Надежный перевозчик нефтепродуктов по России

Железнодорожный транспорт углеводородов

По железной дороге жидкие углеводороды, как правило, перевозят в вагонах-цистернах (98 процентов всех ж/д перевозок), и только 2 процента таких грузов везут в мелкой таре (контейнерах, бидонах и бочках). Для перевозки же твердых нефтепродуктов, а также некоторых видов масел и смазок, используются  крытые вагоны.

В связи с этом большая часть нефтехранилищ и нефтебаз располагается вблизи железнодорожных магистралей.

Есть у этого вида транспорта и свои недостатки, главными из которых являются:

  • существенные денежные затраты, идущие на   строительство новых путей, а также на поддержание в должном состоянии существующих железных дорог;
  • весьма существенная стоимость таких  перевозок (по сравнению с водным или трубопроводным способом доставки ж/д перевозки дороже  в 2-4 раза).

Железнодорожная  цистерна может вмещать 25, 50, 60, 90 и 120 тонн нефти и нефтепродуктов. Наиболее применяемые объемы –  50 и 60 кубических метров. Из цистерн формируют составы,  которые носят название  наливные маршруты. Каждая такая цистерна имеет универсальное сливное устройство, которое ставится в нижней части, что позволяет обеспечить наиболее полный слив её содержимого.  Чтобы регулировать максимально допустимое значение давление в цистерне, которое во время перевозки может вызвать  опасное напряжение стенок ёмкости, используются пружинные  предохранительные клапаны.

Если необходимо перевезти нефть или нефтепродукты, обладающие  высокой вязкостью, то такие ж/д вагоны оборудуют или наружными паровыми устройствами обогрева, или  внутренними подогревателями.

Перевозки битумов, которые являются тугоплавкими  продуктами, осуществляются при помощи специальных полувагонов бункерного типа.  Их конструкция представляет собой четыре бункера, закрепленных на общей раме и оборудованных специальной  «паровой рубашкой». Объем каждого бункера –  11,8 кубометра. Такие бункеры очень просто опрокинуть, и затвердевшие битумы высыпаются на месте разгрузки. Также легко  бункер возвращается в свое исходное положение.

Контейнерные перевозки нефтепродуктов, как правило, производятся небольшими емкостями по 2,5 или 5 тонн. Они крепятся на платформах, а когда доставляются на место, перегружаются на грузовой автотранспорт при помощи подъемного оборудования.  Чаще всего так доставляются смазочные и прочие виды масел. Поскольку они также являются продуктами с высокой степенью вязкости, контейнеры для них тоже оборудуют подогревателями парового типа.

Такие подъездные пути бывают:

Полезная информация
1основными (на них происходит непосредственно прием и отпуск продукции)
2вспомогательными (их назначение – погрузка и разгрузка нефтепродуктов в таре и других вспомогательных материалов)
3обгонными (их используют для проведения маневровых работ)

Все железнодорожные перевозки регламентированы   «Правилами перевозки нефтепродуктов», которые утверждены российским Министерством путей сообщения и компанией РЖД. Именно здесь прописаны и порядок формирования наливных маршрутов, и основные требования к перевозкам углеводородов, и порядок подачи вагонов на  эстакады, и правила сдачи загруженных продукцией маршрутов службам железной дороги, и многое другое.  Кроме того, эти Правила устанавливают временные интервалы, в течение которых должна быть выполнена погрузка или разгрузка цистерн, а также  требования, предъявляемые к их  технической эксплуатации.

В свои руки

Добиться экономии более чем по миллиарду в год (а в прошлом году 2 млрд рублей) — задача, безусловно, крайне сложная, потребовавшая сбора огромного количества информации о системе отгрузок нефтепродуктов, анализа структуры отправок. В прошлом году этот процесс был автоматизирован — в департаменте логистики и транспорта «Газпром нефти» разработана и внедрена специальная программа, которая позволила вывести процесс анализа произведенных отгрузок в ежедневный режим. Суть ее работы — в сравнении фактической отгрузки с потенциальными возможностями по укрупнению. Если была сформирована не максимально возможная по размеру партия, то в центрах отгрузок должны указать причину отклонения. При этом сразу просчитывается отрицательный экономический эффект от отправки вагонов меньшей группой. Такой подход позволил повысить вовлеченность центров отгрузки в процесс укрупнения отгрузок, что позитивно повлияло на результат.

Еще один важный центр улучшений — компания «Газпромнефть-Логистика» (ГПНЛ). До 2013 года на Омском НПЗ подачу, налив и уборку вагонов вело заводское железнодорожное управление, в ГПНЛ же только оформляли документы. Понятно, что непрофильные функции для завода не входили в число приоритетов, и их переход в ведение специалистов «Газпромнефть-Логистики» позволил серьезно оптимизировать работу. Усиление же локомотивного парка омского предприятия тремя маневровыми тепловозами позволило практически полностью отказаться от привлечения к работе на подъездных путях ОНПЗ локомотивов «РЖД». Обретение большей самостоятельности в процессе формирования маршрутов дало и прямой экономический эффект, и косвенный — от повышения качества выполнения процесса и максимального учета интересов компании.

Вадим Симдякин,Начальник департамента логистики и транспорта «Газпром нефти»

Помимо достижения экономического эффекта реализация программы укрупнения отгрузок заметно повысила ритмичность поставок и, соответственно, надежность обеспечения нефтепродуктами конечных потребителей: при отправках небольшими партиями грузы нередко прибывают с большими временными промежутками, что может привести к возникновению перебоев в работе компаний-клиентов. Прогнозируемость же поставок крупными партиями позволяет четко выстраивать логистическую цепочку от производства до потребителя.

Особенно этот эффект заметен при работе на дальних направлениях. Например, организация регулярных отгрузок темных нефтепродуктов маршрутами с Омского НПЗ позволила наладить стабильную систему поставок и реализации топлива в портах Дальнего Востока, поскольку прямым отправительским маршрутам предоставляется приоритет в движении. Результатом стал рост доли «Газпром нефти» на бункеровочном рынке региона.

Даже после модернизации НПЗ доля железнодорожного транспорта в структуре отгрузок останется на высоком уровне

2020: 20 крупнейших покупателей российской нефти

23 апреля 2020 года журнал Forbes обнародовал обновлённый рейтинг крупнейших покупателей российской нефти. Лидирующая тройка по сравнению с 2019 годом не претерпела изменений: она всё также включает китайскую China National United Oil Corporation (ChinaOil), швейцарского трейдера “Лукойла” Litasco и «дочку» «Роснефти» Rosneft Trading.

На пятом месте оказалась китайская компания СEFC, которая в 2019 году купила 9,3 млн тонн нефти за $4,5 млрд. Издание отметило, что купленную в России нефть СEFC поставляет не только в Китай, но и в Японию, Болгарию, Румынию, Италию и другие страны.

Крупнейшим покупателем российской нефти в 2018 году, по версии журнала Forbes, стала китайская компания China National United Oil Corporation

В первую двадцатку впервые вошли Socar Trading («дочка» азербайджанской Socar) и российская Marsa Energy Trading. Forbes также отмечает, что в двадцатку крупнейших покупателей российской нефти вернулась компания Gunvor (20-е место), которой раньше владел миллиардер Геннадий Тимченко.

  1. ChinaОil — 39,7 млн тонн нефти на $18,3 млрд.
  2. Litasco — 38,3 млн тонн на $17,4 млрд.
  3. Rosneft Trading — 28 млн т на $12,5 млрд.
  4. Total Oil Trading — 22,8 млн тонн на $10,2 млрд.
  5. CEFC China — 9,3 млн тонн на $4,5 млрд.
  6. Glencore — 8,3 млн тонн на $3,8 млрд.
  7. QHG Trading — 8,6 млн тонн на $3,7 млрд.
  8. Orlen — 8,3 млн тонн на $3,6 млрд.
  9. Tatneft Europe — 8,4 млн тонн на $3,6 млрд.
  10. Shell Trading — 7,4 млн тонн на $3,4 млрд.
  11. Concept Oil Services — 6,4 млн тонн на $3,1 млрд.
  12. Sakhalin Energy — 5,2 млн тонн на $2,8 млрд.
  13. Exxon Mobil (включая EXTAP) — 4,6 млн тонн на $2,3 млрд.
  14. Unipec Asia Company — 4,1 млн тонн на $2 млрд.
  15. Vitol — 3.9 млн тонн на $1,9 млрд.
  16. British Petroleum — 3,5 млн тонн на $1,7 млрд.
  17. Grupa Lotos — 2,5 млн тонн на $1,1 млрд.
  18. Socar Trading — 2,2 млн тонн на $1 млрд.
  19. Marsa Energy Trading — 2,3 млн тонн на $1 млрд.
  20. Gunvor — 2,1 млн тонн на $0,96 млрд.

Преимущества и недостатки

Чтобы сделать окончательные выводы относительно транспортировки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности с помощью железнодорожного транспорта, следует изучить сильные и слабые стороны такого способа доставки. Начнём с положительных моментов. К основным преимуществам ЖД перевозок нефтепродуктов относятся:

  • Возможность всесезонных грузоперевозок. Для железной дороги не имеет значение, какое время года на дворе. Она одинаково эффективно справляется с поставленными задачами зимой, летом, весной и осенью;
  • Высокая скорость. Если сравнивать с речными и морскими путями, железнодорожные перевозки объективно более скоростные. Порой они выигрывают даже у автотранспорта;
  • Широкая география. Это обусловлено отличным развитием железнодорожной инфраструктуры, что также можно отнести к преимуществам. Железная дорога покрывает огромные территории страны, что позволяет осуществлять грузоперевозки на короткие, средние и дальние расстояния, а также осуществлять доставку на международном уровне;
  • Объёмы. Железнодорожный состав способен одновременно тянуть за собой несколько десятков цистерн с нефтепродуктами. поэтому по количеству перевозимого груза единственным конкурентом ЖД считается морские танкеры.

Но не стоит делать поспешные выводы. У железнодорожных перевозок есть и свои недостатки. Наиболее весомыми минусами перевозки нефтепродуктов по железной дороге считаются:

  1. Цена. В сравнении с финансовыми затратами на перевозку альтернативными видами транспорта, использование железнодорожных составов оказывается более дорогим. Хотя для определённых ситуаций ЖД становится оптимальным во всех отношениях решением.
  2. Потери при транспортировке. При проведении погрузо-разгрузочных работ достаточно часто происходят утечки нефтепродуктов из цистерн и резервуаров, из которых цистерны заполняются. Это закономерное явление при железнодорожных перевозках, поэтому требуется делать расчёты с учётом возможных потерь.
  3. Оборудование. Чтобы осуществлять регулярные и эффективные перевозки нефтепродуктов по железнодорожным сообщениям, требуется использовать специализированное оборудование. Оно применяется при погрузочных и разгрузочных работах, а также на промежуточных этапах доставки к конечному пункту назначения. Это приводит к увеличению общих затрат на транспортировку.
  4. Маршруты и линии. Хотя инфраструктура железнодорожных путей хорошо развита, они есть не везде. поэтому для доставки по железной дороге нефти к тем или иным пунктам требуется прокладывать новые пути.

Всё это даёт наглядное представление о железнодорожном транспорте как средстве для перевозки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности и самой нефти в чистом виде. Железная дорога действительно обладает рядом важных преимуществ, но имеет и свои характерные недостатки. Чтобы перевозка нефтепродуктов оказалась максимально эффективной и выгодной, следует заранее предусмотреть все потенциальные риски, подобрать надёжного грузоперевозчика и согласовать нюансы доставки к пункту назначения.

При невозможности осуществить грузоперевозку по железной дороге следует выбирать альтернативные решения. Довольно часто нефтепродукты перевозятся по схеме мультимодальных доставок, где железнодорожный транспорт является одной из составных частей всего маршрута.

Водная транспортировка нефтепродуктов

Водный транспорт нефти и газа разделяют на два вида: речной (внутренние водные пути) и морской (внутренние моря континента и межконтинентальная перевозка).

Для перевозки нефти по рекам и озерам используются баржи (в том числе самоходные) и речные танкеры – специальные самоходные суда, предназначенные для транспорта нефтегрузов.

Танкера, в отличие от барж, не обладают собственными насосами. Морские перевозки нефтепродуктов осуществляется при помощи танкеров – судов большой грузоподъемности. Они способны пересекать океаны и моря.

Стоимость перевозки зависит от грузоподъемности танкера. Современные морские супертанкеры обладают грузоподъемностью в миллионы тонн. Однако танкера являются эффективными только для дальних перевозок.

Транспортировка нефти при помощи водного транспорта обладает рядом преимуществ:

  • неограниченность пропускной способности водных путей;
  • отсутствие необходимости создавать дорогостоящие линейные сооружения.

Роль выставочной деятельности в нефтяной отрасли

Скоро в Москве состоится событие, посвященное нефтяной промышленности. Данный проект относится к числу наиболее значимых мероприятий этой отрасли.

Поэтому «Нефтегаз» – значимое событие в процессе усовершенствования всего комплекса

Немаловажно, что функцию организатора принял на себя московский ЦВК «Экспоцентр». Данное событие является одним из самых крупных в отрасли

Здесь будут рассматриваться новейшие технологии и оборудование. Масштаб мероприятия откроет возможность детального рассмотрения всех направлений производства.

«Нефтегаз» – мероприятие, которое позволит абсолютно всем компаниям представить свою продукцию и выйти на международную арену. Здесь соберется большое количество организаций, которые отстаивают свои интересы.

Нужно заметить, что на событии будут присутствовать как отечественные предприятия, так и предприятия дальнего и ближнего зарубежья. Именно поэтому выставка относится к разряду событий международного масштаба.

К примеру, двумя годами ранее на экспозиции свою продукцию представляли компании из более тридцати стран.

Данное мероприятие станет эффективным средством рекламы организаций-участников. Выставка расположится на всей площади выставочного комплекса, здесь будут рассматриваться самые значительные элементы развития производства, будут присутствовать крупные предприятия, иностранные компании и региональные заводы.

Всю масштабность проекта посетители смогут заметить благодаря разнообразию оснащения выставки и присутствию множества экспонентов. Во время тематических лекций и круглых столов компании-производители будут обсуждать процессы производства.

Так, благодаря подобному мероприятию различные фирмы смогут поговорить о тенденциях современного отечественного и зарубежного сектора, преимуществах современных разработок. К тому же на выставке будут презентованы новейшие технологии и разработки ученых.

На выставке обязательно будут рассмотрены различные виды транспортировки и перевозки нефти.

Виды транспортировки нефти

Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.

Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов. 

Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период. 

Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы. 

Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км. 

В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта. 

2012: 240 млн тонн

Экспорт нефти в натуральном (неденежном) выражении в последние годы медленно сокращается. В 2012 году Россия экспортировала чуть меньше 240 миллионов тонн нефти, из которых более 210 миллионов шло в дальнее зарубежье. Сокращение экспорта связано с тем, что российская экономика растет и требует все больше топлива. К тому же власти России выступают за то, чтобы хотя бы первичная переработка нефти происходила внутри страны.

Ранее власти России надеялись на сохранение объемов рекордного экспорта. По прогнозам Минэнерго, в 2012 г. он должен был сохраниться на уровне 2011 г. или даже немного вырасти до 250 млн т.

Примечательно, что рейтинги крупнейших добывающих компаний России и крупнейших экспортеров (если судить по данным «Транснефти») совпадают не полностью. Первое место и в том, и в другом рейтинге занимает «Роснефть», а вот второй по объему экспорта является ТНК-ВР — третья по величине добывающая компания страны. На долю двух этих корпораций в 2012 году пришлось 90,1 миллиона тонн экспортированной нефти, или 38 процентов от общего объема. С учетом того, что «Роснефть» в 2013 году завершит поглощение ТНК-ВР, на долю госкомпании придется более трети всего отечественного экспорта нефти.

«Лукойл», вторая по величине нефтяная компания России, по экспорту не входит даже в тройку. Из-за высокого объема переработки внутри страны «Лукойл» экспортирует меньше 25 миллионов тонн, уступая по этому показателю «Сургутнефтегазу» (26,7 миллиона тонн в 2012 году). Впрочем, указанные данные не учитывают экспорта «Лукойла» по каналам «Транснефти», то есть фактически к цифрам частной компании стоит добавить еще как минимум пять миллионов тонн.

Добыча нефти до 2020 г., в рамках соответствующей стратегии развития для нефтяной отрасли, хоть и стабилизируется на уровне 505-510 млн т, но позволит увеличить экспорт до 270 млн т главным образом за счет увеличения глубины переработки нефти на внутреннем рынке.

Виды нефтепродуктов

Данный вид материалов относится к категории легковоспламенимых жидкостей, главная опасность при транспортировке которых заключается в высоком риске воспламенения/взрыва. Примерно такой же уровень опасности исходит от паров нефтепродуктов, которые также могут являться легковоспламенимыми, а вдобавок – токсичными для человека и других высокоорганизованных представителей животного мира. Другая опасность, характерная при перевозке нефтепродуктов, – вероятность из разлива, что грозит нанесением серьёзного ущерба окружающей среде, приравниваемым к экологической катастрофе локального характера.

Вследствие этого нефть вместе с множеством производных, согласно европейской классификации ДОПОГ, приравнена к грузам третьего класса опасности. Перевозку нефтепродуктов следует осуществляться в соответствии с действующими правилами, распространяющимися на транспортировку грузов, относящихся к категории опасных. Существует несколько общепринятых критериев классификации нефтепродуктов. В частности, по агрегатному состоянию вещества, находящегося в естественных условиях (давлении/температуре), они подразделяются на следующие категории:

  • газообразные нефтепродукты;
  • находящиеся в жидком состоянии;
  • твёрдые.

Автотранспортом допускается транспортировка только двух последних категорий. Согласно совокупности физико-химических свойств нефтепродукты можно разделить на следующие большие группы:

  • топливо (дизельное, реактивное, бензиновое, авиакеросин);
  • масла (индустриальные, для ДВС и электромоторов, трансмиссионные, судовые, трансформаторные, для изоляционной продукции, гидравлические и др.);
  • технологические вязкие смазки, вещества для консервации техники;
  • твёрдые нефтепродукты (битум, парафин);
  • специальные вещества.

Более обобщённая классификация предполагает разделение нефтепродуктов на светлые и тёмные. К первым принято относить продукты нефтеперегонки, характеризующиеся невысокой вязкостью и достаточно качественной очисткой. Это практически весь спектр топливных материалов. К тёмным нефтепродуктами относят жидкости с высокой концентрацией нефтяных фракций, что обуславливает их высокую степень вязкости и плотности. Ввиду низкой температуры застывания тёмные нефтепродукты необходимо перевозить в условиях постоянного подогрева. К этой категории нефтепродуктам относят битум, мазут, некоторые разновидности масел, сырую нефть и другие нефтесодержащие вещества.

Поскольку любые нефтепродукты подвержены самовоспламенению, предосторожность при транспортировке нефти и производных автотранспортом должна ставиться во главу угла. Любая ошибка грозит экологическим бедствием, устранить которое будет чрезвычайно сложно

Существует также реальная угроза для жизни/здоровья людей, оказавшихся в непосредственной близости от транспортного средства, перевозящего опасный груз.

Причины популярности ЖД

Железная дорога существует множество десятков лет. За это время она существенно изменилась, модернизировалось. Такие перемены привели к увеличению скорости передвижения составов, повысилась эффективность локомотивов, значительно возросла грузоподъёмность железнодорожных составов. Буквально через некоторое время после появления первых железнодорожных перевозок железную дорогу начали активно использовать для доставки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности. Сфера добычи нефти и ЖД всегда развивались параллельно, поэтому этот метод транспортировки оказался наиболее выгодным, эффективным и подходящим для целого ряда ситуаций. Несмотря на определённые сложности, которыми сопровождается перевозка нефти железнодорожным транспортом, популярность таких грузоперевозок продолжает расти. Тому есть несколько объективных причин:

  • Развитая инфраструктура. Если говорить о России и мире в целом, то железнодорожная инфраструктура в настоящее время находится на стадии активного развития. В эту отрасль вкладываются большие деньги, направленные на развитие и улучшение железнодорожных сообщений. Это позволяет объединить по ЖД множество стран, между которыми осуществляется обмен продуктами нефтедобывающей промышленности;
  • Скорость доставки. По скорости авиатранспорт объективно превосходит поезда, но только вот самолёты под перевозку крупных партий нефтепродуктов совершенно неадаптированы. При этом в специальных ЖД цистернах для перевозки нефтепродуктов можно в относительно короткие сроки доставить товар из одной точки в другую;
  • Объёмы поставок. В плане количества нефтепродуктов, которое способен доставить один железнодорожный состав, в ЖД транспортом может сравниться только крупный морской танкер;
  • Всесезонность. Для железной дороги не имеет значения, какой сезон сейчас. Перевозки осуществляются круглый год, что обусловлено универсальностью и всесезонностью железнодорожных сообщений. Реки могут замерзать, дороги засыпает снегом или они покрываются слоем льда, из-за чего доставка становится невозможной либо крайне опасной;
  • Эффективность. Если сопоставить финансовые затраты на организацию железнодорожных перевозок и прибыль, которую получают все участники рынка, то железная дорога оказывается наиболее выгодной. поэтому такие виды доставки считаются наиболее эффективными, обладая оптимальным соотношением цены, качества и скорости выполнения перевозок.

Этим и объясняется повышенный спрос на железную дорогу в качестве способа доставки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности. Довольно часто поезда становятся только составным элементом мультимодальных перевозок, в рамках которых принимает участие сразу несколько видов транспорта. Но множество нефтеперерабатывающих предприятий, которым отправляются нефтепродукты, имеют собственные погрузо-разгрузочные специально оборудованные пункты приёма цистерн. Это значительно сокращает расходы, поскольку исключается необходимость в перегрузки продукции из ЖД цистерн в автоцистерны. Но тут уже всё зависит от каждой конкретной ситуации.

Требования к водителям

Согласно правилам, регламентирующим перевозку всех разновидностей нефтепродуктов автотранспортом, водители, задействованные для этих целей, должны в установленном Правилами порядке пройти специальный курс обучения и получить удостоверение, разрешающее допуск к транспортировке ОГ. Кроме общего инструктажа по ТБ, перед каждым выездом должен проводиться дополнительный инструктаж, объясняющий правила и особенности транспортировки конкретной разновидности нефтепродуктов. Это позволит водителям правильно реагировать на возникновение любых нештатных ситуаций, возникающих на пути следования подвижного состава.

Условия безопасной перевозки лёгких/тяжёлых нефтепродуктов автомобильным транспортом предполагают обращение особого внимания вопросам, касающимся защите персонала, участвующего в транспортировке. В частности, в число таких мер входит использование индивидуальных защитных средств при выполнении погрузки/разгрузки, ремонте автоцистерн, позволяющих защитить людей от вредного воздействия токсичных паров.

Водный транспорт для перевозки углеводородных энергоносителей

Водный транспорт для перевозки углеводородных энергоносителей

Экономия достигается за счет того, что, например, в сравнении с ж/д транспортом, при водной доставке углеводородов  расходуется во много раз меньше топлива в расчете на единицу перевозимого вещества. Кроме того,  задействуется значительно меньшее количество персонала, а также гораздо меньше металлоемкость транспортной единицы, приходящаяся   на единицу её грузоподъемности.  Также несомненным достоинством водного транспорта является небольшая собственная масса транспортного средства по сравнению с тем объемом груза, который оно способно перевозить.

Ещё одним несомненным достоинством такого вида транспортировки является его высокая пропускная способность (реки гораздо шире железных и автомобильных дорог), а также  возможность перебросить флот с одной реки на другую. Для некоторых российских регионов (к примеру, Республика Саха (Якутия), Омская, Новосибирская и Тюменская области) речная доставка энергоресурсов является основной.

Зимой этот способ почти всегда неприменим. В связи с этим возникает необходимость создания нефтяных запасов для обеспечения потребностей региона в период между навигациями, а для этого необходим колоссальный резервуарный парк.

Еще один существенный недостаток этого транспорта – географическое расхождение  речной сети с главными нефтяными грузопотоками, что приводит к существенному увеличению расстояния, а, следовательно, и сроков поставки.  Да и сама скорость такой перевозки меньше, чем при других видах транспортировки.

Нефтеналивные суда бывают:

  • озерными;
  • речными;
  • морскими;
  • смешанного плавания.

Танкеры большой грузоподъемности не способны причаливать к берегу, поэтому их погрузка/разгрузка происходит на рейде. Для этого используются специальные  лихтеры, грузоподъемностью до 100 тонн каждый.  Лихтеры тоже бывают само- и несамоходными.

Баржи для вязких нефтепродуктов оборудуются пароподогревателями, работу которых обеспечивают либо двигательные установки буксиров, либо   специальные плавучие насосные станции.

В настоящее время все большее распространение получают суда, которые способны обеспечить перевозку различных типов грузов – нефтерудовозы.   Основное их достоинство – отсутствие  «холостых» проходов, которые неизбежно возникают при использовании судов для одного типа грузов. К примеру,  в Швецию доставляется  переработанная нефть, а обратно такое судно привозит руду.

Трубопроводная транспортировка

Все такие трубопроводы устроены по одному принципу – основная труба, комплекс насосных перекачивающих станций и вспомогательные сооружения (линии электропередач, системы защиты от коррозии и статического электричества и так далее).

Магистральный трубопровод

Постанционный подразумевает предварительное заполнение резервуара, расположенного на насосной станции, и только после этого продукт идет на следующую станцию. Чтобы обеспечить непрерывность такого процесса, необходимо иметь несколько резервуарных емкостей на каждом насосном пункте.  Такой метод дороже, чем транзитный, и применяется только в случаях:

  • наладки трубопровода;
  • определения его пропускной способности на каждом перегоне.

Транзитный способ – основной. При этом методе может также может применяться резервуар, но поступление в него рабочего потока и откачка его далее происходят одновременно, без заполнения емкости. Кроме того, практикуется и перекачка напрямую – из одного насоса в другой.

Список используемой литературы:

  • Нефть и Нефтепродукты – Википедия
  • Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
  • Эрих В.Н. Химия нефти и газа. — Л.: Химия, 1966. — 280 с. — 15 000 экз.
  • “Bavarian Clock Haus and Frankenmuth Clock Company”. Frankenmuth Clock Company & Bavarian Clock Haus.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий