Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов
Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:
по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
прикрепить транец ко дну;
из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины
Это место следует укрепить брусками;
после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
таким же образом склеивают наружные швы;
чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.
Как сделать лекала
Возился долго, но в итоге что-то получилось. У многих возникнет вопрос: «А лекала как делать?» Вопрос вполне правомерный. Но тут на помощь пришел младший братишка. Парапланы он строит (вместе начинали, когда в институте учились). Программка у него есть самописная, которая развертки по методу триангуляции рисует. Загнали корпусок туда да и крутанули. Получилось что-то. Но доверия нет. Проверили на Карене. Развертки, полученные в Карене, сравнили с развертками, полученными с помощью братовой программки. Расхождения получились не более 0,1 мм. Короче приняли решение, что такая точность нас вполне удовлетворит. Из коробки от конструктора «LEGO» тиснутой у сынули была склеена моделька. Получилось хорошо. Корпус отмаштабировали до длины 4,6 м. и ширины 1,75 м.
Рис. 2. Вот такой окончательный вариант был принят в производство.
На рисунках видна компоновка кокпита. В основном использоваться лодка будет для покатушек и прогулок и в меньшей степени для рыбалки. В сомнениях и вопросах прошла зима и весна, проект обрастал чертежами и схемами. Пришло время запасаться материалами для изготовления лодки своими рукамим. Жена расстроилась окончательно, так как все лето я собирался строить лодку, но, будучи женщиной мудрой даже в какой-то мере поддержала. Купил фанеру, эпоксидку, стеклоткань, инструментец кой-какой и начал работу.
Рис. 3. Заготовленные материалы и инструмент.
Соединение фанеры на ус не стало проблемой, за два дня были склеены 4 листа длиной 4,8 м. ибо выкройки без отхода по длине хорошо укладывались. Вырезаны детали днища и бортов. Встал вопрос с транцем — дубовую доску просто на рынке не купить. Искал долго, но нашел, где продают обрезную доску нужной толщины. Вырезал детали транца и склеил по следующей схеме — наружный слой — 8 мм. фанера, слой стеклоткани, дубовая доска, слой стеклоткани, внутренний слой — 6 мм. фанера. Получилось тяжеловато. Дубовая доска неподъемная. Но что сделано, то сделано. Переделывать транец не захотелось, да и запас прочности никогда не помешает.
Рис. 4. Склеенные листы. Все просто.
Рис. 5. Вон транец, тяжелый, гад, получился.
Возможные ошибки
Стоит обратить внимание на то, что при постройке судна рыбаки часто следуют типовым рекомендациям, не учитывая своего веса. Если он превышает 90 кг, обязательно нужно делать дополнительное усиление днища с помощью реек, иначе при ходьбе оно станет продавливаться вниз, а вода будет выпихивать его вверх
Есть еще несколько советов, которые помогут недопустить типичных ошибок при изготовлении лодки.
Применение гвоздей при строительстве делает процесс проще и дешевле, но использование шурупов сохраняет более аккуратный вид судна. При этом шурупы обязательно следует смазать любым маслом. В противном случае в дальнейшем возникнут сложности с выкручиванием метиза.
При крепеже реек обязательно для фиксации нужно использовать струбцины, иначе очень сложно их удержать.
Чтобы избежать появления «пузырей» на судне, установка метизов должна происходить через небольшое расстояние или подряд.
Избавить судно от кривизны при монтаже реек поможет поочередное забивание гвоздей на разных бортах.
Многие экономят эпоксидную смолу при нанесении на поверхности для склейки. Этого делать ни в коем случае нельзя! Смола просто впитается в древесину, и склеивания не произойдет
Важно придерживаться расхода эпоксидной смолы в количестве 200 граммов на трехметровую полоску ткани. При сжатии деталей остатки смолы должны просачиваться наружу – это показатель того, что количество эпоксидки достаточное.
Изъяны на поверхности корпуса можно устранить с помощью водостойкой шпаклевки.
Если лодка поднимает нос и не выходит на глиссер – неправильно проведена центровка либо недостаточная длина.
Если судно отлично ведет себя с двумя пассажирами, а с одним начинает дельфинировать, решить эту проблему можно следующим образом: из кусков винипласта стоит сделать пару гидрокрыльев и прикрепить их к антикавитационной плите мотора. Лодка станет быстрее набирать скорость, ее ход будет легче. Таким образом, изготовить своими руками лодку для рыбалки совсем несложно, но начинающим кораблестроителям все-таки лучше выбрать более простую конструкцию.
О том, как сделать лодку из фанеры своими руками, смотрите в следующем видео.
Этапы изготовления своими руками
Самодельное сиденье для лодки не отличается сложностью конструкции, для его изготовления не понадобится специальный инструмент. Первым делом нужно точно определиться с типом кресла, его функционалом, а уже затем можно приступать к изготовлению чертежа и подбору материала. В процессе работы необходимо строго следовать выбранной инструкции.
Разработка чертежа
Чертеж или эскизный набросок сиденья помогут определить его пропорции и место в лодке относительно мотора и весел. На них можно отразить оптимальный наклон спинки, ширину и длину нижней подушки. Готовые чертежи легко найти в сети и доработать под свой проект. Можно воспользоваться уже имеющимся удобным стулом и перенести его габариты на бумагу, такого эскиза будет достаточно. Чертеж с указанием точных размеров понадобится для расчета количества материала на каркас и обивку.
Необходимые материалы и инструменты
Кроме уже готового чертежа для изготовления мягкого сиденья мастеру понадобятся:
- фанера, доски, трубки для каркаса спинки и сидушки;
- мягкий поролон или пенополистирол для наполнителя;
- обивочная ткань (ПВХ, винил, кожзам, натуральная кожа);
- специальная прочная нитка;
- водостойкий клей типа «момент»;
- мебельные гвозди, скобы для степлера;
- лак или водоотталкивающая пропитка;
- металлические крепежи, складной механизм, уголки;
- поворотный механизм (можно найти в отделе мебельной фурнитуры).
Список нужных инструментов:
- электрический лобзик;
- дрель или шуруповерт;
- шлифовальная машинка или набор наждачной бумаги;
- ножницы, нож;
- набор иголок;
- строительный степлер.
Процесс сборки
Для удобства можно вырезать выкройки чехла и отдельных деталей на ватмане или плотном картоне. Далее их удобно будет примерять на лодке или корректировать размеры в процессе работы. Инструкция по сборке:
Вырезать из фанеры каркас будущей сидушки и спинки. Соединить их вместе и проверить удобство использования. Для скрепления рекомендованы саморезы, винты, гвозди и прочий крепеж.
Деревянные детали тщательно зашкурить и покрыть лаком в несколько слоев, дать изделию высохнуть. В таком виде кресло уже можно было бы ставить на лодку ПВХ, если бы был запланирован мягкий вариант.
Вырезать по размерам деталей мягкие вставки, для надежного закрепления прибить наполнитель гвоздями или приклеить. Листы полистирола скрепить скобами каждый слой отдельно.
Приступить к переносу выкроек на ткань
Чехол должен плотно облегать мягкий каркас, поэтому важно подогнать места стыков, углов. Чтобы с тканью было удобнее работать, с каждого края оставить припуск 2–3 сантиметра
Швы прошить вручную или на швейной машинке, для прочности можно обработать стыки герметиком.
Чехол может быть цельным и полностью облегать каркас сиденья, а может быть выполнен в виде отдельных мягких элементов на жестком стуле. Закрепить обивку с помощью мебельных гвоздей или скоб.
Вырезать из фанеры заготовки, зашкурить и покрыть лакомПодготовить мягкие детали, прикрепить к заготовкамОбтянуть каркас тканью
Изготовление лодки из стеклопластика
Как всегда, вначале необходимо подготовить чертеж и изготовить матрицу будущего судна. Это следует сделать прежде, чем начинать строить лодку под мотор своими руками. Чертеж можно разработать как самостоятельно, так и взять уже готовый. При составлении проекта лодки обязательно учитывается как жесткость стеклопластика, так и то, чтобы все борта были идеально выровнены, так как впоследствии это скажется на устойчивости судна.
Изготовление матрицы, то есть формы для будущей лодки, пожалуй, самый дорогостоящий и сложный процесс при самостоятельном изготовлении лодок
Важно, чтобы все размеры были идеально выверены, тщательно проработана форма судна и сделаны все разметки. Для того чтобы впоследствии не возникло сложностей с выдавливанием лодки из матрицы, а также сама она могла служить и в дальнейшем, важно не забыть встроить в нее ниппели. Для того чтобы строилась легко и свободно изготавливаемая своими руками лодка под мотор, нужно заранее запастись следующими инструментами и материалами:
Для того чтобы строилась легко и свободно изготавливаемая своими руками лодка под мотор, нужно заранее запастись следующими инструментами и материалами:
- Гелькоут лодочный.
- Отвердитель.
- Полиэфирная смола.
- Стекломат.
- Ножницы.
- Наждачная бумага.
- Уключины и подуключины.
Последовательность действий:
- Обмажьте матрицу в четыре слоя разделительным воском.
- Нанесите гелькоут для внешнего слоя судна
- Установите стеклопластиковые сиденья параллельно бортам плавсредства.
- Прикатайте стекломат в пять–шесть слоев, чтобы придать жесткость и прочность всей конструкции.
- Срежьте лишнюю «бахрому» и вклейте сиденья при помощи специального клея.
- Прикрутите уключины.
- Зашкурьте борта судна при помощи наждачной бумаги.
- Покрасьте лодку гелькоутом как внутри, так и снаружи.
Дно на таких лодках лучше делать двойным и герметичным, что сделает лодку практически непотопляемой даже в тех случаях, когда она перевернется. Можно усилить корпус, проложив деревянные бруски вдоль формы и покрыть их двумя слоями стекловолокна.
Основная затрата при строительстве лодки своими руками под мотор из стекловолокна заключается как раз в изготовлении матрицы. Ее производство для всего одной лодки выйдет неоправданно дорого, поэтому перед строительством подумайте о том, как можно будет окупить саму матрицу.
Где и как можно хранить лодку в зимнее время: 2 испытанные методики
С двумя своими первыми лодками я поступал так, как большинство рыбаков на нашем озере. Перед началом ледостава вытаскивал их из воды, переворачивал вверх дном и оставлял в таком положении до весны.
За это время доски высыхали, а щели между ними постоянно увеличивались. Были моменты, когда через них можно было просунуть мизинец. Все это приходилось уплотнять, конопатить, заделывать и смолить…
Такой способ хранения лодок довольно распространен. Им до сих пор пользуется большинство рыбаков на нашем озере.
Потом один человек мне подсказал другую методику
Он обратил внимание, что у плоскодонок всегда сгнивают в первую очередь верхние детали: борта, нос или корма, которые расположены на открытом воздухе
Низ же, то есть днище, всегда находится в воде, остается целым и его от старых лодок часто используют в качестве подстилки для переходов через проблемные места на тропинках.
Он же посоветовал для борьбы с щелями заливать немного воды в лодку при ее хранении. Это предохраняет доски от их высыхания в жаркую погоду, образования щелей.
Его рекомендация: на зиму плоскодонку не вытаскивать из воды, а наоборот — затапливать полностью ниже уровня льда. А он у нас редко превышает 60 см. Для этого достаточно выбрать место около берега и наложить на дно камни, кирпичи, любые тяжелые предметы.
Весной груз извлекается, а лодка вытаскивается на берег. После непродолжительной сушки в течение нескольких дней она подвергается обработке смолой и снова спускается на воду.
Конопатить щели в этом случае можно значительно реже: когда пакля истлеет через несколько лет. Эта методика мне понравилась, пользуюсь ею больше двадцати лет.
Вот в принципе и все, что я планировал рассказать про то, как изготавливается лодка из дерева своими руками, чертежи и ее размеры я постарался представить фотографиями различных конструкций.
Подготовка материалов
При желании создать эффективные колеса для лодки ПВХ своими руками (чертежи, схемы и пошаговые инструкции можно найти в свободном доступе), нужно правильно подойти к подготовке материалов и инструментов. Как известно, самодельный транспортировочный элемент стоит гораздо дешевле, чем магазинный. Изготавливая его самостоятельно, можно правильно рассчитать ширину и длину креплений. Чтобы успешно выполнить работу в домашней мастерской, требуется найти такие материалы и инструменты:
- Два колеса диаметром 35 сантиметров и шириной 60−80 мм.
- Квадратный профиль сечением 25 на 25 миллиметров.
- Трубку с оптимальным диаметром. Как правило, он сопоставим с диаметром креплений.
- Шайбы, болты, гайки и шплинты.
- Ножовку для резки металла.
- Плоскогубцы и электродрель.
Кроме этого, в процессе изготовления придется применить сварочное оборудование, хотя работа со сваркой короткая и несложная. В любом случае самоделка обойдется рыболову дешевле, чем покупной вариант.
Начало работ
После успешной подготовки нужных подручных средств и материалов можно начинать работу. Изначально стоит определить подходящее место на лодке, где будет цепляться колесный профиль на навесной транец
На этом этапе важно убедиться, что транспортировочный узел не нарушает нормальную функциональность плавательного средства, даже если придется пожертвовать прочностью креплений. В противном случае при работе двигателя могут появиться непредвиденные проблемы
После выбора такого места необходимо отложить вниз отрезок, чтобы колеса заняли расположение чуть ниже края транца, то есть, на длину радиуса с небольшим зазором (до 5 сантиметров). В такой конфигурации сопротивление воде при передвижении будет снижено.
Что касается кронштейнов, то они бывают и прямыми, и с небольшим углом. Первый вариант демонстрирует повышенную прочность и простоту изготовления, т. к. количество сварочных работ минимальное. К тому же, монолитный кронштейн очень надежный и без проблем выдерживает максимальные нагрузки. Варианты с определенным углом отличаются эргономичными размерами и способны размещаться непосредственно под дном лодки, не нарушая ее плавучесть и стабильность работы двигателя.
Пошаговое руководство
В большинстве случаев рыболовами рассматривается именно второй вариант, расположенный под углом. Его создают по такой пошаговой инструкции:
- Для начала нужно отпилить четыре отрезка от профиля (их размеры могут быть разными, в зависимости от созданных чертежей и габаритов плавательного средства).
- С помощью сварочного оборудования к нижним местам цепляются трубки, на которые в дальнейшем будут насажены кольца.
- В самих трубках проделывается сквозное отверстие, в котором с помощью шплинта нужно будет прикрепить кольца. К внутреннему кольцу в трубке приваривается подходящая гайка, что предотвратит прижимание колес к креплению. Что касается внешнего конца трубки, то его лучше закрыть пробкой из пластика или резины. Это действие позволит избежать попадания воды внутрь трубок.
- С помощью дрели в верхней части необходимо проделать два небольших отверстия, через которые будет осуществляться монтаж колес на транцевую часть лодки.
- Используя сварочное оборудование, обе части фиксирующих элементов тщательно соединяются между собой. При этом угол между ними должен составлять 35−45 градусов. Оставшиеся отрезки слегка подрезают, чтобы под определенным углом они плотно прилегали друг к другу.
- По завершении сварочных работ остается насадить колеса на трубки и тщательно закрепить их с помощью шплинта.
Инструкция по изготовлению
Рассмотрим пошаговую инструкцию изготовления самодельной тележки для лодки.
Изготовление рамы
Напомним, что абсолютно все составляющие вашего каркаса (рамы) должны скрепляться только сварочным аппаратом. Для изготовления рамы используют металлические профили (или трубы в зависимости от того, что вы смогли купить). Проделайте в них отверстия, а затем при помощи болтов М12 совместите будущие сцепку и ось. Теперь тщательно проверьте баланс, а также перпендикулярность центр балки к самой оси.
Оснащение рамы
Теперь вам придётся поставить и закрепить телегу на опорную ножку и трос. Вы можете обойтись и без опорной ножки (она же рулевое колесо), но если вы будете перемещать свой прицеп руками, она вам очень пригодится. Нижняя рукоять будет служить для регулировки колеса по высоте, а верхняя – поможет отрегулировать положение относительно трубки. Перед тем как на автомобиле выехать на трассу, поднимите рулевое колесо и зафиксируйте в пазу трубы. Когда вам нужно переместить прицеп руками, при помощи тех же рычажков опустите колесо и поверните в нужном вам направлении.
Следующим шагом возьмите трубу с размерами 40х60 мм и сварите из неё опорный механизм для лебёдки. Для создания опоры крыльев и кильблоков вам следует использовать такой же материал. При помощи металлических полосок (не меньше, чем по 4 мм) нужно будет закрепить килевые ролики. Закреплять их, разумеется, нужно сварочным аппаратом.
Длину кильблочной опоры рассчитывайте так, чтобы сами колесики находились под элементом продольного набора вашей лодки. Таким образом, дно лодки будет меньше деформироваться. Для того чтобы легко найти нужный угол установки колесиков, быстрее всего будет изготовить из ДВП или ДСП макет дна вашего плавсредства. При помощи этого макета просто подгоните ролики под нужный угол.
Если вы не смогли найти подходящие вам ролики, их можно сделать своими руками. Для этого вам следует подобрать небольшой кусочек из полиуретана, который нужно обработать на станке, либо вручную выточить из него 6 колесиков (2 – под киль, 4 – под бок). Для изготовления самой оси вращения нужны обычные болты М14. В самих колесиках высверлите дырки по диаметру болтов. Теперь возьмите угол на 50 и изготовьте из него более мелкие уголочки, в которых нужно проделать отверстия и скрепить их П-образно. Они послужат креплениями для будущих осей.
Теперь, когда почти все главные составляющие конструкции закреплены, необходимо доработать ещё несколько деталей. Возьмите противокоррозийное покрытие и тщательно нанесите на все участки прицепа. После этого следует подождать время, указанное на упаковке (до полного высыхания), а затем покрасить всю конструкцию. Для этой цели подойдёт самая обычная эмаль. Последним шагом в сборке является прокладка проводов и установки светоэлементов (стоп-фар, поворотников) и, конечно же, специальной балочки для крепежа номера.
Чертеж
Чтобы сделать самостоятельно столик для эхолота, необходимо иметь на руках грамотно составленный чертеж. В противном случае, можно допустить непоправимые ошибки при его изготовлении и испортить материал. Сделать чертеж можно своими силами. Для этого необходимо знать основы черчения, и уметь просчитывать габариты мебельных предметов. Чтобы не морочить голову самостоятельными просчетами, можно воспользоваться специальными программами в интернете.
Совет: если вы планируете сделать столик с дополнительными аксессуарами (держателем для спиннинга, подставками под банки и прочими аксессуарами необходимыми для удачного улова), их также необходимо внести в чертеж.
При составлении чертежа стоит обязательно учитывать:
- расположение ликтроса;
- диаметр баллона;
- размер отсека для аккумулятора.
Внимание: на любом чертеже должны быть указаны точные размеры каждой детали до миллиметра и материалы ее изготовления.
Поэтапная сборка
Подготовьте весь материал и инструменты. Проверьте исправность всего электрического оборудования. Также работая с деревом необходимо иметь средства защиты: рукавицы и очки. Будьте осторожны, нарезая материал на циркулярной пиле.
Монтаж рамы
Первым делом нарежьте бруски для боковин — футоксов. Затем подготавливаются другие бруски, которые в дальнейшем сформируют боковины судна и нижнюю часть. Днище можно сделать по технологии постройки кораблей, то есть округлой треугольной формы, также можно соорудить обычную плоскодонку. Затем подготовьте бруски для носа и кормы.
На следующем шаге вам нужно сделать нос. Возьмите несколько распорок и два длинных бруса. Их с одного края надо соединить шурупами. Затем к другой стороне приставляется брусок — это задник лодки. Деталь также прикрепляется шурупами. Затем в середине заднего бруска прикрепите другой брусок в вертикальном положении.
Сделанной лодочной раме нужно придать форму в виде пули. Возьмите пару распорок и поперек закрепите их возле носовой части. Затем рама переворачивается бруском вверх, который был закреплен на заднике и проложите осевой брусок, который, послужит опорной частью для футоксов — ребер жесткости.
Для этого закрепите один край к бруску, который на заднике — его высота составит 50 см, а другой край бруска для днища положите у носа рамы. Теперь прикрутите два коротких бруска к боковинам и центральному бруса, отступив от края примерно 70−100 см. Нужно выгнуть закрепленный край бруса, чтобы он получился дугообразной формы. Затем его надо прикрутить у носовой части рамы.
Закрепление ребер жесткости
Итак, рама сделана и теперь нужно установить ребра жесткости. Для этих целей придется воспользоваться распорками, на каждую пару ребер жесткости устанавливается одна распорка. Это нужно для того, чтобы боковины получились округлой формы. Как правило, бруски применяются мелкого диаметра, способные гнуться без особых усилений.
Работа начинается с кормы. Прикрутите первый брусок к боковине, а затем второй — к другой стороне будущей лодки. Теперь между ними устанавливается распорка и два ребра закрепляются к центральному бруску. Старайтесь аккуратно выгибать материал, иначе может произойти разлом.
Ребра жесткости должны монтироваться с шагом 30 см. Когда вы дойдете до носа лодки, то установленные распорки пока не снимайте. Отмерьте глубину лодки на 20 см. Поставьте метки на двух боковинах. Вам нужно вдоль боковин прикрутить два длинных бруса, которые прочнее соединят ребра жесткости. После чего установите несколько распорок между двумя вдоль проходящих деталей. Остальные распорки снимите.
Теперь нужно укрепить все места соединений. Воспользуйтесь металлическими уголками и саморезами. В носовой части от края отступите 50 см и прикрутите перемычку. Также нос необходимо усилить и на самом краю просверлить дрелью отверстие, а потом стянуть конструкцию болтом и гайкой. После этого можно считать, что скелет судна готов.
Обшивка каркаса фанерой
На этом шаге переверните лодку вверх дном и начните обшивать боковины. Надо, чтобы прикладываемый материал полностью прилегал к ребрам жесткости. Закрепляется фанера с помощью саморезов. Материала должно хватить, чтобы достать от верхней части боковины до низа лодки.
После внешней обшивки возьмите несколько баллонов монтажной пены. Нужно запенить прослойку на ширину бруска. Пеньте во всех местах и не оставляйте пустот. После чего сделайте внутреннюю обшивку. Чтобы лодка не была слишком тяжелой, для внутренней обшивки воспользуйтесь ДСП листами — они тоньше и легче фанеры.
Оклеивание стыков и покраска
В конце придется выполнить оклеивание всех стыков внешнего корпуса. Швы заполняются до той степени, пока клей не начнет вытекать наружу. Для лучшего эффекта на стыковочные места нанесите слой силиконового герметика. Это убережет конструкцию от проникновения воды.
На последнем этапе производится окрашивание плавсредства водоотталкивающей краской. Но перед этим просмотрите корпус на наличие сколов и трещин. Если такие дефекты есть, то их нужно замазать шпаклевкой. Некоторые умельцы обклеивают весь корпус стеклотканью, а затем выполняют покраску. Наносится первичный грунтовочный слой и вторичны — цветной.
Теперь устанавливается мотор и остается подождать, пока конструкция полностью не высохнет, после этого проверьте самоделку, поплавав на ней по озеру. Если обнаружите какие-либо неисправности, то устраните их.