Самостоятельное занятие № 6
Трогаемся с жеста и останавливаемся Теперь учимся трогаться и останавливаться. При трогании с места надо выключить сцепление и включить первую передачу. При этом вы почувствуете, как мотоцикл чуть дернулся вперед. Это говорит о том, что шестерни в коробке передач вошли в зацепление. Но диски сцепления еще разъединены и поэтому крутящий момент от двигателя не передается на привод. Медленно отпускайте рычаг сцепления и внимательно прислушайтесь к двигателю (или смотрите на тахометр, если ваш мотоцикл им оборудован). При включении сцепления обороты начнут падать, а мотоцикл потянет вперед. Почувствовав этот момент, выключите сцепление и переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение. Проделайте это упражнение несколько раз, добейтесь умения безошибочно определять момент включения сцепления и трогания. Освоив и закрепив это упражнение, переходим к следующему этапу. «Поймав» момент включения сцепления, задержите рычаг в этом положении и немного прибавьте газ. Мотоцикл начнет медленно двигаться вперед. Поставьте ноги на подножки и плавно отпустите рычаг сцепления до конца. Для остановки вам необходимо выключить сцепление, сбросить обороты двигателя и притормозить. Затем не забудьте перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение и опустить ноги на землю. При освоении трогания с места возможно несколько типичных ошибок. Если вы долго будете держать в фиксированной позиции рычаг сцепления, мотоцикл будет медленно двигаться вперед с буксующим сцеплением, а это существенно сократит срок его службы. Кроме того, на маленькой скорости очень трудно держать равновесие и мотоцикл будет заваливаться на бок, а вы – постоянно отталкиваться от земли то одной, то другой ногой. Возможно, что вы слишком быстро отпустите (включите) сцепление, но недостаточно прибавите оборотов двигателю. В этом случае мотоцикл дернется, а двигатель заглохнет. Если вам удалось тронуться с места, а вы слишком резко и много добавили оборотов двигателю, то мотоцикл может встать на заднее колесо и довезти вас до первого препятствия или выбросить из седла. Характерной ошибкой начинающего мотоциклиста может стать ситуация, когда вы после остановки забыли выключить передачу, но отпустили рычаг сцепления. В этом случае мотоцикл резко прыгнет вперед и хорошо, если в этот момент перед ним никого и ничего не будет. Чтобы избежать этих ошибок, повторяйте трогание с места, даже если оно получилось у вас с первого раза, до тех пор, пока все ваши действия не будут доведены до полного автоматизма. Не торопитесь с переходом на вторую передачу. Когда ваш мозг запомнит последовательность взаимодействий рук-ног как «отче наш», переходите к освоению перехода на высшие передачи.
ГДЕ КАКАЯ РУЧКА И КУДА ЛИТЬ БЕНЗИН
Не хотелось особенно размазывать этот вопрос по чистому листу, поскольку каждый нормальный человек знает, где у мотоцикла ручка газа, где ручной тормоз, где рычаг сцепления и что нужно делать ногами. Предположим, что ты уже все это знаешь, даже знаешь, куда заливать бензин и даже масло, а иногда, в двухтактных байках, смешивать и то и другое в определённой пропорции. Об этом говорят в автошколе и к этой информации относятся, как к новостям по проводному радио. А если хочешь не только знать, но и ездить на мотоцикле, а еще и “скользить” как я на своем супермотарде, к примеру, здесь на видео или прыгать на мотокроссовых мотоциклах, что еще занятнее и веселее – читай дальше, практикуйся и запасайся терпением! У тебя получится!
Органы управления байком также не отличаются особой сложностью, поэтому даже меняя мотоциклы, как перчатки, ты всегда будешь чувствовать себя в своей тарелке. Безусловно, у каждой модели есть свои особенности, но перепутать кик-стартер с ножным тормозом или рычагом переключения передач может только редкий талант и ты к ним, конечно, не относишься. Читать книги и руководства по эксплуатации, конечно, можно, но лучше первое знакомство с твоим мотоциклом провести наощупь. А потом, что непонятно, спросить у умной книжки. Так быстрее запомнишь размещение всех тумблеров и рычажков, как и их предназначение. Поехали?
Самостоятельное упражнение № 1
Знакомимся с мотоциклом И вот ваша заветная мечта перед вами. Так и хочется вспрыгнуть в седло и..
Но не торопитесь! Мотоцикл, как и автомобиль – средство повышенной опасности! Легко поскользнуться на четырех колесах, а на двух – гораздо проще! Отнеситесь к процессу обучения (а позже и вождения) с максимальным вниманием и осторожностью. Научитесь слушать и понимать мотоцикл. Он не прощает ошибок и их последствия могут быть очень тяжелыми, а зачастую и трагическими
Но освоив мотоцикл полностью, вы поймете, каким прекрасным инструментом вы овладели. Итак, для начала ознакомимся с органами управления мотоциклом. Подойдите к нему и встаньте слева. Это обусловлено тем, что у мотоциклов, предназначенных для правостороннего движения, кикстартер располагается слева, а у мотоциклов для левостороннего движения – справа. Слева, кроме стартера, располагается рычаг коробки передач. Он имеет положение нейтрали и 4-5 положений включенной передачи, а на гоночных мотоциклах и до 12. Нейтральная передача позволяет отключать с помощью сцепления двигатель от коробки передач и прерывать передачу крутящего момента от двигателя на колесо. Это необходимо для остановки мотоцикла, для выбора нужной передачи в зависимости от скорости и условий движения. Первая передача включается переводом рычага из нейтрального положения вниз, высшие передачи – переводом рычага вверх, через «нейтраль». Иногда переключение передач осуществляется не левой ногой, а поворотом рукоятки на руле или отдельным рычагом, размещенным около бензобака или на раме мотоцикла. Но эти варианты встречаются достаточно редко, поэтому заострять на них внимание не будем. Справа от двигателя находится педаль «ножного» тормоза. Этот тормоз воздействует на заднее колесо и, как следует из названия, работать с ним вы будете” правой ногой. Основные органы управления расположены на руле мотоцикла. Справа на руле расположена вращающаяся рукоятка управления дроссельной заслонкой. Поворачивая ее по часовой стрелке или против, вы можете добавлять или уменьшать обороты двигателя соответственно. Перед ней находится рукоятка «ручного» тормоза. Он действует на переднее колесо. Посередине руля, как правило, находится комбинация приборов и контрольных ламп. Тут же чаще всего расположен и замок зажигания. Слева расположена рукоятка сцепления. Остается найти блок управления осветительными приборами и научиться им пользоваться – езда без включенной фары запрещена Правилами дорожного движения
Он не прощает ошибок и их последствия могут быть очень тяжелыми, а зачастую и трагическими. Но освоив мотоцикл полностью, вы поймете, каким прекрасным инструментом вы овладели. Итак, для начала ознакомимся с органами управления мотоциклом. Подойдите к нему и встаньте слева. Это обусловлено тем, что у мотоциклов, предназначенных для правостороннего движения, кикстартер располагается слева, а у мотоциклов для левостороннего движения – справа. Слева, кроме стартера, располагается рычаг коробки передач. Он имеет положение нейтрали и 4-5 положений включенной передачи, а на гоночных мотоциклах и до 12. Нейтральная передача позволяет отключать с помощью сцепления двигатель от коробки передач и прерывать передачу крутящего момента от двигателя на колесо. Это необходимо для остановки мотоцикла, для выбора нужной передачи в зависимости от скорости и условий движения. Первая передача включается переводом рычага из нейтрального положения вниз, высшие передачи – переводом рычага вверх, через «нейтраль». Иногда переключение передач осуществляется не левой ногой, а поворотом рукоятки на руле или отдельным рычагом, размещенным около бензобака или на раме мотоцикла. Но эти варианты встречаются достаточно редко, поэтому заострять на них внимание не будем. Справа от двигателя находится педаль «ножного» тормоза. Этот тормоз воздействует на заднее колесо и, как следует из названия, работать с ним вы будете” правой ногой. Основные органы управления расположены на руле мотоцикла. Справа на руле расположена вращающаяся рукоятка управления дроссельной заслонкой. Поворачивая ее по часовой стрелке или против, вы можете добавлять или уменьшать обороты двигателя соответственно. Перед ней находится рукоятка «ручного» тормоза. Он действует на переднее колесо. Посередине руля, как правило, находится комбинация приборов и контрольных ламп. Тут же чаще всего расположен и замок зажигания. Слева расположена рукоятка сцепления. Остается найти блок управления осветительными приборами и научиться им пользоваться – езда без включенной фары запрещена Правилами дорожного движения.
Про что ещё важно помнить при обучении езде на мотоцикле?
Защитная одежда. В отличие от машины, мотоциклист со всех сторон открыт для разных угроз внешнего мира. Поэтому рекомендуем озаботиться вопросами собственной защиты. У вас обязательно должна быть хорошая каска на голове и черепаха на теле. Они уберегут вас от тяжёлых травм, если — не дай Бог — вы упадёте с байка на землю. И не забудьте застраховаться!
Некоторые автошколы могут экономить на экипировке своих подопечных
Если берёте «железного коня» в аренду — тоже рекомендуем обратить внимание на качество той защиты, что вам выдают. Не стесняйтесь спрашивать, если что-то непонятно
И обязательно меняйте шлем и черепаху, если вам не подходит размер или не устраивает качество отдельных защитных элементов.
Найдите подходящее место. Как только вы надели на себя всю необходимую защиту — можете приступать к практике. Советуем выбирать для тренировочных покатушек те места, где другие люди, а также домашние и дикие животные не будут стремиться попасть к вам под колёса. Желательно также, чтобы эта трасса не была официальным местом для проезда транспорта — иначе есть риск начать диалог с сотрудниками ГИБДД, которые обязательно поинтересуются о том, где же ваши права. Поэтому старайтесь выбирать для тренировки пустые и ровные участки местности.
Выберите подходящий мотоцикл. Он должен соответствовать вашему росту и весу. Сиденье должно быть удобным. Обязательно спросите у сотрудников проката, какой из байков вам лучше подойдёт — они уже давно этим занимаются и смогут точно вас сориентировать.
Отрабатывайте правильную и удобную посадку на байке. Хорошо, если вы прежде уже катались на велосипеде — значит, умеете правильно удерживать равновесие. Если нет — учиться никогда не поздно.
Для начала встаньте на левую ногу. Прислонитесь к бензобаку мотоцикла, если хотите правильно ощутить баланс. Затем переносите центр тяжести в сторону руля. Правую ногу поднимите и перекиньте через сидение. Готово — вы в седле! Теперь старайтесь не падать. Не заносите ногу слишком высоко и не отталкивайтесь от земли слишком сильно — есть риск упасть вместе с мотоциклом. Хорошо, если поблизости есть опытный специалист, который сможет вам всё объяснить, показать и помочь.
Теперь можете практиковать основные упражнения:
- Круг против часовой стрелки. Центр тяжести будет ложиться в вашу сторону — вам будет проще выравнивать байк. Начинать практику лучше с этого упражнения.
- Круг по часовой стрелки. Центр тяжести будет уводить мотоцикл от вас — здесь будет сложнее его удержать.
- «Самокат». Для этого занятия нужна ровная площадка с небольшим углом уклона. Двигатель мотоцикла при этом заглушён. Аккуратно скатывайтесь по горке вниз и старайтесь при этом удержать центр тяжести байка. Можете постепенно и аккуратно пробовать наклонять «железного коня» под разными углами и спускаться не прямо, а немного вбок.
Отработайте прыжок на ходу в седло байка с левой стороны. Этот приём может потребоваться в будущем, если вдруг откажет кикстартер мотоцикла или аккумулятор.
Как только научились правильно удерживать и выравнивать равновесие на мотоцикле — приступайте к отработке навыков вождения. Научитесь трогаться с места. Лучше всего это делать под присмотром опытного инструктора.
Сначала попробуйте самостоятельно запустить двигатель, попереключать передачи. Разберитесь со сцеплением и торможением. Освойте технику правильного маневрирования. Посмотрите, как работает ручка газа — насколько она должна отклоняться от нуля, как задать нужные обороты. Топливо перед стартом байка должно подаваться ровно, иначе транспорт заглохнет. Опытные байкеры умеют определять правильный момент по звуку работающего двигателя. Вы тоже быстро этому научитесь.
Шаг 10: Начало движения.
После того, как Вы изучили необходимые шаги (действия) от № 1 – по 9 и все системы вашей техники находятся в исправном состоянии, то можно сказать, что все готово для начала движения. На этом шаговом действии Вы должны вспомнить функции ручки газа, как работает передний и задний тормоз, как работает ручка сцепления и ножной рычаг переключения передач, а также, как нужно плавно отпускать ручку сцепления и одновременно поворачивать ручку газа.
Потяните пожалуйста рычаг сцепления на себя. Нажмите ножной рычаг переключения вниз поставив тем самым саму коробку передач на первую скорость. Далее плавно и медленно отпустите педаль сцепления, Вы сразу почувствуете, как мотоцикл начинает плавно двигаться.
Небольшое выкручивание ручки газа (запястье вниз) поможет Вам удержать мотоцикл от сваливания. Как только мотоцикл получит достаточный импульс движения, который не позволяет ему сваливаться на бок, то можете поставить обе ноги на подножки.
После того как Вы тронулись и поставили ноги на подножки, можете принимать поздравления. Вы самостоятельно едите на мотобайке.
Большинство начинающих новичков-водителей мотоциклов сталкиваются во время движения с проблемами при поворотах. Точно также происходит и на велосипеде при движении на нем больше 15 км/час. Для поворота в нужную сторону Вам необходимо с силой нажать на ручку руля с той стороны, в которую вам нужно повернуть. При этом Вы тоже должны наклониться в ту сторону, в которую хотите повернуть.
На самом деле друзья теория теорией, а практику никто еще не отменял и ее никто не заменит. Поверьте нам, управлять мотоциклом просто, чем то же описание этой самой техники по вождению мототехники. Поэтому запомните друзья, когда Вы находитесь за рулем мотоцикла, то должны доверять своим инстинктам, вы должны научиться чувствовать свое транспортное средство.
Переключение самих передач которое описано в шаге №6, потребует от Вас определенной практики и привычки (навыков). Торможение и работа ручкой газа описана нами в шаге №4. Эти действия также потребуют от Вас некоторой практики, которую можно быстро усвоить на площадке в той же автошколе.
Но главное для безопасного вождения не это друзья. Основная задача безопасности – это грамотное маневрирование на дороге и гладкость всех ваших действий за рулем данной мототехники. Если Вы водитель-новичок, то вы не должны стремиться сразу к большой скорости. Это обучение должно быть постепенным и последовательным, оно позволит Вам сохранять максимальную безопасность за рулем мотоцикла и надежно закрепить полученные навыки в процессе всего вашего обучения.
Ни в коем случае не позволяйте данной информации и полученным знаниям в автошколе Вас напугать. Научиться водитель мотоцикл достаточно легко. Но чтобы научится делать все правильно и безопасно, то обязательно потребуется вся ваша добросовестность и строгое безукоризненное выполнение всех требований мотоинструктора и наших естественно рекомендаций.
Как тормозить
По мнению Владимира Оллилайена, правильным является один вид остановки – дающий минимальный тормозной путь. Кратко изложив теорию, основанную на физических явлениях, подкрепленных наглядными примерами, Владимир доказал, что самым оптимальным решением будет задействовать обе тормозные системы – переднюю и заднюю. Зрители узнают, как сделать это наиболее эффективно, когда стоит прибегнуть к торможению двигателем, что происходит с мототехникой во время работы разных систем, что такое дауншифтинг, как его использовать. Владимир тщательно изучил теорию и практику. Он является автором учебных книг, преподавателем, победителем Intarnational Stunt Games 2015, участником INTERIO Stunt Gup 2004 (класс PRO), Чемпионата Восточной Европы по стантрайдингу (трюковая езда).
Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла.
Теперь, когда вы знакомы со всеми основными органами управления мототехникой пришло время, чтобы начать само движение. Для этого необходимо сначала запустить двигатель мототехники. В наши дни практически большинство мотобайков оснащаются электрической системой пуска двигателя.
Знайте друзья, если положение выключателя зажигания будет находиться в выключенном состоянии, то повернув ключ зажигания мотор у мотоцикла не заведется.
Поэтому запомните, прежде чем запустить двигатель мотоцикла не забудьте пожалуйста нажать кнопку- “Включить” (на фото). Такой выключатель на многих мотоциклах находится с правой стороны. Он легко нажимается большим пальцем правой руки.
Теперь поверните ключ в положение- “Зажигание”, как показано на фотографии в нижней части. Обычно для того, чтобы повернуть ключ в положение “зажигание” необходимо повернуть его в правую сторону. Большинство современных мотоциклов после этого действия начинают сразу проводить самопроверку, именно для того чтобы убедиться, что все датчики в мотоцикле функционируют.
Если во время самопроверки вы увидите, что стрелки спидометра и тахометра сначала поднялись и потом опустились до нуля, то не переживайте пожалуйста, это нормально.
Когда самопроверка будет завершена, то убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении (на панели приборов горит зеленым цветом- “N”).
Затем большим пальцем правой руки необходимо нажать на кнопку запуска, которая располагается как правило ниже самого выключателя зажигания и обозначается логотипом из “молнии и круговой стрелки”.
Многая мототехника сразу потребует от вас отпустить сцепление, чтобы запустить мотор
Это сделано прежде всего в качестве меры предосторожности, чтобы не допустить неконтролированного движения мотоцикла в том случае, когда водитель забыл просто поставить мотоцикл (коробку передач) в нейтральное положение. . Далее нажав кнопку запуска мотор мотоцикла запуститься.
Далее нажав кнопку запуска мотор мотоцикла запуститься.
Некоторые карбюраторные мотоциклы перед запуском того-же мотора требуют, чтобы водитель нажал ручку газа для закачки топлива в цилиндры. Но большинство современных мотоциклов уже не требуют использования самой ручки газа для запуска мотора.
После того, как Вы запустили мотоцикл необходимо немного подождать, прежде чем начать наслаждаться дальнейшей поездкой и постигать новый мир мотокультуры.
Положению тела на эндуро мотоцикле
Теперь приступим к самой основе при обучении езде на эндуро мотоцикле – правильному положению тела.
Стоит сразу усвоить одно правило – на эндуро мотоцикле на простых и ровных участках нужно сидеть, на сложных стоять. И никак не наоборот, хотя чувство самосохранения будет совершенно с этим не согласно Стоя можно балансировать своим весом, да и подвеска мотоцикла начинает работать правильно. Следовательно вероятность упасть сразу снижается. Когда сидишь, вроде бы падать ниже. Но если стоя при потере баланса, легко удастся опереться ногой о поверхность, то сидя сделать это в разы сложнее. Так что еще раз, в сложных местах стоим, в легких сидим. Бонусом к такой езде будет отсутствие затекших ног и булок.
Как правильно сидеть на эндуро мотоцикле
Кстати, сидеть на мотоцикле нужно ближе к баку, над подножками, в самом низком месте сиденья. Этот момент нужно контролировать, как и собственно и все прочие. Так ваши локти будут согнуты, а руки меньше уставать. Кроме того, вес на мотоцикле будет распределятся равномерно
Правильная стойка на эндуро мотоцикле
В стойке же нужно ездить со слегка согнутыми коленями и поясницей. Локти также согнуты и приподняты, но не задраны к небу. Тело должно пружинить, так что не нужно вставать в полный рост. Нужно контролировать, чтобы руки были максимально расслабленны. При разгоне нужно смещаться вперед, при торможении, соответственно назад. Раньше мне плохо удавалось смещаться, особенно вперед при разгоне. Но благодаря советам Владимира Севера, я с этим справился. Если вкратце, то следует тянуть голову вперед, а тело уже последует за головой. Ноги на подножках нужно ставить под пятку, чтобы снять нагрузку со стопы. Мыски разворачивайте во внутрь. Так вы сможете коленями держать мотоцикл, разгрузив руки.
Правильный взгляд при езде на мотоцикле
С самого первого дня езды на мотоцикле, да и вообще на любом транспорте, нужно контролировать еще и направление взгляда. Большинство новичков смотрят прямо под колесо, тем самым серьезно сужая поле своего зрения. Взгляд должен быть направлен метров на 10 вперед. Туда, где вы окажетесь через пару секунд
Это очень важно! Так вы видите намного больше и даете мозгу время на принятие решения о выборе траектории движения
Про положение пальцев
Контроль сцепления, один из важных моментов в езде на эндуро мотоцикле. Та же ситуация и с передним тормозом. Именно по этой причине, нужно с самого начала приучить себя всегда держать указательные пальцы на рычагах сцепления и тормоза.
Вопросы по получению прав на мотоцикл
Можно ли управлять мотоциклом без прав?
Нет, это категорически запрещено. В конце 2020 года штраф за езду без прав составляет от 5000 до 15 000 рублей, а мотоцикл помещается на штрафстоянку. При повторном нарушении – снова штраф и лишение свободы до 15 суток.
Сколько стоят права на мотоцикл?
Давайте посчитаем вместе в какую сумму обойдутся права на мотоцикл. Здесь нужно учесть расходы на обучение в автошколе (10000-15000 рублей), стоимость прохождения медкомиссии для получения справки (2000-2500 рублей), госпошлину на права категории А (1400-2000 рублей), сдачу экзамена в ГИБДД (1500 рублей).
Итого, если считать по минимуму 15 000 – 21 000 рублей. Это без учета экипировки (здесь все индивидуально, на период обучения она может выдаваться в авто- или мотошколе), а также дополнительных занятий с инструктором по вождению и аренды автодрома.
Каждое дополнительное занятие или пересдача будет увеличивать итоговую стоимость водительских прав.
Можно ли купить права и сколько это стоит?
Купить права на мотоцикл – «прекрасная идея», разумеется в кавычках. И если кто-то из курсантов и задумывается о таком варианте, то делает это, как правило, от отчаяния, — после проваленной попытки сдать экзамен. А то и не одной.
Если вы решите купить права категории А, то помните, что это может закончиться печально. Во-первых, это уголовно наказуемое преступление сроком до двух лет лишения свободы, а в-вторых, стоит не дешево. Намного проще подготовиться и сдать экзамен на управление мотоциклом самостоятельно и по-честному. Кроме того, всегда есть риск нарваться на мошенников, — таких объявлений много на досках объявлений вроде Avito или Юлы.
Когда лучше учиться на права?
Обучение мотоциклистов и сдача экзамена на права происходит в летний период, ориентировочно с мая по октябрь. Точные сроки начала и окончания сезона вы можете уточнить в ГИБДД вашего города или автошколе, где планируете обучаться.
Поскольку в зимний период экзамены не принимаются, учиться лучше заранее. Отличный вариант – пойти на курсы вождения в мае-июне. Это позволит выиграть время для того, чтобы организовать пересдачу, если с первого раза не получится сдать на права.
Как получить права на мотоцикл, если уже есть категория В?
Если уже есть водительское удостоверение с открытой категорией В (легковые автомобили), то также придется учиться. Права на мотоцикл автоматически «зачетом» не открываются.
Необходимо будет также записаться в автошколу, пройти курсы обучения и сдать экзамен в ГАИ. Что интересно, теоретическое обучение по ПДД также нужно будет проходить заново. Не потому, что правила другие: управление мотоциклом значительно отличается от вождения автомобиля.
Есть и хорошая новость: в 2020 году при получении прав категории А, В и С автоматически присваивается категория М – на управление мопедами и скутерами. Это делается «бонусом» и без дополнительной оплаты.
Автошколы в ближайших городах:
Частные инструкторы по вождению в Перми
Трогаемся на механике. Видео
Практика управления автомобилем: первый раз за рулем. Видео
Как парковаться задним ходом: схемы, инструкции и видео
Как правильно выбрать автошколу (видео)
Частные инструкторы по вождению в Архангельске
В какое время года лучше учиться в автошколе
Частные автоинструкторы по вождению в Екатеринбурге