Как измерять температуру двигателя снегохода?

Принцип работы датчика по измерению температуры двигателя на Снегоходе Тайга 500

Принцип работы большинства датчиков тот же, что и на снегоходах советского производства:

  1. Под запальной свечой стоит кольцо с термопарой внутри.
  2. Сигнал от этого элемента приходит на прибор, по которому контролируют температуру.

На снегоходе «Рысь» выполнено на цилиндре резьбовое отверстие, куда и вворачивается индикатор.

Другие модели аналогичной техники таких отверстий не имеют – их нужно сверлить, для того чтобы датчик установить. Если снегоход гарантийный, то это решение не самое удачное – так можно потерять гарантию.

Если снегоход с водяным охлаждением, то есть возможность установки металлического патрубка с резьбой, который встраивают в разрезанный шланг охлаждающей системы.

На снегоходе «Тайга 500» датчик температуры (ЦИТД-5 ТПТ-3-6У) устанавливают под запальную свечу.

Такое решение актуально для любой мототехники.

При помощи ЦИТД 5 можно выявить не только температуру мотора, но и другие важнейшие показатели:

  • Обрыв ремня вентилятора.
  • Забитый снегом воздухоприемник.
  • По разнице температур (между цилиндрами) определить неисправности в подаче топлива или образовании искры, подсос воздуха и перегрузку мотора.

Высокая температура – причина вышеперечисленных неисправностей, и владельца снегохода она должна не только настораживать, но и искать причины ее возникновения.

Краткая характеристика

Краткая характеристика прибора:

  1. Диапазон минус 50 – плюс 250 °С.
  2. Критическая (при которой подается сигнал о перегреве двигателя) — 195°С.
  3. Погрешность – 2 градуса, не более.
  4. Прибор предназначается как для снегоходов с АКБ, так и без них (переменный или постоянный ток). Напряжение – 12В.
  5. Температура эксплуатации окружающей среды – минус 50 – плюс 50 °С.
  6. Корпус выполнен размером 45×93 см.
  7. Имеются два светодиода-индикатора, отображающие температуру каждого цилиндра в отдельности.
  8. Управление прибором осуществляется от многофункциональной кнопки.

Такой сигнал индикаторов свидетельствует о том, что приближается критическая температура.

Как установить прибор

Для того чтобы установить прибор ЦИТД 5, нужно врезать его в панель. Корпус предохраняется от выпадения из вырезанного окна посредством Г-образных скоб, закрепленных на винтах.

Как отрегулировать карбюратор Микуни

Сначала выполните заранее регулировку КБ снегохода Тайга ст 500 д на отключенном двигателе. Заверните винт качества 6 и открутите его с учётом данных, указанных в руководстве. При повороте винта по направлению часовой стрелки нужно обогатить смесь и при повороте против — обеднить.

Далее:

  1. Полностью выкрутите винт управления от ХД 7, который не должен вступать в контакт с дросселем.
  2. Немного открутите контргайку винта, предназначенного для регулировки троса, и подберите люфт троса.
  3. Нажмите на рычаг управления газом — нижняя часть дросселя должна находиться на уровне с верхом диффузора или не больше, чем на миллиметр ниже (сторона мотора). Если необходимо, вращением винта отрегулируйте расположение дросселя.

Смотрите за тем, чтобы дроссель не касался крышки карбюратора, чтобы оставался промежуток.

Как отрегулировать и настроить синхронность дросселей

Проверьте, синхронно ли открываются дроссели устройства карбюратора: выньте глушитель шума впуска, возьмите зеркало и посмотрите в диффузоры. После этого медленно выжмите рычаг управления газом. При асинхронном, не одновременном движении настройте положение дросселей, воспользовавшись тройными винтами троса.

При помощи винта оборотов ХД сделайте промежуток между нижней частью дросселя (со стороны мотора) и диффузором 1,5 мм. (в процессе установки свободного промежутка используйте проволоку подходящего размера).

Финальная регулировка на заведенном двигателе

Нужно запустить мотор и дать ему поработать 3 минуты минимум и 10 минут максимум. После этого отрегулируйте обороты ХД, вращая винт 7 (по схеме) для двигателя по направлению движения часовой стрелки или против — для уменьшения.Теперь выключите двигатель, и проверьте параметры.

Таблица проверки

ПроверяемЧто должно быть
Люфт на покрытии тросов корректора от топлива«Закрыто»
Замки иголокЦентральная 3-я канава
Элементы дозировки карбюраторовГТЖ230 (основной жиклер для топлива);

ЖХХ55 (жиклер ХД). Рекомендуется заменить жиклеры ХД на 40. Можете снять их от карбюратора VM34560

Расположение винтов качества смеси ХДЧтобы правильно настроить КБ VM34619 c жиклером холостого хода рекомендуется полностью завернуть винты и вывернуть на 2 оборота. Для КБ VM34619 с жиклером ХД 40 открутить винты на один оборот.
Диаметр топливного жиклера карбюратора Микуни на снегоходе Тайга 50025

Проверьте регулировки:

  • Прочистите свечи системы зажигания от грязи нагара, выставите зазор 0,7 мм.
  • Без перегазовки проедьте 4 км, набрав 45 км/ч.
  • Остановите снегоход Тайга и выключите двигатель (не оставлять на ХД).
  • Открутите свечи и посмотрите на цвет появившегося нагара.
  • Если свечи грязные или есть нагар, то переместите замки всех иголок в 2-ю канавку (верх).
  • Снова выполните необходимые действия, которые указаны в 1 и 3 пунктах.

Произведите настройку винтов смеси ХД.

Этап очистки

Прочистите собранное устройство с использованием растворителей. Перед сборкой просушите сжатым воздухом.

Пошагово чистку проводят так::

  1. При помощи очистителей очищают корпус КБ с жиклерами.
  2. Проверяют, нет ли мусора в фильтре, чистят и заменяют при необходимости.
  3. Проверяют качество игольчатого типа клапана 16. Если есть неисправность, то иглу и гнездо клапана нужно заменить комплектно.
  4. Проверяют степень износа дросселя, если есть необходимость, то заменяют и его.

Винт холостого хода (ХД) 7 должен быть симметричным — замените его при необходимости. Проверьте наличие топлива в поплавке (П) 12 и тоже поменяйте при повреждениях. Саму деталь также посмотреть на коррозию — она препятствует свободному движению- замените при обнаружении проблем.

Виды и типы инжекторов

Инжекторы бывают двух видов:

  1. С одноточечным впрыском. Такая система является устаревшей и на автомобилях уже не используется. Суть ее в том, что форсунка только одна, установленная во впускном коллекторе. Такая конструкция не обеспечивала равномерного распределения топлива по цилиндрам, поэтому ее работа была сходной с карбюраторной системой.
  2. Многоточечный впрыск. На современных авто используется именно этот тип. Здесь для каждого цилиндра предусмотрена своя форсунка, поэтому такая система отличается высокой точностью дозировки. Устанавливаться форсунки могут как во впускной коллектор, так и в сам цилиндр (инжекторная система непосредственного впрыска).

На многоточечной инжекторной системе подачи топлива может использовать несколько типов впрыска:

  1. Одновременный. В этом типе импульс от ЭБУ поступает сразу на все форсунки, и они открываются вместе. Сейчас такой впрыск не используется.
  2. Парный, он же попарно-параллельный. В этом типе форсунки работают парами. Интересно, что только одна из них подает топливо непосредственно в такте впуска, у второй же такт не совпадает. Но поскольку двигатель – 4-тактный, с клапанной системой газораспределения, то несовпадение впрыска по такту на работоспособность мотора влияния не оказывает.
  3. Фазированный. В этом типе ЭБУ подает сигналы на открытие для каждой форсунки отдельно, поэтому впрыск происходит с совпадением по такту.

Примечательно, что современная инжекторная система подачи топлива может использовать несколько типов впрыска. Так, в обычном режиме используется фазированный впрыск, но в случае перехода на аварийное функционирование (к примеру, один из датчиков отказал), инжекторный двигатель переходит на парный впрыск.

Внешний вид

Кто видит снегоход Патруль 551 СВТ в первый раз, отмечает его внушительный облик. Относится к типу SWT — super wide track. Ширина гусеницы составляет 600 мм. Машин с такой ходовой лентой — по пальцам пересчитать. Patrul 551 похож на сугроб. Широкое основание и постепенно заостряющаяся кверху глыба капота смотрится мощно. Белый цвет делает его незаметным на снежном полотне.

Широкая рама, скрывающая шестисотмиллиметровую гусеницу, позволяет разместить на себе большое сиденье (очень широкое и мягкое). В принципе, можно поместиться даже втроем, но вплотную друг к другу. Двое же взрослых людей в объемной экипировке размещаются на снегоходе вольготно, так что долгая дорога не будет в тягость.

Необходимая техника для автоматизации ресторана

Что касается системы управления персоналом, достаточно камер видеонаблюдения: микрофоны, аудиобейджи и медиахаб для обработки данных. Практически все крупные игроки кассового ПО также предлагают готовый набор техники вместе с лицензией. 

Минимальный комплект:

  1. Компьютерное устройство (ноутбук, ПК, моноблок, планшет, любое устройство для ПО). 
  2. Фискальный регистратор производителя на выбор («Штрих», «Атол», «Спарк», «ДримКасс») с фискальным накопителем на 15 или 36 месяцев.

Иногда устройство может соединять в себе и мини-компьютер, и фискальный регистратор (как, например, «Эватор» или «Атол Sigma»).

Поставив всю отрасль HoReCa в нестабильное положение, пандемия буквально принудила общепит начать процесс цифровизации. Если внедрение базовых кассовых ПО продолжалось несколько лет, то локдаун за полгода заставил общепит освоить автоматизацию доставки и операционки, чтобы просто удержаться на плаву. С другой стороны, тенденция радует: рост рынка фудтеха и внешние катализаторы добавляют все больше гибкости уязвимой, но бессмертной отрасли. 

Топливные фильтры

В топливе могут содержаться различные механические примеси и вода. Количество их в бензине зависит от условий транспорти­ровки, хранения и заправки. Наличие механических примесей в бензине недопустимо, так как их

частицы загрязняют жиклеры карбюратора, что приводит к ухудшению качества приготовляе­мой горючей смеси, уменьшению мощности двигателя и сниже­нию экономичности. Накопление воды в поплавковой камере кар­бюратора может привести к тому, что вместо бензина в смеситель­ные камеры карбюратора начнет поступать вода, и двигатель оста­новится (заглохнет).

Топливный фильтр-отстойник.

Для грубой первоначальной очистки бензина от механических примесей и воды служат топливные фильтры-отстойники

(рис. 8, а).

Фильтр-отстойник состоит из корпуса, в котором имеется стержень для соединения корпуса с крышкой 3

при помощи стяжного болта. На стержень надет фильтрующий элемент 5, прижимаемый к крышке3 пружиной. Для слива отстоя в стержне выполнены радиальные и выходные отверстия, закрываемые пробкой 7. Фильтрующий элемент состоит из фильтрующих пластин9, сверху закрытых корпусом элемента, а снизу — опорной шайбой. Собирается фильтрующий элемент на две стойки. Фильтрующие пластины и корпус элемента имеют отверстия, образующие каналы прохода отфильтрованного топлива8. Снизу эти каналы закрыты опорной шайбой.

Рис. 8. Топливные фильтры;

а – грубой очистки; б и в – тонкой очистки

: I, II — корпус;2, 4, 10, 12 — каналы;3 – крьппки; 5,13 — фильтрующие элементы;6 — выступы; 7 – пробка;8 — каналы; .9 — фильтрующие пластины;14 — отстойник;15 — держатель;16 — гайка-барашек.

На фильтрующих пластинах имеются, выступы 6,

предотвращающие плотное прилегание пластин друг к другу. Топливо поступает внутрь фильтра через отверстие4, к которому подсоединен штуцер трубки подачи топлива из топ­ливного бака. Отфильтрованное топливо отводится через отвер­стие2. Работает фильтр-отстойник следующим образом. Топливо по­ступает в фильтр под действием разрежения, создаваемого топ­ливным насосом. Если в топливе присутствует вода, то она опус­кается на дно, так как имеет больший удельный вес, чем бензин. Бензин проходит в щели между фильтрующими пластинами сна­ружи и изнутри элемента. Механические частицы, более крупные, чем щели, задерживаются, а очищенный бензин поступает в бензиновый насос. Для выпуска отстоя служит пробка 7 сливного от­верстия. Зазор между фильтрующими пластинами составляет 0,05 мм.

Фильтр тонкой очистки топлива

.Мелкие механические части­цы могут пройти через фильтрующий элемент фильтра-отстойни­ка и через сетчатый фильтр впускного канала насоса. Для очистки топлива от мельчайших механических примесей служит фильтр тонкой очистки.

Фильтр состоит из корпуса 11

(рис. 8,б ив )и стакана-от­стойника14, соединенных друг с другом при помощи коромысла, держателя15 и гайки-барашка16. Между корпусом и отстойни­ком помещена прокладка для предотвращения вытекания топли­ва. Фильтрующий элемент13 может изготавливаться в виде стака­на из пористой керамики. Применяются также сетчатые фильтру­ющие элементы, в которых на перфорированный алюминиевый стакан наматывается латунная сетка и закрепляется пружиной. В последнее время применяют фильтрующие элементы из пористой бумаги.

Обратная связь с датчиками

Одним из основных датчиков, на показаниях которого ЭБУ регулирует время открытия форсунок, является лямбда-зонд, установленный в выпускной системе. Этот датчик определяет остаточное (не сгоревшее) количество воздуха в газах.

Эволюция датчика лямбда-зонд от Bosch

Благодаря этому датчику обеспечивается так называемая «обратная связь». Суть ее заключается вот в чем: ЭБУ провел все расчеты и подал импульс на форсунки. Топливо поступило, смешалось с воздухом и сгорело. Образовавшиеся выхлопные газы с не сгоревшими частицами смеси выводится из цилиндров по системе отвода выхлопных газов, в которую установлен лямбда-зонд. На основе его показаний ЭБУ определяет, правильно ли были проведены все расчеты и при надобности вносит корректировки для получения оптимального состава. То есть, на основе уже проведенного этапа подачи и сгорания топлива микроконтроллер делает расчеты для следующего.

Стоит отметить, что в процессе работы силовой установки существуют определенные режимы, при которых показания кислородного датчика будут некорректными, что может нарушить работу мотора или требуется смесь с определенным составом. При таких режимах ЭБУ игнорирует информацию с лямбда-зонда, а сигналы на подачу бензина он отправляет, исходя из заложенной в карты информации.

На разных режимах обратная связь работает так:

  • Запуск мотора. Чтобы двигатель смог завестись, нужна обогащенная горючая смесь с увеличенным процентным содержанием топлива. И электронный блок это обеспечивает, причем для этого он использует заданные данные, и информацию от кислородного датчика он не использует;
  • Прогрев. Чтобы инжекторный двигатель быстрее набрал рабочую температуру ЭБУ устанавливает повышенные обороты мотора. При этом он постоянно контролирует его температуру, и по мере прогрева корректирует состав горючей смеси, постепенно ее обедняя до тех пор, пока состав ее не станет оптимальным. В этом режиме электронный блок продолжает использовать заданные в картах данные, все еще не используя показания лямбда-зонда;
  • Холостой ход. При этом режиме двигатель уже полностью прогрет, а температура выхлопных газов – высокая, поэтому условия для корректной работы лямбда-зонда соблюдаются. ЭБУ уже начинает использовать показания кислородного датчика, что позволяет установить стехиометрический состав смеси. При таком составе обеспечивается наибольший выход мощности силовой установки;
  • Движение с плавным изменением оборотов мотора. Для достижения экономичного расхода топлива при максимальном выходе мощности, нужна смесь со стехиометрическим составом, поэтому при таком режиме ЭБУ регулирует подачу бензина на основе показания лямбда-зонда;
  • Резкое увеличение оборотов. Чтобы инжекторный двигатель нормально отреагировал на такое действие, нужна несколько обогащенная смесь. Чтобы ее обеспечить, ЭБУ использует данные карт, а не показания лямбда-зонда;
  • Торможение мотором. Поскольку этот режим не требует выхода мощности от мотора, то достаточно, чтобы смесь просто не давала остановиться силовой установке, а для этого подойдет и обедненная смесь. Для ее проявления показаний лямбда-зонда не нужно, поэтому ЭБУ их не использует.

Как видно, лямбда-зонд хоть и очень важен для работы системы, но информация с него используется далеко не всегда.

Напоследок отметим, что инжектор хоть и конструктивно сложная система и включает множество элементов, поломка которых сразу же сказывается на функционировании силовой установки, но она обеспечивает более рациональный расход бензина, а также повышает экологичность автомобиля. Поэтому альтернативы этой системе питания пока нет.

Топливные баки

На автомобиле могут устанавливаться по одному, два и более топливных

баков. Емкость баков должна обеспечивать пробег ав­томобиля не менее 400…600 км. На большинстве автомобилей топливные баки стальные, штампованные. Состоят они из двух сварных половин, внутренняя поверхность которых освинцова­на. Топливные баки грузовых автомобилей имеют внутри перего­родки, уменьшающие плескание бензина на плохих дорогах. Это, во-первых, предохраняет стенки бака от гидравлических ударов и разрушения и, во-вторых, предотвращает межмолекулярное тре­ние при плескании бензина, приводящее к накоплению электри­чества и способное вызвать искровой разряд и взрыв топливного бака.

Топливные баки у легковых автомобилей устанавливают в ба­гажнике или под кузовом автомобиля. У грузовых автомобилей топливные баки устанавливают слева под кузовом или под каби­ной водителя. Если число баков более одного, то они могут уста­навливаться не только слева, но и справа под кузовом. На некото­рых моделях автомобиля «ГАЗель» топливные баки изготавливают из пластмассы.

Баки крепят к кронштейнам стальными лентами (рис. 9), под которые подкладывают прокладки и 5. Для слива отстоя имеются отверстия, закрываемые пробками с прокладками 2. На баке устанавливается датчик указателя уровня топлива 13, а также трубки для забора топлива из бака и для возврата части топлива из карбюратора в бак. На трубке для забора топлива имеется сетча­тый фильтр 10.

Для заправки топливом топливный бак имеет заливную горло­вину. На грузовых автомобилях для облегчения заправки в горло­вине может устанавливаться выдвижная горловина с сетчатым фильтром.

Заливные горловины топливных баков грузовых автомобилей закрываются пробками с паровым и воздушным клапанами для поддержания внутри бака атмосферного давления.

При уменьшении количества бензина в баке может появиться разрежение, что приводит к перебоям в работе двигателя. При по­нижении давления внутри бака на 2…4 кПа ниже атмосферного открывается впускной воздушный клапан, и в бак поступает ат­мосферный воздух через отверстие в крышке.
Рис.9. Топливный бак:

1 – сливная пробка; 2 – прокладка сливной пробки; 3, 5, 14 – прокладки; 4 – лента; 6 – кронщтейн крепления бака к раме; 7 – фланец забора и слива топлива с фильтром; 8 – пружина; 9, 11 – фланцы; 10 – фильтр; 12 – штифт; 13 – датчик электрического указателя уровня топлива

При работе автомобиля в жаркое время года происходит интенсивное испарение бензина, и давление в баке повышается. Для предотвращения избыточного давления служит выпускной паровой клапан. Если давление внутри бака превысит атмо­сферное и достигнет 110…118 кПа, выпускной клапан откроет­ся, сжимая пружину, и выпустит часть паров бензина в атмо­сферу.

Заливные горловины топливных баков легковых автомобилей,
как правило, закрываются глухими резьбовыми пробками. Карбюраторы большинства легковых автомобилей имеют патрубки слива излишков топлива в топливные баки. Через эти трубки поддерживается атмосферное давление в баках.

Автомобили ВАЗ-2110, -2111, -2112 и некоторые другие имеют неразборный сепаратор, соединенный шлангом с баком. При по­вышении давления за счет испарения бензина пары по шлангу поступают в сепаратор, конденсируются и возвращаются обратно в топливный бак.

Пробки могут иметь цепочку, предохраняющую от утери.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий