Практический метод расчёта топливного расхода
Следует рассмотреть конкретный пример. Предположим, объём бака равен 40 литрам, а дистанция, которую машина проехала в период между двумя заправками, 500 километров. Тогда после подсчёта «РТ» = «О» / «Р» х 100 получим, что «РТ» равен 8 литрам на 100 километров. Это и есть реальный расход. Можно применить также такой локальный способ – залить 10 литров горючего и проехать ровно 10 километров по местности разного характера: по городским улицам, сельским дорогам, скоростной трассе и т. п. После чего правильно измерить, сколько горючего осталось. Предположим, на эту контрольную поездку пришлось затратить 700 граммов горючего. Тогда его расход на 100 километров будет, естественно, в 10 раз больше и составит 7 литров.
Или же можно просто использовать онлайн калькулятор расхода топлива и проблема решена. Он позволяет рассчитать:
1) расход топлива на расстояние;
2) расход топлива на 100 км.;
3) расход топлива по марке автомобиля. Подробнее на CARD-OIL.RU
Одновременно существует очень простой способ подсчитать расход горючего самому, не прибегая к посторонней помощи:
- Надо приехать на автозаправку и полностью заправить топливный бак, отметив при этом пробег машины.
- Когда через какое-то время всё горючее будет выработано, нужно снова заправить на АЗС бак полностью и зафиксировать пробеги на этот момент. По результату получается два базовых показателя: объём истраченного бензина «О» (он равен объёму топливного бака) и расстояние «Р», которое автомобиль прошёл между двумя полными заправками.
- Дальше используется формула, которую хорошо знают и применяют опытные водители: расход топлива «РТ» равен показателю, полученному в результате алгори / «Р» х 100.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Автолюбители задают много вопросов по экономии топлива и интересуются, подходит ли той или иной вариант для этого. Мы собрали самые часто задаваемые и решили вкратце ответить на них:
Насколько реальный расход отличается от фактического?
Все зависит от таких факторов как: стиль вождения, погодные условия, возраст ТС.
Снизится ли расход при заливке 98 марки бензина?
Данная марка топлива рассчитана для высокофорсированных двигателей. Употребление его в машине с обычным мотором нецелесообразно, так как расход будет увеличиваться, а мощность снижаться.
Если в целях экономии заливать низкооктановый бензин?
В таком случае мотор будет постоянно перегреваться, что приведет к его скорейшему износу. соответственно и к большим финансовым тратам. А если ваша машина находится на гарантии, то вам могут отказать в бесплатном обслуживании.
Факторы, влияющие на большой расхода бензина
Многие современные водители задаются вопросом о снижении расхода топлива на своем транспортном средстве. Причиной повышенного потребления могут служить многие факторы.
Рассмотрим самые распространенные:
- Техсостояние машины. Новый автомобиль потребляет больше топлива. Затем, после обкатки двигателя расход приходит в норму. А со временем опять повышается.
- Стиль вождения (агрессивный, спокойный, учебная езда).
- Погодные условия. Известно, что в холода и морозы потребление топлива возрастает, а летом – снижается. Сюда же можно отнести: высота над уровнем моря, снег, распутица, сильный встречный ветер.
- Дополнительные факторы (кондиционер, стеклоподьемники, включенные фары).
- Аэродинамические свойства машины, в том числе и установка груза на крышу автомобиля.
- Качество горючего.
- Загруженность транспорта.
Какие неисправности повышают топливный расход
Автотранспортное средство относится к сложным механизмам. Поэтому поломка или износ одной детали может приводить к некорректной работе всей техники. На калькулятор потребления горючего влияют многие факторы, в том числе и механические неполадки в транспортном средстве. Их необходимо своевременно устранять, чтобы поездка была более комфортной и экономически выгодной.
Если вы заметили при подсчетах на калькуляторе потребления горючего увеличение на несколько процентов, то вины в дефектах нет. Чаще всего это норма. А произошедшее можно списать на стиль вождения, изменения в погоде, качество топлива. Но если расход повысился более чем на 30 процентов, то стоит принимать меры. В первую очередь проведите самостоятельную диагностику:
- Одной из самых частых причин увеличения потребления горючего является снижение давления в колесах. Такой вроде бы незначительный, на первый взгляд, фактор, способен повысить расход на 30% (при регулярной проверке выявляется при помощи калькулятора расхода топлива). В норме эта величина должна соответствовать на ± 0,5 бар от заданной в рекомендациях завода изготовителя.
- Грязный воздушный фильтр, из-за которого поступает меньшее количество воздуха в двигатель.
- Повышение сопротивляемости также приводит к увеличению потребления горючего. Если вы недавно установили на крышу машины багажник и перевозите грузы, то причина может быть именно в этом.
Механические повреждения, которые приводят к повышению показателей на калькуляторе расхода топлива и требуют ремонта в автомастерских:
- Неисправности в коробке передач.
- Неправильный ход валов в двигателе, компрессора кондиционера, генератора.
- Износ подшипников колес.
- Заклинивание тормозных суппортов.
- Поломка датчиков в электронной системе двигателя.
Почем километр? Как выгодней считать расходы на топливо
Пробег автомобиля обычно высчитывается по схеме «километр на литр», что имеет определенный смысл: мы хотим узнать, какое расстояние преодолеет автомобиль на одном литре бензина, и так определим его экономичность.
Мы можем сравнивать автомобили между собой, выясняя, какая модель выгоднее, так как она потребляет меньше топлива. Тем более что платим мы за бензин, исходя из количества заправленных литров
Но при расчете «километр на литр» мы обычно не берем во внимание расход в денежном выражении, то есть в рублях
Когда дело доходит до реальной экономии денежных средств, в дело вступает другой принцип. Нас уже не очень волнует, как далеко мы можем проехать на конкретном количестве конкретного нефтепродукта. Для нас больше значения имеет, сколько это будет стоить.
Это становится еще более важным, если мы захотим сравнить автомобили, использующие разные виды топлива – например, бензиновый автомобиль с электрическим, или если у нас есть автомобиль, использующий оба вида топлива. Для таких расчетов можно применить принцип «километр на рубль», или какое расстояние можно проехать на одну денежную единицу из своего кошелька.
Система расчета расхода топлива «километр на рубль» в США носит название MPD (Miles Per Dollar) – правда, там все измерения ведутся в милях и галлонах. Перевести мили в километры, а галлоны в литры можно в калькуляторе онлайн.
Респект: Учет путевых листов и ГСМ
Программа расчета расхода топлива по путевым листам. Позволяет контролировать и вести учет расхода горюче-смазочных материалов для всех видов техники.
На главной странице сайта (https://avtouchet.ru) можете скачать демоверсию
Подойдет для крупных предприятий и парков с небольшим количеством машин.
Чем интересна:
- Содержит все необходимые стандартные данные по потреблению горючего при любых условиях и для всех видов автомобилей.
- При пополнении автопарка, вновь поступившее транспортное средство можно занести в уже существующую базу данных.
- Ведет учет данных по количеству километров и по отработанному времени.
- Может рассчитать остаток горючего в топливном баке после поездки.
- Работает со всеми видами расчета за горючее – наличный, безналичный, по талонам.
- Ведет единый реестр путевых листов.
- При помощи программы можно заполнить и распечатать путевые листы для каждой поездки.
- Совместима с программами – «1С: Бухгалтерия 3.0», «1С: Комплексная автоматизация» и «1С: Управление торговлей».
Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения
Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения
Бухгалтер предприятия вносит количество потребляемого топлива в соответствии вышеуказанным нормативам. Помимо графы “материальные расходы” для внесения потребляемого ГСМ сверх нормы, предусмотрена графа “внереализационные затраты”.
Существует формула расчета расхода топлива для автобуса:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, (2)
- Qн – затраты в соответствии с нормами,
- Нs – норма затрат ГСМ с учетом пройденного расстояния л/100 км,
- S – пройденное расстояние,
- Нот – норма затрат ГСМ с учетом применения штатных отопителей,
- Т – время эксплуатации с включенным обогревом салона,
Для самосвалов:
Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Нz x Z, (4)
Z – сумма рейсов сделанных за одну смену.
Для грузового автотранспорта:
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) (1 + 0,01 x D), (3)
W – объем выполненных работ.
Спутниковая система слежения – это достаточно эффективный способ контроля за затратами ГСМ.
Применение такой системы предполагает использование данных пройденного расстояния автотранспорта, которые обрабатываются посредством сведений полученных со спутника, при этом без учета показаний ондометра.
К основным преимуществам спутниковой системы можно отнести:
- Возможность получения ежедневных сведений о точном расстоянии пройденном автомобилем.
- Сведения об общих затратах времени на производство работ.
- Данные времени движения и каждой остановки.
- Осуществление контроля скоростного режима.
Система имеет небольшую погрешность (всего 1,5%), но способна предотвращать несанкционированное увеличение расхода топлива. Кроме этого, существует возможность в автоматизированном режиме произвести расчет затраты ГСМ по соответствующим нормам, где за основу берется формула расчета расхода топлива представленная выше.
Два возможных способа расчета:
- По времени движения транспортного средства.
- Согласно пройденному расстоянию.
Существуют различные способы приобретения топлива: наличный расчет, талоны, банковские карты и др.
Для наличного расчета необходимо (посредством приказа организации) утвердить весь порядок данной процедуры, а именно: назначить ответственных подотчетных лиц, которые обязаны в определенный срок заполнять документацию о потраченных денежных средствах с приложением товарно-кассовых чеков и путевых листов.
Используйте расчет «км на рубль» для составления бюджета поездки
Рассчитать пробег «км на рубль» или MPD (Miles Per Dollar) также может оказаться полезным, если вы планируете поехать куда-то и вам нужно подсчитать, во сколько выльется поездка – точнее, какими окажутся расходы на бензин.
Например, вы намереваетесь подкачать мускулатуру, и для этого собираетесь посещать тренажерный зал, который находится в 15 километрах от вашего дома. То есть вам предстоит 30-километровая поездка туда и обратно.
Для примера возьмем автомобиль с расходом топлива 9 л/100 км, который на 1 рубль проезжает 0,212 км. В этом случае каждый раз, когда вы едете в спортзал, на бензин вы расходуете 142 рубля (30 км /0,212 км/руб.). Бензин вам обойдется в 425 рублей, если вы будете ходить в спортзал три раза в неделю.
Или, к примеру, вы хотите отправиться в лес, и расстояние до вашего любимого грибного места составляет 80 км. Поездка составит 160 км туда и обратно. Если ваша машина проезжает 13 км на 1 л бензина, а машина вашего друга – 9 км, сэкономите ли вы значительную сумму денег на бензине, если поедете на вашей машине вместо его?
Посчитаем:
Ваша машина: 160 км /13 км х 52 руб. (цена за 1 л бензина) = 640 руб., или 160 / (13/52) = 640 руб.
Машина вашего друга: 160 км / 9 км х 52 руб. = 924 руб., или 160 / (9/52) = 924 руб.
Разница весьма ощутима – в 294 рубля, теперь стало понятно, на чьей машине лучше отправляться на тихую охоту.
Как рассчитать расход топлива на 100 км
Для расчета расхода топлива на 100 км пробега необходимо в первую очередь измерить количество бензина, газа или дизтоплива (смотря на чём ездит машина), расходуемого автомобилем за определенный километраж.
Проще всего это сделать следующим образом:
- Заправьте на АЗС полный бак бензина, до срабатывания предохранителя на заправочном пистолете;
- Сбросьте показания одометра (счетчика расстояний на панели приборов) на «ноль»;
- Когда на одометре набежит хотя бы километров 200-300 (чем больше, тем точнее будут результаты расчета), снова заправьтесь «до отказа».
После заправки сохраните чек, на котором следует также записать показания одометра, чтобы ничего не забыть. Теперь у нас есть все данные, необходимые для расчета среднего расхода топлива на калькуляторе, а именно:
- Количество израсходованного бензина (объем второй заправки);
- Пройденное расстояние (по показаниям одометра);
- Цена за 1 литр топлива.
Переносите все эти значения в первый калькулятор и получайте готовый результат: средний расход бензина на 100 км и стоимость 1 км пробега.
Имейте в виду, что полученный расход – величина не постоянная, и он может изменяться в зависимости от множества факторов. Кому интересно, рекомендуем хорошую статью как снизить расход топлива на автомобиле.
Нормы расхода бензина
Данная величина необходима для бухгалтерских подсчетов, где на предприятии имеется служебный транспорт. Таким образом, ведется учет затрат на ГСМ. Нормы расхода бензина требуются для:
- калькуляции себестоимости поездки;
- ведения налоговой и бухгалтерской отчетности;
- учет расходов по каждому водителю.
Согласно законодательству РФ, данные расчеты, организация может вести самостоятельно либо использовать рекомендации Минтранса (легковые автомобили отечественного производства, иномарки).
Если на транспортном средстве нет бортового компьютера, то калькулятор расхода топлива будет вестись по формуле:
расход горючего на 100 км пути = потраченное количество в литрах / пройденный путь (из расчета город или трасса) * 100
В данном варианте берется среднее значение расхода топлива из спецификации к транспорту или согласно приказу организации.
В зависимости от использования ТС, в калькулятор могут входить различные поправки:
- Сезонность (Юг от 5 до 7%; Центр и Урал от 10 до 12%; Сибирь и Север 15%; Крайний Север от 18 до 20%).
- Возраст автомобиля (от 5 до 8 лет и пробегом более 100 000 км – 5%; от 8 лет и пробегом свыше 150 000 км – 10%).
- Поездка в населенном пункте (здесь могут быть разные коэффициенты для каждого города) или по трассе. Действует следующее правило в зависимости от количества населения в городе: более 3 млн – 25%; от 1 до 3 млн – 20%; от 250 000 до 1 млн – 15%; от 100 тыс. до 250 тыс – 10%.
Если машина оснащена климат-контролем и кондиционером, то к калькулятору применяется прибавочный коэффициент в значении 7%.
При перевозке тяжелых грузов – от 15 до 35%.
К любым грузовым транспортным средствам (даже без учета груза) к калькулятору прибавляется 10% коэффициента поправки.
Как рассчитывается стоимость топлива на 1 километр пути?
Если вы знаете, сколько точно потребляет ваш автомобиль (рассчитав расход по вышеуказанной нами формуле), вы легко можете рассчитать стоимость топлива на 1 километр вашего пути. Для этого вы должны знать стоимость 1 литра бензина или дизельного топлива. Далее воспользуйтесь следующей формулой:
Среднее потребление топлива х цена топлива: 100 = стоимость за 1 километр
Давайте придерживаться нашего примера для наглядного расчета по этой формуле: автомобиль потребляет в среднем 9,4 л / 100 км. При стоимости топлива 40 рублей за 1 литр получаем следующие затраты:
9,4 л / 100 км х 40 руб. / л : 100 = 3,76 руб. / км
Для тех, кому интересно, во сколько обойдется 100 километров пробега, в вышеуказанной формуле уберите действие деления на 100 (:100). В итоге, умножив средний расход топлива на стоимость одного литра топлива, вы получите сумму, затраченную на 100 км пути. Вот пример расчета:
9,4 л / 100 км х 40 руб. / л = 376 руб. / 100 км
Как уменьшить расход топлива?
Если ваш автомобиль потребляет слишком много топлива, это не всегда означает, что есть дефект. Знаете ли вы, что на уровень потребления топлива может серьезно влиять ваш стиль вождения? Вот основные правила экономичного стиля вождения:
1) Не включайте более высокую передачу раньше времени.
2) Старайтесь не водить автомобиль с полной педалью газа.
3) Старайтесь чаще ехать накатом и нажимайте педаль газа не постоянно.
4) Тормозите чаще двигателем, включая пониженную передачу. Перед светофорами заранее сбрасывайте газ, чтобы машина ехала накатом, плавно теряя скорость.
5) Двигайтесь по шоссе как можно медленнее. При скорости 160 км/ч автомобиль нуждается в топливе на две трети больше, чем при движении на 100 км/ч.
6) Выключайте двигатель чаще. Даже при относительно коротком времени ожидания (примерно 20 секунд) имеет смысл отключить двигатель. Современные автомобили с системой стоп/старт (автоматическое выключение двигателя) самостоятельно выключают мотор при остановках и включают двигатель при начале движения.
Помимо вождения, существует множество других факторов, которые могут повлиять на потребление топлива. К ним относятся:
Багажник на крыше: Даже без нагрузки багажник на крыше может увеличить расход топлива на 20 процентов из-за повышенного аэродинамического сопротивления воздуха.
- Давление в шинах: Слишком низкое давление в шинах отрицательно сказывается на расходе топлива. Давление воздуха следует регулярно проверять на заправочной станции (или перед началом поездки у дома) и сравнивать с данными, рекомендованными автопроизводителем (правильное значение давления в шинах вы можете узнать в руководстве по эксплуатации ТС, на центральной водительской дверной стойке или в крышке топливного бака). Специальные шины с оптимизированным сопротивлением качению могут дополнительно снизить потребление.
Моторное масло: Имеются специальные моторные масла (0W-30 или 5W-20), которые могут уменьшить внутреннее трение и, следовательно, также снизить расход топлива, однако эти масла обычно стоят значительно больше, чем обычные смазочные материалы для двигателя.
Разница между моточасом и машиночасом
Машиночасы обозначают время, которое требуется одной машине для выполнения работы, а также учитывают количество машин. Например, если одна машина убирает улицу от снега на протяжении шести часов, говорят, что было выработано шесть машино-часов. Если на тот же объем работы направили две машины и они убрали улицу за три часа – время работы умножается на количество машин, и в результате получается снова шесть машино-часов. Этот показатель важен для распределения нагрузки на автопарк и планирование выездов. Таким образом, в моточасах измеряется выработанный ресурс двигателя, а в машино-часах – объем работы техники в целом.
Нормативный метод расчёта топливного расхода
Самый простой путь узнать, сколько горючего «съедает» ваш автомобиль – внимательно изучить его технические характеристики. Здесь должен быть указан специальный норматив расхода в разных форматах эксплуатации. Кроме того, сделать расчёт расхода топлива на 100 км. поможет сайт Министерства транспорта. На нём расположена информационная таблица, дающая широкую картину расхода в зависимости от марки авто и прочих факторов, притом эти данные оперативно обновляются.
Найдя в таблице вид своей машины, водитель может узнать нормированный показатель для неё и варианты расхода – с учётом всевозможных поправок на регион и т. п. Понятно, что полученные таким образом цифры всё же будут в большей или меньшей степени отличаться от реалий.
Что делать если надо ехать без генератора?
При необходимости автомобиль на одной батарее может проехать некоторое расстояние. Но перед тем как отправится в путь, надо подготовиться и оценить предстоящую дорогу. Рассчитывать преодолеть максимальное расстояние нельзя, ведь форс-мажор вероятен всегда, поэтому первая задача — выяснить нахождение ближайшего сервиса или населённого пункта. Разные случаи: остаться без зарядки генератора по месту пребывания, пусть даже временного, или посреди дороги. Первая ситуация очевидно легче второй. При возможности надо сориентироваться, какое расстояние способно пройти ТС на аккумуляторе без генератора. Использовать расчёт с поправкой на ухудшающие факторы: мороз, неполный заряд. Последний определяется двумя способами. Измерить напряжение вольтметром. Для этого АКБ отключается от бортовой сети. Значение от 12,2 В и ниже говорит о том, что уровень заряда меньше половины. У обслуживаемого типа батареи измеряется плотность электролита. Она должна быть в пределах от 1,26 до 1,29 г/см3. Чем показатель ниже, тем больше степень разряда.
Если результат низкий, то чтобы преодолеть дополнительно 60-70 километров лучше взять в дорогу запасную батарею или подзарядить источник питания. Для этого понадобится специальное устройство, но оно требует подключения к розетке. Такой способ подойдёт только для тех, кто столкнулся с проблемой не на дороге. Но есть и портативные приборы, однако, степень их действия невелика. К тому же и они не всегда оказываются под рукой. Процесс демонстрирует видео: https://www.youtube.com/watch?v=kNJh3ZHwrSU
Основные методы снизить расход
Для уменьшения расхода дизельного топлива или бензина необходимо:
- проводить регулярное техническое обслуживание с заменой изношенных или поврежденных деталей;
- использовать горючее, соответствующее сезону (для дизелей) и имеющее требуемое изготовителем машины октановое число (для бензиновых моторов);
- переводить двигатель на газообразное топливо (с учетом рентабельности и требований законодательства).
Регулярные ТО
Проведение технического обслуживания с заменой технологических жидкостей и фильтров позволяет поддерживать двигатель в рабочем состоянии. Например, при загрязнении воздушного фильтра ухудшаются условия заполнения цилиндров, что приводит к падению экономичности. Деградирующее моторное масло не обеспечивает смазки и охлаждения трущихся поверхностей, увеличивая затраты горючего.
Правильный выбор марки ГСМ
Информация об октановом числе бензина указана в документации на машину и на крышке заливной горловины. Бюджетные двигатели способны работать на топливе сорта А-92, моторы со средней степенью форсирования или наддувом используют бензин А-95. Высокооктановый А-98 используется в моторах с двойным наддувом и повышенной степенью сжатия. При подборе дизельного топлива учитывают температуру окружающей среды: зимний сорт солярки используют при -1°С и ниже, арктическое топливо применяется при падении температуры ниже -30°С.
Установка ГБО
Для снижения затрат устанавливают газобаллонное оборудование. Резервуар для горючего монтируют в нишу для запасного колеса, на грузовиках баллон располагают на лонжеронах рамы. Метод экономически целесообразен для машин, проезжающих за год не менее 40 тыс. км. Установка осуществляется в специализированном сервисе с последующим внесением изменений в документы на автомобиль. При обнаружении незарегистрированного оборудования эксплуатация машины запрещается. При повторной регистрации нарушения на водителя может налагаться арест на 15 суток.
Вес автомобиля и расход топлива
Дополнительная нагрузка (количество перевозимых пассажиров и багажа) рассчитывается исходя из предположения, что каждые дополнительные 100 кг увеличивают расход топлива на 0,6 литра на 100 км для транспортного средства с массой нетто 1500 кг.
Например, если по паспорту автомобиль расходует 6 л бензина на 100 км и в нем будет ехать водитель и пассажиры общий вес которых 200 кг, плюс еще 100 кг багажа, то расход топлива увеличится на 1,8 литра. Это уже составит 7,8 л на 100 км.
Средний расход топлива можно рассчитать самостоятельно. Для этого необходимо сбросить счетчик (или запомнить его показания) после заправки определенного количества топлива. Затем, проехав 100 км посмотреть сколько топлива сожгли в реальных условиях.
Эффективное планирование путешествий
Поездка на меньшее расстояние – отличный способ сэкономить бензин. Обязательно хорошо спланируйте свой маршрут. Найти прямую дорогу просто с помощью современных GPS-планировщиков маршрутов. Вы также можете определить, какой маршрут будет наиболее загруженным. По возможности используйте шоссе, а не городские улицы или местные дороги. Стабильная скорость обеспечивает максимальную экономию топлива. Если вы едете по городу, лучше припарковаться в центральной части города и дойти до всех назначенных вам встреч или воспользоваться общественным транспортом. Вы ужасно отразитесь на расходе топлива, если не остановитесь и не поедете в город. Это позволяет экономить газ из-за большого количества газа, необходимого для парковки и выезда с парковки.
Почему расход топлива может быть завышенным
Обратите внимание: наша гипотетическая цифра в 9,3 л/100 км – не самый плохой результат среднего потребления горючего. Допустим, именно столько у вас и должно было получиться, однако расчеты показали, скажем 12-14 литров при привычном ритме движения
Каковы причины перерасхода «золотого» нынче топлива? Их очень много, начиная стилем вождения и заканчивая многочисленными техническими неисправностями.
Перед тем как искать причину в технических проблемах, предлагаем начать с малого, и первым делом проверить давление в шинах. Если они снижено, то аппетит двигателя может возрасти и довольно заметно. На крыше есть багажник? Он создает аэродинамическое сопротивление и это также увеличивает расход топлива вашей машины. А еще свое веское слово может сказать включенный кондиционер.