Автомобильные эксплуатационные материалы

Общие сведения о смазочных материалах

Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.

Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:

  • надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
  • при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
  • используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
  • герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.

Требования к эксплуатационным и и смазочным материалам

Для поддержания автомобиля в надлежащем эксплуатационном виде используются различные эксплуатационные материалы, которые имеют свою собственную маркировку. К ним предъявляются определенные требования, так как различные машины имеют различное строение, потому они не могут обслуживаться универсальными материалами.

Принято выделять такие эксплуатационные материалы:

  • Топлива;
  • Смазочные материалы;
  • Технические жидкости.

Рассмотрим более подробно каждый вид этих материалов и их особенности.

Жидкие нефтяные топлива делятся на бензины и дизельные топлива. Они способны превращать в двигателе внутреннего сгорания химическую энергию в механическую, широко распространены во всем мире, поэтому пользуются наибольшей популярностью.

Бензиновые топлива применяются для обеспечения движения техники с поршневыми двигателями с искровым зажиганием. Дизельные топлива предназначены для использования в двигателях с воспламенением топливно-воздушной смеси от сжатия.

Смазочные масла имеют довольно специфическое предназначение: они нужны для экономии энергии, тратящейся на трение между деталями, и обеспечения безопасной эксплуатации транспорта.

Масла делят на отдельные типы в зависимости от области их применения:

  • Моторные;
  • Турбинные;
  • Цилиндровые;
  • Трансмиссионные;
  • Редукторные;
  • Компрессорные;
  • Электроизоляционные;
  • Вакуумные;
  • Приборные;
  • Консервационные;
  • Специализированные.

Выделяют отдельно такой ряд материалов, как пластичные смазки. Они предназначены для герметизации и уплотнения соединений, консервации изделий и снижения износа трущихся поверхностей.

Специальные жидкости выполняют самые различные функции, они могут выступать в качестве рабочих тел в системах гидравлики или как теплоносители в системах охлаждения, также есть и другие виды для обеспечения определенных технических задач. Гидравлические жидкости обеспечивают гидропередачу тормозных систем и устройств, амортизаторов.

Технические жидкости нужны для проведения ремонтных работ или эксплуатации автомобиля в особых условиях.

Требования к эксплуатационным материалам обозначены в специальных документах. Информация, которая есть на упаковке продукции данного типа, помогает понять, для каких именно целей предназначен тот или иной товар и в каких условиях должен использоваться.

Существует государственная и международная система классификации материалов, ориентируясь в ней, можно выбирать наиболее подходящие изделия для проведения ремонта или обслуживания автомобилей.

Значение эксплуатационных материалов технического обеспечения

Выбрать качественные эксплуатационные материалы технического обеспечения в наше время довольно просто, для этого только стоит знать точную маркировку товаров и ориентироваться в их видах. На современном рынке представлены отечественные и зарубежные продукты, которые помогают обеспечивать высокую безопасность транспортных средств и техники, а также ее износостойкость.

Чтобы эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования использовались по назначению, нужно выбирать ответственные ремонтные и сервисные бригады. Это относится не только к ТО легковых автомобилей и тяжелой техники, но и к обслуживанию станков и аппаратов на производственных предприятиях. Как правило, для всех машин используются схожие эксплуатационные материалы, они отличаются только классом и ценой.

Самостоятельно проводить техническое обслуживание под силу не каждому, поэтому чаще всего приходится пользоваться услугами специальных бригад. Если такая надобность возникла, стоит детально изучить, какая классификация эксплуатационных материалов используется специалистами – отечественная или зарубежная. Также стоит поинтересоваться, с товарами каких марок работают бригады.

Расход топлива снегоходов Тайга, Буран, Tiksy

Снегоход — внедорожное механическое транспортное средство, предназначенное для эксплуатации по снежному покрову.

Эксплуатационный расход топлива в значительной степени зависит от технического состояния снегохода, атмосферных факторов (температуры и влажности окружающего воздуха, высоты над уровнем моря), факторов, влияющих на величину сопротивления движению (нагрузки на снегоход, наличия и веса буксируемого прицепа, скорости движения, глубины и плотности снежного покрова в конкретном регионе) и т. д.

Учитывая, что эксплуатационный расход топлива снегохода может изменяться в широких пределах на одном и том же снегоходе при неизменных регулировках в зависимости от изменяющихся условий эксплуатации, производители снегоходной техники, в том числе и зарубежные, не устанавливают в эксплуатационной документации норматив эксплуатационного расхода топлива.

В качестве контролируемого параметра при проведении испытаний в технических условиях на снегоходы производства ОАО «РМ» установлена величина контрольного расхода топлива (в литрах на 100 км пути), определяемая при движении снегохода по снежному покрову плотностью от 0,30 до 0,35 г/см³ (хорошо наезженный след снегохода) с постоянной скоростью 30 км/ч.

Величина контрольного расхода топлива для различных моделей снегоходов в климатических условиях, характерных для Ярославской области приведена в таблице 1.

Таблица 1

Снегоход (модель)Контрольный расход топлива на 100 км пути, л, не более
с одним водителемпри полной массе снегохода
Буран А, Буран АЕ, Буран АД, Буран АДЕ, Буран АТЕ, Буран АДТЕ, Буран Л, Буран ЛЕ, Буран ЛД, Буран ЛДЕ2325
Буран 4Т, Буран 4ТД1518
Тайга Варяг 5502527
Тайга Атака 551 II2426
Тайга Барс 8502022
Tayga Patrul 550 SWT2527
Tayga Patrul 551 SWT2426
Tiksy 25015

На основании изложенного выше, считаю, что установить единый норматив эксплуатационного расхода топлива снегохода для всех регионов практически невозможно.

Рекомендуем Вам установить норматив эксплуатационного расхода топлива, исходя из среднестатистической величины, установленной по результатам реальной эксплуатации, характерной для Вашего региона.

Для установления норматива эксплуатационного расхода топлива снегохода предлагаем следующую методику:

  1. несколько технически исправных снегоходов (желательно проверенных на соответствие контрольного расхода топлива данным таблицы 1) полностью заправить топливом;
  2. зафиксировать (или обнулить) исходные показания одометра (счетчика пройденного пути) каждого из снегоходов;
  3. осуществить подконтрольную эксплуатацию снегоходов (без дозаправки) с выполнением реальных задач и функций, с обычной для данных работ скоростью и нагрузкой в характерных для данного региона дорожных условиях;
  4. зафиксировать показания одометра каждого из снегоходов по завершении подконтрольной эксплуатации, вычислить величину выполненного пробега (S, км);
  5. методом долива топлива мерной емкостью в топливные баки установить величину фактически израсходованного топлива каждым снегоходом (V, л);
  6. рассчитать величину эксплуатационного расхода топлива для каждого снегохода по формуле: Gт = V/S·100 (литров/100 км);
  7. на основании полученных результатов подконтрольной эксплуатации, внутренним документом по организации установить норматив эксплуатационного расхода топлива при эксплуатации снегоходов.

Учитывая, что большинство снегоходов работает на топливной смеси бензина с моторным маслом, эксплуатационный расход моторного масла определяется в зависимости от величины эксплуатационного расхода топлива в соотношении по объему:

  1. Снегоходы «Тайга»:
    • для моторных масел «Тайга-2Т», «Экойл-2Т-Арктик» — 1:40 (при обкатке 1:33).
  2. Снегоходы «Буран»:
    • для моторных масел М-8В, МС-20 — 1:25 (при обкатке 1:20);
  3. для моторных масел «Буран-2Т», «Тайга-2Т», «Экойл-2Т-Арктик», «Экойл-2Т-Супер» — 1:33 (при обкатке 1:25).

Более подробная информация по применяемым ГСМ и спец. жидкостям приведена в руководстве по эксплуатации снегохода.

Современные решения в сфере эксплуатационных материалов на выставке

Специализированная международная выставка «Металлообработка» состоится в московском «Экспоцентре» весной. В мероприятии будут участвовать более 1000 экспонентов из разных стран, в рамках выставки будет представлены национальные экспозиции из ближнего и дальнего зарубежья.

Масштабное мероприятие будет интересно для посещения и участия всем владельцам металлообрабатывающего бизнеса и смежных сфер.

В ходе выставки у вас будет возможность ознакомиться с последними техническими и технологическими новинками в сфере металлообработки, изучить приборы, инструменты и оборудование от ведущих российских и зарубежных компаний.

Также в рамках мероприятия можно будет перенять опыт коллег и поделиться с ними своими собственными наработками, детально изучить современный рынок, завязать новые партнерские отношения, заключить выгодные сделки.

Приобрести электронный билет посетители выставки могут на сайте «Экспоцентра» в режиме онлайн. Экспоненты могут зарегистрироваться для участия также на сайте или позвонив специалистам выставочного центра.

Запасные части для оборудованияВысокопроизводительное оборудованиеКоэффициент износа

Разборка и замена подшипников

Нужно извлечь шестерни 35, 38 и 36 вместе с втулкой 37 оси тормозной из корпусной части 10 коробки переключения, вывернуть болт 3 ВЛ 2 вариатора и удалить шайбу 4.

Продолжите разборку:

  1. Снимите пружинное кольцо 65.
  2. Вытаскивайте ось 2 ВР из корпусной части КПП в правую сторону до того, пока его левая шестерня 8 не дотронется внутренней стены корпуса коробки. Используйте съёмник, чтобы извлечь ПШ 5 левой опоры оси ВР.
  3. Выньте кольцо 6 регулировки, шестерню 8. Теперь ВЛ вариатора можно вытащить из корпуса КП.
  4. Открутите болты 3 с промежуточных валов 29, и снимите шайбы 4. При помощи удлиненных болтов М8х1,25 вытащите оси 29 налево, начиная с верхнего ВЛ (при помощи технологического упора).
  5. Удалите из корпуса КП шестеренки «паразитного типа» 30. Не следует осуществлять дополнительный разбор паразитных шестеренок.
  6. Удалите манжету 22 из корпусной части КП.

Снимите крышку 18, открутив винты 16. Удалите РК 19 уплотнения нижнего вала. При помощи пресса выдавите шлицевый ВЛ 23 справа с левым ПШ 24 и пружинным кольцом 26. Они не должны содержать ролики, шарики, сломанные обоймы. Проверьте качество зубьев шестеренок.

Почему так важно правильно выбрать масло

Значительная нагрузка на механизм при езде по сложной поверхности, температурные перепады между регулярно перегревающимся двигателем и внешней средой обуславливают повышенные запросы к маслам для снегоходов.

Заливать неподходящий смазочный материал в снегоход означает рисковать не только машиной, но и собственной безопасностью. Некоторые производители, к примеру, тот же канадский BRP, вообще настаивают на том, что в коробку снегохода их марки должно попадать только их же оригинальное масло.

Иногда можно услышать мнение, что для BRP подходят и другие ГСМ, но подобные заявления часто инспирированы недобросовестными продавцами.

Выбирать масло для снегохода следует ещё более тщательно, чем для авто, и учитывать также ряд критериев, обусловленных спецификой двигателей снегоходов.

Поскольку смазка для двухтактных двигателей добавляется к топливу и сжигается вместе с ним, очевидно, что она должна обладать:

  • высокой растворимостью;
  • низким показателем дымности или зольности — то есть не образовывать в ходе сгорания большого количества сажи.

Указанными свойствами обладают, в основном, высококачественные синтетические масла для снегоходов, не влияющие при смешении с бензином на показатели его детонационной стойкости (октановое число).

Выбираем стиль вождения

Стиль вождения напрямую зависит от состояния трассы. При движении по подготовленной трассе оптимальным вариантом будет управление снегоходом сидя, без превышения допустимой скорости движения

Неподготовленная трасса часто пролегает по неровному снегу, поэтому и двигаться по нему следует осторожно. Моторный отсек нужно заранее очищать от набившейся травы и мусора

При движении по глубокому снегу важно не увязнуть. В таких ситуациях следует менять направление движения, чтобы двигаться по большему радиусу, и найти участок с плотным снегом

Двигаться на снегоходе по ледяному покрову опасно, поэтому не стоит переправляться через замерзшую реку.

Помните о том, что снег – это своеобразная смазка поверхности скольжения между рельсами и гусеницей, которая одновременно отводит тепло, выделяющееся от трения, и охлаждает рельсы. При движении по плотному снегу нужно учитывать сложность сцепления с опорной поверхностью. Преодолевать подъемы также следует аккуратно – сначала разогнать снегоход на горизонтальном пути, потом выбрать самый пологий склон и направить машину на него.

При спуске следует контролировать движение снегохода: лучше сесть и взяться двумя руками за руль. Слегка нажимая на рычаг газа, нужно следить за устойчивой работой двигателя в процессе спуска.

Газообразное топливо

Автомобильные эксплуатационные материалы включают в себя также и газообразное топливо. По физическому состоянию они делятся на две категории:

  • сжатые;
  • сжиженные.

Если углеводороды характеризуются критическими температурами, ниже обычного уровня, то газ применяют в сжатом виде. Если показатель выше, то применяются составы в сжиженном состоянии. Основными требованиями, выдвигаемыми к газообразному топливу, являются:

  • хорошее смесеобразование;
  • высокий показатель калорийности;
  • не должно приводить к коррозионному износу;
  • минимальное количество отложений в системе;
  • сохранение свойств при хранении и транспортировке;
  • низкая стоимость изготовления и перевозки.

Для производства сжиженного газа применяется пропан или бутан. Их легко перевести в жидкое состояние. Для их обозначения применяется маркировка СНГ. Такие материалы хранят под давлением 1,6 МПа. Для автомобилей производятся смеси из пропана и бутана, которые можно применять в летний или зимний период.

В состав СНГ добавляют одоранты, которые наделяют смесь сильным запахом. Это позволяет обнаружить их утечку.

Автомобильные эксплуатационные материалы включают в себя также и сжатые газы. Их основными компонентами являются метан, окись углерода, водород. Их получают из газов разного происхождения. В маркировке такие составы имеют буквы СПГ. Метана в такой смеси содержится от 40 до 82%. Без охлаждения перевести в жидкое состояние этот газ нельзя.

При использовании топлива СПГ получается заметно снизить грузоподъемность транспортного средства. Пробег автомобиля на полной заправке в этом случае будет в 2 раза меньше, чем на бензине. Так как метан обладает высокой детонационной стойкостью, двигатели форсируют по степени сжатия. СПГ безопаснее бензина по показателю воспламеняемости. Но при этом пуск двигателя при низких температурах затруднен.

Проверка качества подшипников

Проверьте надежность. Установите ПШ плечами к левой части, после этого закрепите внутренние кольца ПШ 31 на осях 29 болтами 3. Монтируйте правые подшипники 5 ВЛ тормоза, реверса в корпусную часть КП. Заранее поставьте шестерни (35, 36) на ось 39 плечами у элемента 36 к выемке 35.

Выполните следующие действия:

  1. Наденьте втулку 37 на вал 39 тормоза, сдвигая шестерни с втулкой до той степени, пока конец втулки не соединится с торцом ВЛ тормоза.
  2. Монтируйте ВЛ 39 тормоза в корпусную половину КПП, заранее установив шестеренку 38 плечами к правому подшипнику 5. Не следует вставлять ВЛ тормозной в подшипник 5 в разборном виде. Вставьте вал 43 в сборном состоянии в подходящий ПШ 5 правой части.
  3. В конце целиком установите шестеренку 38 на ВЛ 39 тормоза плечами во внутреннюю часть кольца ПШ 5 стороны и прекратите процесс установки тормоза 39. Поставьте элемент 2 ВР с МТ 9 в корпусную половину КП. При этом компонент 8 должен располагаться на своей позиции на оси вариатора.

Проверьте, что шестерни установлены в зацеплении друг с другом.

Установите следующие элементы:

  • кольцо с пружиной 65, деталью 22;
  • детали 5;
  • элементы для регулировки 6;
  • детали 3 и 4, которые запирают ВЛ вариатора;
  • кольца, прорезиненные 11;
  • крышка 13 с элементом 12.

Монтируйте элементы переключения скоростного режима и запуска движения заднего хода. Порядок должен быть обратным демонтажной работе.

Топливо для автомобильных дизелей

Основным топливом для дизелей является дизельное топливо, которое, как и бензин, получают из нефти и выпускают трех марок: ДА, ДЗ, ДЛ. Буква Д обозначает «дизельное», а буквы А, 3 и Л соответственно — «арктическое», «зимнее», «летнее». Арктическое топливо используют при температуре окружающего воздуха ниже минус 30 °C, зимнее — при температуре от 0 до минус 30 °C и летнее — при температуре выше 0 ºC.

Цетановое число оценивает способность дизельного топлива обеспечивать «мягкую», без стуков, работу двигателя. Чем выше это число, тем мягче, плавнее и с меньшими стуками будет работать двигатель. Но повышение цетанового числа выше 60 приводит к дымной работе двигателя и перерасходу топлива.

При недостаточной вязкости топлива ухудшается смазка и ускоряется износ деталей приборов питания, а при повышенной вязкости затрудняется прохождение топлива через фильтры и форсунки.

Коксуемость и зольность определяют способность топлива образовывать нагар и отложения в двигателе. Нагар, образуемый в двигателе, увеличивает его износ и ухудшает процесс сгорания.

Данные об автомобильном дизельном топливе приведены в таблицы.

Показатели Марки
ДА ДЗ ДЛ
Цетановое число, не менее404045
Температура застывания, °С — 60 — 45 — 10
Кинематическая вязкость при 20 °С, сст2,5 — 4,03,5 — 6,03,5 — 8,0
Примечание. Сантистокс (сст) — единица кинематической вязкости

Вдыхаемые пары дизельного топлива раздражают слизистые оболочки. Частое и длительное действие топлива на кожу человека ведет к острому кожному заболеванию.

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Смазочные материалы

В зависимости от условий работы узла или механизма (температура, давление и др.) и предъявляют определенные требования к маслам. Они должны иметь соответствующую вязкость, хорошую маслянистость, возможно низкую температуру застывания и высокую температуру вспышки, стабильность; в них должны отсутствовать механические примеси, кислоты, щелочи и вода. Вязкость масла существенно влияет на работу двигателя. Правильно выбранное по вязкости…

Специальные жидкости

В амортизаторы заправляют жидкость, состоящую из смеси минеральных смазочных масел. Она должна обладать низкой температурой застывания, невысокой вязкостью, мало изменяющейся от температуры, и хорошей смазывающей способностью. В наибольшей мере таким требованиям удовлетворяет смесь трансформаторного и турбинного масел. Для телескопических амортизаторов рекомендуется смесь из 50% трансформаторного и 50% турбинного масел. Систему охлаждения двигателя заполняют водой или…

Какой аккумулятор для снегохода Тайга 500 и 550?

На текущий момент для передвижения по бескрайним просторам Севера лучшим выбором являются снегоходы. Универсальный и нетребовательный транспорт отлично подходит для работы и перевозки пассажиров и грузов, даже при движении по сложным погодным обстоятельствам. Одними из наиболее популярных видов снегоходов являются изделия производства Русская Механика.

Эта компания ранее была конструкторским бюро и производила один из наиболее популярных видов снегоходов, выпускавшихся под брендом Буран. Это была воссозданная заново модель канадского снегохода Bombardier. Брендовый снегоход отличается множеством нововведений, которые сделали его одним из самых доступных и удобных для использования в условиях

Крайнего Севера. Однако, только снегоходами Буран ассортимент компании не ограничивается. На текущий момент компания изготавливает не менее популярные модели Тайга 500 и Тайга 550.

Тайга 500

Тайга 500 представляет собой наиболее легкий снегоход, среди всех производимых компанией Русская Механика. В процессе конструирования разработчики старались обеспечить максимальную сухую достаточности, при этом не терялись никакие свойства и удобство езды.

Среди основных особенностей данной модели можно выделить более высокий руль, который обеспечивает отличную управляемость при движении снегохода. Кроме того, этот снегоход отличается сидениями, выполненными по двухуровневой технологии. Руль оснащается подогревом.

Для защиты от метелей водителя устанавливается высокое стекло, оснащаемое фарой головного света.

Производитель старался сделать как можно более компактный и эффективный снегоход за минимальные деньги. Поэтому, снегоход оснащается всем требуемым для эффективной работы без излишеств. В качестве силового агрегата применяется стандартный двухтактный силовой агрегат. Аккумулятор для снегохода тайга выполняется максимально качественно и утилитарно.

Снегоход Тайга 550

Следующее поколение утилитарного снегохода, относящееся к классу WideTrack, представляет собой отличное сочетание между стоимостью и функциональностью. К его отличительным особенностям можно отнести прекрасный баланс. При этом двигатель на этой модели аналогичных монтируемому на флагманское изделие компании.

Для повышения проходимости на эту модель устанавливается телескопическая подвеска с возможным диапазоном хода в 150мм. Задняя подвеска способна двигаться до 190мм. Чтобы смягчить поездку, был установлен амортизатор.

Эта модель снегохода дополнительно комплектуется композитной гусеницей, ширина которой равняется 500мм. К оснащению этой модели подошли более основательно. Здесь присутствуют двухуровневые сидения, подогрев элементов управления. Производитель старался обеспечить максимальную эффективность, как для перевозки грузов, так и для пассажиров.

Какой аккумулятор для снегохода тайга 500?

В процессе работы штатный аккумулятор для снегохода тайга 550 быстро выводится из строя. Поэтому, требуется его заменить более качественным и брендированным источником питания. Наша компания готова предложить вам ряд качественных аккумуляторов.

Если вы хотите себе купить аккумулятор для снегохода тайга 550, мы можем предложить вам одну из лучших батарей, выпускаемую китайским брендом Дельта.

Этот производитель изготавливает исключительно качественные батареи для техники, которая работает в сложных условиях эксплуатации.

Аккумулятор для снегохода тайга варяг 550 должен обладать высокими характеристиками вне зависимости от температуры. Ниже будет представлен отличный вариант аккумулятора.

Какой купить аккумулятор для снегохода тайга варяг 550:

Производитель (страна)МодификацияЕмкость, Ач Пусковой ток при холодном старте, АГарантия Стоимость, р.  
DELTAКитайDelta CT 1220 Y50-N18L-A3, YTX24HL-BS, YTX24HL 12В 20Ач 230А20230124400

Если вы хотите купить аккумулятор для снегохода тайга, у нас вы его найдете по лучшим ценам. Кроме того, мы готовы предложить нашим клиентам отличную скидку, если вы согласитесь сдать старую батарею на обмен.

Сохраните эту статью в популярных соц. сетях:

Коробка снегохода тайга

Коробка переключения передач снегохода Taiga st500d включает в себя крышку и корпус, в котором установлены валы от устройств вариатора, заднего привода, тормоза. Также в устройство встроены: 2 оси, втулки гусеницы, шестерни и другие детали. Устройство коробки передач:

  • На валу (ВЛ) вариатора и устройств заднего хода монтированы муфты кулачкового типа, которые нужны для переключения КПП и заднего хода.
  • ВЛ и втулка встроены в коробку на подшипниках (ПШ), а оси скреплены болтами. Шлицевой конец вариатора (ВР) тормоза имеет тормозной диск.
  • Вал, включающий вилку и шарик, который входит во время переключения в канаву оси, это есть механизм работы переключения передач. Конструктивно механизм запуска заднего хода похож на конструкцию устройства КПП, но в ВЛ встроены 2 канавы.
  • Верхняя половина корпуса коробки включает механизм, содержащий рычаги с ВЛ, трос с пружинами. Скорости, задний-передний ход переключаются путем передвижения рычага. Второй рычаг находится вместе с зацепкой с компонентом скорости, внизу – с компонентом запуска заднего привода.

Для возможности заправки устройства коробки маслом, её верхняя оболочка включает два отверстия: первое прикрыто пробкой, а второе предназначено для слива жидкости – оно закрыто. Уровень можно контролировать щупом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий