Формирование правильного зазора в подшипниках рулевой колонки скутера

Ремонт подшипника рулевой колонки скутера

Однако такое конструктивное решение практически не влияет на работу руля и переднего колеса скутера. Когда подшипники новые — руль поворачивается при малейшем движении скутериста, обеспечивая идеальную управляемость транспортным средством. Но с течением времени при интенсивной эксплуатации подшипники рулевой колонки изнашиваются, что приводит к появлению люфта, а потом и подклиниванию руля скутера.

Определение неполадок и регулировка подшипников

Чтобы определить наличие люфта нужно:

  • установить скутер на основную подножку, подложив под нее широкую доску или кирпич;
  • приподнять переднее колесо, чтобы оно оторвалось от земли;
  • взяться за низ передней вилки обеими руками;
  • покачать колесо по ходу движения скутера вперед — назад и вправо — влево.

Если детали рулевой колонки исправны и не изношены — люфта быть не должно. В случае обнаружения даже незначительного люфта следует принимать меры по его устранению. Для начала нужно попытаться устранить люфт с помощью регулировки подшипников.

Для устранения люфта рулевой колонки необходимо:

  • снять передний обвес скутера для обеспечения доступа к системе;
  • отпустить контрагайку с помощью рожкового ключа;
  • подтягивать ключом регулировочную гайку, проворачивая при этом руль влево — вправо.

Если на каком-то этапе регулировки стало ощущаться заедание руля — подшипники (или один из них) пришли в негодность. Если же движения стали немного трудными — следует немного отпустить регулировочную гайку. В идеале руль должен реагировать на малейшее движение руки, свободно, но без люфта. После регулировки нужно закрутить контрагайку.

Разборка и ремонт подшипника рулевой колонки

Разборку рулевой колонки скутера следует проводить на ровной чистой площадке, предварительно приготовив несколько емкостей для складывания шариков. Так же необходимо запастись чистой ветошью и ремонтными ключами для скутера.

При ремонте или замене подшипников колонки руля нужно:

  • установить скутер на основную подножку, подложив под нее кирпич;
  • приподнять переднее колесо, чтобы оно не касалось пола;
  • снять передний обвес скутера, закрывающий верхнюю часть рулевой колонки;
  • демонтировать тормозной механизм переднего колеса, сняв суппорт или отсоединив тросик (в зависимости от вида тормоза);
  • снять переднее колесо;
  • открутить болты крепления руля;
  • отсоединить руль с приборной панелью и убрать его в сторону;
  • открутить контрагайку;
  • окрутить регулировочную гайку подшипников;
  • снять крышку верхнего подшипника;
  • демонтировать обойму подшипника (если шарики находятся в ней);
  • аккуратно вынуть вилку, не допуская рассыпания шариков (если они насыпные);
  • демонтировать нижний подшипник.

Замена подшипников и сборка рулевой колонки

После этого необходимо тщательно протереть детали системы, и осмотреть обоймы и шарики на предмет повреждений и износа. Если насыпные шарики не имеют видимых деформаций, потертостей и других механических повреждений — их можно использовать повторно. Если же их состояние не внушает доверия — необходимо заменить их новыми. Перед установкой нижнего подшипника поверхности, соприкасающиеся с ним необходимо смазать специальной пластичной смазкой для подшипников, смазать сам подшипник (если он в обойме) или шарики (если обоймы нет). Насыпные шарики следует установить по кругу на смазку так, чтобы они не рассыпались при возвращении вилки на место.

После этого нужно:

  • аккуратно установить вилку, чтобы не нарушить выставленных по кругу шариков;
  • проверить правильность установки деталей нижнего и верхнего подшипников;
  • закрутить регулировочную гайку, правильно настроив систему подшипников;
  • закрутить контрагайку;
  • присоединить и прикрутить на место руль;
  • проверить четкость настройки системы рулевой колонки;
  • произвести монтаж переднего колеса;
  • присоединить элементы тормозной системы;
  • провести пробный заезд на скутере.

Если руль послушен и реагирует на движение рук скутериста, нет заедания и люфта — значит ремонт и настройка произведены правильно. Если движения руля Затруднены — следует отпустить контрагайку и отрегулировать подшипники снова. После удачного пробного заезда можно крепить элементы обвеса на место — ремонт удался!

Источник

Как снять рулевую стойку скутера

Поставьте свой скутер на рабочую или центральную стойку и приподнимите переднюю часть от земли.

Начните с удаления всего, что не похоже на тройной зажим. Ваше руководство детализирует точную процедуру. Не поддавайтесь искушению сократить работу, удалив некоторые узлы большими кусками. Бороться с вилкой, пока она еще прикреплена к переднему колесу и крылу, не так весело, как вы думаете.

Перед тем как ослабить стопорную гайку верхнего зажима, поверните зажим от упора до упора. Без веса переднего узла на нем любая шероховатость или вмятины в подшипниках будут ощущаться гораздо более очевидной. Если есть сомнения, сейчас самое время заменить подшипники.

Снимите верхний зажим; возможно, вам придется сбить его с помощью пластикового молотка. Демонтируйте регулировочную гайку предварительной нагрузки со штока. Если вы готовы заменить гайку на новую, можете помочь себе ударами молотком, чтобы открутить ее. Когда вы ослабите гайку, стебель должен упасть, поэтому будьте к этому готовы. Если вилка не упала, навинтите гайку обратно на первые несколько нитей штока (чтобы защитить их от повреждений), затем слегка ударьте по стержню пластиковым молотком.

Снимите верхний подшипник и отложите его в сторону. Как правило, верхний и нижний подшипники имеют разные внутренние диаметры, поэтому нет шансов их перепутать, но, чтобы быть в безопасности, вы можете пометить их как снятые, чтобы избежать путаницы в будущем. Тщательно очистите оба подшипника и осмотрите их на наличие вмятин, сколов или любых других повреждений. Сами по себе темные линии не о чем серьёзном не говорят. Однако они могут скрывать другие проблемы.

Проведите кончиком пальца или ногтя вокруг подшипника. Если вы чувствуете что-то кроме идеальной поверхности, подшипники и обоймы должны быть заменены.

Теперь ты знаешь

Теперь, когда вы знаете срок техосмотра рулевой стойки, у вас есть три варианта:

  1. Вы можете ничего не делать и заменять подшипники, когда они выходят из строя. Эту альтернативу выбирает большое количество владельцев скутеров.
  2. Вы можете обслуживать мопед на СТО что, безусловно, является приемлемым вариантом.
  3. Вы можете заняться ТО подшипников самостоятельно.

Прежде чем вы решите, позвольте мне предупредить вас, что обслуживание подшипников рулевой головки вашего байка не является ни особенно быстрой работой, ни очень интересной. Вам предстоит потрудится, но взаимодействие между водителем и транспортом – это всегда хорошо J.

В основном это рутинная работа. Тем не менее, есть один аспект, который может создать настоящий корч. Все мопеды, выпускаемые с начала 1980-х годов, используют конические роликовые подшипники рулевой головки.

Подшипник нижнего штока обычно плотно прилегает к рулевому штоку. Чтобы правильно смазать нижний подшипник, его необходимо снять со штока. Пятьдесят процентов времени они слазят сразу. Но в остальных 50 процентах могут возникнуть трудности. Хотя существуют методы для удаления упорных подшипников без использования каких-либо специальных инструментов, но для этого требуются время и опыт, и в результате, скорее всего, у вас будет поврежденный подшипник.

Наконец, хотя я не рекомендую это, некоторые подшипники можно чистить и смазывать, не снимая их со стойки. В некоторых случаях это может быть наиболее практичным решением.

Сколько времени это займет

Полное обслуживание колонки рулевого управления — демонтаж, очистка, проверка и повторная установка подшипников — обычно занимает у опытного мастера от двух до восьми часов в зависимости от типа скутера, доступных средств и уровня амбиций. Если вы будете делать это впервые, планируйте потратить не менее дня.

Инструменты и расходные материалы

Вот типичный список уникальных инструментов и расходных материалов, которые вам понадобятся для обслуживания подшипников рулевой колонки вашего мотоцикла или скутера. В инструкции могут быть указаны некоторые дополнительные предметы, которые вам понадобятся.

  • Высокотемпературная колесная подшипниковая смазка; все, что рассчитано на использование в механизме дискового тормоза также подойдет.
  • Руководство по обслуживанию от производителя вашего мопеда.
  • Рабочий стенд для поддержки байка без переднего колеса.
  • Ключи и головки рассчитаны на ваш скутер.
  • Динамометрический ключ, способный показывать до 500 Н.
  • Любые специальные насадки или ключи, свойственные вашему скутеру (руководство должно перечислить их).
  • Тяжелый стальной или медный молоток (на 1 кг или лучше больше).
  • Стальная труба соответствующих размеров. Будет использоваться для возврата нижнего подшипника на рулевой стержень. Трубы должны располагаться прямо на внутреннем кольце подшипника.
  • Пластиковый молоток.
  • Растворитель; WD-40 справиться отлично.
  • Тряпье.
  • Дополнительно: новый нижний пылезащитный уплотнитель подшипника, латексные перчатки, рекомендованные на заводе инструменты для снятия/установки подшипника. Это все можно найти там же, где продают ремкомплекты рулевой рейки и другие запчасти для авто.

Замена подшипников редуктора скутера

В большинстве моделей скутеров подшипники располагаются в одинаковых места, приведем пример снятия и установки подшипников на Honda Dio. Первым делом следует вытянуть старые подшипники, которые туго запрессованы в корпус редуктора. В большинстве случаев для снятия придется найти съемник.

Очень важно аккуратно проводить снятие старых деталей и не задеть важные части редуктора. На скутере Honda Dio в редукторе установлены три подшипника:

  • на корпусе;
  • на промежуточном валу;
  • на крышке редуктора.

Крайне важно не порвать прокладки на редукторе, в магазинах их найти крайне сложно. В противном случае можно изготовить ее самостоятельно из паранита или плотного картона

Процесс замены проводиться следующими действиями:

  1. Скутер устанавливаем на бок для лучшего доступа к редуктору, при необходимости снимаем пластик;
  2. После проводиться демонтаж старых подшипников;
  3. Установка новых проводиться предварительным нагревом посадочного места, при этом сами подшипники нужно охладить;
  4. Проверяем целостность всех прокладок, при повреждении меняем, делаем самостоятельно или заливаем место прокладки качественным герметиком.
  5. В ближайшие 100-300 км после замены рекомендуется поменять масло в редукторе.

РОЛИКИ ВМЕСТО «КУБИКОВ». ЗАМЕНА И РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ СКУТЕРА.

Борис ДАХНОВСКИЙ, фото Георгия СПИРИДОНОВА

Во время испытаний первых партий этого скутера ковровские испытатели столкнулись с неполадками в рулевой колонке. После сотни-другой километров пробега в конических подшипниках либо возникал люфт, либо руль начинал подклинивать в поворотах. Разобрали колонку, изучили подшипники — и ужаснулись: металл всех роликов разной твердости, а сами они. разного размера! Хорошо, что есть чем заменить — отечественными 2007107, они продаются в специализированных магазинах. С тех пор в переднюю вилку «ЗиД-Лифана» устанавливают только их. Владельцы китайских скутеров (а их у нас появилось великое множество) могут столкнуться с тем же. Но не беда — большинство этих аппаратов схожи, а заменить или отрегулировать подшипники рулевой колонки совсем не сложно.

Как разобраться с люфтом рулевой колонки? Установите скутер на центральную подставку и, взявшись за низ подвижных труб передней вилки обеими руками, покачайте колесо вперед-назад по ходу движения скутера. Люфта быть не должно. Если его обнаружили, устраните сразу, не то уже вскоре руль начнет заедать.

Начните с регулировки. Для этой операции достаточно лишь демонтировать ту часть облицовки, которая закрывает верхнюю часть рулевой колонки. Рожковым ключом отпустите контргайку. Сегментным ключом подтягивайте регулировочную гайку до тех пор, пока не выберется зазор, — но не более того! Чтобы облегчить шарикам и роликам поиск своего места, подтягивая гайку, постоянно поворачивайте руль вправо-влево. Если почувствуете, что в каких-то положениях подшипники заедают, можете не продолжать — вы опоздали с регулировкой, и один из них (или оба) «кончились». Если же заеданий нет, затяните контргайку и снова покрутите руль. Если движется трудновато, подшипники перезатянуты. Отрегулируйте их заново: руль обязан вращаться легко, но без малейшего люфта.

Подшипники лучше менять парой. Но если возникло подозрение в том, что один из них еще «жив», и вы хотите сэкономить, продиагаостируйте их. Ослабьте регулировочную гайку, снимите скутер с подставки и сядьте на сиденье. Покрутите руль. Почувствуете заедание — изношен нижний подшипник. Если нет — верхний. Для верности установите скутер на центральную подставку и снова вращайте руль, прижимая его вниз. Если верхний действительно изношен, почувствуете заедание. Когда же в тесте с незатянутой рулевой колонкой виновный не обнаружится, возможно, все дело в скрытых дефектах подшипников. Замените оба без колебаний. Снимите руль. Обычно он крепится к валу рулевой колонки болтом. Отсоедините от переднего колеса привод спидометра и ручного тормоза. Если тормоз барабанный, достаточно отсоединить трос. Если дисковый с гидравлическим приводом, то демонтируйте скобу и подвесьте ее так, чтобы тормозной шланг не оказался натянутым.

Демонтируйте передние колесо и крыло. Открутите контргайку и регулировочную гайку рулевой колонки. Снимите крышку верхнего подшипника и верхнюю обойму подшипника. Аккуратно, чтобы не растерять, соберите шарики и положите в чистую банку. Демонтируйте вилку. Равномерно, по кругу, легкими ударами молотка обстучите внутреннюю обойму конического подшипника через монтировку, пока деталь не покинет свое место. Просунув монтировку сквозь рулевую колонку, точно так же выбейте наружную обойму. А если хотите заменить и верхний подшипник, также поступите и с его обоймой, запрессованной в верхнюю часть колонки. Лёгкими ударами крест-накрест через проставку из мягкого металла запрессуйте на штатное место — на валу передней вилки и в рулевую колонку — новые обоймы. Смажьте консистентной смазкой детали подшипника. Вставьте вал передней вилки в рулевую колонку, нанесите на обоймы консистентную смазку и распределите шарики по обойме. Установите на место верхнюю обойму и отрегулируйте подшипники. Далее собирайте скутер в порядке, обратном разборке.

*На примере «ЗиД-Лифана» LF150T-6.

Отсоедините трос спидометра.

Отсоедините скобу переднего тормоза.

Открутите гайку оси колеса, выбейте ось и выкатите колесо из вилки.

Источник

Регулировка рулевой колонки и возможные поломки механизма

Ремонт и регулировка рулевой колонки – не слишком сложная процедура, поэтому может осуществляться и самостоятельно. Для того чтобы отрегулировать положение руля, необходимо нажать на рычаг специального фиксатора, затем устанавливаете баранку в удобном для вас положении и отпускаете рычаг. Таким образом, баранка останется в нужном положении.

Автоматическая регулировка обеспечивается электронным устройством, которое, запомнив все настройки, воссоздает их, как только в авто сел водитель. При этом, когда вам необходимо выйти или зайти, происходит автоматическое отодвигание баранки. Обязательно помните, что регулировку нельзя осуществлять во время движения транспортного средства, так как это может привести к потере управления авто и стать причиной аварии. Установив рулевое колесо в нужном положении, обязательно проверьте, насколько надежно закреплен рычаг.

Главным тревожным моментом может послужить стук в рулевой колонке. Это может свидетельствовать о возможных деформациях обшивки и облицовочных панелей, а также о том, что некоторые части блока переключателя пришли в негодность. Люфт рулевой колонки в плоскости говорит о том, что некоторые элементы кронштейна ослабли либо вообще износились. Об ослаблении же шлицевых соединений свидетельствует осевой люфт.

Алгоритм сервиса

Шаг 1

При помощи шестигранника открутите болт в выносе и послабьте стопорную гайку. Извлеките вынос из рулевой. Для удобства переднее колесо можно зажать между ног, это не будет давать вилке поворачиваться и вам легче будет открутить болт.

Шаг 2

Снимите стопорную гайку, проставки и фиксирующую гайку с рулевой. Запомните расположение всех пыльников и проставок, чтобы вы смогли собрать рулевую обратно. Если переживаете, то помогает сделать банальное фото собранной рулевой.

Извлеките подшипники из рулевой. Если они «насыпные», то можно воспользоваться небольшим магнитом.

Шаг 4

Справившись с верхней частью рулевой, переходите к нижней. Извлекая вилку из рулевого стакана будьте предельно внимательны, насыпные подшипники могут разбежаться в разные стороны.

Шаг 5

Очистите все детали от старой смазки и проверьте их на предмет износа. Если появились заметные следы выработки на подшипниках, то их нужно заменить. Если износ есть уже и на самих чашках рулевой, заменой подшипников здесь не обойтись. Придётся менять всё. Так же, мы рекомендуем сменить насыпные подшипники на сепараторные аналоги, это позволит не заморачиваться во время сборки рулевой.

Шаг 6

Обильно нанесите густую консистентную смазку на нижнее посадочное место вилки и установите подшипники на место. Смазка будет удерживать подшипники на месте и вы без проблем сможете установить вилку на велосипед.

Верните вилку на место.

Обильно смазав верхнюю чашку установите подшипники.

Шаг 9

Обильно смазав оставшиеся части соберите рулевую. Если забыли в каком порядке она собирается, сверьтесь с фото, сделанным в пункте 2.

Шаг 10

Установив вынос на место уберите люфт нижней гайкой и закрутите верхнюю контргайку. Излишки смазки можно убрать ветошью.

Сложная часть

Вот самая сложная часть работы.

Зажмите рулевой стержень в тиски с мягкими губками и отодвиньте нижний подшипник от штока (используйте кусок картона или дерева для защиты штока). Если она не сдвинется с места, вы можете попробовать немного нагреть, но будьте осторожны — разбрызгивание горячей смазки не доставляет большого удовольствия, и некоторые подшипники используют легко расплавляемые пластиковые сепараторы для позиционирования роликов.

Подшипник должен высохнуть на воздухе или нужно его протереть мягкой тряпкой. Если вы используете сжатый воздух для их сушки, продуйте воздух в подшипники параллельно ролику. Что бы вы ни делали, не вращайте подшипник без смазки.

Поместите смазку в ладонь левой руки. Держите чистый подшипник в правой руке, со стороной большого диаметра, обращенной к смазке (если подшипник представляет собой шариковый или не конический роликовый подшипник, его можно уплотнить с любой стороны). Протяните подшипник на ладони, как если бы вы использовали его, чтобы стереть смазку с ладони, вращая его, когда каждый ролик становится полностью смазанным.

Когда все сделано правильно, вы увидите, как из маленького конца подшипника выкатываются кудри свежей смазки. Может потребоваться несколько итераций, чтобы добиться этого, но я упаковал тысячи подшипников таким образом, и никогда не было ни одного отказа.

Возвращение на дорогу

Прежде чем возвращать мотоцикл в активное состояние, проведите его тщательное дорожное испытание, особенно если это был зимний ремонт и скутер стоял в гараже, пока таял снег. Если что-то кажется необычным, исследовать и устранить проблему, прежде чем продолжить.

В течение первых нескольких миль новые или свежесмазанные подшипники могут слегка ослабевать. Это совершенно нормально, поэтому обязательно следите за ними. Проверьте предварительную нагрузку после первого дорожного испытания и снова на отметке 500 км, перенастроив их при необходимости.

Если все выглядит хорошо, похлопайте себя по плечу J. Теперь вы специалист в замене подшипников рулевой колонки и в следующий раз обслуживание скутера будет не таким тяжелым.

Источник

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий