Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1»Цепь под номером 31 — заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1.1. Графические обозначения
1.1.1. Графические обозначения приборов, средств автоматизации и линий связи должны соответствовать приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Наименование | Обозначение |
1. Прибор, устанавливаемый вне щита (по месту): | |
а) основное обозначение | |
б) допускаемое обозначение | |
2. Прибор, устанавливаемый на щите, пульте: | |
а) основное обозначение | |
б) допускаемое обозначение | |
3. Исполнительный механизм. Общее обозначение | |
4. Исполнительный механизм, который при прекращении подачи энергии или управляющего сигнала: | |
а) открывает регулирующий орган | |
б) закрывает регулирующий орган | |
в) оставляет регулирующий орган в неизменном положении | |
5. Исполнительный механизм с дополнительным ручным приводом Примечание. Обозначение может применяться с любым из дополнительных знаков, характеризующих положение регулирующего органа при прекращении подачи энергии или управляющего сигнала | |
6. Линия связи. Общее обозначение | |
7. Пересечение линий связи без соединения друг с другом | |
8. Пересечение линий связи с соединением между собой |
1.1.2. Отборное устройство для всех постоянно подключенных приборов изображают сплошной тонкой линией, соединяющей технологический трубопровод или аппарат с прибором (черт. 1). При необходимости указания конкретного места расположения отборного устройства (внутри контура технологического аппарата) его обозначают кружком диаметром 2 мм (черт. 2).
Черт. 1 | Черт. 2 |
1.2. Буквенные обозначения
1.2.1. Основные буквенные обозначения измеряемых величин и функциональных признаков приборов должны соответствовать приведенным в табл. 2.
Таблица 2
Измеряемая величина | Функциональный признак прибора | ||||
Обозначение | Основное обозначение измеряемой величины | Дополнительноеобозначение,уточняющееизмеряемуювеличину | Отображениеинформации | Формирование выходного сигнала | Дополнительноезначение |
А | + | – | Сигнализация | – | – |
В | + | – | – | – | – |
С | + | Автоматическоерегулирование,управление | |||
D | Плотность | Разность, перепад | – | – | – |
E | Электрическая величина (см. п. 2.13) | – | + | – | – |
F | Расход | Соотношение, доля, дробь | – | – | – |
G | Размер,положение,перемещение | + | |||
H | Ручноевоздействие | Верхний пределизмеряемойвеличины | |||
I | + | – | Показание | – | – |
J | + | Автоматическоепереключение,обегание | |||
К | Время, временная программа | – | – | + | – |
L | Уровень | Нижний пределизмеряемойвеличины | |||
M | Влажность | – | – | – | – |
N | + | – | – | – | – |
O | + | – | – | – | – |
P | Давление, вакуум | – | – | – | – |
Q | Величина, характеризующая качество: состав, концентрация и т.п. (см. п. 2.13) | Интегрирование, суммирование по времени | + | ||
R | Радиоактивность (см. п. 2.13) | – | Регистрация | – | – |
S | Скорость, частота | Включение,отключение,переключение,блокировка | |||
T | Температура | – | – | + | – |
U | Несколько разнородных измеряемых величин | ||||
V | Вязкость | – | + | – | – |
W | Масса | – | – | – | – |
X | Нерекомендуемая резервная буква | – | – | – | – |
Y | + | – | – | + | – |
Z | + | – | – | + | – |
Примечание. Буквенные обозначения, отмеченные знаком «+», являются резервными, знаком «-» – не используются.
1.2.2. Дополнительные буквенные обозначения, применяемые для указания дополнительных функциональных признаков приборов, преобразователей сигналов и вычислительных устройств, приведены в приложении 1.
1.3. Размеры условных обозначений
1.3.1. Размеры условных графических обозначений приборов и средств автоматизации в схемах приведены в табл. 3.
1.3.2. Условные графические обозначения на схемах выполняют сплошной толстой основной линией, а горизонтальную разделительную черту внутри графического обозначения и линии связи – сплошной тонкой линией по ГОСТ 2.303.
1.3.3. Шрифт буквенных обозначений принимают по ГОСТ 2.304 равным 2,5 мм.
Таблица 3
Наименование | Обозначение |
Прибор: | |
а) основное обозначение | |
б) допускаемое обозначение | |
Исполнительный механизм |
О чем рассказывают карточки техники
Двигатель
Тип двигателя. Его цифробуквенный код подсказывает, кто производитель. То есть клиент сразу видит, использует ли производитель свою компонентную базу или она от сторонних компаний. Для техники Komatsu важен еще такой параметр, как взаимозаменяемость узлов и агрегатов на разных типах техники. У машин Komatsu разного назначения одинаковые двигатели, одинаковые гидравлические компоненты. Если в парке компании есть и бульдозеры, и экскаваторы, то их отдельные детали и даже целые узлы взаимозаменяемы. Это упрощает и удешевляет обслуживание. Например, у владельца техники в парке уже есть погрузчик Komatsu WA320-6. На нем установлен тот же двигатель SAA6D107 E-1, что и на экскаваторе PC210NLC-8. Значит тот, у кого есть кроме экскаватора еще погрузчик, экономит на номенклатуре запчастей.
Крутящий момент — это ключевой фактор, который определяет способность двигателя воспринимать нагрузку. Этот параметр указывает на фактическую мощность данного типа техники. От него зависят остальные параметры, включая усилие копания грунта.
Топливная система. Если установлена система электронного управления впрыском Common Rail, это указывается отдельно. Пользователю это говорит о том, что такой двигатель более экономично расходует топливо, машина более производительна. Через систему мониторинга можно контролировать ошибки операторов и расход топлива. Но двигатель с Common Rail требует особого внимания к качеству дизеля и выбору поставщиков топлива.
Ходовая часть
Габаритная ширина — ключевой параметр для этой модели экскаватора. У PC210NLC-8 габаритная ширина ходовой 2540 мм. Это говорит о том, что владельцу не придется тратить дополнительные средства и время при транспортировке техники. Потому что эта модель укладывается в разрешенные без дополнительных условий габариты при перевозке по дорогам общего пользования (2550 мм). Значит эта модель экскаватора особенно удобна для дорожно-строительных компаний, которые часто перевозят технику по автотрассам. А также для компаний, которые берут подряды в разных регионах, вдали от своей базы.
Узкая ходовая — это означает и узкий башмак, и большее, чем у других моделей, давление на грунт. Отсюда большая эксплуатационная масса, чем у обычных двадцатитонников — увеличен противовес для большей устойчивости, но стоит быть осторожным при работах, когда поворотная платформа стоит перпендикулярно ходу движения.
Графические обозначения в электрических схемах
В части графических обозначений в электрических схемах ГОСТ 2.702-2011 ссылается на три других ГОСТ:
- ГОСТ 2.709-89 «ЕСКД. Обозначения условные проводов и контактных соединений электрических элементов, оборудования и участков цепей в электрических схемах».
- ГОСТ 2.721-74 «ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Обозначения общего применения»
- ГОСТ 2.755-87 «ЕСКД. Обозначения условные графические в электрических схемах. Устройства коммутационные и контактные соединения».
Условные графические обозначения (УГО) автоматов, рубильников, контакторов, тепловых реле и прочего коммутационного оборудования, которое используется в однолинейных схемах электрических щитов, определены в ГОСТ 2.755-87.
Однако, обозначение УЗО и дифавтоматов в ГОСТ отсутствует. Думаю, в скором времени он будет перевыпущен и обозначение УЗО будет добавлено. А пока, каждый проектировщик изображает УЗО по собственному вкусу, тем более, что ГОСТ 2.702-2011 это предусматривает. Достаточно привести обозначение УГО и его расшифровку в пояснениях к схеме.
Дополнительно к ГОСТ 2.755-87 для полноты схемы понадобится использование изображений из ГОСТ 2.721-74 (в основном для вторичных цепей).
Все обозначения коммутационных аппаратов построены на четырех базовых изображениях:
с использованием девяти функциональных признаков:
Наименование | Изображение |
1. Функция контактора | |
2. Функция выключателя | |
3. Функция разъединителя | |
4. Функция выключателя-разъединителя | |
5. Автоматическое срабатывание | |
6. Функция путевого или концевого выключателя | |
7. Самовозврат | |
8. Отсутствие самовозврата | |
9. Дугогашение | |
Примечание: Обозначения, приведенные в пп. 1 — 4, 7 — 9, помещают на неподвижных контактах, а обозначения в пп. 5 и 6 — на подвижных контактах. |
Основные условные графические обозначения, используемые в однолинейных схемах электрических щитов:
Наименование | Изображение |
Автоматический выключатель (автомат) | |
Выключатель нагрузки (рубильник) | |
Контакт контактора | |
Тепловое реле | |
УЗО | |
Дифференциальный автомат | |
Предохранитель | |
Автоматический выключатель для защиты двигателя (автомат со встроенным тепловым реле) | |
Выключатель нагрузки с предохранителем (рубильник с предохранителем) | |
Трансформатор тока | |
Трансформатор напряжения | |
Счетчик электрической энергии | |
Частотный преобразователь | |
Замыкающий контакт нажимного кнопочного выключателя без самовозврата с размыканием и возвратом элемента управления автоматически | |
Замыкающий контакт нажимного кнопочного выключателя без самовозврата с размыканием и возвратом элемента управления посредством вторичного нажатия кнопки | |
Замыкающий контакт нажимного кнопочного выключателя без самовозврата с размыканием и возвратом элемента управления посредством вытягивания кнопки | |
Замыкающий контакт нажимного кнопочного выключателя без самовозврата с размыканием и возвратом элемента управления посредством отдельного привода (например, нажатия кнопки-сброс) | |
Контакт замыкающий с замедлением, действующим при срабатывании | |
Контакт замыкающий с замедлением, действующим при возврате | |
Контакт замыкающий с замедлением, действующим при срабатывании и возврате | |
Контакт размыкающий с замедлением, действующим при срабатывании | |
Контакт размыкающий с замедлением, действующим при возврате | |
Контакт замыкающий с замедлением, действующим при срабатывании и возврате | |
Катушка контактора, общее обозначение катушки реле | |
Катушка импульсного реле | |
Катушка фотореле | |
Катушка реле времени | |
Мотор-привод | |
Лампа осветительная, световая индикация (лампочка) | |
Нагревательный элемент | |
Разъемное соединение (розетка):гнездоштырь | |
Разрядник | |
Ограничитель перенапряжения (ОПН), варистор | |
Разборное соединение (клемма) | |
Амперметр | |
Вольтметр | |
Ваттметр | |
Частотометр |
Обозначения проводов, шин в электрических щитах определяется ГОСТ 2.721-74.
Наименование | Изображение |
Линия электрической связи, провода, кабели, шины, линия групповой связи | |
Защитный проводник (PE) допускается изображать штрихпунктирной линией | |
Графическое разветвление (слияние) линий групповой связи | |
Пересечение линий электрической связи, линий групповой связи электрически не соединенных проводов, кабелей, шин, электрически не соединенных | |
Линия электрической связи с одним ответвлением | |
Линия электрической связи с двумя ответвлениями | |
Шина (если необходимо графически отделить от изображения линии электрической связи) | |
Ответвление шины | |
Шины, графически пересекающиеся и электрически не соединенные | |
Отводы (отпайки) от шины |
Маркировка двигателей китайских скутеров
Двигатели китайских скутеров могут быть двухтактными и четырехтактными. Все они производятся непосредственно в Китае заводом производителем скутеров или под заказ от сторонней компании. Обычно, разработкой чего-то нового никто там не занимается, так как это дорого, долго и требует знатных умов, которых в этой стране не совсем много.
Отсюда, все производственные линии представляют из себя японские оригиналы или чуть доработанные конвееры. Проще говоря, то двигатель, который стоит на вашем китайском скутере, лет 15-20 назад стоял на японском Yamaha, Honda или Suzuki.
Интересно то, что четырехтактные двигатели китайцы научились делать лучше, чем двухтактные, отсюда их качество несколько выше. А значит и чотиритактник китайского производства будет надежным, чем двухтактников. Встречаются также аналоги европейских моделей 80 — 90-х годов, но их очень мало.
Каждый двигатель китайского скутера имеет маркировку, которая может рассказать о многом. Набор букв и цифр расскажет о заводе производителя, количество цилиндров, расположение цилиндра, диаметре поршня, объем камеры сгорания и многое другое.
Разшифровка номера двигателя китайского скутера
Рассмотрим расшифровку номера двигателя более подробно. Как правило, номер двигателя начинается с аббревиатуры букв, которые расскажут о заводе, где он был изготовлен.
- RFB — Kymco
- RF4 — Chyong Horng Enterprise Co., LTD.
- LZS — Chongqing Zongshen Group
- LSR — Chongquing Hi-Bird Motorcycle Industry Co., LTD.
- LLC — Chongqing Kinlon S & T Group Co., Ltd.
- LL8 — Jiangsu Linhai Power Machinery Group – Linhai – Model Year 2006 or newer
- LHJ — Chongqing Astronautical Bashan Motorcycle Manufacture Co., LTD.
- LCE — Chunfeng Holding Group Co., LTD. – CFMOTO – Model Year 2003 and newer
- LB2 — Geely
- LAW — Power Sports Factory – Agent For – Qianjiang – Model Year 2003 and Newer
- LAN — Changzhou Yamasaki Motorcycle Co., LTD.
- LAE — China Qingqi Group, Inc.
- RFG — Sanyang Industry Co. LTD.
- LAA — Jialing
- L5X — Cixi Konced Motorcycle Co., LTD.
- L4Y — Qingqi Group Ningbo Rhon
- 5RY — Roketa
- RFB — STR Motorsports, Inc. dba Kymco USA
- LYD — Taizhou City Kaitong Motorcycle
- LJ4 — Shanghai Jmstar Motorcycle Co.
- LFG — Taizhou Chuanl Motorcycle Manufacturing Co., LTD.
- L8Y — Shanghai Shenke Motorcycle Co., LTD
- L5Y — Taizhou Zhongneng Import and Export Co., LTD.
- LFE — Wuxi Futong Motorcycles Co LTD
- LFF — Zhejiang Taizhou Wangye Power Co., LTD.
- L8X — Zhejiang Summit Huawin Motorcycle Co., LTD.
- L4S — Zhejiang Xingyue Vehicle Co., LTD.
- L1E — Zhejiang Lingyun Motorcycle Co., LTD.
Примечательно то, что отсутствие аббревиатуры может говорить о подпольном происхождения двигателя. Такое же встречается в случае, если завод производитель скутера заказал двигатель в «нонейм» компании.
Далее следует цифра 1 или 2. Это указатель количества цилиндров. Обычно цилиндр 1, но почему-то это всегда указывается. Чтобы легче воспринимать информацию о номере двигателя, как пример возьмем произвольный номер:
Видны первые две буквы LAA, теперь известно, что это за производитель скутера. Далее следует цифра 1, это количество цилиндров.
Следующая буква P — расскажет о расположении двигателя. Он может быть горизонтальным или вертикальным. Горизонтальная модель содержит буквы P в номере, в вертикальном двигателе эта буква отсутствует.
Следующая цифра — 39. Это диаметр цилиндра. В данном случае это говорит, что двигатель полтинник, но часто производитель врет, устанавливая больше цилиндр, тем самым увеличивая объем. Хотя продает скутер как полтинник и даже не стесняется. Такой шаг — вынужденный, ведь четырехтактный китайский полтинник совсем не хочет ехать. Гораздо проще увеличить объем двигателя, чем мудрить с другими элементами.
Далее мы видим букву F, вместо него может стоять буква Q. Китайские скутеры в основной своей массе комплектуются двигателями воздушного охлаждения. Причем это охлаждение может быть как естественным, так и принудительным. Яркий пример естественного воздушного охлаждения — мопеды типа Delta, Alpha, Activ и им подобные. Принудительное воздушное охлаждение можно встретить на скутерах, когда воздух всасывается сбоку с помощью крыльчатки охлаждения.
В нашем случае, после буквы F мы видим букву M. Она говорит о мотоциклетном типе двигателя.
Далее — буква A. Но может быть и другая, об этом подробнее. Китайские скутерные двигатели могут быть объемом от 50 до 250 кубических сантиметров. От минимального до максимального объема есть несколько степеней, и каждая ступень сказывается заводом специальной буквой. Подробнее в таблице:
- А, В — до 50 см3
- G – до 100 см3;
- Н – от 100 до 125 см3
- I – 120 – 125 см3
- J – 150 см3
- L – до 200 см3
- М – до 250 см3
Как говорилось выше, часто обозначение не соответствует фактическому объему, но отклонения обычно бывают у скутеров с минимальной кубатурой.
Далее видим число 09. Это год выпуска, именно эти две цифры. Теперь мы знаем, что наш скутер 2009 года выпуска.
А вот следующие 6 цифр, в нашем случае это 013 521 — это номер двигателя. Например, наша модель — 13521 в порядке производства.
Как видите, номер двигателя скутера говорит о многом. Знать эту информацию о своем железном коне должен каждый.
Источник
Маркировка двигателей китайских скутеров! Разбираем по полочкам.
Каждый мотор «рисовых» скутеров имеет свою маркировку, в которую зашифрованы особенности того или иного агрегата. При плановом ремонте скутера (или внеплановом), многие владельцы сталкиваются с некоторыми сложностями при поиске запасных частей, потому как ищут основные детали по названию модели а не маркировке двигателя. Для этого рекомендую просмотреть внимательно двигатель скутера, и отмыв его от масла и грязи найти там гравированные цифры и латинские буквы. Чаще всего расположения этих надписей находится в двух местах:
- на картере, внизу под крышкой,в области переднего вариатора
- гравировка в районе редуктора, тоже расположенная на картере двигателя.
Довольно часто наблюдаю, как на форумах и тематических группах в соцсетях, любители китайского мотопрома спорят о том, что например 152QMI и 157QMJ — разные двигателя в принципе. Давайте разберём всё таки что же означают эти все цифры и буквы. Первая цифра «1» (139QMB) в маркировке будет говорить о том что мотор имеет 1 цилиндр. Если вдруг увидите цифру «2» — офигеть, двигатель скутера двухцилиндровый. Буква «P» (1P39QMB) гласит о том что цилиндр горизонтального положения. Если же буква «P» отсутствует, значит цилиндр на скутере не обязательно горизонтального расположения. Так что 139QMB и 1P39QMB как ни крути, а одинаковые двигателя. Следующие две цифры в обозначении «39», «52» и тд. (152QMI) обозначают внутренний диаметр гильзы цилиндра, а соответственно и диаметр поршня и колец в поршневой группе. Первая буква говорит о системе охлаждения скутера: «F» (139FMB, 1P39FMB) — воздушное охлаждение мотора происходит набегающим потоком;
«Q» (139QMB, 152QMI, 157QMJ) — воздушное охлаждение принудительное, на цилиндре стоит кожух обдува. Если буква отсутствует — скорее всего двигатель имеет водяное охлаждение (172MM — CH250). Вторая буква — тип двигателя: «M» (139QMA, 139FMA) — двигатель мотоциклетный. Третья буква в маркировке соответствует рабочему объёму цилиндропоршневой группы скутера: «А» — до 50 кубов (139QMA) — «честный» полтинник); «B» — до 70 кубов (139QMB) — самый распространённый, «почти честный» полтишок, который должен по правилам маркироваться как 147QMB или даже 150QMB;
«G» — до 100 кубиков; «H» — от 100 до 125 кубов (редкая разновидность семейства GY6);
«I» — от 120 до 130 кубов (152OMI);
«J» — от 150 до 155 кубов (157QMJ);
«M» — до 250 кубов (172MM)- китайская водянка клон Honda Spacy / Freeway с двигателем CH 250 .
Электросхемы? — разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Виды и значение линий
- Тонкая и толстая сплошные линии — на чертежах изображает линии электрической, групповой связи, линии на элементах УГО.
- Штриховая линия — указывает на экранирование провода или устройств; обозначает механическую связь (мотор — редуктор).
- Тонкая штрихпунктирная линия — предназначается для выделения групп из нескольких компонентов, составляющих частей устройства, либо систему управления.
- Штрихпунктирная с двумя точками — линия разъединительная. Показывает развертку важных элементов. Указывает на удаленный от устройства объект, связанный с системой механической или электрической связью.
Сетевые соединительные линии показывают полностью, но согласно стандартам, их допускается обрывать, если они являются помехой для нормального понимания схемы. Обрыв обозначают стрелками, рядом указывают основные параметры и характеристики электрических цепей.
Жирная точка на линиях указывает на соединение, спайку проводов.
Общее устройство скутера
Любой владелец скутера должен знать, как устроено его транспортное средство, ведь без таких знаний не только нельзя узнать причину неисправности, но и устранить её.
Практически вся техника, неважно в какой стране или на каком заводе она была произведена, отличается одинаковой схемой устройства скутера, поэтому изучив и починив один мопед, вы без труда сможете устранить неполадки в любом другом. Скутеры по праву считаются одни из самых экономичных и неприхотливых средств передвижения
Простота в эксплуатации, небольшая мощность двигателя и удивительная проходимость сделали скутеры одним из самых популярных видов техники
Скутеры по праву считаются одни из самых экономичных и неприхотливых средств передвижения. Простота в эксплуатации, небольшая мощность двигателя и удивительная проходимость сделали скутеры одним из самых популярных видов техники.
Если рассматривать общее устройство скутера, то, можно сказать, что этот транспорт заключает в себе двигатель, трансмиссию, подвеску, ходовую часть, пластиковые детали и системы, отвечающие за управление. Следует детально рассмотреть функции основных узлов мопедов.
- В двигателе скутера (устройство зачастую представляет собой ДВС – двигатель внутреннего сгорания) энергия, получаемая от сгорания топлива, преобразуется в механическую, которая и приводит технику в движение.
- Основная функция трансмиссии заключается в передачи крутящего момента из двигателя к ведущему колесу (в случае скутеров — это заднее колесо). Трансмиссия большинства мопедов, которые были произведены в период с начала 2000 годов по сегодняшний день, состоит из автоматического вариатора, сцепления, редуктора, а также системы ножного запуска.
На схеме представлено общее устройство мопеда: 1 – передний обтекатель; 2 – панель рулевого управления; 3 – защитный рулевой обтекатель; 4 – места для пассажира и водителя; 5 – багажник, расположенный под сиденьем; 6 – крыло; 7 – боковой обтекатель; 8 – заднее колесо; 9 – силовая передача; 10 – водительский пол; 11 – подвеска; 12 – тормозная система.
К ходовой части мопеда относятся оба колеса, тормозная система и подвеска. Именно благодаря подвеске, которая обеспечивает связь колёс с рамой, вибрации при езде гасятся, а торможения или набор скорости осуществляются плавно и мягко.
На фото показано устройство мопеда, а точнее, блок «двигателя и трансмиссии»: 1 – место, где двигатель крепится к раме; 2 – цилиндр двигателя; 3 – собственно, трансмиссия, в которую входит устройство вариатора скутера, а также сцепление; 4 – место, к которому крепится амортизатор; 5 – колесо.
В основном на всех мопедах стоит либо двухтактный, либо четырёхтактный бензиновый двигатель и, в зависимости от таких особенностей, мопед или скутер может быть дополнен различными компонентами – например, маслонасосом.
Следует отметить, что устройство карбюратора скутера также относится к блоку «двигателя-трансмиссии», хоть оно и не указано на фото.
К устройствам управления скутера относят руль, ряд кнопок зажигания, поворотников, переключатели света фар тормозные рычаги и регулятор скорости.
Пластиковой облицовкой называют все грязевики, обтекатели, а также такой тюнинг, как спойлеры или панели, выполняющие эстетическую функцию.
Боковые зеркала, багажник, кофры и другие детали, не входящие в базовое устройство скутера, называют дополнительными компонентами или оборудованием.
Несмотря на то что многие мотолюбители привыкли к скутерам с автоматическим центробежным сцеплением, на рынке можно встретить также и двухколёсную технику с механической системой переключения передач (например, с механической четырёхступенчатой коробкой переключения передач с объёмом двигателя в 49,3 куб. см). Такие скутеры считаются редкостью и требуют от водителей больших навыков управления.
Как выбрать двигатель для мопеда или скутера?
Время не щадит ничего, новые вещи становятся старыми, механизмы изнашиваются, и зачастую вопрос стоит таков, а стоит ли ремонтировать, или купить новый и забыть про проблемы? Речь пойдёт о выборе и замене двигателей мопедов, скутеров на примере моделей «ХОРС-МОТОРС»
Каждому механизму отведён свой срок эксплуатации, и от того как эксплуатируется техника, напрямую зависит её срок службы, в итоге, в ходе длительной эксплуатации, либо же при отсутствии необходимого технического обслуживания, двигатели внутреннего сгорания скутеров, мопедов из-за своего износа приходят в негодность, ну или заниматься их ремонтов уже финансово не выгодно.
Что бы выбрать правильно двигатель на скутер, нужно знать: название. характеристики и параметры вашей модели. Все двигателя делятся на 2 вида: четырехтактные и двухтактные. Как правило большинство Японских малокубатурных скутеров имеют 2-х тактные моторы, а современные китайские 4-х тактный двигатель.
Для правильного выбора также нужно знать систему смазки и охлаждения двигателя, размер вашего заднего колеса.
Существуют следующие варианты двигателей:
157QMJ (13” диаметр колеса)
Данным типом двигателя комплектуются модели скутеров НORS: 156,158,152,154. Это 4-х тактный бензиновый двигатель объёмом-149,6 куб.см., мощностью 8,6 л.с при 7000 об/мин.
Двигатели 1P52FMH и1P39FMB можно устанавливать на мопед HORS ALPHA, Eurostrada RX-8, мотоцикл HORS ALPHA XL, они являются взаимозаменяемыми.
Двигатель 1P52FMH – это четырёхтактный мотоциклетный двигатель с 4-х ступенчатой КПП, объёмом-107 см.куб и мощностью -6,7 л.с при 7000 об/мин, устанавливается заводом изготовителе на мотоцикл HORS ALPHA XL, но его также можно устанавливать на мопед HORS ALPHA.
Двигатель 1P39FMB – это четырёхтактный двигатель, с 4-х ступенчатой КПП, который устанавливается по заводу на мопед HORS Alpha, Eurostrada RX-8, его объём бывает от 48 до 71 см.куб, мощность которых будет варьироваться от 3,2 до 4,6 л.с при 7000об/мин.
Схема выводов
Схема выводов показывает расположение выводов электрических устройств и подключенные внешние и при необходимости внутренние проводные соединения (линии).
Отображение выводов
Отдельные устройства показываются в виде квадратов, прямоугольников, кругов или символов и даже в виде схем с монтажным изображением деталей и могут быть расположены топографически. Для изображения точек вывода используются круг, точка, штекерное соединение или просто линия вывода.
В автомобильной электрике обычно используются следующие способы отображения:
- В смонтированном виде, символы схем по EN 60617 (рис. а, «Пример схемы выводов» ).
- В смонтированном виде, с монтажным изображением устройства (рис. Ь, «Пример схемы выводов«).
- В обособленном виде, изображение устройства с символами схем, выводы с обозначениями пунктов назначения (рис. а, «Схема выводов в обособленном виде» ); возможна цветовая маркировка проводов.
- В обособленном виде, изображение с монтажным расположением деталей, выводы с обозначениями пунктов назначения (рис. а, «Схема выводов в обособленном виде» ); возможна цветовая маркировка проводов.
Маркировка выводов
Устройства маркируются согласно стандарту EN 61346, часть 2. Выводы и штекерные соединители маркируются теми же обозначениями, что нанесены на устройство (рис. «Пример схемы выводов» ).
В раздельном методе представления монтажной схемы сплошные соединительные линии отдельных устройств опускаются. Все проводные выводы устройства маркируются обозначением пункта назначения (EN 61346, часть 2), состоящим из идентификатора устройства, к которому идет вывод, и обозначения контакта, при необходимости провод получает цветовую маркировку (рис. «Обозначение генератора» ).