Каким должен быть двигатель для снегохода

Движение

Большинство современных снегоходов оснащено четырех- или двухтактным двигателем внутреннего сгорания , за исключением Taiga TS2. Исторически сложилось так, что снегоходы всегда использовали двухтактные двигатели из-за их меньшей сложности, веса и стоимости по сравнению с четырехтактными двигателями с аналогичной мощностью. Однако снегоходы с четырехтактным двигателем неуклонно набирают популярность в последние пятнадцать или около того лет, при этом производитель Yamaha производит только четырехтактные снегоходы. На горнолыжном курорте Уистлер-Блэккомб проходят испытания электрические снегоходы Taiga с более низким уровнем шума, и аналогичные автомобили существуют.

Электродвигатели на снегоходы

Индустрия по производству зимних видов транспорта не стоит на месте, и на сегодняшний день некоторые компании предлагают свои разработки и уже выпускают электродвигатели для снегоходов. Известная канадская компания Polaris уже выпускает электродвигатель Ranger EV LI-ION и, возможно, в скором будущем уже в комбинации с мощным литий-ионным аккумулятором будет оснащать им свои снежные машины. Но такие двигатели имеют немалый вес, поэтому и общая масса снегохода тоже будет значительной.

Также к минусам можно отнести ограниченность по расстоянию передвижения до подзарядки и влияние низкой температуры окружающей среды. Но электрические тяговые агрегаты имеют свои положительные стороны: экономичность и экологическая безопасность.

Перевозка и хранение

Понятно, что со снегоходом вы не можете поступить так же, как с машиной – сесть и тут же поехать. Даже если на улице зима, понадобится подготовка и немного знаний. Самый оптимальный способ – воспользоваться услугами грузоперевозки: специалисты погрузят ваш транспорт в автомобильный прицеп или кузов пикапа – главное, обеспечить ему максимальную неподвижность. Правда, такой вариант подойдет небольшим и легким моделям. В пикапах снегоходы ставят на специальную платформу в кузове, а в микроавтобусах и «газелях» достаточно просто разместить и закрепить. Если вы планируете регулярно вывозить снегоход к месту катания за город, то лучше купить подходящий прицеп. Поскольку у снегоходов вместо колес гусеницы и лыжи, позаботьтесь о том, чтобы у вас были приспособления с надежным захватом гусениц: обычный пандус не подойдет.

В конце сезона нельзя будет просто поставить снегоход в гараж – ему нужна надежная консервация. Отключите аккумулятор, очистите от загрязнений и зарядите, чтобы не окислялись контакты и не разрушались свинцовые пластины. Покройте консервантом все элементы, которые могут подвергаться коррозии. В противном случае вариатор может выйти из строя, тросики и колодки начнут заедать, тормозные суппорты – подклинивать, а гусеничные катки и вовсе рискуют выйти из строя. Опорожните бензобак – бензин, оставшийся в нем надолго, потеряет легкие фракции, что ухудшит качество топлива и приведет к повышенным нагрузкам на двигатель. Двигатель, кстати, тоже нужно обработать консервантом, выкрутить свечи и залить консервант в камеру сгорания. Сделать это необходимо, чтобы первый запуск после консервации не произошел при масляном голодании, иначе ресурс двигателя резко снизится. Не забудьте смазать подвеску, если не хотите слушать скрипы в будущем сезоне. К слову, консервацию советуют проводить на прогретом двигателе: только так механизмы и узлы подвижны и не подвержены ржавчине.

Стоимость

Конструкция и узкое предназначение снегоходов делают снегоход дорогим удовольствием. Цены значительно отличаются в зависимости от марки, страны производителя, возраста агрегата и наличия дополнительных функций. Так, отечественный снегоход, «отъездивший» уже несколько сезонов, будет стоить 500–1 500 долларов, новая российская модель, например «Буран» или «Рысь», обойдется в сумму в пределах 5 000 долларов. Цены на подержанную технику иностранных марок стартуют от 2 000 долларов за те варианты, что «на ходу» уже 3–4 сезона и от 2 500 долларов за те, что были в эксплуатации 1–2 зимы. Новые детские снегоходы можно приобрести за 3 000–3500 долларов. Для покупки «взрослых» моделей стоит приготовиться потратить от 4 500 долларов за простую комплектацию. Максимальные дополнительные функции и детали, естественно, вместе с самим снегоходом, будут стоить от 7 000 до 10 000 долларов.

Устройство двигателей снегоходов

Бензиновые двигатели на снегоход, так же как и у скутера, мотоцикла, квадроцикла, имеют одинаковый функционал и принцип действия. Устройство двигателя снегохода, скутера, мотоцикла представляет собой следующее: кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня (поршней) во вращательное движение коленчатого вала.

Как и любой двигатель внутреннего сгорания, двигатель снегохода имеет систему охлаждения. Она бывает двух видов: воздушная и жидкостная. Для контроля температуры на них устанавливается необходимый датчик нагрева.

Музыкальный инжектор

Напомним, что простейший двухтактный двигатель имеет минимум движущихся деталей. В стенках его цилиндра есть окна, которые по очереди перекрываются движущимся поршнем. Когда поршень идет вверх (такт сжатия), топливо-воздушная смесь всасывается в подпоршневое пространство. При движении поршня вниз (рабочий ход) смесь подается в камеру сгорания через канал продувки.

Если в четырехтактных двигателях фазы впуска, выпуска, сжатия и рабочего хода четко отделены друг от друга с помощью клапанов, да еще изменяемы и управляемы, то в классическом двухтактнике все идет как идет: свежая смесь контактирует с выхлопными газами, степень сжатия относительно невысока, да к тому же еще горит масло, которое приходится подмешивать в топливо для смазки деталей поршневой группы. Такой двухтактник хорошо работает только в узком диапазоне оборотов, а в остальных теряет мощность, сбивается с ритма и безбожно чадит.

Моторы E-TEC лишены всех этих недостатков, потому что состав смеси в них управляем и постоянно изменяется благодаря непосредственному впрыску топлива. Инжектор E-TEC по конструкции напоминает динамик: точно такая же катушка движется вдоль магнита, приводя в движение небольшой поршень, который выталкивает топливо прямо в камеру сгорания. Компьютерный блок управления двигателем рассчитывает оптимальный состав смеси 8000 раз в секунду и управляет движениями инжекторного поршня как вниз, так и вверх.

Масло в моторе E-TEC не подмешивается к бензину, а подается по специальным трубкам туда, где оно жизненно необходимо: к стенкам цилиндра и подшипникам кривошипно-шатунного механизма. Насос подает масло не непрерывно, а в строго определенные моменты, рассчитанные компьютером. В итоге расход масла настолько мал, что большинству пользователей одной заправки хватит на целый сезон.

Всезнающий компьютер управляет не только впуском, но и выпуском. Выпускных клапанов в привычном понимании слова у E-TEC нет, однако есть механизм, регулирующий диаметр выходных окон цилиндра.

Таким образом, для любых оборотов компьютер подбирает оптимальное сочетание состава смеси, интенсивности выпуска и смазки, делая процесс сгорания контролируемым в той же мере, что и у современных четырехтактников. Отсюда и ровные холостые, и тяговитый низ, и безумная пиковая мощность при полном отсутствии даже намека на запах гари.

Вся электрическая машинерия потребляет предельно мало энергии, что помимо эфемерной экономии дает и весьма ощутимый бонус: двухтактники E-TEC заводятся в буквальном значении слова с пол-оборота

Это особенно важно для спортивных моделей, которые могут не оснащаться электрическим стартером из соображений экономии веса. Дергая на морозе заводную рукоятку, райдер не раз вспомнит инженеров BRP добрым словом

Краткая история

Первый функционирующий двигатель снежных саней был разработан и введен в эксплуатацию известным французским полярником-исследователем Ж.-Б. Шарко, французским пионером автомобильной промышленности, маркизом Жюль-Альбертом де Дионом и инженером Жоржем Бутоном. Привод должен был приводиться в движение двигателем внутреннего сгорания, барабаном на снежной поверхности с многочисленными ригелями и зубьями. В то же время британец Роберт Скотт, готовясь к экспедиции на Южный полюс также обратился к Де Диону Бутону для разработки моторных саней, основанных на конструкции норвежских саней, называемых «санями Нансена». Испытания этих транспортных средств проходили весной 1908 года в районе перевала Лаутарет в Дельфиновых Альпах.

Первый советский снегоход

Вероятно, первые моторные сани, оснащённые аэрозаном (специальным пропеллером), были построены русским учёным А.С. Кузиным в 1908 году. Почти в то же время аэрозан был построен молодым И.Сикорским в 1909-1910 годах. Параллельно были предприняты попытки США адаптировать знаменитый автомобиль FordModelT для езды зимой, но только в 1924 году американский изобретатель и дизайнер Карл Элиасон сделал свой первый функциональный прототип снежного автомобиля. В 1927 году скутер Элисона был запатентован – этот дизайн сегодня используется практически без изменений, только по экономическим причинам, меняя параметры транспортных средств. ос.

Подвесное оборудование

Чтобы сделать снегоход быстрым и сильным необходимо на раму поставить хороший двигатель. Если установить маломощный мотор, то такая конструкция будет плохо передвигаться. А также нужно правильно рассчитать гусеницу. При слишком маленькой площади она утонет в большом снегу и не станет тянуть даже по ровной местности

Особое внимание нужно обратить на лыжи, которые должны создать хорошую устойчивость и безопасность при движении на высокой скорости

Резиновая гусеница своими руками

Чтобы легко передвигаться по снегу, очень важно сделать самодельному снегоходу хорошую резиновую гусеницу. Изготовить подобное устройство своими руками непросто и лучше приобрести её в магазине полностью с катками

Установить стандартную заводскую гусеницу на самодельную конструкцию не составит труда. Для этого придётся лишь закрепить ведущий вал и катки с подшипниками на раме. Если финансовое положение не позволяет купить все устройство целиком, то самые дорогие части нетрудно сделать самостоятельно. Для этого потребуются:

  1. Транспортёрная лента.
  2. Пластиковая труба.
  3. Болты, шайбы и гайки.

Дешёвую самодельную гусеницу для снегохода обычно делают с применением тонкой транспортёрной ленты. Для этого по ширине катков отпиливают заготовки из пластиковой трубы. Затем их разрезают по длине на две равные части и сверлят отверстия под небольшие болты. После этого половинки пластиковых труб закрепляют на транспортёрной ленте болтами с шайбами и гайками. Гусеница готова и нужно приступать дальнейшей постройке.

Самодельные лыжи

Не секрет, что зимой по глубокому снегу гораздо удобнее передвигаться на лыжах. Они также прекрасно служат в виде устройства управления на снегоходе. Деревянную конструкцию сделать несложно, но для этого подойдут только прочные доски из берёзы или дуба. Их необходимо хорошо высушить, построгать, а затем нагреть и загнуть концы. Не сложнее сделать металлические лыжи. Для этого потребуется отрезать из листовой стали две пластины и по бокам приварить тонкий уголок.

Чтобы лыжи свободно поворачивались, к ним приваривают металлические стойки из труб. В рабочем состоянии они держатся в передних втулках рамы, где легко вращаются.

Сам руль нетрудно сделать своими руками либо проще снять его со старого мотоцикла. Таким образом, останется только установить мотор, а также сиденье для водителя и можно двигаться в путь.

С приходом зимы двухколесный транспорт некоторые люди с успехом заменяют на самодельные снегоходы. Эта техника способна преодолеть большие сугробы и на ней удобно передвигаться по заснеженным дорогам. Стоит она дорого и не каждый может себе позволить ее приобрести, поэтому многие собирают снегоходы самостоятельно с использованием подручных материалов.

Двигатель для снегохода: как это работает

В предгорьях Альп на границе Германии, Австрии и Швейцарии лежит Боденское озеро. Оно примечательно как своими размерами (третье по величине в Европе), так и своим спорным юридическим статусом: водные границы трех упомянутых выше стран на нем не определены.

Среди мотористов Боденское озеро известно своими жесточайшими экологическими нормативами. Водоем служит основным источником питьевой воды для юго-запада Германии, и начиная с 1976 года использование частных моторных судов на нем было строго запрещено. Лишь 30 лет спустя, чтобы избежать неконтролируемых нарушений, власти решили пустить моторки на озеро: только мощностью до 90 л.с. и только четырехтактные.

Многие помнят, как совсем недавно чадящие и пожирающие масло (хотя при этом мощные и легкие) двухтактники были с позором изгнаны сначала из мотоспорта, а затем и с прилавков. Жертвой этих гонений пали целые классы спортивной техники, такие как стоячие гидроциклы, которые просто не могли позволить себе стать даже слегка тяжелее, примерив четырехтактный мотор. Сегодня даже газонокосилки обзавелись распредвалами и клапанами. Оборону держат разве что ручные бензопилы.

Вся эта прелюдия вот к чему: двухтактные двигатели BRP с технологией прямого впрыска E-TEC получили разрешение на эксплуатацию от экологических органов Боденского озера. Это невероятно и практически невозможно, и об этом нам с нескрываемой гордостью рассказывал региональный директор компании по Европе и СНГ Милош Лазничка на презентации новых снегоходов BRP в Шерегеше.

Гусеничный снегоход из мотоблока своими руками

Для изготовления гусеничного снегохода из мотоблока своими руками используются простые материалы. Рама изготавливается из штампованных швеллеров и квадратных труб. Для изготовления валов использованы круглые водогазопроводные трубы. Двигатель использовал от мотоблока «Нева».

На вид снегоход вышел немного грубоватым. Но проведя зимние испытания, были выявлены хорошие ходовые качества: скорость, проходимость. Также он легок и компактен, а по расходу топлива довольно экономичен. Первоначальная конструкция предполагала ассиметричное расположение двигателя. Это давало ряд преимуществ: во время обслуживания — хороший доступ к двигателю; удобный запуск и переключение передач; перенаправление цепного привода напрямую к ведущему валу гусеницы.

Но во время испытаний, при передвижению по рыхлому снегу, когда совершался поворот, снегоход часто заваливался. Из-за этого обстоятельства было решено разместить двигатель по центру передней части снегохода. Конструкция была доработана, и в первую очередь передок рамы. Также был установлен промежуточный вал, который передавал вращательный момент от двигателя на гусеницу. Кроме этого была проведена модернизация, которая улучшила ходовые качества, комфортабельность и надежность снегохода.

Дополнительное оборудование

После того, как вы определились с целью покупки снегохода и с его типом, стоит подумать о тюнинге для своего нового «любимца». Ошибочно будет думать, что дополнительное оборудование нужно лишь для красоты или повышения спортивных качеств снегохода. В некоторых случаях бывает просто необходимо дополнить модель той или иной деталью в целях улучшения качества езды или защиты конструкции: фильтры решеток, брызговики, бамперы, усилители рамы, зеркала. Для увеличения багажной вместимости можно заказать комплект боковых кофров. Для комфорта езды — подогрев водительского и пассажирского визора, GPS-навигатор. Словом, выбор деталей тюнинга для снегоходов огромен, и применение каждой из них может быть полезно.

Виды двигателей для снегоходов

На снегоходы, как и на скутеры, устанавливаются тяговые агрегаты двух видов – двухтактные и четырехтактные. При сравнении этих двух видов двигателей для снегоходов устройство двухтактников проще, он считается более мощным (опять же по конструктивным особенностям: два оборота коленвала – двойное использование энергии сгорания топлива), но и имеет ряд недостатков по сравнению с четырехтактным мотором:

  • больший расход топлива (ориентировочно, у двухтактных 300 г на 1 л.с., у четырехтактных – 200 г на 1 л.с. соответственно);
  • повышенный шум, особенно на высоких оборотах;
  • более высокая вибрация и дымность на низких (холостых) оборотах.

Если сравнивать эти две разновидности агрегатов по мощности, то мотор с четырьмя рабочими тактами более «эластичен», набор скорости осуществляется быстро, без каких-либо «провалов» при повышении оборотов коленвала, но мощность начинает теряться уже в предельных значениях оборотов. Как раз в этих диапазонах работы коленчатого вала двигатель с двухтактным циклом показывает максимальные возможности.

Что касаемо долговечности тягового агрегата снегохода или скутера, то четырехтактники обладают большим ресурсом, на что влияет устройство подачи смазки путем разбрызгивания масла или его подачи под давлением на ответственные узлы.

Электродвигатели на снегоходы

Индустрия по производству зимних видов транспорта не стоит на месте, и на сегодняшний день некоторые компании предлагают свои разработки и уже выпускают электродвигатели для снегоходов. Известная канадская компания Polaris уже выпускает электродвигатель Ranger EV LI-ION и, возможно, в скором будущем уже в комбинации с мощным литий-ионным аккумулятором будет оснащать им свои снежные машины. Но такие двигатели имеют немалый вес, поэтому и общая масса снегохода тоже будет значительной.

Также к минусам можно отнести ограниченность по расстоянию передвижения до подзарядки и влияние низкой температуры окружающей среды. Но электрические тяговые агрегаты имеют свои положительные стороны: экономичность и экологическая безопасность.

Новый снегоход или б/у

С новыми снегоходами от дилера все понятно. В этом случае вам всегда грамотно расскажут об особенностях каждой модели, помогут определиться с выбором и покажут все подводные камни. Если же решите брать машину с рук, бывший хозяин вряд ли известит вас обо всех возможных недочетах. Чтобы не получить кота в мешке, первым делом оцените внешний вид снегохода. На внешних элементах кузова не должно быть вмятин или потертостей, а на рамах – трещин. Не забудьте о склизах и крепежных элементах. Также не останавливайте выбор на снегоходах, если на их гусеницах явно видны дефекты и повреждения: неразборные гусеницы вообще не подлежат ремонту, их придется менять целиком. Даже мелкий ремонт, скорее всего, не входит в ваши планы. Платить деньги за лишнюю головную боль – не наш метод. 

Теперь о том, чего не увидеть невооруженным глазом. Берите компрессометр и проверяйте давление в цилиндрах двигателя – оно должно быть одинаковым (хотя бы приблизительно). Попросите продавца устроить тест-драйв и прислушайтесь к посторонним шумам – в идеале их быть не должно. 

Затем следует обратить внимание на переднюю подвеску и вариатор. Нагрузка на них осуществляется постоянно (причем значительная), поэтому посмотрите на геометрию подвески и ее составные части

Если вы заметите на вариаторе темные полосы, потертости и трещины, это говорит только об одном: скоро его придется менять. Не забудьте заглянуть в коробку передач и убедиться, что масло и охлаждающая жидкость правильного цвета и находятся на нужном уровне.

Не стесняйтесь задавать продавцу вопросы. Спросите о том, как он ухаживал за снегоходом, консервировал ли его по окончании сезона, в каких условиях эксплуатировал. Помните, что у официальных дилеров обычно есть услуга полной диагностики, – пользуйтесь этим.

Что такое снегоход

Снегоход имеет гораздо большую тягу по снегу, чем мотоцикл, используя большую широкую гусеницу с глубокими колеями. Система ременного привода и сцепления передает питание от двигателя (в центре машины) на гусеницы сзади. Сравните это с ранним дизайном снегохода Bombardier в начале 1944 года (на фото ниже), и вы увидите, что основная идея не сильно изменилась.

Подумайте об обычном мотоцикле: у вас тяжелый двигатель в центре, а мотоциклист сбалансирован сверху и два узких колеса с резиновыми шинами прямо впереди и сзади. На практике мопеды на снегу и льду невероятно опасны и лучше избегать такой экстремальной езды: рулевое колесо невероятно скользит, и существует высокий риск, что ваш байк уедет прямо из-под вас. Проблема в том, что относительно небольшая часть вашего мотороллера на самом деле касается дороги — всего два крошечных пятна резины под передними и задними шинами — и этого просто недостаточно, чтобы дать вам хорошую тягу и сцепление.

Если бы вам пришлось перестроить мотоцикл для снежного ландшафта, что бы вы изменили? Вы можете поместить лыжи спереди, чтобы распределить свой вес и дать разумное рулевое управление. Широкая гусеница сзади обеспечивала бы вам много скорости и сцепления, независимо от того, по какой местности вы едете. То, что вы закончите, было бы чем-то вроде современного снегохода. Он очень похож на мотоцикл с двигателем примерно в том же месте и мощностью, передаваемой на задний привод через ремень.

Процесс изготовления компактного снегохода

Для сокращения времени изготовления снегохода решил использовать как можно больше узлов и деталей от промышленных образцов: гусеницу, опорные тележки с катками, ведущий вал, пружины, подшипники, пластмассовые звёзды — от снегохода «Буран», управляемые лыжи — от снегохода «Тайга», двигатель объёмом 150 см3 и мощностью 9 л.с. — от квадроцикла. Этот двигатель достаточно компактный, весит всего около 30 кг, оборудован электростартером, в одном блоке с ним смонтированы вариатор и коробка реверса (заднего хода).

По прикидкам, в такой комплектации снегоход должен весить около 120 кг, так что если конструктивно разделить его на три-четыре части, вес каждого блока составит около 30-40 кг. А это позволяет взрослому мужчине поднять и загрузить блоки снегохода в машину.

Изготовление снегохода начал с рамы гусеничного блока, которую сварил из металлического профиля (труб сечением 30×30 и 20 х 20 мм).

Задний маятник сделал из профиля 30 x 30 мм, кронштейн поддерживающих роликов гусеницы — из листовой стали толщиной 5 мм. Все втулки имеют внутренний диаметр 12 мм.

Поворотные стойки лыж сделал из трубы ⌀ 3/4″. Для придания ей дополнительной жёсткости внутрь запрессовал трубу ⌀1/2″. Стойки закрепил на рулевой балке при помощи сантехнических сгонов и муфт.

Стойку лыж вставил в сгон, который ввернул в муфту, приваренную к поперечной балке рамы (рулевой балке). При затягивании гайки происходит расклинивание стойки, что позволяет отрегулировать высоту, зафиксировать стойки лыжи и установить схождение лыж, не изменяя длины рулевой тяги.

В итоге получилась удачная конструкция (см. фото)

. Для перевозки снегохода в багажнике легкового автомобиля его можно разобрать на отдельные блоки всего за несколько минут, причём без использования специальных инструментов.

1

. Рама гусеничного блока с гусеницей и ведущим валом от снегохода «Буран».2 . Моторный отсек сварил из профиля 20 х 20 мм и установил на гусеничный блок вместе с передней балкой стоек лыж.

5

. Съёмный моторный отсек без двигателя (каркас сварен из профиля 20 x 20 мм), но с бензобаком и стойкой руля на гусеничном блоке.6 . Подвеска лыж выполнена с использованием пружин от снегохода «Буран» (подвеска катков) и автомобиля «Жигули» (пружины удерживают задние тормозные колодки).

7

. Так выглядит снегоход в собранном состоянии, но гусеница беззащитного кожуха.8 . Поперечные балки для одной и двух управляемых лыж сварены из труб квадратного сечения.

9

. Гусеница снегохода закрыта защитным кожухом. Подножка находится в транспортном положении.10 . Поперечные балки крепятся к раме снегохода при помощи велоболтов.

Оригинальный самодельный снегоход на гусеничном ходу, сделанный своими руками из 200 кубового двигателя «Sadko»: фото пошаговой сборки с описанием, также видео испытаний гусеничного снегохода.

Автор самоделки Евгений Венгловский, решил подготовиться к зиме основательно и покатать жену и ребятишек на собственном самодельном снегоходе. Задумка удалась, в конце статьи будет интересное видео с катанием по снежным сугробам, но сначала давайте посмотрим процесс сборки транспортного средства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий