✅вездеход сибиряк: мотовездеход сибири, болотоход, чертежи, конструкция

Модификации

Для удобства потребителей было выпущено 5 различных модификаций вездехода, различной степени вместительности, грузоподъемности, объема двигателя и бензобака, размеров и других важных характеристик.

Мини

Заднеприводный вездеход, который может вместить 3 человека и груз, весом до 250 кг. На суше он может развить скорость максимум 55 км/ч, а на воде от 3 до 4 км/ч. За счет низкой степени давления на грунт, машина может легко перемещаться по снегу или заболоченной местности. Сзади отведено место для перевозки груза, но при необходимости его можно оснастить мягкими лавками для пассажиров.

Транспортер

В этом заднеприводном вездеходе может с удобством разместиться от 5 до 7 человек, не считая груза, весом до 250 кг. При необходимости жесткую водительскую и пассажирские лавки можно заменить мягкими подпружиненными сидениями с регулятором высоты и угла наклона. Сзади в машине напротив друг друга установлены мягкие лавки с небольшими спинками.

На твердой поверхности наибольшая скорость — 60 км/ч, на водной поверхности — 4 км/ч (если на машине установлен дополнительный подвесной мотор, его скорость увеличивается до 7 км\ч). Минимальное давление на почву (0,05 кг/см²) позволяет легко перемещаться по снегу и заболоченной местности.

Сафари

Эта переднеприводная модель рассчитана на 3 человек и багаж до 250 кг. На твердой поверхности она может разогнаться до 55 км/ч, а на воде — до 3-4 км/ч. Давление на почву составляет не более 0,045 кг/см², что позволяет легко перемещаться по снегу и болотистой местности. В базовом варианте предусмотрена лавка для водителя с низкой спинкой, но по желанию клиента можно оснастить машину с подпружиненным регулируемым по высоте и углу наклона сиденьем. Для пассажиров сзади расположена двухместная лавка со спинкой.

Булат

Этот заднеприводный вездеход, рассчитан на 4 человек и перевозку груза весом до 250 кг. Максимальная скорость на твердой поверхности составляет 60 км/ч, на воде — 5 км/ч. Машина оснащена роликом-натяжителем, уменьшающим угол атаки гусениц на 45˚ и позволяющим регулировать степень их натяжения. Также на ней установлено 2 глушителя, усиленные траки, водоотсекатели, грунтозацепы, размером 32 мм, и колеса R15 с усиленными грузовыми покрышками.

На приборной панели с подсветкой расположены датчики контроля давления масла в системе и температуры двигателя, а также вольтметр и часы. При необходимости на мост ГАЗ 3110 можно установить усиленный редуктор.

Макси

Этот снегоболотоход рассчитан на перевозку 3 человек и имеет увеличенное пространство для транспортировки груза весом до 350 кг. Наибольшая скорость на суше составляет 60 км/ч, а наводной поверхности — 4 км/ч. Впереди установлена лавка для водителя, которую можно заменить подпружиненным креслом с регулировкой высоты и угла наклона. Сзади находится жесткое сидение для 2 пассажиров.

История разработки

Идея создания снегоболотохода принадлежит коллективу специалистов, которые занимались доставкой грузов в самые отдаленные районы страны, в т. ч. труднодоступные места горной тундры и заболоченные равнины девственных лесов Республики Коми.

Работники автотранспортной компании, которые использовали отечественные колесные и гусеничные вездеходы различных марок и моделей для перевозки людей и грузов, смогли на собственном опыте убедиться в их невысокой степени надежности и низких характеристиках проходимости. Кроме этого они собрали большой список поломок, которым часто подвержены такие виды автотранспортных средств.

На основе сделанных выводов и длительных расчетов они смогли четко определиться с тем, какой тип внедорожника необходим для работы в условиях Крайнего Севера.

В период с 2010 по 2011 гг. компания разработала 2 опытные модели вездехода XPEN, получившие соответствующие сертификаты качества. На протяжении нескольких лет снегоболотоход регулярно модернизировался и совершенствовался, улучшая свои технические характеристики. В январе 2017 г. ООО «Рент» выпустила новый болотоход Зырянин в различной комплектации.

Комплектация и цены

Несмотря на то, что сама по себе конструкция вездехода достаточно проста, в ней совсем не т сложных или дорогих деталей, стоит он немало — около $100000. Это цена неплохой квартиры в пригородах Москвы или хорошего коттеджа в посёлке там же. Поэтому доступен он далеко не всем. Многие говорят, что именно такую цель и преследует высокая цена — чтобы им владели только избранные и могли похвастаться перед другими.

К вездеходу можно купить автомобильный прицеп, на котором его легко транспортировать, прицепив к фаркопу легковушки, возимый прицеп для самого вездехода, волокушу, которая может служить и лодкой, и прицепом, различные комплекты ЗИП и много других вещей. Шерп отличается от Шерп-пикап тем, что первый имеет монолитный кузов, второй — съёмную заднюю часть салона. В результате на нём можно перемещать негабаритный груз, который не помещается в салон через дверь.

Алгоритм изготовления гусеничной ленты своими руками

Гусеничную ленту для любой модели из перечисленных выше категорий техники изготавливают из покрышек различных типоразмеров, соответствующих выбранной конструкции. Разберем пошагово, как сделать гусеницу из покрышки.

Работы по изготовлению ленты носят унифицированный характер и подчиняются общему алгоритму.

Процесс формообразования гусеничной ленты из покрышки МТЗ состоит из нескольких этапов:

Выбирается шина с не сильно изношенным рельефом протектора.

Вырезается дорожка для гусеницы с использованием остро заточенного сапожного ножа

Работа с острым ножом является травмоопасной и требует повышенной осторожности и внимания.
Чтобы резина лучше резалась, рекомендуется нож периодически смачивать мыльным раствором.
Вырезание ножом можно с успехом заменить электролобзиком, обезопасившись от возможного травмирования.

Срезаются обе боковины покрышки.
Удаляются излишки материала изнутри покрышки.

Критерием качественно выполненной работы является ровный срез без взлохмаченных краев полученной ленты.

Таким образом, элемент гусеницы готов к использованию:

Максимальные технические характеристики самодельного вездехода

Для выполнения специальных задач мини-вездеходы должны обладать достаточными техническими возможностями. К ним относят:

  1. Мощность двигателя — до 200 л.с. Такой показатель имеет марка Ник. На большинстве самодельных вариантов используют двигатель Лифан мощностью 18-20 л.с. Для моделей на основе мотоциклов показатель составляет 7-8 л.с.
  2. Объем двигателя на Tinger Scout — до 1100 куб. см. На вездеходе Патруль Трак — 708 куб. см, а бак вмещает 38 л топлива. На большинстве моделей — до 250 куб. см.
  3. Грузоподъемность выше у гусеничных машин. Так, Дозор может поднять 600 кг груза, вес 6 человек вместе с водителем и брать на буксир до 2 т. Для колесных вариантов высоким показателем является 300 кг.
  4. Максимальную скорость до 60 км/час, которая доступна вездеходу Патруль Трак. По сугробам он может передвигаться со скоростью 30 км/час. Хотя для гусеничных вариантов средний показатель скорости — 20 км/час.

Автовладельцы выбирают модели по большому спектру характеристик, таких как количество передач, ход подвески, клиренс и т.д. В зависимости от задач, которые будет выполнять транспортное средство, покупатель выбирает его технические показатели.

Инструкция по сборке гусеничного вездехода

Производители кит-комплектов и отдельные мастера предлагают подробное описание сборки вездеходов на гусеничном ходу. Это один из самых сложных вариантов для самостоятельного изготовления.

Для работы понадобятся следующие детали:

  1. Кузов. Его вырезают из металла по нужным параметрам или берут за основу вазовский.
  2. Листы металла.
  3. Двигатель, коробка передач, мосты, руль, рычаги и другие узлы ходовой части.
  4. Тормозные колодки или дисковые системы.
  5. Сиденья для салона, сделанные своими руками, или взятые от других автомобилей.
  6. Колеса и ступицы.
  7. Траки, клыки для гусениц, транспортерная лента.
  8. Уголок.
  9. Профилированная труба и др.

Последовательность работ следующая:

  1. Собирают ведущий мост, размещая редуктор и планетарный механизм.
  2. Устанавливают двигатель на раму.
  3. Соединяют мотор с ведущими колесами установкой трансмиссионной передачи.
  4. Надевают на механизмы корпус вездехода.
  5. Собирают гусеницу из траков и клыков на основе транспортерной ленты.

Снегоболотоход

Эти вездеходы с герметичным корпусом способны плавать, передвигаться по болоту, снегу, пересеченной местности. Они бывают на колесном, гусеничном и комплексном колесо-гусеничном ходу. Для колес используют шины низкого давления.

Нефтяники, газовики, МЧС передвигаются на вездеходах заводской сборки. Охотники и рыбаки покупают готовые кит-комплекты, строят по предложенным другими изобретателями чертежам или придумывают сами конструкции амфибий и собирают самодельные агрегаты. В работе используют автомобильные комплектующие, двигатель Лифан.

Легкий и проходимый вариант

Для похода на рыбалку или за грибами нужен маленький, недорогой, но проходимый вездеход. Для этого в конструкции облегчают заднюю ось, используют укороченную базу. На основе мотоблока строят мотовездеход.

Большей мощностью обладают самодельные снегоболотоходы с автомобильным китайским или вазовским двигателем, с коробкой передач и другими узлами трансмиссии, изготовленными на предприятиях отечественного автопрома.

Основные критерии, по которым выбирают мини-вездеход:

  1. Проходимость.
  2. Мощность.
  3. Плавучесть.
  4. Грузоподъемность.
  5. Нагрузка на почву.

Чертежи различных модификаций

Самодельные вездеходы собирают по чертежам производителей кит-комплектов. Но в России есть много мастеров, которые предлагают свои схемы.

В интернете есть специальные сайты, которые размещают различные самодельные устройства. Можно использовать следующие виды чертежей:

  1. Схемы для вездеходов на гусеницах или колесах.
  2. Описание отдельных узлов и агрегатов.
  3. Компоновочные варианты и точные размеры габаритов для колесных, гусеничных моделей.
  4. Конструкция рамы, мостов, узлов схождения колес, поворотного кулака и др.

При проектировании и конструировании автовладелец может воспользоваться предложениями мастеров, внести свои корректировки и получить удобный для себя транспорт.

Какие есть варианты

Перед тем, как сделать болотоход своими руками, нужна некоторая информация и подготовка. Пригодятся технические знания, а также нестандартное мышление, но результат позволит по-настоящему покорять непроходимые места.

В пользу саморучного изготовления говорит банальный факт экономии, можно использовать бывшие в употреблении части.

Самый популярный вариант — автомобиль на шинах с низким давлением

От них будет зависеть большая часть результата, важно продумать максимально простую конструкцию, чтобы в дальнейшем не зависеть от сложных деталей при поломке;
Лодка болотоход своими руками изготавливается еще проще, она позволит передвигаться по затопленным местностям, подходит для малой глубины, но не очень любит заросшие пространства;
Если же на водоеме большое количество зарослей, лучше всего взяться за болотоход на гусеницах. Своими руками сделать его труднее, но, порой, это необходимость.

Лучшие модели

Существует множество разных моделей вездеходов, все они построены на базе разной техники, но задачи выполняют примерно одинаковые, главная из них — обеспечить передвижение по бездорожью. Выделить среди них самый лучший практически невозможно. Но стоит перечислить те, которые отличаются своей оригинальностью и неплохими техническими характеристиками.

Смоленск

Вездеход марки «Смоленск» является самоделкой с хорошими ходовыми качествами. Все составляющие взяты от автомобилей, выпущенных отечественным автопромом. Для его сборки необходимы:

  • колеса с размером 1450 мм;
  • двигатель внутреннего сгорания на 62 л.с.;
  • тормозные диски;
  • заднее стекло.

Гром

Вездеход с этим названием является самодельным с неплохими ходовыми качествами. Кузов конструкции имеет самый распространенный лодочный тип. В машину помещается 4 человека, включая водителя.

Для сборки болотохода понадобятся:

  • колеса Трэкол;
  • несколько цепей;
  • часть деталей, взятых от старой Тойоты, в том числе дизельный двигатель внутреннего сгорания;
  • металлические листы толщиной 2 мм;
  • трубы и профиль;
  • бак на 100 л для топлива.

Максимальная скорость самоделки — 35 км/час.

Порядок сборки стандартный. Вначале монтируется рама, затем устанавливаются шасси. Передняя часть оказывается тяжелее задней, поэтому для равновесия последней устанавливается бак. Кузов обшивается листами.

Бел-79

Особенность этой модели — компактные размеры и относительно маленькая стоимость комплектующих.

Для сборки машины необходимо подготовить:

  • двигатель внутреннего сгорания китайского производства в комплекте со сцеплением и ремнями;
  • коробку передач можно взять от легкового автомобиля;
  • редуктор;
  • цилиндры сцепления.

Вначале собирается рама и внутренние цепи с нормальным натяжением. Потом происходит установка фрикционов и тормозов. Все это в дальнейшем будет обеспечивать надежность конструкции. Диски сцепления берутся от ВАЗ.

Барнаул

Этот вездеход разрабатывался как машина повышенной проходимости и высокой надежности. Она создана из частей, взятых от легковых автомобилей марки ВАЗ.

Рама создается из профиля путем сварки.

Получается машина с шириной салона — 123 см, высотой — 145 см, длиной — 280 см.

Вагончик

Достаточно интересная конструкция болотохода. Все составляющие легко могут быть подобраны или заменены при необходимости:

  • двигатель внутреннего сгорания;
  • редукторы;
  • тормозные механизмы;
  • сиденье с УАЗ;
  • тормозные цилиндры от Газели;
  • профили для рамы;
  • дополнительно понадобится цепь длиной 10 м с шагом 15,8.

После сборки получается вездеход с размерами:

  • длиной — 320 см;
  • шириной — 260 см;
  • высотой — 200 см;
  • клиренсом — 45 см.

Устройство основных узлов

Все технические решения направлены на то, чтобы увеличить надежность работы узлов и систем. Ко всем системам машины имеется свободный доступ, что облегчает проведение ремонтных работ и технического обслуживания.

Ремонт вездехода может осуществлять как опытный механик, так и сам владелец при условии, что он знаком с азами автослесарного дела. Вся конструкция снегоболотохода сделана максимально просто.

Повышенную проходимость обеспечивают гусеницы, в будущем возможен выпуск колесного варианта механизма. Сейчас на вездеход устанавливается гусеница шириной 440 мм, которая обеспечивает низкое давление на почву. Сама деталь изготавливается из легированной стали.

Вездеход Борус 8 имеет прочную раму, которая создается путем сварки. В последних моделях повышена жесткость корпуса.

На раму может быть установлен практически любой двигатель по желанию заказчика, но более эффективными являются 2 двигателя — Lifan (29 л.с.) и Zongshen (21 л.с.), их чаще всего устанавливают при сборке вездехода. Такой мощности достаточно для того, чтобы обеспечить хороший ход по болотистой почве, песку и снегу.

При движении по пересеченной местности расход горючего составляет около 3 л/ч, в зависимости от качества дороги этот показатель может увеличиваться или уменьшаться.

У вездехода имеется 2 топливных бака вместимостью 30 л. В качестве топлива используется бензин.

Механизм поворота реализован с установкой усиленного 4-сателлитного дифференциала и силовой главной пары с увеличенной тягой.

В комплектацию может быть добавлен отвал для снега, он является дополнительным оборудованием и не входит в базовый вариант. Его управление осуществляется с помощью лебедки.

Для повышения надежности болотохода приводные и опорные колеса крепятся не на 4, а на 5 болтов.

Ступичные узлы нового образца реализованы на 2 роликовых конических подшипниках, увеличивающих их надежность и ресурс.

Разработчики собирают базовую модель, но по желанию будущего владельца в конструкцию могут быть внесены некоторые изменения в зависимости от условий, в которых придется работать машине. Все эти новшества не должны ухудшить возможности механизма.

Вездеход имеет две тормозные оси, которые существенно повышают его надежность.

Как сделать своими руками

Конструкция бортоповоротного вездехода максимально проста. Процесс сборки машины не так сложен, как может показаться в начале, но он требует наличия некоторых знаний и умений. Существует целый ряд моделей, которые имеют примерно одинаковую схему сборки узлов и деталей. Различие в деталях незначительно.

Для проведения работ требуется некоторое оборудование, в первую очередь токарное.

Двигатели берутся чаще всего от автомашин марки ВАЗ. В среднем достаточно объема в 1,5 л. Двигатель от Нивы, в некоторых случаях предпочтительнее т.к. он мощнее.

При аккуратном повороте вездехода тормоза практически не задействованы, они нужны лишь в случае резких маневров. В некоторых случаях, помимо основных тормозов, устанавливаются дополнительные для того, чтобы обеспечить большую безопасность при движении.

После сборки рамы из профиля в квадрат рекомендуется заняться изготовлением дисков.

Важным условием при изготовлении транспортного средства подобного типа является обеспечение защиты от проникновения в механизмы влаги, грязи, песка. Особенно уязвим в этом отношении воздушный клапан, который должен быть сделан из нержавеющей стали.

Ось вездехода выполняется из трубы, на которую устанавливаются подшипники. Сразу за ними монтируется диск. После создания ходовой части начинают обшивку листами железа.

В некоторых моделях происходит проворот покрышек. Для его устранения ширину дисков рекомендуется уменьшить до 40 см. Дополнительно навариваются зубцы из электродов, и лишь потом усаживаются покрышки.

Основные причины поломок в будущем — это перегрев двигателя, открытие замков цепи. Поэтому конструкция вездехода изначально должна быть такой, чтобы была возможность добраться до любого узла. Шины должны обеспечивать повышенную проходимость по заболоченным почвам. Данный показатель зависит от их ширины, при этом давление на грунт должно быть пониженным.

Проблем с колесами при сборке не возникает, подойдут изделия от легковых автомобилей, тракторов. Подходящими для таких машин являются шины низкого давления. Герметизация дна производится, если планируется преодоление водных преград, для этого приваривается лист толщиной 2 мм.

Изготовление своими руками

Нередко фермеры предпочитают купить самодельный вездеход на шинах низкого давления, поскольку такое устройство отличается большей скоростью движения. Тем не менее, гусеничные аналоги пользуются внушительной популярностью благодаря своим преимуществам.

Изготовление подобного рода устройств проходит в несколько этапов. Первым представляется поиск чертежа подходящей модели, а также подготовка необходимых для сборки материалов. После этого целесообразно приступать к изготовлению гусениц будущего вездехода, его дальнейшей сборке.

Чертежи

Поскольку продажа самодельных вездеходов на гусеницах крайне востребована со стороны потребителей, многие решаются изготовить подобный агрегат самостоятельно. Для того чтобы не допустить ошибок и сконструировать работоспособное транспортное средство, настоятельно рекомендуется постоянно сверяться с чертежом выбранной модели.

Необходимые материалы и инструменты

Прежде чем приступать непосредственно к изготовлению, мастеру необходимо подготовить нужные приспособления и материалы. Помимо стандартного набора инструментов, для сборки требуется УШМ, сварочный аппарат, мощная дрель. Кроме того следует заранее подготовить необходимые материалы:

  • листовой металл либо готовый корпус от старого авто;
  • двигатель от мотоцикла или машины;
  • колеса, колесные диски;
  • транспортерная лента;
  • профилированная труба;
  • крепежные элементы;
  • различные запчасти от автотранспорта.

Реальный перечень необходимых материалов и инструментов может существенно отличаться и зависит от выбранной модели вездехода, а также изменений, которые планирует внести в его конструкцию мастер.

Порядок сборки

После того как инструменты и материалы были подготовлены, целесообразно приступать к процедуре сборки агрегата. В том случае, если у мастера не оказалось транспортерной ленты, потребуется изготовить гусеницы. Самым простым вариантом представляется лента, изготавливаемая из резиновых покрышек подходящей толщины. У покрышек потребуется отрезать бортики, а также удалить лишние слои резины, после чего можно приступать непосредственно к изготовлению вездехода:

  1. Сконструировать основание устройства, используя корпус старой техники либо собрав его из стальных листов.
  2. Установить задний мост — переднюю и заднюю подвески, состоящие из стойки и рулевой втулки. Для этой цели подойдет мост ВАЗа либо другого отечественного автомобиля.
  3. Смонтировать колесные диски на раму, после чего обтянуть их гусеничной лентой.
  4. Выполнить монтаж силового агрегата, трансмиссии и тормозов.

Поскольку тормозная система и КПП представляются слишком сложными для самостоятельной сборки, настоятельно рекомендуется взять подобные узлы от ненужных мотоциклов или авто

Необходимо отметить, что если мастер планирует собрать вездеход, способный перемещаться по воде, важно убедиться в полной герметичности корпуса и других узлов конструкции

Рынок: аналоги и конкуренты

Изначально вездеход задумывался как очень надёжная, выносливая и не самая дорогая модель, доступная не только для элиты. Можно сказать, что конструктору это удалось. Шерп легко перевозится без применения спецсредств к месту эксплуатации, большинство других вездеходов придётся буксировать на тяжёлом прицепе при помощи грузовика или трактора. Это удобно и уже по карману городскому жителю. Правда, цена самого вездехода выглядит несколько завышенной, если оценить стоимость его компоновки.

Можно назвать ряд других вездеходов, которые гораздо и сложнее в изготовлении, и дороже по себестоимости, однако стоят на рынке они дешевле, чем Шерп. Например, «Лесник», «Хунта», «Хаски». Все они имеют главное отличие от Шерпа — они управляются при помощи стандартного автомобильного руля. Такая система, конечно, привычнее обычному водителю, чем тракторное управление. Однако она имеет много недостатков — более сложна в изготовлении, больше радиус разворота, меньше возможностей у водителя при прохождении трудных участков.

Надо признать, что во время движения по голому асфальту у таких машин будет несколько меньше износ протекторов. Да и максималка у той же «Хунты» получше — до 70. Однако платить за это приходится худшей проходимостью. Всё-таки, когда человек приобретает вездеход-амфибию, он, скорее, хочет ездить везде, чем просто быстро ездить. Для этого есть автомобиль. На сегодняшний день Шерп не имеет серьёзных конкурентов в своём классе, производится в России и Украине, а также продаётся за рубеж в Канаду. Высокую его цену можно считать не платой за изготовление вездехода, а платой за оригинальную идею и концепцию, позволившие ему делать то, что он может.

Чем зацепиться за лед?

Чтобы познакомиться со снегоболотоходами из Санкт-Петербурга, мы приезжали в Северную столицу дважды — оба раза весной, наставшей после всем памятной снежной зимы. Хотели застать самую «вездеходную» натуру с грязью, глубоким снегом, тонким, крошащимся льдом. Теперь, когда натура эта снова приближается к нам вместе с осенью, пришло время рассказать, как выглядят и из чего сделаны машины, которым все равно где ехать. Ну, или почти все равно.

«Главная особенность таких машин — это колеса, — объясняет Алексей Гарагашьян. — Вездеход в первую очередь состоит из колес, а потом уже можно говорить о двигателе, трансмиссии и ходовой части. Чем больше колеса, тем больше проходимость вездехода, тем лучше он плавает. С большими шинами он обретает свойства, недоступные другим транспортным средствам. Например, может выйти из воды на лед. Мне не известны гусеничные машины, которые умеют это делать».

Машина оснащена японским турбодизелем Kubota объемом 1,5 л. Мотор обладает низкой массой (114 кг), мощностью около 44 л.с. крутящим моментом 120 Нм. Отдельная важная деталь — отсутствие электронного блока управления, что повышает надежность и двигателя при эксплуатации в окружении воды. В машине два спальных места, багажник на 600 л. Расход топлива в походе — 30 л. на 100 км.

Трюк с выходом из воды на кромку льда (впрочем, довольно практичный) относится к самым впечатляющим возможностям «чебуратора», о чем не в последнюю очередь говорит количество просмотров на YouTube соответствующего видеоролика. В этом ролике Гарагашьян то проваливается на своем вездеходе в полынью, то, проплыв какое-то расстояние по открытой воде, вновь взбирается на лед и катит как ни в чем не бывало.

Разумеется, чтобы сделать такое, машина должна иметь ряд конструктивных особенностей. Первая из них — соотношение объема колес и массы машины. Если оказавшийся в воде вездеход держится на плаву, погрузившись где-то до линии осей, значит, шанс выбраться на лед у него есть. Для выпрыгивания на лед нужен определенный разгон. Но где его взять, если у вездехода нет гребного винта? Грести машина будет колесами, для чего ей необходим достаточно рельефный протектор. Такой протектор нужен и для того, чтобы зацепляться за кромку льда. И еще один важный момент: чтобы колесо не проскальзывало, давление в нем должно быть совсем низким, например 0,02 атм. Если давление будет высоким, а колесо твердым, несминаемым, то въехать на вездеходе на лед окажется столь же трудным делом, как и взобраться на бордюр тротуара вальцом асфальтового катка.

Вообще, колеса низкого давления — обязательное условие сверхпроходимости. Правда, у таких колес есть одна проблема: при деформации они легко разбортируются. Можно, конечно, применять бедлоки — специальные запорные устройства, которые используют, например, на машинах для джип-триала. Но в «чебураторе» есть своя изюминка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий