Разновидности и устройство вилок для велосипеда
Казалось бы, всем понятно, зачем необходима подвеска автомобилю, но далеко не все, особенно долго ездившие в детстве на советских велосипедах, понимают, зачем нужны велосипедные вилки.
Один из важных аргументов – это красота и стиль, ведь современные вилки выглядят очень внушительно, а правильная маркировка и хорошо подобранная к стилю катания модель произведут яркое впечатление на профессионалов, а уж эти девушки, которым так нравятся розовые расцветки штанин…
Конечно, это всё юмор. Амортизация очень важна по нескольким причинам:
- Удобство. Без тряски и постоянных ударов в руки катание намного комфортнее.
- Здоровье. Те же удары в руки, а в особенности, постоянная вибрация, передающаяся на запястья, может быть очень опасной при агрессивном и частом катании – наши суставы быстро стареют и начинают болеть от такой нестандартной нагрузки, им требуется защита.
- Управляемость. Подпружиненные движения на кочках, на поворотах – залог сохранения курса, так как амортизационная вилка для велосипеда принимает на себя те перегрузки, которые иначе бы ушли на колесо и привели к юзу.
- Экономия сил. «Проглатывая» мелкие неровности дороги, амортизатор принимает на себя те импульсы, которые гасили бы усилие велосипедиста по движению вперёд.
В итоге, необходимость установки амортизационных вилок сейчас понимается всеми, и лишь самые недорогие байки (а также и самые высокотехнологические, в силу совершенно иной компоновки) не оснащаются ими.
Как же работает вилка?
Если надавить на руль в момент наезда на кочку или выбоину, то внутренние трубки, оказываясь под сопротивлением пружины, находящейся внутри вилки, заходят в ее ноги. Различают два вида сопротивлений, которым может быть подвержен велосипед – прямая ударная нагрузка и колебания. В первом случае, пружина берет на себя всю нагрузку и гасит ее внутри вилки. Отметим, что роль пружины может играть стальная пружина или же воздух, находящийся под давлением. Колебания уже гасятся за счет демпфера, в роли которого может выступать элластомер, масло или воздух. Благодаря демпферу пружина не отбрасывается сразу же назад, а делает это плавно и постепенно. Работая таким образом, вилка обеспечивает более плавный ход велосипеда даже в самых агрессивных дорожных условиях.
Если говорить о демпфере, то стоит отметить, что самым дешевым вариантом амортизатора является элластомер, который изготавливается из полимера. При постоянных нагрузках он достаточно быстро выходит из строя. Лучше выбирать воздушную или масляную систему.
Телескопическая вилка
Она используется практически во всех современных скутерах, и по праву считается универсальной. Но, как и все детали, она имеет свои положительные свойства и недостатки. Телескопическая подвеска прекрасно подходит для езды по городским ровным дорогам, она намного легче и скутер не так жестко реагирует на резкое торможение. Мопед шикарно проходит повороты, даже на максимальной скорости. Кроме того, он достаточно устойчив на дороге, даже после дождя. Если подвеска поломалась, то ее легко заменить, а сама работа обойдется намного дешевле. Прекрасным примером является мопед Хонда Дио 35. Единственным недостатком телескопической вилки является ее большая склонность к деформациям, поэтому при эксплуатации в селе, придется чаще менять подвеску. Она практически не защищена от попадания грязи, поэтому спустя несколько месяцев езды, вилка может заклинить. Самостоятельно можно поменять перья, но лучше доверить эту работу профессионалам
Типы амортизаторов
Наибольшее внимание в вилках уделяют амортизаторам, а точнее, их типам. Собственно, от типа амортизационного механизма и зависит, как будет вести себя велосипед, какой вес ему доступен, какие будут настройки, и сколько модель сможет прослужить
Перейдём к типам.
Большинство типов двусоставные, потому что внутри вело вилки образуется амортизационный блок (например, пружина), который отвечает за «длинный» ход самой вилки, и демпфер – блок компенсации мелких ударов и вибрации.
Пружинные
Самый простой амортизационный механизм – это обычная пружина. Никаких ухищрений, материалы от обычной стали до титана, простой и надёжный механизм. Соответственно надёжности, невелика цена и общая масса, правда, достигается это ценой потери любой настройки, кроме замены самой пружины да блокиратора.
Ставятся пружинные вилки обычно на самые дешёвые велосипеды – «ашанбайки». Также они устанавливаются некоторыми особенными любителями большой нагрузки, когда в соревнованиях и походах важнее срок службы, а не качество амортизации.
Считается, что с пружиной вилка на велосипед не может считаться «амортизационной», но это маркетинговый ход
Никакого страшного влияния на здоровье или механизмы велосипеда пружины не оказывают, но выбирать их следует с осторожностью
Пружинно-эластомерные
В данном механизме появляется демпфер. В его качестве обычно выступает стержень из эластомера, а иногда и синтетической резины, который гасит мелкие вибрации. В использовании данный тип вилок серьёзно превосходит недорогие пружинные, хотя и выигрывает только по одному параметру – комфорту.
Такой тип вилок устанавливается на многие велосипеды, и может быть назван «рыночным стандартом» для бюджетных моделей. Профессионалами он не используется.
Дека гибкости
Если вы присмотритесь к сопротивлению скручиванию современных подвесок, вы поймете, что приветствуется определенный диапазон их гибкости. Благодаря этому система поглощает удары, вызванные неровными поверхностями. В свою очередь, очень жесткие конструкции передают эти удары на шасси, что может вызвать биение рулевого колеса или вибрацию, то есть высокочастотные вибрации переднего колеса. Кроме того, так называемая кривая частота вращения колеса, т. е. путь, который преодолевает оно во время сжатия пружин на неровной дороге, в телескопической вилке близка к идеалу. Все остальные системы, в том числе и BMW Duolever, работают в направлении, противоположном направлению удара, что вредит комфорту.
Алюминиевая нижняя полка может иметь высоту до 100 мм. Прикрепленная тремя винтами, он соединяет обе ножки вилки, одновременно усиливая ее. Часто слишком сильно
Красивая фиксация тонкостенной, но огромной оси переднего колеса у MV Agusta F4
Большой поршень вилки типа Big Piston, который входит непосредственно в голени. Ниже поршни традиционной вилки небольшого диаметра с механизмом регулировки демпфирования отскока (справа) и отскок демпфирования, которые размещены в одном цилиндре амортизатора (т. н. картридж).
Примером целенаправленной гибкости вилки амортизатора полки некоторых гоночных машин. Как ни странно на первый взгляд, фрезерованные верхние полки вилки удерживают верхний хвостовик и допускают меньшие или большие деформации с помощью глубоких выемок. Именно поэтому массивные и крепящие несколькими зажимными винтами каждую ножку нижние полки практически полностью исчезли из спортивных и серийных машин.
Очень большие диаметры передних осей, в свое время монтируемые, например, в мотоциклах серии F MV Agusta, заботятся о максимальной устойчивости ножек к скручиванию. Конструкторы также здесь не внесли изменения и оставили их диаметр на уровне 30-35 мм.
На протяжении многих лет были устранены многие недостатки конструкции телескопической вилки. Например, благодаря покрытию поверхности голени специальными покрытиями (например, из нитрида титана) снижается трение или путем науглероживания уменьшается трение покрытых тефлоном подшипников скольжения, работающих с герметиками.
Оплата через PayPal
После выбора оплаты через PayPal запустится платежная система PayPal, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт PayPal.
Если у Вас уже есть аккаунт PayPal, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.
Если у Вас нет аккаунта в PayPal, и Вы хотите оплатить с помощью банковской карты через PayPal, Вам необходимо нажать на кнопку “Create an Account (Создать аккаунт)” – на рисунке показано стрелочкой.
После чего PayPal предложит вам выбрать Вашу страну и указать данные кредитной карты.
После указания данных, необходимых для осуществления платежа, надо нажать на кнопку “Pay Now (Оплатить)”.
[править] Регулировки вилок
Стоимость вилки определяется не только качеством ее работы, использованными материалами и весом, но и количеством ее регулировок (и, соответственно, сложностью конструкции). Если простому покатушечнику или туристу, строго говоря, достаточно одной-двух регулировок, то для гонщика чем больше степеней свободы в настройке вилки под конкретную трассу, тем лучше. Еще лучше — если регулировку вилки можно производить прямо на ходу, не снимая рук с руля. Для этого служит специальная манетка, которых может быть до 2 штук на вилку (например, изменение хода и активация платформы).
Регулировки пружины:
- Предварительная нагрузка (preload) — регулировка предсжатия пружины под вес райдера либо механической регулировкой, либо при помощи накачивания воздуха в маленькую воздушную камеру над пружиной;
- Позитивная воздушная камера (positive air) — воздушная камера, выполняющая роль основной несущей пружины. Изменением давления воздуха в этой камере регулируется предсжатие системы, подгоняя силу подвески под вес райдера;
- Негативная воздушная камера (negative air) — повышает чувствительность вилки в начале хода за счет негативного (обратного) действия на разжатую вилку. Иначе говоря, давление в этой камере поджимает давление в позитивной камере. Результат — высокая чувствительность вилки.
- Регулировка хода* (travel adjustment) — возможность быстро изменить ход вилки без изменения характеристик демпфирования и амортизации.
- Объем рабочей камеры (volume adjustment) — регулировка степени прогрессивности сжатия.
Регулировки демпфера сжатия:
- Блокировка* (lockout) — гидравлическая система, обеспечивающая полную блокировку действия вилки. Применяется при езде в гору только по гладкой поверхности для реализации 100 % силы ног на разгон. ;
- Пробиваемая блокировка* — гидравлическая система, позволяющая заблокированной вилке разблокироваться при сильных ударах (с целью предотвращения повреждения вилки).
- Регулируемая платформа* — гидравлическая регулируемая система, действие которой похоже на пробиваемую блокировку, только порог пробоя можно задать отдельной регулировкой (floodgate) в широких пределах. Позволяет вилке срабатывать только на крупных неровностях, но при этом не качаться на подъемах.
- Компрессия (compression)* — гидравлическая регулируемая система демпфирования при сжатии вилки (обычно регулируется от 0 до очень сильного сопротивления). Позволяет демпферу снизить скорость сжатия вилки. Низкоскоростная компрессия (low speed compression) — гидравлическая регулируемая система демпфирования, создающая небольшое сопротивление при медленном сжатии вилки на низких скоростях, однако при резком сжатии вилки, на высоких скоростях, отключается. Уменьшает раскачивание вилки при активном педалировании и «клевки» велосипеда при торможении.
- Компрессия в конце хода (bottom out) — антипробойная гидравлическая система (актуальна для пружинных вилок), начинающая свою работу, когда вилка уже сжалась ~ на 80 % своего хода и продолжает сжиматься. Антипробойная система призвана предотвратить удар металлических частей вилки друг об друга, когда вилка сработала на весь свой ход.
Регулировки демпфера отбоя:
Скорость отбоя (rebound) — гидравлическая регулируемая система, работающая при отбое, когда вилка разжимается.
Варианты регулировки:
- Внешняя регулировка — у дропаута (наиболее часто встречается) или на короне;
- Внутренняя регулировка — требуется неполная разборка вилки.
ETA (extension travel adjustment) — аналог блокировки вилки от Marzocchi. После включения системы вилку нужно сжать, после чего её работа полностью блокируется на ходе ~60 % от общего хода.
Много хорошего
Около 20 лет назад парни из Bimota и Yamaha, такие как Pinky и Brain of the cartoon, планировали захватить весь мир кроссовым мотоциклом. В случае с Yamaha речь идет о GTS 1000, в Bimota – о еще более технически сложной модели Tesi.
Турист-спорт GTS 1000 не смог применить свои теоретические достоинства в повседневном использовании, вероятно, среди других поэтому он не стал хитом продаж, поэтому через пять лет он исчез с рынка. Хотя Tesi еще можно купить, это мотоцикл для поклонников марки и альтернативных решений. Конструктивные решения обоих мотоциклов имели много недостатков: они были технически сложными и, следовательно, дорогими в производстве, обеспечивали слишком малый, для дорожного мотоцикла, радиус поворота и давали не лучшую передачу крутящей силы.
Бесчисленные гоночные прототипы с альтернативными подвесками привели к тому, что сегодня даже на гонках правит балом компактная и не очень дорогая вилка USD.
Скачивание книги
После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:
Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.
Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel. В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги
В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.
Проблемы при оплате банковскими картами
Иногда при оплате банковскими картами Visa / MasterCard могут возникать трудности. Самые распространенные из них:
- На карте стоит ограничение на оплату покупок в интернет
- Пластиковая карта не предназначена для совершения платежей в интернет.
- Пластиковая карта не активирована для совершения платежей в интернет.
- Недостаточно средств на пластиковой карте.
Для того что бы решить эти проблемы необходимо позвонить или написать в техническую поддержку банка в котором Вы обслуживаетесь. Специалисты банка помогут их решить и совершить оплату.
Вот, в принципе, и все. Весь процесс оплаты книги в формате PDF по ремонту автомобиля на нашем сайте занимает 1-2 минуты.
Если у Вас остались какие-либо вопросы, вы можете их задать, воспользовавшись формой обратной связи, или написать нам письмо на info@krutilvertel.com.
Из каких элементов состоит вилка для велосипеда?
Жесткая велосипедная вилка состоит из: штока; короны; ног (перьев); дропаута; брейк босса; крепления для дискового тормоза. Материалом изготовления служит высококачественный и технологичный алюминий, карбон, сталь или титан.
На первом месте по долговечности стоит карбон, а на втором сталь и алюминий. Иногда производители совмещают несколько металлов для снижения стоимости при высокой надежности и безопасности. Детали из титана возможно приобрести исключительно под заказ. Их цена очень высока.
Амортизационный вид состоит всего из 2 элементов: штанов; заглушек. Для них необходимо постоянное обслуживание, заключающееся в осмотре, устранении дефектов, смазке. Такой уход будет способствовать хорошей работе и долговечности механизма.
Неровности на дорогах не будут больше беспокоить, как и бугристая или каменистая местность. Материалами служит хромированная сталь, карбон или алюминий. Возможно совмещение металлов.
Данный вид вилок имеет несколько типов:
Все типы содержат лишь штаны (представляет собой специальные трубчатые стаканы для крепления с ногами) и заглушку (служат для закрывания ног, иногда заменяют блокировкой или регулятором подвески).
Сама же амортизация в вилке осуществляется посредством работы пружины и демпфера. На поверхности дороги пружина сжимается, а неровности сглаживаются. Впоследствии элементы возвращаются в прежнее положение.
От особенностей этих 2 особых деталей существуют разновидности вилок:
- Пружинные. Данный тип не содержит демпфера. Имеется лишь очень мощная и прочная стальная пружина, выступающая в качестве самого основного элемента детали. Позволяет добиться очень комфортной поездки при максимальном сглаживании препятствий на поверхности;
- Пружинно-эластомерные. Здесь участвуют в процессе сразу пружина из прочной стали и демпфер, выполненный из качественного эластомера (мягкой пластмассы). При активной эксплуатации транспортного средства быстро стираются и требуют замены;
- Воздушные. В качестве 2 элементов здесь выступает воздух, закаченный в вилку при помощи насоса высокого давления. Такая конструкция имеет весьма маленький вес. Главным недостатком является изменения воздушного потока в холоднее время года, а также отсутствие какой-либо настройки;
- Маслянно-воздушные. Такой тип более востребован, нежели другие. Пружину в такой конструкции заменяет воздух, а демпфер масло. В процессе сжатия происходит перетекание масла из одной полости в другую до полного восстановления. В наличии огромное количество настроек. Преимущества: небольшой вес изделия; оптимальная стоимость на рынке;
- Маслянно-пружинные. Данный механизм работает благодаря пружине из высокотехнологичной стали и 2 составляющей – масла. Он имеет весьма большой вес, что считается существенным недостатком. Главными же достоинствами являются: высокий уровень амортизации, достигаемый в результате взаимодействия масла и стали; высокий уровень плавности хода (во время поездок чувствуется комфорт и легкость вождения).