Мотошлем

Все что нужно знать об открытых шлемах

Что общего у слов: котелок, орех, арбузная корка, каска, половинка? Так в простонародье называют открытые шлема. Они все еще живы на полках магазинов, хотя более техничные интегралы и модуляры заметно пошатнули авторитет открытых шлемов. Какие шлема предлагают сегодня? Кто выбирает открытый шлем в современности?

Какие шлема называются открытыми?

Открытый — подразумевается отсутствие нижнелицевой части конструкции. Принято выделять два основных варианта:

Шлема-каски уже давно изжили себя. Их используют разве что в стиле ретро или для антуража, но так как уровень ее защиты такой же, как у домашних тапочек вместо мотобот, то носить каску неразумно и слишком опасно. Мало какие магазины всерьез выставляют каски на прилавки.

Шлем ¾ куда интереснее, он закрывает большую часть головы, как очевидно следует из названия – ¾ головы точно. К основе, которая по материалам соответствует всем необходимым стандартам, идут дополнения. Шлем может обладать встроенными очками, визорами различных форм (и чем длиннее, тем лучше), козырьками или обычными очками на резинке, как у мотокроссовых шлемов.

Вопрос о наличии пинлока здесь даже не стоит, так как пространство шлема не замкнуто.

Чаще стали появляться модификации открытых шлемов, где кроме очков в комплекте значится маска аля дефлектор дыхания. Вариант любопытный, тем более, что лицевая часть закрывается пластиковой вставкой. Это выручает от насекомых, облегчает дыхание на повышенных скоростях, но при падениях на асфальт все равно травмируется челюсть из-за подвижности конструкции. Подобные модели полюбились многим в первую очередь за оригинальный образ, напоминающий шлем пилота-истребителя.

Идеальная вентиляция

В интегралах и модулярах часто приходится приоткрывать визор, когда становится слишком душно. Открытый шлем не замкнут, а значит обдувается великолепно. Другой вопрос, если вы решаете ехать на повышенной скорости, а лицо и дыхательные пути ничто не закрывает (у вас только очки или короткий визор), то поток воздуха оказывается излишним и пилот начинает задыхаться уже из-за того, что не получается адекватно дышать. Естественный ограничитель скорости. К вопросу о том, почему многие байкеры используют бандану, чтобы закрывать лицо от насекомых, пыли и излишнего сопротивления ветра при открытых шлемах.

Шикарный обзор

Высоко сижу-далеко гляжу. Для владельцев открытых шлемов правильно сказать «широко гляжу». Открытый шлем не ограничивает взгляд мотоциклиста. Часто слышишь жалобы на некоторые модели шлемов, дескать вижу только прямо и то на уровне глаз. А тут ничего не мешает, особенно, если используется круглый визор, а не очки.

Слышимость

Спорный пункт, поэтому он будет значиться и в минусах тоже. Порой мы не видим источник опасности, но слышим, что он есть. Типичная ситуация со слепыми зонами или ограниченной видимостью. Открытые шлема позволяют «слушать» всех вокруг, реагировать на звук выхлопа или голоса прохожих.

Удобство использования

Простой как кирпич, ничего сложного. Максимум – пользователи с застежками путаются в первый раз и все. Чем меньше опций, тем проще эксплуатация. Вы никогда не пробовали дать человеку, далекому от мотожизни, какой-нибудь продвинутый модуляр? С какой попытки он откинет “щеку”?

Бюджетность

Дешево-сердито. Материала мало, функционала тоже, так зачем платить больше? Цена у открытых шлемов вполне лояльная, за что пользуется спросом у новичков. С другой стороны первосезонники падают чаще, а челюсть у этих моделей не защищена.

На мой взгляд у открытых шлемов только два очевидных минуса:

Минимальный уровень защиты

Как очень умно заметили мотоциклисты на саммите Harley-Davidson, разговоры про свободу в открытых шлемах будут только до первого серьезного падения, до первого выбитого зуба. Проблема открытого подбородка неоспоримый факт.

Шумность

Пункт, значившийся в плюсах как слышимость, переходит в минусы, когда звуков улицы становится слишком много. Это как слушать музыку: она тебе нравится, когда ты на тренировке и она в твоих наушниках первый час-два, но невероятно раздражает в три часа ночи за стенкой у соседей. Так и здесь, палка о двух концах. Шумность действует на нервы, когда приходится ездить весь день.

Определяем размер и форму головы


Определяем форму головы

Надеемся, что один из типов мотошлемов подходит под ваши задачи и кажется удобным. Теперь нам есть с чего начать, и пришло время определить форму головы. Головы большинства людей соответствуют одному из трёх основных типов: овальная, среднеовальная и круглая. Чтобы выяснить, какую форму имеет ваша голова, попросите друга сфотографировать её сверху. Прижмите волосы как можно сильнее и сделайте фото. Какая она? Почти круглая? Длинная и узкая? Или нечто среднее? В каждой местности превалирует какой-то один из этих трёх типов, но лучше выяснить форму своей головы заранее.


Определяем размер головы

Теперь выясним размер мотошлема. Это звучит странно для многих, потому что обычно тема размера головы не на слуху. К счастью, его легко выяснить: попросите друга измерить периметр вашей головы с помощью сантиметровой ленты. Ленту нужно пустить чуть выше бровей и вокруг затылка по самой широкой части. В крайнем случае используйте нитку, которую можно потом приложить к линейке, только не используйте эластичные нитки. Теперь найдите измеренную вами окружность головы в таблице размеров шлемов, чтобы выяснить, какой размерный индекс ей соответствует.

Критерии выбора

Материал

Материал подшлемника должен быть эластичным, отлично растягиваться и возвращаться к первоначальной форме.

Подшлемники для мотоциклистов шьют из таких тканей:

Эластичным должен быть материал подшлемника

Необходимо наличие специальных перфорированных вставок в районе дыхательных путей. Обязательно проверьте, нет ли у вас аллергии на данный материал, он должен быть приятен на ощупь и не вызывать раздражения.

Размер

Важно не ошибиться с размером подшлемника. Для его определения нужно гибкой линейкой или сантиметром измерить линию окружности головы, проходящую на высоте 2 см над бровями и по выпуклым участкам затылка

Полученные цифры сверьте с данными размерных сеток производителя изделия. Не забывайте, что они имеют свойство растягиваться.

Сезон

Подшлемники бывают легкие и утепленные. Летний подшлемник для мотошлема обладает конструкцией воздухообмена, а зимние часто дополнены флисовыми вставками или выполнены из плотной ткани.

Ткань подшлемника не должна вызывать аллергию

Выбор визора для мотошлема

Значение защитного стекла (визора мотошлема) трудно переоценить. Оно должно сочетать в себе высокие защитные свойства, предохраняющие глаза пыли, воды и грязи, а лицо – от встречного, порой, морозно-обжигающего потока воздуха, и в то же время – обладать отличными обзорными качествами, позволяющими оценивать дорожную обстановку в полном объеме.

При приобретении мотошлема обязательно нужно уточнить, является ли визор на данной модели сменяемой деталью. Дело в том, что стекло старится значительно быстрее, чем сам шлем, из-за абразивного действия воздушного потока или из-за помутнения под воздействием резких скачков температур или химии.

Визор должен иметь хорошее крепление, надежно фиксирующее его как в рабочем, опущенном положении, так и при его поднятии вверх.

Многие мотоциклисты используют тонированные визоры, хорошо помогающие при езде в яркий солнечный день. Однако с наступлением сумерек или ночной темноты видимость с таким стеклом будет близка к критической. Поэтому, если есть финансовая возможность, лучше приобрести несколько съемных стекол, для езды в различных условиях.

Отдельная тема – запотевание стекла. Некоторые производители анонсируют свои визоры, как имеющие специальное противотуманное покрытие. Оно на самом деле хорошо помогает на первых порах, однако достаточно быстро на нем появляются царапины, помутнения, что резко снижает обзорные качества защитного стекла.

Для борьбы с этим явлением также используют специальные аэрозоли или смазки, но эта процедура требует регулярности ее проведения. Неплохим решением является применение специальной системы «Pinlock». Это – дополнительная прозрачная линза пленочного типа, плотно прилегающая к визору с внутренней его стороны.

Бывает несколько модификаций пинлока – самоклеющиеся линзы или крепящиеся к визору винтовым соединением. Некоторые модели мотошлемов или сменных визоров к ним уже имеют встроенный пинлок и дают владельцу возможность его периодической замены, в случае необходимости.

Носим мотошлем полчаса


Носим мотошлем полчаса

Проведите в шлеме 15-30 минут. Просто посидите, посмотрите Ютуб, почитайте. Вам нужно понять, давит ли мотошлем на какие-то конкретные точки. Просто плотная посадка — это нормально, но если вам пришлось снять шлем, чтобы избавиться от боли — этот шлем не для вас. Дискомфорт обычно проявляется в двух местах: на лбу и чуть над висками. Если на лбу после снятия шлема видна большая красная полоса — попробуйте другой шлем. Это значит, что шлем недостаточно овальный для вас. Если же шлем сжимает виски, он слишком овальный (иначе говоря, недостаточно круглый). Имейте в виду, что носить шлем для примерки желательно в помещении, тогда он формально останется неиспользованным.

Достаточно ли защищает дешевый мотошлем и можно ли его покупать?

На самом деле между дешевым шлемом и уровнем безопасности прямой корреляции нет. Не верите, и как такое может быть? Дело все в том, что начиная с 1968 года, когда появились первые шлемы с приемлемым уровнем безопасности, и до сегодняшних дней никаких новых технических инноваций в безопасности мотошлемов нету.

Именно с того года (1968) материал пенополистирол стал применяться в качестве основной внутренней оболочки. Да, шлемы с течением времени безусловно совершенствовались по уровню своей безопасности, но они по-прежнему созданы и создаются производителями по той же самой формуле их конструкции и уровню безопасности, что были заложены в далеком 1968 году.

Так что друзья запомните, купив себе дешевый или дорогой мото-шлем вы получаете практически тот одинаковый уровень защиты (конечно если речь не идет о шлемах подделках, контрафакте и т.п.), который был гарантирован производителями в те далекие годы..

Бесполезные дополнения

Не то, чтобы это было ошибкой при выборе… Но считаю нужным обратить внимание. У некоторых мотоциклистов есть мода на всякие «хвосты», «рога», «уши», «ирокезы» и прочие приблуды, которые не несут никакого практического смысла, кроме эпатажного внешнего вида и относительной узнаваемости пилота на дороге

Дело в том, что когда на мотошлеме появляются такие доработки, где-то плачет инженер, который разрабатывал аэродинамику вашего мотошлема. А в соседнем углу плачет другой инженер, который скажет, что если «рога» крепятся путем монтажа в корпус шлема, то вы нарушаете тем самым его целостность. Следовательно, шлем с нарушенной оболочкой корпуса имеет больше шансов треснуть при сильном ударе. Такая история.

Если вы нашли возможность крепления без повреждения шлема, то инженер по аэродинамике плакать меньше не станет. Все эти выступающие части будут сказываться при ускорении на сопротивлении воздуха. При падении такая «красота» вероятнее всего будет отбита. Хорошо, если «хвост» или «рога» ни за что не зацепятся, выскребая искры на асфальте.

Это не камень в огород мотоциклистов, которые используют такие украшения. Никого не хочу обидеть. Украшение шлема — личное дело каждого. Просто есть более логичные и менее травмоопасные способы это сделать — цветной визор, спойлер, аэрография на крайний случай.

Какой мотошлем купить: что за виды вообще бывают

Востребованные модели делятся на несколько типов, каждый со своими особенностями. Рассмотрим их – это:

FullFace (интеграл) – самый распространенный вариант, получивший популярность благодаря обтекаемости и, главное, полной защите не только головы, но и лица, и даже горла
Нужное приобретение для поклонников скоростной езды и владельцев спортбайков.
Flip Up (модуляр) – по своей форме похож на предыдущий, хотя и обладает одной важной особенностью, а именно откидной передней частью, оберегающей от травм челюсть

Такое решение несколько утяжеляет конструкцию, зато позволяет попить или перекусить, не снимая экипировку, что высоко ценят путешественники.
Braincap (три четверти, каска, котелок) – у него много названий, особенно сленговых, но суть в том, что он до сих пор частенько попадает во всевозможные топы мотошлемов, так как является любимым у владельцев чопперов, круизеров, скутеров
Причина столь теплых чувств – полностью открытое лицо, и пусть в степени надежности он проигрывает двум предыдущим типам, он все равно остается достаточно безопасным, чтобы его можно было надевать при осторожной езде.
Кроссовый – у него длинный козырек, не дающий пыли и грязи налипнуть на маску (аналог визора), вытянутая передняя часть, помогающая дышать в жару или при физических нагрузках, множество вентиляционных отверстий, обеспечивающих терморегуляцию, подвижная челюсть (опционально). Это вариант для гонщиков и спортсменов.Рейтинг лучших мотошлемов: топ 10 моделей

Он составлен с учетом следующих параметров и предъявляемых к ним требований:

Материал – карбон, пластик или другой, экологичный и достаточно надежный, обеспечивающий необходимые характеристики.
Вес – элемент экипировки не должен быть слишком тяжелым, иначе во время долгих поездок он будет банально утомлять шею.
Размер – приобретенная модель обязана плотно садиться, но сохранять удобство движений и не приносить дискомфорта.
Шумоизоляция – важно, чтобы головной убор блокировал свист ветра и оберегал уши, но при этом позволял ориентироваться в пространстве на слух.
Вентиляция – она тоже нужна, для терморегуляции и эффективного отведения пота.

Рейтинг лучших мотоциклетных шлемов представлен в таблице ниже, причем в десятку вошли представители разных конфигураций.

Виды мотоциклетных шлемов

Выбирать шлем необходимо в зависимости от вида использования мотоцикла. Если мотоциклист участвует в гонках, то шлем должен быть более прочный и закрытый, чем у обычного мотоциклиста, который ездит только по городу.

Шлемы бывают следующих видов:

  • Открытый шлем. Его также называют «шлем три четверти». Особенность его заключается в открытой передней части. В нем нет визора, благодаря чему он удобнее, но не может дать должную защиту. Такой шлем подходит для водителей скутеров, потому как способен защитить только при езде на маленьких скоростях.
  • Шлем-модулятор. Его также называют трансформер или флип-ап. Данный мотошлем уникален тем, что у него откидная передняя часть. Это дает возможность поговорить с кем-то, покурить или попить, не снимая полностью прибор. Благодаря данной функции такой мотошлем пользуется большой популярностью. Также он обеспечивает хорошую безопасность.
  • Шлем-интеграл. Это самый популярный тип шлема, который дает отличную защиту, обладает отличной аэродинамикой, его можно использовать в спортивных соревнованиях. Он надежно защищает голову мотоциклиста, но в нем может быть меньше угол обзора.
  • Кроссовый шлем. Данная модель оснащена козырьком, который защищает глаза от солнечного света и визор от грязи. Именно такой тип обычно используют на мотокроссах. Он оснащен хорошей вентиляцией, которая необходима из-за сильных физических нагрузок.

Подробный обзор всех типов мотошлемов, их преимуществ и недостатков представлен в этом видео:

Определяемся с типом

Мотошлемы разделяются на пять основных групп:

интеграл («фуллфейс»). Самый популярный тип, который выбирают и обычные мотоциклисты, и завсегдатаи скоростных гонок. Он представляет собой цельнолитую конфигурацию, полностью защищающую голову пилота, с визором. Каждый бренд экипировки выпускает интегралы в различной ценовой категории. В наличии и дополнительные опции: вентиляция, накладка для щёк, дефлекторы дыхания. Идеален для дорожников (CB 400, Bandit 250) и спортов (Yamaha R6, Honda CBR 954rr).

модуляр («трансформер»). Тот тип, где забрало — визор и подбородочная часть — поднимается вверх. Его берут путешественники на мотоциклах, ввиду удобств: можно вести разговор, утолить жажду и т.д. Минусами являются увеличенный вес и слабая шумоизоляция. Защитные свойства достаточно высоки. Подойдут для мототуристов (BMW R1200GS Adventure, KTM 1190 Adventure Honda NC750X)

открытый («3/4»). Представляет собой обычный мотошлем с большим визором или козырьком, но без забрала. Обладает сниженным уровнем безопасности, о чём предупреждают производители изделия. Челюсть в нём при падении пострадает первая. Его покупают водители макси-скутеров (Yamaha Majesty250, BMW C 650 GT), обычных скутеров и мопедов (Suzuki Sepia 50, Honda Dio 50)

половинка («орех» или «каска»). Закрывает только верхнюю часть головы, оставляя всё лицо и челюсть открытыми. Обладает низкими защитными функциями, поскольку не полностью защищает от последствий удара. Несмотря на имеющееся крепление, при аварии он зачастую слетает или скатывается набок. В поездке не защитит лицо от летящего гравия, пыли, песка или насекомых. Бывает, байкеры дополняют «орех» широкими очками на плотной резинке. Эту модель присматривают чопперисты, поскольку она подходит внешне к классу мотоцикла (Shadow 400, Yamaha XVS 650, VTX 1800)

мотокросс. Выбор всякого поклонника внедорожного транспорта: от квадроциклов до кроссовиков. Отличительные особенности: вытянутый вперёд козырек, защищающий от грязи, брызг и веток деревьев, и выдающаяся челюсть. Окраска — яркая и заметная. Также у мотокроссовых шлемов улучшенная система вентиляции, обеспечивающая хороший приток воздуха. Идеален для тандема с мотоциклом класса эндуро (Suzuki Djebel 200, KTM 500 XC-W, Yamaha TT-R 250).

Уход за шлемом

Ваша задача хорошо ухаживать за шлемом. Чистить, не кидать его где попало. Помните о том, что бережное отношение к мото-шлему сохраняет вашу безопасность при его использовании. Например, никогда не оставляйте шлем дома в легкодоступном месте для детей, которые в ваше отсутствие могут повредить его из-за любопытства. Примечательно и то, что о самом микроповреждении вы можете и не знать. Поэтому, прежде чем использовать мото-шлем всегда заранее проверяйте его внешнее состояние.

Также, никогда не позволяйте шлему падать на пол или на асфальт. Не храните шлем в тех местах, где он может подвергаться воздействию вредных паров, жары и в любом подобном месте, где шлем может быть поврежден внешним воздействием или кем-то еще.

Помните друзья, что любой мото-шлем может легко быть поврежден от удара, а вы этого можете и не увидеть. Например, дефект может быть внутри под пластиком или карбоном. Целый нормальный шлем – это как кузов автомобиля, который поглощает энергию от удара защищая водителя и пассажиров от гибели. Поэтому запомните, если мото-шлем имеет микроповреждения внутри, то при аварии (не дай бог) он может не справиться со своей функцией.

Если визор шлема (стекло) стало грязным от насекомых и растений, то не пытайтесь сразу удалить грязь. Перед тем как очистить визорт на шлеме смочите сначало водой бумагу (бумажное полотенце, салфетка) или ткань, а далее положите ее (их) на стекло на 5 – 10 минут.

Это увлажнит грязную поверхность визора и даст вам возможность в дальнейшем легко удалить скопившуюся грязь не оставляя при этом царапин и без риска повредить хрупкое стекло и сам его механизм.

Также, время от времени вам придется очищать внутреннюю подкладку шлема от пота и обычного естественного загрязнения. Для очистки подкладки используйте любой детский шампунь. Также вы можете при этом использовать и любое детское мыло в качестве очистителя.

Применение детских очищающих средств защитит вас от возможных нежелательных химических реакций моющих средств при прикосновении последних с материалом подкладки. Ведь надо всегда помнить о том, что ваша голова долгое время контактирует с внутренним материалом шлема, а это может вызывать раздражение головы и даже аллергию в том случае, если для очистки материала вы пользуетесь не детскими средствами.

Козырек может быть заменен на новый при активном использовании мото-шлема, делать это можно как минимум 1 раз в год. Если вы проводите очистку мотошлема, то не забывайте также протирать и козырек.

Для очистки никогда не используйте спиртосодержащие химические вещества (средства бытовой химии).

Как правило срок годности (срок службы) основной массы мотошлемов равен 5 годам с даты производства. Когда произведен мото-шлем можно узнать по наклейке, которая клеится как правило добросовестным производителем шлемов. Помните друзья, что по истечении 5 лет клей связывающий слои пенопласта вместе с оболочкой начинает разрушаться, что естественно понижает уровень безопасности изделия.

Закрытый

Закрытый мотошлем или интеграл выбирается владельцами мотоциклов гораздо чаще, чем открытый. Его конструкция обеспечивает максимальную защиту голове и лицу. Правда, некоторые мотоциклисты отмечают плохой уровень вентиляции.

В этой категории шлемов есть много разных моделей, которые не просто обеспечивают максимальную безопасность, но также становятся эффектными аксессуарами в байкерском образе. Если вы хотите себе действительно уникальный шлем, можно разместить на нем наклейку с логотипом вашей любимой футбольной команды или же «флеш рояль», если вы любите карточные игры.

Закрытый мотошлем

Критерии выбора шлема на мотоцикл

При покупке мотошлема не стоит приобретать первый попавшийся, который подошел по размеру и понравился внешним дизайном. Шлем – это важная часть экипировки, к его выбору следует отнестись ответственно.

Состояние

Желательно приобретать новый шлем, а не б/у. Если такой возможности нет, тщательно оцените состояние изделия. Срок его эксплуатации должен составлять не больше двух лет, на нем не должно быть царапин.

Вес

Выбирая между несколькими моделями, отдайте предпочтение шлему с меньшим весом. Тяжелый мотошлем будет приносить дискомфорт при носке и может привести к травме шеи при аварии.

Визор

Визоры бывают прозрачные, зеркальные и тонированные. Модель с тонированным визором подходит для езды только в светлое время суток, поэтому такой вариант подходит только в том случае, если у вас есть запасной шлем или визор. Хорошим выбором будет модель с антифогом – это пленка, которая препятствует запотеванию стекла.

Вентиляция

Также имеет большое значение. Проверить ее во время примерки в магазине не получится, но следует убедиться в ее наличии. Вентиляционные каналы должны располагаться спереди шлема, вокруг визора, и вокруг головы.

Существуют такие понятия, как «холодный» и «теплый» шлем. Холодный шлем оснащен открытой вентиляцией, которую нельзя регулировать. В теплом шлеме есть возможность закрыть некоторые каналы, что позволит сохранить тепло. Таким образом, в теплом шлеме будет комфортно как в теплую погоду, так и в холодную.

Шумоизоляция

Многим кажется неважным критерием при выборе, но на самом деле необходима, особенно если вы ездите на большие расстояния, когда рев мотора и шум ветра быстро надоедают. Это не значит, что шумоизоляция полностью заглушает звуки: мотоциклист слышит их извне, но они более приглушенные.

Как обычно выбирают неопытные новички?

Многие первосезонники выбирают свой первый шлем с точки зрения:

— Куплю простой, а вдруг не понравится, тогда продам!

— Это мой первый сезон, зачем покупать дорогой шлем? Возьму дешевый, а потом уже подкоплю денег и возьму круче!

Выходит, что во главе угла при покупке шлема на первый план в основном выходят совсем не защитные свойства. Подавляющая масса ориентируется на:

  • Цену
  • Внешний вид
  • Отзывы

А еще попросту забирают старый шлем друга/брата/дедушки или соседа по гаражу. Зачем платить больше, когда можно забрать старый пыльный шлем из коробки с надписью «хлам».

На полном серьезе, открываешь сайты по продаже вещей с рук и экипировка там на каждом шагу: дешево-сердито. Однако, никто не обещал, что эта экипировка не бывала ни в каких передрягах. Шлем визуально может выглядеть адекватно, а продавец скажет, что вот эта пара царапин — это он случайно притер шлем. Но откуда вам знать, каково состояние шлема в реальности? Знаете ли вы, что шлем по своим характеристикам необходимо менять в идеале лет через 5, так как по истечении этого срока производители тихо шепчут об усталости материала? Теперь знаете.

А еще, покупаясь на бросовую цену шлема с китайского сайта, половина начинашек даже не задается вопросом сертификации!

— Пф! Да зачем она нужна? — скажет кто-то. — Очередной пунктик, за которую накидываю цену к шлему.

— Эй, погоди. Сертификация — это гарантия того, что производитель выпустил качественную модель, которая однозначно защитит твою голову, а не разлетится на щепки при первом незначительном ударе!

Сертификация шлема обязательна, потому что если ее нет, никто не даст вам гарантии, что ваш шлем не из картона с ватой вместо положенных поликарбоната, углепластика или стеклопластика.

Первосезооники мало знают об экипировке, кому-то везет иметь опытных товарищей или озадачиться подбором: прочитать море информации и затероризировать до белой горячки консультанта в мотомагазине. К сожалению, так поступают не многие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий