Мотофристайл один из самых зрелищных видов мотоциклетного спорта

Трюки, выполняемые на мотоциклах

На стантрайдинг люди смотрят часами, настолько это увлекательно и зрелищно. Самым простым из выполняемых трюков считается вилли, но он также требует постоянных тренировок. Опытные байкеры считают, что данный трюк легче выполняется на байке, чем на велосипеде.

Неподготовленному человеку выполнять эти эффектные маневры не возможно. Участие в стантрайдинге требует квалифицированной подготовке на специальных площадках под наблюдением опытных инструкторов. Мототрюкачество выделилось в два основных направления. Это стантрайдинг и также еще молодой мотофристайл.

Смотреть трюки на мотоциклах можно не только на соревнованиях. Множество их показано в фильмах и в роликах интернет. В переводе с английского стант-райдинг переводится как трюковая езда. И занимаются не только профессиональные спортсмены-мотоциклисты этим увлекательным и опасным видом спорта. Многие любители мотоциклов и агрессивной езды пытаются делать их во время своих поездок на своих байках.

Рассмотрим, какие виды основных трюков используются в этом виде мотоциклетного спорта.

Мототрюк на заднем колесе

Вилли трюк-так называется езда на мотоцикле, на его заднем колесе. Это базовый наиболее элемент. Способов, которыми исполняется этот трюк, несколько. Во-первых, зависит от условий движения. во-вторых, от положения байкера. Он снимает ноги с подножек, сидит в седле, стоит на двух или одной ноге и другие позы. Базовым уровнем считается движение в прямом направлении, когда пилот на мотоцикле сидит или стоит. Скорость при этом стабильная. А более продвинутый способ – это когда выбирается сложная траектория и положение тела пилота изменяется.

Стоппи на мотоцикле

Так называется элемент, когда при торможении пилот едет тоже на одном колесе, но уже переднем. Способов выполнения этого трюка также несколько.

Так называют «сжигание резины». Мотоциклист держит свой байк в неподвижном состоянии, но может провести этот трюк и во время движения. заднее колесо мотоцикла очень долгое время заставляют буксовать. Здесь важен эффект дыма. Для этого ручка газа откручивается и одновременно выжимается передний тормоз, а рычаг сцепления пускается резко. Выполнение этого элемента потребует от пилота хорошей физической подготовки. Трюки на мотоцикле видео часто производятся вместе с этим элементом, так как он очень зрелищный.

Странное название, но данный элемент настолько сложный, что мотоциклист буквально отдает свою жизнь во время его исполнения в руки бога. Руль во время движения пилот отпускает. И запрыгнув на сиденье, разводит в разные стороны свои руки.

Особо опасный трюк можно выполнить лишь на легком кроссовом байке. Кроме транспорта здесь необходим еще и трамплин. Взлетая с трамплина, мотоциклист отпускает руль, держась за седло, и парит над мотоциклом.

Выполнять его смогли только недавно. Раньше считалось, что выполнить его практически невозможно. Выполнить его могут только каскадеры с большим опытом. Пилот совершает кувырок непосредственно в воздухе, выполненный вперед. Опасность в том, что траектория движения мотоцикла практически не изменяется. Для того чтобы приземлить мотоцикл на колеса, нужно максимально точно рассчитать скорость разгона.

Бэкфлип на мотоцикле

Тоже сложный, но не такой, как фронтфлип. Переворот нужно выполнить также в воздухе, но назад. А трюк двойной бэкфлип выполнить намного сложнее.Поцелуй смерти. Техника его выполнения похожа на трюк «Супермен». Но этот элемент любим зрителями из-за его зрелищности. Пилотом выполняется стойка на руках на руле мотоцикла прямо в воздухе. И летит он над мотоциклом вперед спиной.

Внимание

Эти и другие трюки выполняются только профессиональными каскадерами. Не рекомендуется пробовать их повторять любителям. Для этого нужна особая подготовка и специальный защитный костюм.

Мотофристайл отличается от стантрайдинга акробатическими элементами, выполняемыми на мотоцикле. Все трюки в этом виде спорта выполняются только на одном виде мотоциклов, кроссовых.

Общий обзор видов мотогонок

Существует более двух десятков разновидностей мотогонок, которые остаются актуальными в течение уже длительного времени.

Мотокросс


Мотокросс

Основной вид мотоциклетного спорта. Для проведения этого мероприятия необходимы специальные кольцевые трассы с подготовленными препятствиями. Это могут быть участки дороги из песка, ямы или канавы, крутые повороты и другие препятствия.

Спидвей


Спидвей

Используется трасса овальной формы, с травяным, ледяным, земляным или грунтовым покрытием. Как правило, используются небольшие трассы, длина которых составляет не более 400 м. Дорога имеет ровную поверхность без препятствий. В гонках участвуют от 4 до 6 участников.

Эндуро


Эндуро

Разновидность мотокросса, где очень много препятствий, а иногда присутствует полное бездорожье. На трассе могут встретиться камни, песчаные участки, грязевые лужи и даже бревна. Длина замкнутой трассы может быть до 60 км, а соревнования длятся целых 6 дней. Помимо личных достижений в зачет идут также командные результаты.

Мототриал


Мототриал

Этот вид спорта требует аккуратности, но при этом быстродействия. На трассе размещены искусственные препятствия, которые гонщик должен преодолеть, не задев частями тела. На таком мотокроссе используются мотоциклы без сидений. Участникам нужно преодолеть сложную дорогу стоя за определенный промежуток времени.

Драг-рейсинг


Драг-рейсинг

Принцип похож на автомобильный вид спорта. Участники соревнуются между собой, и должны пройти за минимальное время прямой участок трассы длиной в 400 метров.

Это только самые основные разновидности мотоциклетного спорта, которые проводятся во всем мире. Некоторые из перечисленных мотогонок имеют подвиды. Например, Эндуро имеет несколько подвидов, которым относятся:

  • ралли;
  • эндуро-спринт;
  • эндуро-кросс;
  • кросс-кантри;
  • экстремальное эндуро.


Мото Ралли Дакар

Также есть и другие, менее популярные соревнования:

Минимото – для таких соревнований требуются специальные мини мотоциклы;


Минимото

Мотофристайл – вид мотоспорта, в котором используются кроссовые мотоциклы, участники выполняют различные трюки в полете;


Мотофристайл

Стантрайдинг – соревнования подразумевают трюковую езду на мотоциклах;


Стантрайдинг

Шоссейно-линейные гонки – соревнования проходят на замкнутой асфальтированной трассе с использованием дорожных мотоциклов.


Шоссейно-линейные гонки

Мотоциклы, на которых делают трюки

Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.

Лучшим вариантом считаются трюковые мотоциклы для выполнения трюков и занятий стант-райдингом , спортивные и нейкеды. Их можно переделать под трюковую езду. Но надо помнить, что такой тюнинг будет очень затратным. А так как и во время обучения, и во время уже непосредственно выполнения различных трюков, мотоцикл обязательно будет падать. Значит, еще нужны дополнительные средства на постоянный ремонт. Лучше всего начинающих использовать питбайки. Это небольшие кроссовые мотоциклы, на которые удобно учиться.

Внешне такие мотоциклы похожи на кроссовые внедорожные байки. Но у них меньше размер и вес. Лучшими питбайками считаются мотоциклы от BSE. Дилеры компании работают уже по всему миру. Собирается техника в Китае.

Мотоцикл подойдет байкерам весом до ста килограмм. При посадке на байк ноги мотоциклиста должны доставать до земли.

Использовать этот мотоцикл можно в следующих случаях.

  • Питбайк Кантри. Предназначен для пересеченной местности. Самая популярная модель.
  • Питбайк Мотокросс. На нем можно ездить по трассам, летать с трамплинов, выполнять прыжки. Питбайк Супермото идеально подойдет для езды по трассе с ровным покрытием.
  • На питбайке Стант можно выполнять любые трюки, даже самые сложные.
  • Новая модель питбайк Парк тоже подойдет для выполнения различных трюков и фигур.
  • Для прыжков со специальных трамплинов подойдет еще одна новая модель питбайк Мотофристайл.

Питбайк представляет собой надежную и простую конструкцию. Но навыками и умением мотоциклист должен обладать обязательно.

Виды мотофристайла

Состязания по мотофристайлу проходят как в рамках отдельной дисциплины на чемпионате экстремальных видов спорта, так и в виде самостоятельных соревнований. Сами состязания в зависимости от специфики проведения могут быть различны и состоят из нескольких видов, но главное в них — трюки. Например, в программе Всемирных экстремальных игр X Games в категории «Мотоциклы», кроме нескольких чисто кроссовых экстремальных заездов, выделяются пять основных направлений мотофристайла:

  1. Собственно, мотофристайл или фристайл мотокросс (Freestyle Motocross) как старшая из всех дисциплин. Райдеры, как правило, выполняют несколько программ продолжительностью от 90 секунд до 14 минут на специальном треке, состоящих из серии прыжков различной длины. Спортсмены стремятся выполнить как можно больше различных трюков во время выступления. Их число за выступление может составить от 10 до 15. Судьи оценивают выступление по 100-бальной шкале. Оценивается способность участников завершать различные трюки, используя комбинации различных прыжков.
  2. При одновременном заезде двух райдеров по кроссовой трассе в дисциплине Speed & Style (скорость и стиль) оценивается как качество выполнения трюков и их количество, так и время прибытия к финишу участников.

Следующие три дисциплины уже не являются заездами, а скорее, являются конкурсом на лучший трюк.

  1. В Best Trick (конкурс на лучший трюк) спортсмен имеет две попытки на выполнение лучшего трюка. Собственно, конкурс представляет собой состязание на лучший затяжной прыжок с трамплина на кроссовом мотоцикле. Трюк может быть один и тот же или при каждой попытке другой. Здесь самую важную роль играет новизна. Если трюк исполняется впервые, то самая максимальная оценка будет отдана ему.
  2. Соревнование Best Whip определяет среди участников лучшего исполнителя трюка «удар хлыстом» (Whip). Главная задача этого состязания — расположить мотоцикл во время полёта в прыжке горизонтально земле. Лучший исполнитель трюка становится победителем.
  3. Прыжок в высоту Step Up (шаг вверх). Каждый спортсмен имеет две попытки, побеждает тот, кто покажет лучший результат. Имеет также названия Big Air, Highest Air в других чемпионатах.

Некоторые соревнования по мотофристайлу не включают в свою программу все эти виды и могут задействовать две-три дисциплины на выбор. Например, чемпионат мира по мотофристайлу «Ночь прыжков» под эгидой международной федерации мотофристайла определяет победителя в трёх дисциплинах: Freestyle MX, Highest-Air и Best Whip Contest. Чемпионом становится лучший спортсмен в общем зачёте. Самыми известными соревнованиями по этому виду спорта являются чемпионаты X Games, Gravity Games, Red Bull X-Fighters World Tour, Dew Action Sports Tour, FIM FMX World Championship Night of the Jumps, Navy Moto X World Championship, Masters of Dirt.

Оригинальной формой фристайла на мотоциклах является фрирайдинг, который представляет собой заезды по открытой местности. Здесь нет судей и трассы, а только лишь соревнование с природой на естественном рельефе для оттачивания своего мастерства в прыжках.

Кто «пишет историю» фристайл мотокросса?

В историю мотофристайла навеки вписаны имена великих кроссменов, стоявших у истоков FMX движения в Штатах, таких спортсменов, как Майк Джонс, Джереми МакГраф, Браен Диган, Майк Метцгер, Нейт Адамс, Тревис Пастрана и многих других. И, хотя почти все вышеперечисленные спортсмены уже давно не выступают, редко можно встретить человека, увлеченного мотоспортом, который никогда не слышал этих имен. Следующее поколение FMX-райдеров стало интернациональным, например, первым официальным Чемпионом Мира по FMX стал Мэт Рибо из Швейцарии, затем большую популярность и множество наград получил норвежец Айло Гауп, непревзойденным рекордсменом (совершившим самые безумные прыжки) по сей день является австралиец Робби Мэддисон и т.д.

Наконец современное поколение FMX представило миру отечественных спортсменов. Одними из первых были братья Ярыгины – Владимир (сделавший первый бэкфлип на кроссовом мотоцикле в России) и Михаил (обладатель первого места на Чемпионате мира 2012 в категории «Whip Contest»), а также их друг и коллега – Николай Иванков, которые вместе представляют самую сильную из профессиональных FMX-команд в России – «FERZ».

  

Команда FERZ.

Широкую известность получил отечественный спортсмен из Коломны – Алексей Колесников (первый райдер в России, сделавший бэкфлип на дистанции в 21 метр) и его команда «FMX 13», включающая в себя Алексея Айсина, Кирилла Гаврилова и Антона Смирнова. Сам Алексей постоянно тренируется со своими зарубежными коллегами и обладает очень высоким уровнем мастерства, зачастую превосходящим опыт американских и европейских спортсменов.

  

Команда FMX 13.

Постепенно снискивает популярность у зрителей команда Павла Антонова «MadMen», в которую также входят Сергей Степаненко, Александр Кудрявцев, Валерий Хуцишвили и Евгений Козинченко. Этот молодой коллектив существует чуть больше года, но парни уже показали достойный уровень на отечественной FMX-арене.

 

Команда MadMen.

Помимо профессиональных команд, которые регулярно проводят показательные выступления и принимают участие, как в локальных, так и в международных соревнованиях, в разных уголках России с каждым годом появляется все больше спортсменов-любителей. Причем райдеры относятся к различным возрастным категориям, некоторые обладают большим опытом в классическом мотокроссе, а другие пришли во фристайл и вовсе без кроссовой подготовки. Можно с уверенностью сказать, что в нашей стране постепенно формируется собственное фристайл движение, привлекающее всё большее число спортсменов. А это значит, что весьма распространенный предрассудок о том, что «мотофристайл по своей опасности получения травм равносилен самоубийству» – побежден окончательно и бесповоротно!

Во многом этому способствовала деятельность в популяризации дисциплины от вышеперечисленных команд. Например, клуб FERZ в Москве (в районе Царицыно) обучает всех желающих, как классическому мотокроссу, так и мотофристайлу. Алексей Колесников несколько лет подряд проводил летний лагерь Red Bull Kolesnikov FMX Factory (в Коломне), в который приглашались для недельного обучения наиболее перспективные спортсмены со всей России и ближайших стран-соседей – Украины, Прибалтики и т.д. Команда MadMen базируется на трассе мотошколы Red Racing Group в Москве (в районе Крылатских холмов) и с радостью принимает гостей для совместных тренировок на фристайл площадке.

Чемпион вопреки

За плечами Алексея Колесникова две победы в этапах чемпионатах мира по FMХ и множество титулов, но самым важным соревнованием в карьере он считает Red Bull X-fighters – турнир среди 14 лучших райдеров планеты. Алексей выступил на нём в 2013 году в Москве на Красной площади и был единственным представителем России.

“Один из моих генеральных спонсоров в 2007 году говорил мне: Леша, собирай вещи и уезжай тренироваться за рубеж, мы поддержим, – рассказывает Алексей. – Я сказал “нет”. Меня убеждали в том, что я здесь не сделаю революцию, а получилось, что сделал. Сегодня в России есть фристайл-мотокросс и такие серьёзные соревнования как Nitro Circus, Nights of the Jumps, Red Bull X-fighters и не только. В Казахстане я выступаю уже пятый или шестой раз. Всё это уже есть в наших краях, и для меня бальзам на душу, что я стал маленькой частью этой большой истории”.

Алексей Колесников на площади “Астана” в Алматы / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Алексей Колесников на площади “Астана” в Алматы / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Алексея Колесникова называют отцом фристайл-мотокросса в России, а его родной город Коломну – российской столицей FMX. Вместе с соратниками райдер построил там крупнейший парк для мотофристайла в стране. На его базе Колесников уже несколько лет проводит недельные лагеря для полупрофессионалов, где молодые райдеры совершенствуют навыки и узнают о спортивном питании, медицине и правильном обслуживании мотоциклов

Когда Алексей только начинал, таких возможностей в России не было. Свою первую рампу Алексей с друзьями собирал по фотографиям, а многим трюкам райдер учился, пересматривая видеокассеты с выступлениями кумиров. Неправильный радиус, фанерное покрытие и прыжки на третьей передаче вместо второй – экстремал до сих пор удивляется, как тренировки на самодельной рампе обошлись без серьёзных последствий.

FMХ – молодой вид спорта. Первым на кроссовом мотоцикле начал прыгать американский мотогонщик Трэвис Пастрана в 90-х. Алексей Колесников тогда только увлёкся мотокроссом и тренировался в спортивно-техническом клубе “Мастер” у Сергея Поварова – легенды советского эндуро и первого российского мотогонщика на гонках “Париж – Дакар”.

“В начале 2000-х у клуба не было финансирования, половину всего тренер делал на свои деньги, – вспоминает Алексей Колесников. – Мы видели, как ему это тяжело давалось. Однажды тренер сказал нам: “Ребят, у клуба ничего нет, могу дать вам только помещение, но дальше давайте сами”. Многие тогда отвалились. Через этот клуб прошли сотни, даже, тысячи детей, а результативных, включая меня, осталось двое-трое.

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

В студенческие годы Алексей зарабатывал 2 300 рублей в месяц. Для сравнения, один только поршень для мотоцикла стоил 3 500. Но уже тогда будущий чемпион не представлял жизнь без мотоспорта. Чтобы заниматься любимым делом, он трудился в автосервисе через дорогу от своего колледжа, а в обеденный перерыв разгружал фуры на строительном рынке. Увлечение Алексея FMX было его семье не по карману, поэтому на старте карьеры у него никогда не было новой экипировки.

“Когда я начинал заниматься фристайл-мотокроссом, мы не знали, что на этом виде спорта можно заработать

Мы просто одержимы тем, что делаем, неважно, платят нам за это или нет. Да, сейчас мы не бедствуем

Это коммерческий вид спорта, и каждый спортсмен в зависимости от уровня получает гонорар. Но, уверяю, сколько бы ты ни получал, когда лежишь с серьёзной травмой на больничной койке, никакими деньгами это не окупается.

В прошлом году атлет попал в реанимацию после неудачной тренировки в Италии. Отрабатывая, казалось бы, дежурный трюк, райдер сломал себе ключицу, три ребра, повредил лёгкое и артерию, из-за чего у него пропал пульс на левой руке. Вдобавок в одном из сосудов лёгкого образовался тромб. Атлет долго восстанавливался и в этом сезоне пересел на новый мотоцикл. Сейчас у него КТМ- 450 SX-F. По словам Алексея, в отличие от предыдущих его мотоциклов, этот более предсказуемый и контролируемый, и в то же время максимально мощный.

Основные соревнования

Основная цель большинства мотоциклетных дисциплин — привлечение внимания к мотоциклетному спорту у новой аудитории, небольшая часть которой впоследствии примкнет к числу участников-любителей, а затем, возможно, и профессионалов. У экстремальных видов спорта за счет зрелищности это получается лучше всего, поэтому соревнования по ним проходят достаточно часто, но конкретно ситуация с FMX выглядит достаточно странной.

Red Bull X-Fighters — самое важное соревнование, положившее старт всему направлению в США и впоследствии вышедшее на мировой уровень в серии событий Red Bull X-Fighters World Tour. Соревнования регулярно успешно проводились с 2001 года, но после турнира, прошедшего в 2017 году в Мадриде, по какой-то причине они прекратились.
Summer X Games — ежегодное соревнование, включающее сразу несколько видов экстремального спорта: от скейтбординга до мотофристайла

В этом году по традиции оно пройдет в Миннеаполисе и Осло.
FIM Freestyle Motocross World Championship — официальный Чемпионат Мира по мотофристайлу проводится с 2006 года в виде серии этапов в разных странах. В последний раз проводился в 2019 году. О датах и месте проведения Чемпионата в 2020 официальной информации пока нет.
Чемпионат России по мотокросс-фристайлу — единственное отечественное официальное мероприятие. Впервые оно состоялось в сентябре 2017 года в Волгограде, но несмотря на отличный старт (14 спортсменов-участников со всей России и более 50 000 зрителей), последнее на данный момент событие состоялось уже в 2018 году. О продолжении проведения чемпионата также на данный момент ничего не известно.

История возникновения и развития мотоспорта в мире

За точку отсчета для мотоспорта принимают создание в 1885 году первой механической повозки – так назывался прародитель современного мотоцикла. Он представлял собой полностью деревянную конструкцию, оснащенную бензиновым двигателем, и мог перемещаться со скоростью до 12 км/ч. Изобретатель этой повозки – гениальный немецкий конструктор Готтлиб Даймлер.

Конструкция не вызывала доверия у властей, поэтому в Европе на ее использование вводились ограничения. Так, в Англии перед мотоциклом должен был идти пешеход с фонарем, а разрешенная скорость перемещения составляла всего 6 км/ч.

Это не стало препятствием для развития инженерной мысли: энтузиасты создавали повозки, работающие от электричества, пара или газа.

Первые гонки

В 1894 г. состоялось автомобильное состязание, в котором приняли участие и механические двухколесные экипажи. Маршрут гонки составил 126 км – это расстояние от Парижа до Руана.

Средняя скорость движения транспортных средств, участвующих в этих соревнованиях, была смехотворной: 20 км/ч. Но для конца 19-го века это был прорыв. Гонка привлекла множество зрителей, ее стали проводить каждый год.

Но первое соревнование для мотоциклов состоялось лишь в 1899 г. С этого момента начинается история возникновения мотоспорта как самостоятельного явления.

Гонку прошла в Вене. Тогда еще не существовало четких правил проведения состязаний. В 1900 г. это недоразумение было исправлено спонсорами гонок: они установили ограничение массы транспортных средств от 400 кг до 1 т.

Чемпионат мира по мотокроссу 1965

В июле 1905-го в Чехии была создана Международная федерация мотоклубов (ФИМ).

Развитие направлений мотоспорта

Начало 20-го века стало временем бурного развития мотоспорта. В 1907-м проводятся первые гонки на гаревых дорожках, в 1908-м – на кольцевой трассе. В том же году появился мотокросс, соревнования на пересеченной местности. Мотоциклетные повозки принимали участие наравне с лошадьми.

Популярность мотоспорта росла, и в 1913 г. ФИМ проводит первые шестидневные соревнования International Six Day Trial (ISDT). В первых из них принимали участие мотоциклы и трициклы. Результаты подсчитывали в личном и командном зачете. Это одно из ключевых состязаний для мотоциклетных команд, существующее и сегодня.

У зрителей популярность обрели мотокроссовые гонки на крутых подъемах.  В соревнованиях участвовали мощные мотоциклы с пробуксовочной системой.

После Второй мировой войны в Великобритании был организован «Мотокросс наций». Победителями этих гонок чаще всего становились британские и американские команды.

Первый чемпионат Европы был проведен в 1955-м, а мировой – в 1957 г. С тех пор мотоспорт продолжает развиваться, появляются новые направления. Например, мотофристайл (прыжки с трамплина), стантрайдинг (езда с трюками).

Виды мотокроссовых гонок

Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.

  • Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
  • Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
  • Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
  • Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
  • Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
  • Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.

Мотоциклы и экипировка для фристайл мотокросса

В заключение остановимся на еще одном важном моменте соревнований — мотоциклах и экипировке.

С последней все достаточно просто: она представляет собой стандартный комплект защиты для мотокросса, включающий все основные элементы — от легкого кроссового шлема с очками до мотобот и комбинезона. Некоторые участники, выполняющие особо сложные трюки, вроде бэкфлипа (сальто назад), дополнительно надевают защиту груди и ног.

Что же до мотоциклов, то, как и сулит название, используются кроссовые байки от KTM, Honda, Kawasaki, Yamaha и Suzuki, поскольку они сочетают в себе небольшой вес и внушительную мощность. В большинстве случаев это серийные модели с 2-тактным 250-«кубовым» двигателем или 4-тактные с мотором 450 см3, но бывают и исключения, так как напрямую от этих характеристик победа не зависит.

Серийные модели подвергаются дополнительным модификациям:

  • регулировка подвески для большей жесткости,
  • установка руля с высоким подъемом, необходимым для выполнения некоторых трюков,
  • удаление большей части поролона в седле, чтобы он не мешал переносить ноги,
  • проделывание прорезей в задней пластиковой защите для того, чтобы цепляться за них руками в полете,
  • установка дополнительных ручек на руль для удобства управления мотоциклом в воздухе.

В последние годы некоторые производители стали предлагать специальные модели мотоциклов для FMX. Первой из них стала UNIT Skycraft с ультралегкой, но прочной карбоновой рамой. Однако этот байк и его аналоги от других брендов пока остаются прототипами и не используются в соревнованиях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий