Стант на мотоцикле. Трюки на мотоциклах. Стантрайдинг. Падения. Вилли, стоппи на мотоцикле

Мотоциклы, на которых делают трюки

Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.

Лучшим вариантом считаются трюковые мотоциклы для выполнения трюков и занятий стант-райдингом , спортивные и нейкеды. Их можно переделать под трюковую езду. Но надо помнить, что такой тюнинг будет очень затратным. А так как и во время обучения, и во время уже непосредственно выполнения различных трюков, мотоцикл обязательно будет падать. Значит, еще нужны дополнительные средства на постоянный ремонт. Лучше всего начинающих использовать питбайки. Это небольшие кроссовые мотоциклы, на которые удобно учиться.

Внешне такие мотоциклы похожи на кроссовые внедорожные байки. Но у них меньше размер и вес. Лучшими питбайками считаются мотоциклы от BSE. Дилеры компании работают уже по всему миру. Собирается техника в Китае.

Мотоцикл подойдет байкерам весом до ста килограмм. При посадке на байк ноги мотоциклиста должны доставать до земли.

Использовать этот мотоцикл можно в следующих случаях.

  • Питбайк Кантри. Предназначен для пересеченной местности. Самая популярная модель.
  • Питбайк Мотокросс. На нем можно ездить по трассам, летать с трамплинов, выполнять прыжки. Питбайк Супермото идеально подойдет для езды по трассе с ровным покрытием.
  • На питбайке Стант можно выполнять любые трюки, даже самые сложные.
  • Новая модель питбайк Парк тоже подойдет для выполнения различных трюков и фигур.
  • Для прыжков со специальных трамплинов подойдет еще одна новая модель питбайк Мотофристайл.

Питбайк представляет собой надежную и простую конструкцию. Но навыками и умением мотоциклист должен обладать обязательно.

Требования к мотоциклу

Одним из главных требований к мотоциклу является отсутствие пластика. Байк должен подходить трюкачу по весу. Людям с небольшой массой тела будет сложнее управлять тяжелым мотоциклом.

Стантовый мотоцикл должен быть легким, иметь надежную подвеску и мощный двигатель. Обычные стоковые колеса не подходят для выполнения трюков. Наиболее оптимальный вариант – заменить их на спицованые или литые.

По большому счету, выбор резины зависит от того, какие трюки планирует выполнять мотоциклист. Для burn out спицованые колеса не подходят, поскольку они бескамерные и не позволяют сжигать резину до конца. Литые колеса недостаточно прочные, поэтому все-возможные прыжки на них делать противопоказано.

Для начала обучения стантрайдингу подойдет практически любой мотоцикл со средними характеристиками, который не требует глобальных изменений. При повышении мастерства, требования к транспортному средству растут, поэтому проводятся всевозможные замены узлов и комплектующих.

Вилли (Wheelie).

Один из базовых трюков стантрайдинга, который пытались сделать все, кто когда-либо сидел на мотоцикле. Даже если мотоцикл этот — Карпаты, а трюк «Вилли» все окружающие называют гораздо более понятным для русского уха термином «Закозлить». Вилли — это трюк, заключающийся в езде на мотоцикле на одном заднем колесе.

При выполнении этого трюка мотор мотоцикла испытывает масляное голодание (кроме вариантов с сухим картером), поэтому профессиональные стантрайдеры перед выполнением трюков сначала модифицируют систему смазки своих мотоциклов. Изредка, со светофора, можно покозлить и без переделок. Любой мотоцикл позволяет сделать Вилли, либо с газа, когда передаче на второй газ резко закрывается, мотоцикл клюет носом, вилка сжимается и потом, одновременно с разжатием вилки резко открывается газ. Практически любой мотоцикл с объемом двигателя выше 400 кубов без проблем выдергивается в Вили с газа, так что подобный трюк доступен для большинства обычных мотоциклистов. На слабой технике, или для отдельных случаев Вилли, используется поднятие со сцепления. В этом случае мотоцикл работает на высоких оборотах, а крутящий момент регулируется рычагом сцепления. Сцепление при этом гораздо быстрее изнашивается, но зато хозяин сразу получает респект пацанов и любовь прекрасных дам. Стантеры же обычно просто ставят огромные ведомые звезды, выдергивающие мотоцикл в Вилли с газа в любом случае.

Впрочем, для мотокроссменов и эндуристов базовое Вилли — это никакой не трюк, а обыденный элемент повседневной езды на мотоцикле. Стантрайдеры же во много раз усложняют его, выполняя сидя на баке с ногами в стороны, на руле, стоя на одной ноге и т.д. К тому же, одно дело, козлить на скорости или проскакивать какие-то препятствия на заднем колесе ходом, и совсем другое — балансировать в Вилли практически на околонулевой скорости.

На Вилли базируются уже гораздо более сложные  трюки. Рассмотрим некоторые из них.

Различные стантрайдерские трюки, во время которых мотоцикл едет на одном заднем колесе, а райдер осуществляет в какие-то манипуляции ногами и руками.

Хайчеар — стантрайдерский трюк, когда во время Вилли ездок сидит на бензобаке мотоцикла ногами вперед. Как на высоком детском стульчике

50/50 или Спешал кей (Special k wheelie) — трюк, во время которого райдер перекидывает одну ногу через траверсу мотоцикла.

Кан Кан (Can Can), Кроссовер (Cross over), Фламинго (Flamingo wheelie) — трюки, во время которых райдер, стоя на одной подножке, выбрасывает одну ногу вперед и назад, либо стоит на подножках, скрестив ноги, либо отводит одну ногу назад, соответственно.

Чемпион (Chempion), Фрог вилли и Воч тауер (Frog wheelie и Watch tower). Чемпион  — райдер делает Вилли с одной рукой, вторую вытягивая вверх. Фрог вилли — райдер сидит на корточках на бензобаке или траверсе мотоцикла во время Вилли. Воч тауер — райдер стоит на траверсе.

1.2.  Foot drag (Фут драг), Hand drag (Хенд драг), Scrape (Скрейп).

Совокупность стантерских трюков, при которых во время Вилли производится касание земли ногой, рукой или задней частью подрамника мотоцикла. В последнем случае мотоцикл выходит далеко за точку баланса, то есть, заваливается назад на угол больше 90 градусов.

 

https://youtube.com/watch?v=VtUTq7FdZaA

1.3. Стол (Stall), Стойка, Вилли парк (Wheelie park).

Трюки, во время выполнения которых райдер останавливается до нулевой скорости, при этом оставаясь в Вилли.

1.4. Свичбек вилли (switchback wheelie), Superman (Супермен стол).

Трюки, которые не подпадают под градацию, указанную в прошлых подпунктах. В первом случае райдер выполняет вилли, сидя или стоя на мотоцикле задом наперед.

При исполнении второго трюка райдер отталкивается ногами от земли и на миг зависает над мотоциклом параллельно земле, напоминая супермена.

Бёрнаут (Burnaut).

Бёрнаут — это по-нашему, отжиг. И правду говорят, что кто не жОг, тот не ездил на мотоцикле! Трюк этот в базовом исполнении достаточно прост, поэтому часто выполняется простыми любителями.

Базовый бернаут очень прост в исполнении и зачастую даже не требует того, чтобы загрузить вилку мотоцикла. Надо разгрузить зад, набрать достаточное количество оборотов, потом бросить сцепление. Более сложные варианты бернаута — в движении и поворотах (Rolling Burnout) — уже являются элементами стантрайдинга, эффектно смотрятся, хотя и приканчивают резину за считанные минуты.

Объединяет эти трюки то, что райдер при их выполнении, находится на земле. Суицид выполняется стоя перед передним колесом отжигающего мотоцикла.

Бензопила — когда мотоцикл вращается вокруг райдера в Бернауте.

Карусель — когда мотоцикл лежит на защите и вращается вокруг слайдера, к примеру, с райдером на нем. Крейзи Ларри — Бернаут вокруг ноги.

3.2. Трек стенд (Track stand), Дрифт (Drift), Свичбэк дрифт (Switchback drift).

Бернауты, которые выполняются не касаясь ногами асфальта. При исполении Трек стенда райдер исполняет Бернаут, стоя на подножках, Дрифт — он и в Африке дрифт. Исполнение трюка Свичбек дрифт подразумевает дрифт, сидя на мотоцикле задом наперед.

Бернаут

Мотосигнализации Бернаут (burnout) — «сжигание резины», достигается длительным буксованием заднего колеса. Трюк выполняют в неподвижном положении мотоцикла или в движении. Первый из способов не требует каких-либо способностей. Чтобы напустить дыма необходимо открутить ручку газа с одновременным выжимом переднего тормоза и резко пустить рычаг сцепления.

Существует несколько способов выполнения бернаут: сидя верхом на байке, положив его на бок, стоя сбоку или перед мотоциклом. Сжигание резины в движении — более сложный трюк, требующий от райдера некоторой сноровки. Еще более сложный способ выполнить трюк — бросить колесо в пробуксовку, когда мотоцикл двигается. Жечь резину можно с вращением байка по кругу малого радиуса.

С чего начать

Начинающим спортсменам можно дать несколько крайне важных рекомендаций, которые помогут вам не разбиться после первой же тренировки. Абсолютно точно для этой цели вам не подойдут мощные мотоциклы — если вы плохо знаете их качества, то лучше на них не садиться. Вдобавок, вам крайне дорого обойдется ремонт. Для начальных тренировок возьмите бюджетный мотоцикл, который вам знаком.

Не начинайте тренировки с самых крутых трюков — можете сломать себе шею. В этом направлении лучше всего двигаться постепенно. Неплохо иметь опытного наставника, который при случае расскажет вам о недостатках вашего вождения. Также не следует заниматься этим в одиночку — можете с легкостью натворить проблем, а потом вас еще будет и некому доставить в ближайшее лечебное учреждение.

Стантрайдинг как вид спорта не стоит на месте — ежегодно происходят качественные изменения, добавляются новые трюки, а в уже существующие вносятся дополнительные детали. Столицей стантрайдинга в странах СНГ по достоинству считается Санкт-Петербург — именно здесь каждый год проходят соревнования по этому виду спорта. Чемпионаты, проходящие здесь регулярно с 2008 года, собирают все большую аудиторию.

В стантрайдинге существуют элементы, которые относятся к классическому трюкачеству, а также усложненные варианты, выполнить которые под силу лишь профессионалам своего дела. К ним относятся так называемые «вилли» и «стоппи» — базовые элементы начинающих спортсменов.

Особый вид мотоциклов или питбайков, имеют ряд существенных изменений в конструкции:

  1. кроссовый руль — надежно обеспечит управляемость мотоциклом, а приборная панель расположится в месте, которое с наименьшей вероятностью может подвергнуться деформации при аварии;
  2. наличие дуг, поскольку при падении возможно нарушение целостности пластика или других частей байка;
  3. обязательное отключение прибора, фиксирующего угол наклона транспортного средства;
  4. максимальная длина троса регулировки холостого хода;
  5. усиленное крепление радиатора, исключающее возможность его деформации в момент выполнения трюков;
  6. укрупненная задняя звездочка, позволяющая поднимать мотоцикл на заднее колесо с максимальным удобством для байкера;
  7. возможность с помощью рук включить вентилятор — подобное приспособление надежно помогает не перегревать двигатель;
  8. деформированный бак, позволяющий с максимальным удобством стоять на мотоцикле;
  9. максимально укороченная выхлопная труба — в обычном ее варианте — это возможная причина падения;
  10. усиленная подвеска, помогающая при окончании приема «вилли максимально удобно возвращаться в исходное положение, предотвращая падение.

Стантрайдинг имеет три вида трюков — остальные являются производными, зависящими от уровня квалификации мотоциклиста:

  • stoppie;
  • wheelie;
  • burnout.

Начинающие спортсмены вначале должны обучиться всем тонкостям классических трюков и лишь после этого приступать к более сложным.

Wheelie

Начинающие стантеры одним из первых осваивают данный трюк.

Последовательность действий такова:

  1. реализуйте включение первой передачи;
  2. наберите надлежащий разгон до 20-25 км/ч;
  3. выжимайте сцепление;
  4. прибавьте газа и резко отпустите сцепление;
  5. повторите алгоритм действий нажав на газ пока не определите точку баланса переднего колеса;
  6. уменьшите скорость если колесо превысило точку баланса;
  7. перед приземлением слегка прибавьте газа, чтобы сгладить удар.

Также необходимо отметить, что в этих случаях велика вероятность ударов.

Достигнув более высокого уровня профессионализма, вы можете выполнить элемент Stand Up Wheelie — подъем переднего колеса в положении стоя. Здесь также обязательно соблюдать необходимый баланс, верно выбирая центр тяжести.

К другим наиболее сложным трюкам странтрайдинга можно причислить:

  • Crossed Up Wheelie (High Crair);
  • 12 o’clock;
  • Apehanger;
  • Circles;
  • Stoppie;
  • Rolling Stoppie;
  • Crossed Up Stoppie;
  • One Hand Stoppie;
  • 180 Stoppie.

Среди вышеуказанных вариантов наибольшую сложность представляет 180 Stoppie — подъем на переднем колесе.

Соревнования в данном виде спорта включают два этапа, но для начинающих стантеров крайне важно освоить простые вариации. Стантрайдинг — увлекательный и динамично развивающийся вид мотоспорта, где начинающим необходимо освоить его основные приемы, позволяющие с успехом развиваться дальше

Что меняют в мотоцикле?

Чем сложнее трюки разучивает водитель, тем больше изменений претерпевает мотоцикл, особенно после падений и грядущего ремонта. Пилот может модифицировать мотоцикл по мере роста собственного опыта, а не бросаться в тотальную переборку с головой с первого дня. Многие сдаются, когда понимают, сколько сил и денег требует это увлечение.

Если вы действительно серьезно задумались над переделкой мотоцикла под стантрайдинг, то это будет масштабный проект.

Что требует изменений:

  • Снятие всего лишнего — пластика, зеркал, оптики
  • Замена руля и траверсы
  • Установка защитных дуг и дополнительных подножек
  • Замена звезд, игра с передаточными числами
  • Регулировка подвески
  • Принудительная вентиляция двигателя
  • Маслозаборник, проблема голодания мотоцикла
  • Проблема вентиляции картерных газов
  • Выхлопная система
  • Изменение сиденья — отверстие под ноги
  • Изменение бака — вогнутая крышка
  • Модификация тормозной системы
  • Возможна замена цепи на усиленную
  • Трековая резина для лучшего сцепления с асфальтом
  • Работа над сцеплением и холостым ходом

Рассмотрим первоначальные доработки, которых хватит для новичка, который разучивает короткие вилли, стоппи и дрифты. Короткие, потому что для двигателя чревато работать в неестественном положении, а у начинающего стантрайдера трюки будут получаться раз на десятку падений. Езда в вилли или стоппи на протяжении не больше 10-15 секунд у новичка не должна заставить голодать двигатель сразу, к тому же «начинашка» еще не готов к долгому выполнению трюков.

Медленная езда

Сразу отметим, что медленно ездить на мотоцикле гораздо сложнее, чем быстро. Это связано с тем, что на низкой скорости более проблематично удерживать равновесие. Кроме того, нужно наловчиться реагировать на поведение байка выжиманием сцепления или добавлением газа. Ведь ехать очень медленно при полностью отпущенном рычаге сцепления не получится, мотор заглохнет. И наоборот, если полностью выжать сцепление, то крутящий момент двигателя не будет передаваться на колеса.

Необходимо найти и чувствовать оптимальную комбинацию положения рычага сцепления и ручки газа. Двигатель должен работать стабильно, а мотоцикл, при этом, должен ехать очень медленно. Газ и сцепление в данном упражнении необходимо рассматривать как единое целое. Для снижения скорости можно либо скинуть газ, либо немножко сильнее выжать сцепление. Данное упражнение создано для того, чтобы довести комбинацию сцепления и газа до автоматизма. Пилот должен выжимать сцепление и крутить газ на интуитивном уровне. И не стоит бояться, что жжете сцепление. На большинстве байков диски сцепления находятся в масляной ванне, и сжечь их практически невозможно.

Для правильного выполнения данного упражнения необходимо найти пустую площадку или парковку с нормальным асфальтным покрытием. Далее необходимо отмерить длину 33,5 метра. Нужно проезжать вдоль прямой линии с минимальной скоростью. Чем медленнее – тем лучше. Необходимо подбирать такое положение рычага сцепления и ручки газа, чтобы обороты мотора были стабильными, а мотоцикл, при этом, ехал с минимальной скоростью. При медленной езде нужно стараться не смотреть вниз и по сторонам. Голова должна быть поднята и смотреть вперед. Удерживать равновесие необходимо с помощью вестибулярного аппарата, а оставаться на линии нужно за счет бокового зрения. Если получилось медленно и ровно проехать, то нужно попробовать еще снизить скорость. Для этого подберите новую комбинацию сцепления и газа. Необходимо постоянно снижать скорость и делать это поэтапно. Не нужно пытаться с первого раза ехать максимально медленно. Основная цель данного упражнения – научится чувствовать газ и сцепление.

Выполнять упражнение «Медленная езда» необходимо по 20 минут, трижды в неделю. Через 1-2 месяца необходимо снизить скорость до такой степени, что расстояние 33,5 метра Вы будете проезжать за 20 секунд или больше. Если Вы достигли такого результата и чувствуете себя при такой езде уверенно, то можно сократить количество занятий до одного раза в месяц.

Данное упражнение лучше всего выполнять перед поездкой или после нее. Если с первого раза ничего не получается – не нужно сдаваться. Нужно иметь терпение. Это гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Для покорения медленной езды в совершенстве необходимо приложить немало усилий.

Какие мотоциклы чаще всего используют?

Для стантайдинга обычно выбирают спортивные модели. Для этого есть целых 3 причины:

  • Мощность
  • Легкость
  • Короткая база

Спортивные модели мотоциклов одни из самых легких, а это несомненный плюс, когда трюк требует управляться с весом байка. Строение рамы, эргономичность («Эргономика мотоцикла — что это такое?»), строение подвески и длина рабочей базы («Как длина мотоцикла влияет на его управляемость?») у спортивных мотоциклов обладают лучшими характеристиками по маневренности. Помним же, что короткие байки способны делать резкие и короткие углы на пределе возможностей? То-то же! В стантрайдинге такое любят!

Независимо от уровня проработок, внесенных в конструкцию модели, тренироваться или выступать следует только на прогретых мотоциклах! Даже если вы просто фанат ездить на заднем от светофора, на холодной резине это слишком опрометчивое решение!

Ключевые особенности стантрайдинга

Основной принцип обучения состоит в том, что количество постепенно переходит в качество. Каждому трюку следует уделять много внимания. Все состоит из более мелких элементов, которые следует отрабатывать постепенно.

Особенностью стантрайдинга является то, что освоить трюк, ни разу не упав, нереально. Поэтому травматичность данного вида спорта зашкаливает.

Не стоит исполнять трюки на улицах города в потоке машин. Это, как минимум, ведет к нарушению правил дорожного движения, а как максимум – к созданию аварийной ситуации и падениям. Кроме того, если трюк не доведен до автоматизма, его демонстрацию окружающим лучше отложить до того времени, пока все элементы не будут освоены полностью. Видео неудачного станта очень много.

Все трюки следует отрабатывать на мотоцикле, который имеет хорошую управляемость и сравнительно небольшой вес. При падении с такого байка меньше вероятность получить серьезные травмы.

КАКУЮ ВЫБРАТЬ МАШИНУ?

Аппарат для станта, как правило, — спортбайк, он легкий и мощный. Выбор стант-народа падает на несколько моделей. Honda CBR900 пользуется особой популярностью. Причем в ход идут модели всех годов, но наиболее привлекательная — 1998-го. В последнее время большой интерес у райдеров проявляется к менее кубатурной Honda CBR600 F4 (и CBR600RR) благодаря ее компактности и надежности. В Европе часто используют Kawasaki 636, Suzuki GSX-R600 и Yamaha R1 и R6. Любим и SuzukI GSX-R750 от 1996 года.

Не стану утверждать, что только на этих мотиках ездят стантеры. В принципе используются мотоциклы всех марок и всех направлений — от кроссового до чоппера Harley-Davidson. Все зависит от финансовых возможностей. Однако в регламенте соревнований объем двигателя ограничен нижним пределом — не менее 600 кубиков. Выступать на шоу и тренироваться можно на чем угодно — лишь бы это нравилось.

ЦЕНА ВОПРОСА

Забегая вперед, скажу о том, что ждет тебя и твой байк. Как и во всех дисциплинах мотоспорта, будет не одно падение и не один синяк. А мотоцикл придется ремонтировать в несколько раз чаще, чем ты это делал раньше. Потертые слайдеры, подножки, сломанные рычаги, погнутые рули, мятые бензобаки, гнутые колесные диски, замена резины раз в неделю, а то и чаще, запара с маслоголоданием и конченый двигательѕ Это далеко не все неприятности. Чтобы снять хотя бы часть проблем, придется позаботиться об экипе и защите мотика от повреждений. Надо подумать и об усовершенствовании мотоцикла — для удобства выполнения трюков. Возникает масса технических вопросовѕ Если тебя это не пугает, добро пожаловать в стантеры.

Стантрайдинг

Нам всегда казалось, что о мотоциклах все нам известно. Это очень красивые и крутые устройства, которые предоставляют своему владельцу неповторимое чувство свободы. Объяснить это чувство словами порой бывает невозможно. И оно толкает мотоциклиста на подвиги. И вдруг оказалось, что мотоцикл может намного больше того, что мы о нем думали. Трюки, которые можно выполнять на этой технике, просто приводят в восхищенье. Так зародилось новое направление в мотоспорте – стантрайдинг.

Появился он совсем недавно. Его родиной считается Англии. В этой стране в конце прошлого века Гарри Ротвелл показал мототрюки на своем спортивном байке. Эта удивительное противодействие силе притяжения поразила наблюдающую за этим действом публику. Так зародился новый вид мотоспорта.Трюки на мотоциклах выполняются самые разные, от простых до смертельно сложных. И с каждым разом количество их увеличивается, а выполнение усложняется. Основой большинства из них являются два способа. Мотоциклист едет на переднем колесе байка, и называется этот способ «стоппи». А когда он едет на колесе заднем, это способ «вилли». Они исполняют роль связки при выполнении каскада трюков.

Программа, в течение которой выполняют мототрюки, оживляется «отжигами» резины, различными разворотами, и другими трюками. При выполнении трюков байкер постоянно меняет свое положение: сидя на нем задом наперед, лежа или в висячем положении. Он делает любые движения, которые только приходят ему в голову. Выполнение поворотов, когда мотоциклист едет медленно – это трюки высшего пилотажа.

Отдельной темой в стантрайдинге являются прыжки, которые выполняют пилоты через людей, всевозможные преграды и механизмы. В этом направлении считается более важным исполнение этих прыжков. Названия каждого из этих прыжков говорят сами за себя. «Полный отрыв», «Поцелуй смерти», и другие не менее завораживающие трюки.

1997 год. В этом году прошел чемпионат Европы по этому виду спорта. Он был первый. Участие в соревнование требует выполнения некоторых требований. Использовать можно мотоцикл, объем двигателя которого не должен быть более 550 кубических сантиметров. Пилоты показывают свою произвольную программы в течение трех минут. Прошедшие в финал уже должны показать программу, которая занимает восемь минут. Мастерство участников судьи оценивают не нескольким критериям. Сколько элементов и какого качества выполнил пилот. Оценивается скорость их выполнения, и зрелищность. Если добавлены совершенно новые элементы, участнику добавляют дополнительные баллы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий