Предыстория мотоциклов ИЖ
Все семейство мотоциклов ИЖ ведет свою родословную непосредственно от довоенной немецкой модели компании DKW – NZ-350. Эта надежная техника стала во время Великой Отечественной войны одним из основных видов мотоциклов Вермахта в условиях бездорожья Восточного фронта. В 1944 году один из заводов в городе Цшопау фирмы DKW оказался в зоне оккупации советских войск. В качестве репарации из Германии было вывезено оборудование, техническая документация и специалисты. После завершения военных действий правительством СССР было решено начать выпуск советских мотоциклов на Ижевском заводе, раннее производившем оружие. Так в Удмуртии стали делать копии немецкой мототехники под маркой ИЖ. И эти мотоциклы не уступают своим немецким “родителям”. ИЖ Планета 3, как и его модификации, а также следующие модели 4 и 5 пользуются неизменным спросом.
Двигатель Иж Планета Спорт
Как вы знаете, завод Ижмаш выпускал и другие модели планеты, но все они на то время имели слабые характеристики. Планета Спорт стала самой мощной на то время планетой, получив 349 см. куб. объема и 32 лошадки. Единственной взятой у иностранцев деталью был карбюратор Микуни, принадлежавший японским инженерам. Вскоре они взяли у них еще электрооборудование и оптику. В итоге при таких неслабых характеристиках и весе в 135 кг планета получила 237 л.с. на 1 тонну веса. Результатом стали отличные динамические характеристики — мотоцикл развивал 100 км/час всего за 11 секунд. Вскоре новые модификации были существенно изменены, производитель решил отказаться от импортных элементов, и установил советский спидометр и электрооборудование. Также появилась модификация с карбюратором К-62М собственного производства, но с ним мотоцикл выдавал всего 28 л.с.
23 ноября 2009 г.
ИЖ-Планета Спорт — уникальный спортивный ИЖ!
Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М с меньшим диамером диффузора, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних «японцев» можно по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой. К 1979 году «Планеты Спорт» постепенно избавили от импортных комплектующих, ухудшив качество основных деталей. На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневный эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15». Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого ИЖ ПС), «Спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали , что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Именно на этом мотоцикле многие занимались самым настоящим моторным «тюнингом» — растачивали цилиндр под поршень М-412 либо под поршневую группу кроссовой 500-кубовой «чезетты». Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ-Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).
Техническая характеристики: Общие данные (в скобках — данные для версий с 1979 года ) База мотоцикла 1350 (1390) мм Длина 2050 (2070) мм Ширина 730 (810) мм Высота 1100 (1150) мм Дорожный просвет 145 (135) мм Сухая масса 135 (145) кг Максимальная скорость 140 (130) км/час Расход топлива: при скорости 60 км/час 3,5 л/100 км при скорости 100 км/час 6,5 л/100 км Время разгона до 100 км/час 11 сек Тормозной путь со скорости 60 км/час 12 м Запас хода около 400 км
Двигатель: Тип двигателя двухтактный, с трёхканальной продувкой Число цилиндров 1 Диаметр цилиндра 76 мм Ход поршня 75 мм Рабочий объём 340 куб.см Степень сжатия 9,5-10,5 (8,7-9,2) Номинальная мощность двигателя при 5600-6700 об/мин 32 (28) л.с. Крутящий момент двигателя при 5200-5800 об/мин Система смазки раздельная (совместно с топливом 1:25) Система охлаждения потоком встречного воздуха Система питания Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом Карбюратор “Микуни” (К-62М) Диаметр диффузора 32 мм Производительность главного жиклёра 190 куб.см/мин
Трансмиссия: Первичная передача косозубыми шестернями Сцепление многодисковое в масляной ванне Коробка передач четырёхступенчатая Переключение передач ножное Задняя передача открытая, втулочно-роликовой цепью Передаточное число первичной передачи 2,18 Передаточное число задней передачи 2,47 Передаточные числа коробки передач: I передачи 3,17 II передачи 1,81 III передачи 1,26 IV передачи 1,0
Ходовая часть: Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная (!) Передняя подвеска бесштоковая телескопическая вилка Ход подвески 155 мм Задняя подвеска маятниковая Ход подвески 90 мм Размеры шин: переднего колеса 3,00-19″ заднего колеса 3,50-18″ Тормоза колодочные Диаметр тормозного барабана: переднего колеса 190 мм заднего колеса 170 мм
Электрооборудование: Напряжение бортовой сети 12 В Генератор ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока Напряжение генератора 14 В Мощность генератора 100 Вт Аккумуляторная батарея 6МТС-9 Регулятор напряжения ИЖ РН-1 (БПВ 14-10) Свеча зажигания А-23
Заправочные ёмкости и ГСМ: Топливный бак 14 л, бензин АИ-93 Масляный бак 1,5 л, масло МС-20
Иж Планета Спорт | |
---|---|
Общая информация | |
Производитель | Ижевский машиностроительный завод |
Составляющие | |
Двигатель |
Иж Планета Спорт | |
---|---|
Производитель | ИЖ |
Марка | Иж Планета Спорт |
Тип | Бензиновый, двухтактный, с трёхканальной продувкой |
Объём | 350 см 3 |
Максимальная мощность | 32 л. с. , при 6 700 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 34,3 Н·м , при 5 800 об/мин |
Цилиндров | 1 |
Клапанов | нет |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 75 мм |
Степень сжатия | 10,5 |
Система питания | карбюратор |
Охлаждение | воздушное |
Материал ГБЦ | алюминий |
Тактность (число тактов) | 2 |
Рекомендованное топливо | АИ-93 |
Система смазки
раздельная
Технические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
140
Расход топлива, л на 100 км
при скорости 60 км/ч
4,5
при скорости 90 км/ч
6,5
Габариты
Длина, мм
2 050
Ширина, мм
730
Высота, мм
1 100
База мотоцикла, мм
1 350
Дорожный просвет, мм
147
Иж Планета Спорт — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год.
Made in USSR + Japan
Интересно, что все основные узлы и агрегаты были отечественными (разве что кроме японского карбюратора), то есть собственные технологии позволяли воплощать в жизнь любые современные конструкции – и делать это в массовом производстве и в расчете на долговременную эксплуатацию. Что, собственно, неудивительно, ведь “ИжМаш” в то время был предприятием оборонного комплекса. За границей закупались только второстепенные комплектующие ИЖ ПС – светотехника и электроприборы.
На рекламном плакате “Автоэкспорта” запечатлен опытный мотоцикл, он отличался двигателем и деталями облицовки.
Импортные детали обеспечивали новинке товарный вид: стиль, дизайн, аккуратность отделки – то, с чем у нас действительно были проблемы. По воспоминаниям ветеранов “ИжМаша”, на первый год производства (1973 – 1974) было закуплено в Японии 30 тыс. комплектов из 12 единиц комплектующих каждый.
На второй год, к слову, японцы подняли цену в 2, 5 раза, запчасти снова закупили, но в конце концов это сыграло свою роль и поздние “ПэЭсы” лишились импортных деталей, потеряв не только “нездешнюю” отделку, но и 4 л.с. мощности.
Техническое обслуживание и ремонт мотоцикла
В целом конструкция ижевского мотоцикла не изменялась с 1956 года (тогда с конвейера сошла первая модель ИЖ-56 «Планета»), поэтому запасные части и комплектующие взаимозаменяемы с последующими моделями Планеты – 4 и 5. Некоторые трудности в адаптации будут, но не существенные. ИЖ Планета 3 ремонт требует стандартный, не представляющий собой ничего сложного. Процессы монтажа и демонтажа основных агрегатов и узлов полностью совпадает со всеми моделями мотоциклов Ижевского завода. Если двигатель был обкатан правильно, то проблем с ним будет крайне мало. Литература по ремонту ИЖ Планета 3 многочисленна – это в случае решения «покопаться в гараже самостоятельно». Также на сегодня, в виду большой популярности данной модели многие сервисы осуществляют техобслуживание мотоцикла и другие работы.
Технические параметры мотоцикла
ИЖ Планета 3 имеет двигатель, объемом в 346 см3, но может развивать скорость до 110 км/час. Двигатель имеет мощность в 18 лошадиных сил при 5 тысячах оборотов в минуту. На маршрут в 100 километров мотоцикл потребляет около 5 литров смеси масла и бензина на скорости 90 км/час. При движении с меньшей скоростью расход топлива значительно снижается, например, на скорости 60 км/час будет израсходовано около 3,7 литра. Бензобак ИЭ Планета 3 может вместить 18 литров бензина. Техника имеет 2 глушителя. Мотоцикл в базовой комплектации весил 168 килограммов, такой же вес способен транспортировать на себе. На переднем колесе расположена телескопическая вилка, заднее имеет пружинную подвеску. ИЖ Планета 3 – это первый мотоцикл в СССР, который оборудовали указателями поворотов.
Пять случайных мотоциклов:
Triumph Street Triple 675 10th Grey Anniversary S.E. 2017
127 000р.*
Yamaha TW 200 2016
Maico Supermoto 380 2001
Maico GS 350 / 360 1991
246 000р.*
Kawasaki E N 500C Vulcan Classic 1996
Три усовершенствования Явы 634 для мототуристов
Три предложения На мотоцикле ЯВА-634 для более удобного обслуживания я ввел ряд усовершенствований, которые, может быть, заинтересуют мототуристов. Вот три из них.1.Чтобы при поездках по грунтовым дорогам грязь не забивала зазор между колесом и щитком, я поднял щиток, установив удлинитель (фото 1) из листовой стали. 1. Так выглядит удлинитель кронштейна щитка. 2.Под седлом закрепил панель (фото 2). на которой разместил выключатель 2 «массы» (тумблер), колодку 3 с предохранителем, два гнезда 4 для подключения аккумулятора, гнездо 5 для подключения светильника, вмонтированного в основание седла (он освещает подседельное пространство), и два гнезда 6, от которых можно взять питание для переносной лампы, приемника, вулканизатора и т. п. 2. Подседельное пространство: 1 — панель: 2 — тумблер; 3 — колодка с предохранителем; 4 — гнезда для подключения батареи; 5 — гнездо для подключения светильника, вделанного в основание седл…
Устранение разбалтывания педали тормоза у мотоцикла ИЖ с коляской
Надежное крепление У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски. г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ 1987N09P33
Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета
Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с.
Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора
Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла.
Основные средства повышения мощности дви…
Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)
Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк…
Последние изменения в истории Иж Планета Спорт
1979 год внес некоторые, не самые лучшие, изменения в создание мотоциклов. Производители стремились полностью избавиться от иностранных частей и деталей, которые были более качественными, нежели запчасти отечественного производства. Цена на запчасти к мотоциклам соответственно была снижена.
Уже в апреле 1975 на основе столь популярного и любимого людьми Планеты Спорт было запущено производство новых моделей:
- спортивный Иж М-15
- кроссовый Иж-К-15
«Пес» – именно таким прозвищем советские мотоциклисты наградили Планету Спорт. Он был популярен и востребован на протяжении долгих лет, благодаря чему неоднократно подвергался моторному тюнингу. Цилиндр Пса затачивался, как правило, под поршень «ЧеЗет» или М-412 Москвича.
Вот таким был путь рождения Планеты Спорт 500. Его можно назвать поистине великим произведением искусства советским тюнингистов.
Планета 3 тюнинг
Безусловно, многие владельцы ИЖ Планета 3 тюнингуют мотоцикл. Но далеко не все полезно, что хочется. Так, например, форсирование двигателя приводит агрегат к быстрому износу и неизбежному ремонту, поскольку просто не рассчитан на такие мощности. А вот переделка системы электропитания из контактной в бесконтактную, усиление рамы, установка скользящего контакта с соответствующей платой – вполне переносимы данной техникой. Хотя современные владельцы недолго думают, поскольку ИЖ Планета 3 сегодня иногда доступен даром. Они смело экспериментируют. Зато раритетный и надежный мотоцикл живет до сих пор полноценной жизнью. И весьма востребован любителями металлической мототехники.
История особенностей комплектации
1974
- Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
- Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
- Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
- Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
- Глушитель прямой
- Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
- На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
- Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
- Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
- Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
- Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
- Зарубежное электрооборудование и светотехника:
- Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
- Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
- Задний фонарь «Stanley» (Япония)
- Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением — фирмы «Lucas»
- Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
- Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
- Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
- Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
- Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
1975
- Карбюратор «Микуни» VM32-89
- Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
- Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
- Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
- Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
- Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
- Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
1976
- Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
- Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
- Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
1977
- Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
- Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
- Реле напряжения под топливный бак
- Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
1978
- Упраздняется мягкое крепление двигателя
- Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
- Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
- Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
- Начало установки противоугонного замка
- замок зажигания ВК105
- комбинированные переключатели на руле
- задний фонарь
1979
- Изменение конструкции задней подвески:
- Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)
1980
1981
- Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
- Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)
Вывод
В современном мире реставрация ретро-мотоциклов остаётся уделом энтузиастов, которые готовы потратить на любимое дело не только массу времени, но и кучу денег. Если вы из их числа, то Иж ПС может занять своё место в вашем гараже. Но покупать его именно для езды смысла нет, если только вы не фанат ретро-техники.
Технические характеристики
Мощность: | 32 л. с. при 6700 об. мин Л.с. |
Тип Двигателя (расположение цилиндров): | одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки |
Количество цилиндров: | 1 |
Объем двигателя: | 340 см3 |
Тип охлаждения: | Воздушное |
Трансмиссия: | Механическая 4-ступенчатая |
Привод: | Цепь |
Рама: | Стальная |
Вес: | 135 кг |
Емкость бака: | 14 л. |
Максимальная скорость: | 140 км/ч |
Колесная база: | 1390 мм |