Военные мотоциклы

Военные мотоциклы СССР

После окончания Первой мировой войны в России собственного мотопроизводства в военном направлении практически не было. Такая ситуация длилась до 30-х годов прошлого столетия. Техническое оснащение армии требовало модернизации, в связи с чем начались разработки первого отечественного мотоцикла, способного с достоинством переносить все тяготы русского климата.

Первыми армейскими вариантами стали модификации ХМЗ-350 и Л-300. Первый аппарат стал практически точной копией «Харлей Дэвидсон», значительно уступая американскому аналогу в качестве. Впоследствии от него решено было отказаться. На смену пришла версия ТИЗ-АМ600, выпускаемая с 1931 года. Собственная разработка включала в себя британские и американские черты, однако особых достижений не проявила.

В 1938 году советское конструкторское бюро презентовало несколько военных моделей: Л-8, а также два ИЖа, под индексами 8 и 9. Что касается первого экземпляра, он выпускался на различных заводах страны, которые вносили собственные доработки, что привело к потере унификации запчастей.

Другие оригинальные модели

Оригинальную модель военного мотоцикла разработали в Италии. Компания Guzzi представила трицикл с пулеметом и бронированным щитком. Особенностью этой модификации стало «мертвое» размещения пулемета, направленного назад.

Бельгийские конструкторы также пытались создать нечто уникальное в этом плане. В 1935 году фирма FN презентовала упрощенную модель М-86. По сравнению с остальными европейскими аналогами того времени, машина получила ряд преимуществ:

  • Форсированный мотор объемом 600 «кубов».
  • Усиленную раму.
  • Бронированные фронтальные и боковые листы.
  • Возможность транспортирования бронированной коляски с пулеметом «Браунинга».

За время серийного выпуска было выпущено свыше 100 подобных экземпляров, эксплуатируемых армиями Румынии, Бразилии, Китая и Венесуэлы.

Немецкий военный мотоцикл DKW RT 125

Боевой железный конь “DKW RT-125” считается пожалуй наиболее клонированным мото в истории человечества. Его попировали повсеместно. Это и не удивительно, учитывая то, что двухколесный располагал очень надежным двухтактным двигателем, производства Германии. Его массово производили, начиная с 1939 года и заканчивая далеким 1965-м. Компания «DKW» сделала из данной линейки стальных скакунов по-истине национальную немецкую модель механического двухколесного транспорта.

Внешность этого боевого мотоцикла из Германии разработал Герман Вебер. Он предал самому романтическому типу транспорта еще большей грациозности. Байк был обустроен очень мощным, как на то время 123-кубовым движком, способным выдавать 6,5 лошадок. Этот железный конь имел в своем распоряжении надежную систему электроники, включающую АКБ (аккумулятор). Бензин подавался в смеси с машинным маслом прямиком в бак. Расход же топлива составлял примерно два с половиной литра на 100 километров пройденного пути.

Боевой мотоцикл Гроховского

Военные мотоциклы СССР порой имели фантастический вид, напоминающий внешность танка или же какого-то бронетранспортера. Так советские бронемотоциклы (бронециклы) Гроховского основывались на полугусеничном ходу и могли вмещать лишь одного воина, полностью защищенного изо всех сторон листами брони. Этот транспорт разработали еще до начала Великой Отечественной Войны. К работе по его созданию приступили в самом начале 30-х гг. прошлого века. Тогда авиаконструктор Павел Гроховский был впечатлителен Западными сверхлёгкими бронемашинами, обустроенными массивным пулемётом. Все же то, что создал данный советский изобретатель коммунистическое руководство страны вовсе не заинтересовало. Байк так и остался нереализованным концептом. Зато немецкие военные мотоциклы на полугусеничном ходу много почерпнули с такой мобильной идеи (правда без брони).

Vespa 150 TAP – мотороллер военных лет

Военные мотоциклы “Vespa-150 TAP” создавались французами для прежде всего для нужд своей национальной армии. На этот двухколесный боевой мото устанавливали очень мощную пушку “М-20” калибра 75 миллиметров. Массовый выпуск вышеуказанной техники в послевоенной  Франции начали в далеком 1956 году.

С такой крупной артиллерийской системой военный мотороллер Vespa 150 TAP явно не мог найти повсеместного практического применения в рядах армии. Да и двигатель скутера со скромным рабочим объемом в 145 куб.см. не позволял этому двухколесному выделятся незаурядной мобильность. Такое мото после военных лет мог развивать лишь небольшую предельную скоростью (около 66 км. в час). Интересно, что французы планировали использовать каждый такой стреляющий снарядами транспорт в паре с аналогичным мотороллером, перевозящим боевые снаряды.

«М-72»

Выпускался крупной серией с 1941-го по 1960-й годы на заводах Москвы, Горького, Ирбита, Ленинграда и Киева. Изначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал. Каждый «М-72» являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по некоторым классификациям он числился как «бронетехника». Выпущено было более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в сингл-варианте. А сделан мотоцикл был на основе немецкого мотоцикла BMW R71. После окончания войны транспортные средства попали в ряды милиционеров, став основным транспортом блюстителей порядка. А с 1954-го года уже и обычные граждане могли себе покупать таких «лошадок».

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

Развитие военного мотостроения

Уже к началу Первой мировой военные мотоциклы прочно обосновались в армейских подразделениях, эксплуатировались всеми прогрессивными государствами. Машины призваны были заменить лошадей, поэтому первыми начали использовать рассматриваемые аппараты солдаты-курьеры.

Первые действующие экземпляры появились в армейских частях Германии. В отличие от «прародителя», они представляли собой модернизированные гражданские аналоги, усиленные пулеметами. Подобные передвижные точки, несмотря на тонкую броню, успешно применялись в различных операциях на фронтах Первой мировой войны.

Немецкие военные мотоциклы

Лидер немецкой автомобильной промышленности «БМВ» сначала не представил особых инноваций, монтируя на имеющиеся аппараты оппозитный мотор М2-15В. Первая совершенно новая серийная модификация от немецких инженеров была представлена в 1924 году.

Уже в начале 30-х годов баварский концерн занялся обновлением специализированного военного мотоцикла БМВ-R35. Модель получила телескопическую переднюю вилку, усиленный силовой агрегат на 400 «кубиков», карданную передачу, отличающуюся большим показателем надежности от цепного варианта. Среди недостатков отмечают «старые» грехи, выражающиеся в жесткой задней подвеске и хрупкости рамы при нагрузках. Тем не менее, машина использовалась в моторизованных подразделениях, полиции, медсанбатах. Выпуск аппарата продолжался до 1940 года.

Военные мотоциклы: фото, описание, назначение

Одновременно с версией R35 компания «БМВ» изготавливала модификацию R12. По сути, эта машина являлась усовершенствованным вариантом серии R32. Техника оборудовалась 745-сильным мотором, вилкой-телескопом с гидравлическими амортизаторами. В конструкции рассматриваемой вариации был удален один карбюратор, что снизило мощность R-12 до 18 «лошадок». Указанная модификация приобрела свою популярность благодаря хорошим параметрам и низкой цене, став самым массовым представителем своего класса в армии Германии. С 1924 по 1935 год было произведено свыше 36 тысяч экземпляров как в одиночном исполнении, так и с коляской.

Из всех производителей немецких военных мотоциклов основным конкурентом BMW стала компания Zundapp, которая ориентировалась на государственные заказы. Серийные модели: К500, K600 и К800. Последний вариант с люлькой пользовался особой популярностью, оснащался четырьмя цилиндрами. Такая особенность наряду со всеми плюсами, имела свой недостаток в виде частого замасливания свечей, так как не все узлы прогревались равномерно.

ПТУР в коляске и воздушно-десантные «Веспы»

Ещё до войны на мотоциклы пытались ставить динамо-реактивные пушки Курчевского. Впрочем, этими безоткатками пытались вооружить всю технику Красной армии — от танков Т-26 до самолётов.

Мотопушка

Такие мотопушки хотели придатьстратегической кавалерии» и даже собрали 22 боевые машины. Но позднее базухарлеев» признали непригодной для хода по бездорожью. А сами 76-мм орудия никаких преимуществ по сравнению с обычными противотанковымисорокапятками» не показали.

Новые попытки вооружить мототехнику продолжились после окончания Второй мировой войны.

Десант обычно высаживается на территории противника в отрыве от сухопутных сил. Поэтому парашютистам были нужны собственная артиллерия и средства борьбы с бронетехникой врага, которые очень не хочется таскать на своем горбу.

Тут отличились французы, придумавизящное» решение. Они, видимо, позавидовали британским парашютистам Второй мировой, которых снабжали байками для спецопераций. Welbike весил всего 32 килограмма и помещался в сбрасываемый на парашюте контейнер. На таком скутере десантник мог проехать 150 километров на одной заправке со скоростью до 50 километров в час.

Распаковка байка для британских спецопераций

Но французские конструкторы решили дать парашютистам транспорт с вооружением. В итальянский культовый мотороллер Vespa встроили 75-мм американскую безоткатку М20. Двухколесный транспорт перевозил шесть снарядов, да еще и прицеп с разным полезным барахлом. Дополнительные снаряды вёз еще один скутер. Получившуюся мотосамоходку назвали Vespa 150 TAP.

Во второй половине 50-х выпустили около 800 такихШершней»(ит. Vespa). Они успели повоевать в Алжире и Индокитае. Но пушка оказалась тяжеловата для базы, и мотосамоходки чаще использовали как транспорт для делегатов связи(предварительно снимая орудия).

Тем же путём пошли китайцы и тоже сделали мотоцикл с безоткаткой. Зато оригинальным было орудие — их 82-мм пушка имела револьверную перезарядку.

Китайский мотоцикл сревольвером»

В СССР тоже постоянно думали, как бы не просто сбросить противотанковые пушки десантникам, но ещё и придать орудиям мобильность. На одну из станин 85-мм дивизионной пушки Д-44 поставили мотоблок с двигателем от мотоцикла М-72 и ведущее колесо от грузовика. Получилась самодвижущаяся пушка СД-44. Для ВДВ в 50-х построили более 700 такихмонстров».

СД-44 движется на погрузку в военно-транспортный самолет

Небольшой серией выпустили чисто противотанковую пушку СД-57 калибра 57 мм.

СД-57 и расчет

Славные традиции продолжила десантная противотанковая пушкаСпрут-СД» с движком от ЛуАЗа. Теперь этим орудием вооружена САУ для ВДВ с тем же названием.

125-мм пушкаСпрут-СД»

В СССР шли и более простыми путями. Армейские мотоциклы оснащали креплениями для ПТРК. Ими могли легко оборудовать иУралы», мобилизованные у населения в случае войны. Такая мототехника, наравне суазиками», стояла на отдельном учёте в военкоматах.

К идее противотанковогоУрала» вернулись в 90-х. На мотоцикл ИМЗ-8 предусматривалась установка пулемёта ПК, крупнокалиберногоКорда», ПТРКФагот» илиКонкурс». Партию таких мотоциклов даже закупали для российских миротворцев в Косово.

Представители завода с тех пор регулярно предлагают военные модификации новых моделей. В 2016-м двухколёсные машины даже прошли испытания в ВДВ. О разработке байка с похожими возможностями в прошлом году заявил иКонцерн Калашникова».

Мотоциклы прошли более чем вековой боевой путь и не думают пока сходить со сцены театров военных действий. Но их позиции как разведсредств теснят квадроциклы, багги и лёгкие бронемашины. В конце концов, мотоцикл хоть и быстр, но слишком уж уязвим для огня. В век MRАРов, тяжелющих БМП, обилия автоматического стрелкового оружия и пушек — мотопехота будет нести слишком большие потери, не добившись каких-либо зримых результатов. И боевые байкеры останутся в рядах разнообразных партизан и боевиков. Но всё же это по меньшей мере красиво.

На мотоциклах против танков

А почему бы не увеличить калибр перевозимого оружия», — подумали военные и конструкторы. Было ясно: следующая война не обойдется без танков, и этих бронированных монстров нужно как-то уничтожать. Чтобы сделать противотанковую артиллерию более мобильной, для транспортировки пушек стали приспосабливать не только грузовики и тракторы, но и мотоциклы.

Во Франции посчитали, что байк сгодится для перевозки 25-мм полуавтоматической противотанковой пушкиГочкисс».

Немцы нередко использовали двухколёсные машины как средство доставки к огневой позиции своих противотанковыхколотушек».

Немецкие десантники на мотоцикле транспортируют противотанковую пушку Pak-37

В этой роли выступал и полугусеничный мотоцикл вермахта Kettenkrad.

Полугусеничный мотоцикл Kettenkrad и противотанковая пушка

В Италии спортивно-военные трициклы Benelli 500 M36 таскали 47-мм противотанковые пушки.

Датские военные нервно поглядывали в сторону возрождающей свою военную мощь Германии.

Итальянские трициклы буксируют противотанковые пушки

Стратегическое положение Ютландского полуострова, закрывающего путь в Балтийскоеозеро», не оставляло шансов отсидеться в стороне. Но датчане для отражения более чем возможной германской агрессии крупными военными средствами не обладали и пытались найти асимметричные ответы. Одним из таких стали датские мотоциклы Nimbus с датскими же 20-мм автоматическими пушками Мадсена. Вести огонь можно было прямо из боевого транспорта, который выступал подвижным лафетом. Второй мотоциклет перевозил боекомплект и колёсный станок на случай, если орудие всё-таки придётся снять.

Датский Nimbus c 20-мм пушкой

В одном из эпизодов фильма9 апреля»(о сопротивлении датской армии в первые часы германского вторжения) можно увидеть попытки противостояния бронетехнике вермахта с помощью этих противотанковых мотоциклов. По некоторым данным, полтора десятка бронемашин, потерянных панцерваффе в Дании, во многом на совести этих артсистем.

Кадр из фильма9 апреля»

Тем же путём пошли австрийские инженеры, поставив в коляску 20-мм автоматическую пушку Solothurn M36. Правда, серия по ряду причин не состоялась. Артсистемы имели ряд недостатков: во-первых, мотоцикл — цель достаточно заметная; во-вторых, стрелок и водитель были не защищены, да и проходимость по пересеченной местности оставляла желать лучшего.

Англичане вооружили мотоцикл 13,9-мм противотанковым ружьём Boys.

ПТР Boys в коляске мотоцикла

Впервые эти ПТР отметились в советско-финской войне. Их получил на вооружение шведский добровольческий корпус. Позже они поставлялись по ленд-лизу и в СССР. Но затем оружие предпочли устанавливать на гусеничные БТРы Universal и другие бронемашины.

Советские мотострелки на БТР Universal c ПТР Boys

В РККА после массового появления ПТР Дегтярева и Симонова тоже задумались об их установке на мотоциклы М‑72.

Мотоциклетные полки в РККА существовали и в 30-х, но после боев 41-го их переформировали, придав им больше пушек, а также броневики и даже танки.

Разработали и коляски для перевозки и ведения огня из миномётов и даже огнемётов. В мотоциклетных миномётах было больше смысла: огонь вели с закрытых позиций без большого риска быть обстрелянными из стрелкового оружия, а в случае контрбатарейного обстрела можно было быстро смыться.

В 1944-м автоматическую противотанковую 37-мм пушку ЧК-М1(ей хотели вооружить в первую очередь десантуру) попытались поставить наХарлей-Дэвидсон».

Несколько сот таких пушек сделали, но мотоциклетный вариант дальше стадии испытаний не зашел. Орудие было явно тяжелым для двухколесной машины, да и отдача при стрельбе не предвещала ей долгой жизни.

Военные мотоциклы

Хай! Сегодня мы вам расскажет про военные мотоциклы мира, включая советских боевых мото времен Великой Отечественной. Вы найдете в статье полезные описания такой двух- и трехколесной техники вместе с фото. На Все о мото также имеется информация о других необычных байках.

Benelli 250 TN – мотоциклы военных лет

Это итальянские двухколесные, что серийно выпускались, начиная с далекого 1936 года одноименным производителем. В “Бенелли” создавали не только военные мото, но и гражданские. Этот же железный конь активно применялся во Второй Мировой. С движком в 246,79 куб.см. рабочего объема данный транспорт попал на вооружение в армию благодаря топливной экономичности и практической надежности. Его двойная трубчатая рама из стали прекрасно справлялась со всевозможными боевыми нагрузками.

Одноцилиндровый четырёхтактный мотор, обустроенный 3-ступенчастой КПП позволял отдельным родам войск быть более мобильными. На боевой мотоцикл Benelli 250 TN устанавливали барабанные тормоза и механизм ручного переключения передач. Последний размещался в непосредственной близости к бензобаку.

Данный мото впервые сошел с конвейера в далеком 1938 году. Выпускали же его вплоть до начала Великой Отечественной Войны (до 1941 года) на заводе “Ceska zbrojovka Strakonice”. Помимо армейских нужд, данный байк служил и гражданскому населению. Всего успели выпустить чуть меньше, чем 600 подобных двухколесных. Интересно, что более дорогую версию этого железного коня выпускали специально для использования в гвардии Папы Римского. Хотелось бы отметить, что этот боевой мото окрашен в чёрный цвет, что прекрасно сочетается с хромированными узлами байка

Все же для целей ведения войны это вовсе не важно

Советский военный мотоцикл ТИЗ АМ-600

Этот двухколесный железный конь начали массово производить на Таганрогском инструментальном заводе задолго до начала ВОВ. С началом же войны в 1941 году от выпуска такой техники военное руководство СССР решило отказаться. Все же данный мото можно считать мотоциклом военных лет, поскольку его конвейерное производство имело место после переноса производства в Тюмень. Боевой байк производили вплоть до 1943 года.

Использование в Красной армии этого транспорта было повсеместным. Все же мало кто из офицеров знал что эксплуатируя “ТИЗ АМ 600”, он ездит на двойнике знаменитого английского мотоцикла “BSA Sloper”. Интересно, что помимо военных действий такие мото использовались в праздничных парадах. За все время их эксплуатации соотечественники оставили лишь позитивные отзывы относительно надежности и долговечности двухколесной техники.

Военные мотоциклы СССР – ПМЗ А 750

Трехколесный боевой мото ПМЗ-А-750 считается первым отечественным тяжёлым байком. Первые его образцы спустили с конвейера в далеком 1934 году. Железный конь массово производился вплоть до начала Второй Мировой Войны. Лишь в 1939 году Подольский мехзавод прекратил производство данного типа транспорта, успев подарить соотечественникам больше 4500 тысяч прекрасных тяжелых мото.

ПМЗ выпускал не только трехколесные байки. С конвейера сошло немало моделей без бокового прицепа (коляски). Прежде всего этот боевой мотоцикл поставляли в Красную Армию. Все же в гражданских службах его применение не было исключительным. Этот железный конь попал даже в советский кинематограф (фильм Трактористы).

Военный мотоцикл М-72

Военные Уралы, которые можно было увидеть в советских кинофильмах (да в армейских складских помещениях, где стояла законсервированная боевая техника), создавались в качестве продолжения линейки байков “М-72”. Этот тяжёлый мотоцикл военных лет в СССР применялся, начиная с 1941 года, кода с конвейера сошли первые представители серии трехколесных. Выпускали этот транспорт аж в 5 городах страны советов (в Киеве, Москве, Ирбите, Горьком и Ленинграде) вплоть до 1960-го.

Изначально военные мотоциклы М-72, на базе которых позже создали боевой мото Урал, использовались прежде всего для нужд Красной Армии. Лишь в средине 1950-х эти трехколесные пошли в свободную продажу населению СССР. Интересно, что на боевую версию такого железного коня полагалось устанавливать мощное стрелковое оружие. К тому же, данный транспорт официально считался бронетехникой. Если посмотреть на советскую статистику, то можно увидеть еще один интересный факт. Всего страна советов успела произвести около восьми с половиной тысяч данных мотоциклов. А это превращает данный байк в самый распространенный военный мото времен ВОВ и первых десятилетий мира по ее окончанию. Модель “М-72” из-за этого попала даже на российскую почтовую марку.

  • Назад

  • Вперёд

Особенности «Урала»

Высокая динамика военного мотоцикла, фото которого приведено выше, проходимость и маневренность обеспечивает мощный «движок», трансмиссия и ходовая часть. Байк имеет укороченную до 1,5 метров базу, большие 19-дюймовые колеса с вездеходным узором протектора.

Конструкция и компоновка рабочих элементов сделана по автомобильному принципу:

  • Система смазки мотора.
  • КПП в отдельном блоке.
  • Карданный трансмиссионный вал.

Указанные особенности гарантируют высокий показатель надежности и ремонтопригодности. Рабочий ресурс увеличивается при соблюдении применения подходящих моторных и трансмиссионных масел автомобильного типа.

Боевой мотоцикл «Урал» с прицепом имеет особо важный для выполнения боевых заданий параметр – возможность преодоления препятствий, которые неподвластны большинству автомобилей. С поднятой коляской техника может двигаться по одной колее, сохраняя равновесие. Это позволяет миновать глубокие ямы и препятствия высотой до 70 сантиметров. Вес мотоцикла составляет 315 килограмм, что дает возможность перекантовать агрегат силами экипажа через упавшее дерево или заградительную конструкцию. Скорость до 100 км/ч обеспечивает высокий запас времени для совершения маневра, при этом эксплуатация рассматриваемого байка возможна в различных климатических поясах (от – 40 до + 50 градусов).

«Восход»

Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, что во Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед за «Восходом» его модернизированные версии, такие как «Восход-2», «Восход-3», «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с. Из-за своей надежности мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. И по сей день там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.

К-750

Военный мотоцикл «Днепр» этой серии стал усовершенствованной версией М-72 и выпускался в Киеве с 1958 года. Машина оснащалась «движком» объемом 750 «кубов», как и остальные аналоги этой серии от других производителей.

Особенности и характеристики:

  • Мощность мотора – 26 л. с.
  • Улучшенный показатель комфортабельности и надежности.
  • Ходовая часть сделана с амортизаторами с гидравликой.
  • Коляска оснащалась резиновыми рессорами и специальной подвеской.
  • Повышенная проходимость военного мотоцикла «К-750» обеспечивалась усовершенствованным механизмом привода на колесо люльки.
  • При повышении мощности двигателя, потребление горючего сократилось почти на один литр.

Harley-Davidson

Также популярностью в последние годы пользуется армейский мотоцикл «Харлей Дэвидсон» с двухтактным одноцилиндровым мотором «Ротакс» объемом 350 «кубов». Указанная модификация распространена в различных странах мира, эксплуатируется как транспорт для разведки или сопровождения. Среди недостатков данной модели – использование горючего J-8, которое по составу больше напоминает смесь солярки и авиационного керосина. Это делает его непригодным для эксплуатации на бензиновых моторах. Имеются исключения, например модель HDT M103M1. Средняя скорость аппарата составляет 55 миль в час.

Период Второй мировой войны

Первыми и единственными в своем роде стали два немецких военных мотоцикла с коляской: BMW R75 и Zundapp KS750. Они специально конструировались с учетом передвижения по бездорожью. Оборудованные специально для этой цели приводы колес и специальная скорость, позволили зарекомендовать эти машины исключительно с положительной стороны.

По причине высокой цены рассматриваемые модели сначала поставлялись в парашютно-десантные подразделения и африканский корпус, позже – в войска СС. В 42-м было принято решение о производстве усовершенствованного Zundapp KS-750 с коляской BMW 286/1 (военного мотоцикла с хранением в стратегическом запасе). Он так и не вышел в серию. Производство запланировали на период после выполнения заказа на 40 тысяч экземпляров R-75 и KS-750, которых вышло всего 17 000.

Послевоенная активизация

В 1928 году был презентован французский военный мотоцикл Mercier. Оригинальности этому творению добавляла переднее гусеничное колесо. Через 10 лет инженером Леэтром был создан модернизированный аналог указанной машины, получивший название Tractorcycle, полностью оснащенный гусеничным ходом.

Предполагалось, что отличная проходимость и легкая броня должна была обеспечить модели признание и успех в армейской сфере. Однако байк обладал рядом существенных недостатков:

  • Большой массой (свыше 400 кг).
  • Низким параметром скорости (до 30 км/ч).
  • Плохой управляемостью.
  • Неустойчивостью на дорогах.

Несмотря на то, что вскоре конструкторы дополнили конструкцию боковыми колесами, армия так и не заинтересовалась указанной разработкой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий