорода/топлива, что приводит к различным последствиям. Самые частые проблемы – повышение расходов топлива, ухудшение ходовых характеристик машины и другие.
  • Отказ в гарантийном обслуживании. Практически на все современные машины распространяется заводская гарантия, которая составляет 2-4 года в зависимости от марки ТС. Чтобы выполнить ремонт, водитель должен передать машину в сервисный центр. Если при осмотре механик обнаружит обманку, то это может стать причиной для отказа в гарантийном обслуживании. Закон в данном случае станет на сторону сервисного центра.
  • Возможные проблемы с законом. Технический регламент Таможенного союза прямо запрещает вносить в конструкцию выхлопной системы несогласованные изменения. В случае нарушения водителя теоретически могут привлечь к ответственности по статье 12.5 КоАП РФ. На практике проблемы с законом у водителей возникают крайне редко, поскольку установить обманку без специального оборудования практически невозможно. Да и наказание по статье 12.5 является мягким – 500 рублей штрафа.

Выводы и итоги:

  1. Лямбда-зонд – небольшое устройство, которое крепится к трубе катализатора перед коллектором. Его главной функцией является определение концетрации кислорода в смеси выхлопных газов в трубе.
  2. Причины неисправности лямбда-зонда: использование низкокачественного бензина, высокие нагрузки, неправильное включение двигателя и другие.
  3. Если лямбда-зонд вышел из строя, нужно купить новый и выполнить его установку: отключите аккумулятор, аккуратно выкрутите старый зонд, нанесите смазку на новый, прикрутите его к трубе, обнулите ЭБУ двигателя, чтобы сбросить настройки.
  4. Инструменты для замены лямбда-зонда: анализатор, вспомогательные инструменты. Это подходящий гаечный ключ, специальная насадка с гибким удлинителем (продается во многих автомагазинах), подходящая смазка (скажем, медная паста).

Способы проверки лямбда зонда

Проверка лямбда зонда мультиметром

Для самостоятельной проверки λ-зонда необходим цифровой вольтметра и руководство по эксплуатации автомобиля. Последовательность действий при этом следующая:

  1. От колодки зонда отсоединяются провода и подключается вольтметр.
  2. Двигатель автомобиля запускают, устанавливают частоту вращения 2500 об/мин, после чего снижают до 2000 об/мин.
  3. Извлекают вакуумную трубку из регулятора топливного давления и фиксируют показания вольтметра.
  4. При значении 0,9 В датчик исправен. Если вольтметр никак не реагирует, или показание ниже 0,8 В – λ-зонд неисправен.
  5. Для проверки в динамике, зонд подсоединяют к разъему, параллельно подключив вольтметр и поддерживая вращение коленчатого вала двигателя на 1500 об/мин.
  6. Если датчик исправен, вольтметр покажет 0,5 В. Отклонение от данного значения говорит о поломке.

Как продлить срок службы лямбда-зондов и когда его менять

Зная, на что влияет лямбда-зонд, довольно просто определить неисправность этого элемента. Например, если вы заметили, что:

  • на холостых оборотах или на малом газу мотор неустойчиво работает или вовсе глохнет;
  • расход топлива значительно увеличился;
  • динамические характеристики авто резко ухудшились;
  • после выключения двигателя появилось своеобразное потрескивание в области катализатора, сопровождающееся неприятным запахом сероводорода (или как говорится в простонародье «тухлых яиц»);

то, скорее всего, пришло время менять ЛЗ и продлить «жизнь» этому элементу не получится. Однако, если все системы работают исправно то увеличить срок службы датчика можно если:

  • Использовать только качественный бензин, рекомендованный для вашего автомобиля.
  • Выбирать проверенные жидкости с присадками, сопровождающиеся сертификатами соответствия.
  • Никогда не использовать герметики для фиксации датчиков (особенно это касается силиконовых составов).
  • Не запускать двигатель многократно за короткий отрезок времени.
  • При проверке работоспособности цилиндров, не отключать свечи зажигания.
  • Не перегревать выхлопную систему машины (кислородные датчики способны выдерживать только до 950 градусов).
  • Не использовать для обработки наконечников датчиков химически активные составы.
  • Следить, чтобы место соединения датчика и трубы оставалось герметичным.

Придерживаясь этим советам, вы сможете дольше эксплуатировать ЛЗ на своем автомобиле.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий