Как выбрать тяговой аккумулятор для лодочных моторов?

Преимущества электромотора

В последнее время на лодки все чаще устанавливаются именно электродвигатели. Это связано с тем, что они позволяют двигаться на скорости всего несколько километров в час. К другим преимуществам подобных агрегатов можно отнести:

  • Мгновенный запуск. Обычные ДВС запустить сразу довольно сложно даже при новом аккумуляторе. За счет мгновенного запуска можно быстро начать движение при необходимости.
  • Малый вес и компактные размеры. Лишняя нагрузка на лодку приводит к дополнительным затратам энергии. Небольшой и легкий мотор проще обслуживать, переносить и хранить.
  • Гребной винт не цепляется за водоросли и коряги, что позволяет избежать повреждений.
  • Практически полное отсутствие эксплуатационных расходов. Обычный двигатель внутреннего сгорания после длительной эксплуатации требует обслуживания. Наличие подвижных элементов определяет необходимость в периодическом добавлении масла.
  • Низкий уровень шума при работе. Посторонние звуки над водой приводят к тому, что рыба становится более пугливой.

Для питания электродвигателя требуется иной источник энергии, если сравнивать его с пусковой АКБ. Аккумуляторные батареи для лодочных моторов при этом отличаются от тех, что устанавливаются в автомобили.

Недостатков у электромоторов довольно много. Один из них — небольшой запас хода, так как тяговый аккумулятор выдерживает эксплуатацию на протяжении всего 1−2 часов при движении на малой скорости. Сильный ветер или течение сносит лодку по причине низкой тяговой силы. Для того чтобы расширить область применения катеров, проводится установка ДВС и обычного электромотора: первый применяется для движения в сложных условиях, второй — для ловки в режиме троллинга.

Выбор и техническое обслуживание аккумуляторов для лодочных электромоторов

На отечественном рынке аккумуляторов представлено большое количество аккумуляторов, которые способны удовлетворить любые потребности покупателей. Все зависит исключительно от финансовых возможностей конкретного потребителя.

При ограниченном бюджете лучше остановить свой выбор на свинцово-кислотном аккумуляторе с жидким электролитом. При среднем бюджете лучше приобрести GEL- или AGM аккумулятор.

Самыми дорогостоящими, но в то же время и отвечающими самым высоким требованиям к аккумуляторам для лодочных электромоторов, являются литий-ионные аккумуляторы.

Выбрав тип аккумулятора и остановившись на его производителе можно определить технические параметры, которыми должен обладать аккумулятор. Как правило, электромоторы на лодках применяют рыбаки и туристы.

Они рекомендуют выбирать аккумулятор, руководствуясь такими параметрами:

  • аккумулятор должен обеспечивать запас хода лодки не менее 2 часов при полной мощности, потребляемой электромотором и 4 часов – при половинной;
  • вес аккумулятора должен позволять потребителю его транспортировку от дома до лодки и обратно без затруднений. Вес в 20 кг считается для аккумулятора “утомительным”;
  • аккумулятор должен быть необслуживаемым, то есть не требовать дозарядки, кроме того, он должен позволять длительное хранение без потери емкости (малый ток саморазряда).

Техническое обслуживание лодочного аккумулятора сводится к его периодической зарядке. Зарядку аккумуляторов лучше всего производить в соответствии с правилами, установленными их изготовителями, причем с помощью специальных зарядных устройств, которые также присутствуют на рынке в широком ассортименте.

Так существуют зарядные устройства, разработанные и выпускаемые специально для зарядки:

  • свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом;
  • AGM и GEL аккумуляторов;
  • литий-ионных аккумуляторов, причем зарядное устройство входит (опционно) в комплект поставки аккумулятора.

При эксплуатации аккумуляторов необходимо соблюдать правила техники безопасности, в первую очередь, следующие:

  • Техническое обслуживание электромотора проводить после отключения его от аккумулятора.
  • Не применять зажимы типа “крокодил” для подключения проводов к аккумулятору. Это ухудшает охлаждение и уменьшает ресурс аккумулятора.
  • Проверять надежность соединения контактов электромотора с проводами. Плохой контакт вызывает нагревание аккумулятора и уменьшает число циклов заряд/разряд.
  • Не соединять аккумуляторы между собой. Это может привести к выходу их из строя.
  • Во время зарядки аккумулятора применять только предназначенные для него зарядные устройства.
  • Нельзя замыкать выводы аккумулятора между собой токопроводящими предметами, так как это приводит к короткому замыканию и выходу его из строя.

Самостоятельная сборка

Кого не устраивают дорогие промышленные электромоторы, могут своими руками изготовить подходящую модель, которая легко сойдёт за изделие от отечественного производителя. При наличии в Интернете многочисленных пошаговых инструкций, советов и рекомендации нужные только умелые ручки, хорошие инструмента, а также желание.

Для этого потребуются:

  • электромотор, подходящий по вольтажу под источник питания (можно от дрели);
  • аккумуляторная батарея;
  • винт со сломанного мотора или изготовленный из листового металла самостоятельно;
  • рулевая колонка;
  • редукторы (можно от болгарки);
  • металлические трубки;
  • струбцины (кустарные или заводские);
  • металлический прут для изготовления вала.

Понадобятся инструменты:

  • болгарка;
  • электродрель с набором свёрл;
  • ножницы по металлу;
  • при наличии деревянных конструкций – гвозди и саморезы.

Видеоинструкция по самостоятельной сборке лодочного электромотора.

Удачных покупок. Берегите себя и своих близких!

Автомобильные аккумуляторы для лодочных моторов

Отдельного рассмотрения требует вопрос рабочей связки лодочных моторов с автомобильными аккумуляторами. По мнению большинства специалистов, а также рыбаков и туристов с опытом эксплуатации маломерных судов, использование автомобильных аккумуляторов для работы с лодочными моторами нецелесообразно.

Конструктивно автомобильный аккумулятор представляет собой стартерную батарею и предназначен для работы в условиях постоянной подзарядки. Генераторами для подзарядки аккумуляторов (или специальным местом для его установки и подключения) оборудованы только лодочные двигатели внутреннего сгорания, обладающие большой мощностью (свыше 10 л.с).

Подзарядка аккумуляторов от маломощных моторов маломерных судов (надувных лодок, катеров и т.д.) их конструкцией не предусмотрена. Правда, в настоящее время существуют наборы “Генератор переменного тока” и “Зарядка аккумулятора”, установив которые на маломощных моторах внутреннего сгорания, можно осуществлять подзарядку автомобильных аккумуляторов.

Однако даже при наличии такого генератора автомобильный аккумулятор очень быстро выходит из строя, так как не предназначен для работы в условиях постоянного воздействия влаги и сильной качки.

Использование же автомобильного аккумулятора в качестве тягового для лодочного электромотора, уже после 7-10 циклов глубокого разряда и последующего его заряда, приводит к разрушению пластин и полному выходу его из строя.

Критерии выбора

Вот ключевые параметры, которые нужно учитывать при выборе электромотора для лодки:

  • Сила тяги. Указывается в фунтах и характеризует, с какой силой мотор сможет тянуть ваше плавсредство. Чем сильнее течение и чем больше вес судна, тем больше должна быть тяга;
  • Напряжение и потребляемая мощность. Эти значения нужно будет учесть при выборе аккумулятора;
  • Тип переключения скоростей – плавный или дискретный. Первый более точен, второй более надежен;
  • Вес и размер. Перед тем как выбрать электромотор для ПВХ-лодки, нужно определиться с тем, как вы будете доставлять всю амуницию к водоему и на какую нагрузку рассчитана ваша лодка.

Кроме того, нужно учитывать индивидуальные характеристики каждой конкретной модели.

Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей

Без электрического мотора невозможна рыбалка троллинг – она ведется рядом с берегом. Используя ДВС трудно добиться скорости движения в 3-5 км/ч, зато этого можно легко добиться при помощи аккумулятора.

Сегодня широко используются два типа батареи: стартовые и тяговые. Также встречаются универсальные модели, совмещающие оба вида.

Стартерные

SGT. Классический стартерный аккумулятор из Сербии под 12 вольт.

Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.

Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.

К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.

Тяговые аккумуляторы

Delta – один из самых популярных гелиевых (GEL) тяговых лодочных аккумуляторов

Второй тип – тяговые. Оборудуется обычно в связке с лодочными электрическими двигателями. Для аккумуляторов свойственна высокая емкость, а в конструктивном плане подобные батареи отличаются от стартовых более толстыми пластинами, расположенными в конвертах-сепараторах. Подобное устройство позволяет им хранить заряд дольше, пока не наступит полная разрядка.

После критической растраты энергии батареи разных марок быстро восстанавливаются. Тяговые модели стоят дороже аналогов, но для использования в циклическом режиме для них нет конкурентов.

Универсальные

Exide. Позиционируется как автомобильный АКБ, однако может применяться на лодках. Цена от 4200 рублей.

Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.

Свинцовые, литиевые или гелевые

Выделяются два подвида свинцово-кислотных аккумуляторов. Они отличаются улучшенными характеристиками:

  1. AGM – абсорбированное стекловолокно. В отличие от обычного свинцового аккумулятора, эта модель изготавливается без применения жидкости – при помощи прессованного стекловолокна пористой структуры. Добавление кислоты тут минимально, потому сильно снижен риск сульфатизации электродов. Кроме прочего этот вид батарей считается необслуживаемым – заливать электролит не потребуется. Корпус обустроен герметично и не позволяет кислоте выделяться. Также не допускается возможность образования ржавчины. Однако есть и слабые стороны: чувствительность к перенапряжению, массивность.

  2. GEL. Другой подтип аккумулятора для электрического мотора, построенный на свинцовой основе. Внутрь заливается специальная гелевая жидкость, предотвращающая риск протечки. Аналогично с AGM батареи считаются необслуживаемым – не предусматривают никакого ухода. Гелевые модели считаются дорогостоящими и рассчитаны на немного меньшее количество разрядных циклов, несмотря на что они все равно рекомендуются для лодочных моторов.
  3. Литиевые (литий-ионные). Популярный вид лодочных моторов. Сепаратор, пропитанный электролитом разделяет электроды.

Плюсы:

  1. Большая энергетическая емкость.
  2. Не требовательны в обслуживании.
  3. Низкий уровень самозаряда.

Минусы. При механических повреждениях могут самовоспламеняться.

Воспрещается использовать литиевые аккумуляторы с меньшей силой тока, чем требуется для устройства.

Основные виды

Все виды тяговых батарей подразделяются на следующие виды:

  • гелиевый аккумулятор – содержит в своем составе густой электролит. Подходит для длительного эксплуатирования. Однако имеет некоторый недостаток — это необходимость осуществления зарядки в определённых условиях. Такие аккумуляторы не подлежат ремонту, однако правильное использование АКБ позволит длительное время пользоваться устройством;
  • абсорбированное стекловолокно – в качестве электролита используется спрессованное стекловолокно. Такие АКБ не подвергаются коррозии, однако в случае повреждения не подлежат ремонту;
  • наличие жидкого электролита. Может эксплуатироваться абсолютно в любых условиях.

Примечание! Наиболее часто используются АКБ с жидким электролитом, однако каждый пользователь самостоятельно выбирает вид батареи.

Снятие маховика лодочного мотора

Самостоятельная установка генератора потребует снять сам маховик, а это не такая простая задача. Сначала нужно снять ручной стартер, после чего можно будет добраться до гайки, которая натягивает маховик на коленвал. Момент затяжки у гайки большой и открутить её будет трудно. Лучше перед этим открутить шкив храпового механизма ручного стартера, которая прикручивается к маховику тремя болтами.

Снятие маховика. a) Шкив стартера; b) Болты (3 шт.); c) Шкив стартера; d) Ключ с обвязочной лентой; e) Гайка маховика

Чтобы открутить гайку маховика нужно застопорить сам маховик с помощью металлического стержня, установив его между уступами сверху, а гайку откручивать накидной головкой с удлинителем. Но на некоторых моделях таких уступов может не быть, в этом случае, если у вас нет специального съемника, надо стопорить поршневую, сделать это можно через свечное отверстие. Если же для откручивания гайки требуется слишком большое усилие, то лучше сделать специальный ключ с обвязочной лентой (см. рисунок выше).

Откручивание гайки маховика. a) Металлический стержень

Еще в качестве варианта можно вкрутить в те отверстия, которые держали чашку стартера три болта (но не те самые, а другие, не нужные) и, вставив между ними силовую отвертку или стальной прут, создать тем самым противодействующий рычаг. Но будьте готовы, что болты эти могут сломаться у основания, так что не затягивайте их сильно. Но даже если это случиться, болты обычно ломаются, оставляя небольшой торчащий зубец, за который их можно выкрутить плоскогубцами.

Ну и конечно кайку маховика можно сбрызнуть той же WD-40 или т.п. жидкостями и дать ей немного отмокнуть. И вот когда гайка будет откручена, маховик можно снимать.

Съемник маховика. a) Съемник

Особенности эксплуатации

По сути, рекомендуемые AGM или GEL аккумуляторы, не нуждаются в каком-то специальном уходе. Оба аккумулятора являются необслуживаемыми, в чем их большая заслуга.

Однако также это означает:

  • Запрет на вскрытие. Большое количество кислород нанесет пластинам непоправимый ущерб.
  • Следует заряжать прибор, не более чем позволяет размер его емкости. Используйте ограничители заряда.
  • Помнить о токсичности свинца. Если аккумулятор каким-то образом продырявился, что случается крайне редко, вам следует выкинуть его, но в специальных местах вторичной переработки. Данный тяжелый метал, очень опасен.
  • Не стоит забывать о низком уровне зарядки. Если она ниже 20% вам следует подзарядить прибор, в случае с жидким электролитом это критично.
  • Не использовать или хранить аккумулятор при температурах ниже -20°С или выше +60°С.

Можно ли использовать автомобильные АКБ

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно чётко представлять себе отличия аккумулятора для лодочного электромотора от автомобильного. Первый предназначен для долговременного питания электрического мотора, второй – для пуска двигателя внутреннего сгорания (исключение составляют только электромобили с приводом от электромотора). То есть один работает долго, но при относительно небольшом разрядном токе. Второй работает секунды, но должен обеспечить очень большой ток, потребляемый стартером машины. Как раз по этому параметру все типы батарей делятся на:

  • Тяговые.
  • Стартерные (силовые, пусковые).

Уже одно только это должно насторожить – автомобильный является стартерным, лодочный для питания электромотора – тяговым.

А что случится, если в качестве тягового использовать стартерный? В принципе, ничего ужасного не произойдёт – лодка бодро поплывет. Но отличие тягового от стартерного ещё и в том, что первый, как правило, имеет более низкое допустимое значение напряжения разряда, а значит, сможет отдать большую ёмкость. Стартерные батареи не допускают глубокого разряда – как минимум 20-30 % энергии в нём должно оставаться, иначе батарея просто рассыпется.

Кроме того, стартерные батареи не допускают длительного нахождения в полузаряженном состоянии. А что делать, если поход затянется на неделю-две и будет сопровождаться лишь короткими переходами на электромоторе, постепенно разряжающими батарею?

Таким образом, использование автомобильного аккумулятора в качестве тягового для лодочного электромотора вполне возможно, но не совсем целесообразно – ресурс работы стартерной батареи в тяговом режиме будет ниже, пройденное расстояние на одной зарядке батареи той же ёмкости меньше. Ну и велика вероятность сульфатации пластин и быстрого выхода аккумулятора из строя. Такой вариант лучше использовать как аварийный – до покупки нового тягового аккумулятора.

Виды АКБ для лодочных моторов, какие лучше

Тяговые аккумуляторы на 12 вольт для лодочного мотора бывают трех видов:

  • свинцово-кислотные;
  • гелевые (электролит присутствует в них в виде желе);
  • литий-ионные (могут работать очень долго).

Кислотные

Это самый известный тип аккумуляторных батарей, который производится уже очень давно. Внутри его «банок» электролит находится в жидком состоянии. С такими батареями использовать мотор для лодки, в принципе, можно, но у них есть один существенный недостаток. Такие АКБ не сохраняют свою емкость в случае глубокого разряда.

К тому же, огнеопасная жидкость, находящаяся внутри, может вытечь из корпуса АКБ в случае его разгерметизации. Такое может произойти при повышенной влажности, вибрации или любом происшествии на воде. Из-за жидкого состава вес этих батарей довольно большой, поэтому не стоит нагружать им резиновую лодку. Лучше приобрести другой вид аккумулятора, который будет дороже по стоимости, но и доставит огромное удовольствие при рыбалке, не принося неприятных сюрпризов.

Это интересно: Что важно знать при эксплуатации power bank

Гелевые

Их массовое производство уже поставлено очень хорошо. Основное их преимущество в том, что серная кислота, которая используется при изготовлении свинцовых АКБ, помещается внутри корпуса в форме геля, благодаря присутствию оксида кремния в химическом составе электролита. Такой тяговый аккумулятор для лодочного электромотора является оптимальным, несмотря на то, что стоит он значительно дороже, чем обычный кислотный.

Достоинства:

  • гелевая структура более безопасна, отсутствует выделение газов при эксплуатации;
  • они не боятся глубокого разряда;
  • быстро восстанавливается емкость при зарядке;
  • всегда дают высокий ток для пуска.

Единственный минус гелевый аккумуляторных батарей в том, что они плохо реагируют, если их долго перезаряжать.

Литий-ионные

Литиевые тяговые аккумуляторы для лодочных моторов недавно появились на рынке, и производство их продолжает совершенствоваться.

Это самые мощные аккумуляторы с большими перспективами в дальнейшем, которые имеют много преимуществ даже по сравнению с гелевыми:

  • они оборудованы специальной платой, предохраняющей их от перезаряда;
  • емкость любого литий-ионного аккумулятора всегда на порядок выше;
  • все литиевые батареи не требуют дополнительного обслуживания;
  • их саморазряд при отсутствии использования небольшой, максимум 10% за год;
  • в процессе зарядки набор емкости в пределах 80% происходит очень быстро;
  • обладают небольшим весом и компактными размерами.

Их единственным недостатком по-прежнему является высокая стоимость, однако есть и российские фирмы-производители тяговых аккумуляторных батарей. У них можно приобрести литиевые АКБ по более умеренной цене. Например, в Санкт-Петербурге не так давно поставила на массовое производство литиевые батареи для лодочных моторов очень хорошего качества.

Главным достоинством литиевых аккумуляторов для лодочных моторов этого производителя является их легкий вес: батарея емкостью 75 Ач весит 7 кг, а вес АКБ емкостью 100 Ач составляет всего 9 кг. В комплектацию входит стандартное зарядное устройство, с помощью которого можно зарядить батарею всего в течение часа. Российские производители не хуже зарубежных аналогов снабдили свои аккумуляторы составом электролита, который является безопасным для окружающей среды.

Это интересно: Что такое внутреннее сопротивление аккумулятора?

Их единственным «недостатком» по-прежнему является высокая стоимость.

Выбор аккумуляторной батареи для лодочного мотора

Если будете использовать один аккумулятор для лодочного электромотора, то выбирайте AGM или GEL. Они подходят для работы в роли тяговых и стартерных батарей. Если позволяет бюджет, то можете взять литий─ионные АКБ. Они самые дорогостоящие, но лучше всего годятся на роль аккумуляторной батареи для лодочного электромотора.

Теперь о ёмкости. Значение ёмкости напрямую зависит от мощности мотора. Чем он мощнее, тем большей ёмкости требуется аккумулятор. Считается, что электромотор потребляет около одного ампера на фунт мощности мотора. То есть, для мотора, имеющего мощность 25 фунтов, АКБ ёмкостью 50 Ач хватит на 2 часа хода на максимальной скорости. Если скорость средняя и меньше, то на лодке можно рыбачить в течение выходных.

Здесь была названа такая величина, как фунт мощности. Она заслуживает пояснения. Указание мощность в стандартных для двигателей величинах (лошадиные силы и киловатты) здесь не подходит. В случае лодочного электромотора используются понятия упора или тяги.

Упор представляет собой силу, развиваемую гребным винтом при вращении. В результате передачи этой силы судну, оно перемещается в горизонтальном направлении. Поскольку основные производители электромоторов для лодок – это американские компании, упор выражается не в килограммах или ньютонах, а в фунтах. А как известно, 1 фунт равен 0,453 килограмма.

Наглядно величину тяги можно посмотреть следующим способом. К лодке и неподвижному причалу нужно прикрепить безмен, а затем дать полную мощность двигателю. В результате на безмен покажет величину тяги. Тяга электромотора выбирается в зависимости от веса лодки, снаряжения, обводов, типа винта и т. п. Поскольку это не является темой статьи, просто скажем, что обычно на 45 килограмм массы судна требуется 2 фунта тяги. А ещё лучше брать с запасом 10%.

Специалисты по лодочным аккумуляторам и опытные рыбаки советуют подбирать батарею следующим образом. Тяговая АКБ должна обеспечивать запас хода судна на полной мощности мотора 2 часа и более. Если мотор работает на половине от номинальной мощности, то запас хода должен быть 4 часа.

Кроме того, нужно обратить внимание на вес. Он не должен превышать 20 килограмм, чтобы с ним можно было нормально управляться

Лучше если аккумулятор будет необслуживаемым. К тому же он должен иметь минимальный саморазряд. Обслуживание от вас должно заключаться только в периодической подзарядке. Каждый из названных в статье типов АКБ имеет свои особенности при зарядке. К примеру, можете ознакомиться с тем, как заряжать гелевый аккумулятор, и почитать про выбор зарядного устройства к этому типу батарей. Вернуться к содержанию

Использование автомобильного аккумулятора

Стоит отдельно сказать об использовании автомобильных аккумуляторов с лодочными моторами. Туристы и рыбаки с опытом, а также специалисты по аккумуляторным батареям считают, что нецелесообразно использовать автомобильные аккумуляторы с лодочными электромоторами. АКБ для автомобилей работает следующим образом. Она отдаёт высокий ток в момент запуска двигателя, а затем заряжается от генератора во время поездки.

Не все лодочные ДВС имеют генераторы. Обычно их устанавливают только на мощные модели (более 10 лошадиных сил). Поэтому конструкция большинства лодочных моторов просто не предусматривает подзарядку АКБ в процессе работы. Некоторые производители предлагают дополнительные модули по зарядке аккумуляторов для маломощных лодочных моторов ДВС. Но люди, имеющие опыт эксплуатации подобных устройств говорят о том, что при работе с такими модулями АКБ быстро вырабатывает свой ресурс.

Вернуться к содержанию

Какой литиевый аккумулятор лучше подойдет для моей лодки и моего мотора?

Обычно в наших тестах мы стараемся предложить наилучшей цена/качество, но в этом случае нет ни одного явного победителя, и ни одного тестового результата, которое мы могли бы справедливо отметить как выдающийся.

Например, батареи Sterling выдают больше Ампер Часов, но Victron, Super B Epsilon, Mastervolt и Relion 100HP дают вам более высокие постоянные токи.

Все аккумуляторы почти точно соответствуют своей номинальный ёмкости в Ач, в пределах наших тестовых допусков, но заявленный срок службы в циклах заряда/разряда варьируется. Ни один из этих показателей жизненного цикла не может быть проверен в рамках нашего тесте и, возможно, был определен с использованием различной глубины разряда батарей. Но в любом случае все производители рассчитывают дать вам не менее 2000 циклов, что для большинства будущих потребителей, вероятно, составит не менее 20 лет нормальной эксплуатации.

Цены на литиевые аккумуляторы с течением времени могут меняться, в зависимости от конъюнктуры рынка, поднимающегося спроса в начале сезона и падением цен ближе к осени.

Общепризнано, что те, у кого многоячеистая конструкция литиевой батареи, получат более длительный конечный срок службы, но по более высокой цене, и опять же всё это относительно и вряд ли будет иметь значение при редком использовании батареи, но может стать более важным фактором для ежедневной эксплуатации на рабочем месте, в ГИМС или еще где.

Стоят ли литиевые батареи своих денег?

Итак, подойдёт ли литий для вас? Ну, если быть реалистом, то если вы используете спускаете лодку на воду только 10-20 раз в год и просто включаете от аккумулятора огни и навигационное оборудование, то свинцово-кислотная вам точно подойдёт, вероятно, вы выиграете по соотношению цена/качество.

Просто купите самый лучший гелевый свинцовый аккумулятор, держите его постоянно заряженным, не допускайте глубокого разряда и он легко прослужит вам более 10 лет.

Но как только вы начнете выходить на воду чаще, станете использовать на своей лодки больше электрооборудования, захотите оснастить своё судно лодочным электромотором повышенной мощности, то литиевый аккумулятор будет единственным разумным выбором для вас. В плюс к такому выбору можно отметить то, что постепенно цены на литиевые АКБ падают с совершенствованием процесса производства, выходом новых моделей и повышением общей конкуренции на этом рынке.

По материалам журнала “Practical Boat Owner”

Виды электрических моторов для лодок

Главным основанием для классификации таких агрегатов является способ их установки. По этому признаку электродвигатели делятся на следующие виды:

  • Навесные. Крепятся на стандартный транец с помощью струбцин, предусмотренных в конструкции. Эту разновидность можно назвать универсальной, поскольку подходит она и для резиновых лодок, и для пластиковых, и даже металлических при условии небольшого веса последних;
  • Носовые. Подходят только для лодок с жесткой палубой, поскольку они должны жестко прикручиваться к основанию. Поэтому для использования носового двигателя придется несколько «оттюнинговать» свое судно, просверлив в его палубе крепежные отверстия для болтов, которые будут фиксировать основание мотора.

Первый тип наиболее простой и распространенный, он максимально прост в установке. Второй дорогостоящий, подходит для больших, капитальных лодок. Однако в некоторых ситуациях он будет просто незаменим. Например, троллинговый носовой электромотор с ножным управлением исключает вероятность зацепа снастей за лопасти винта. Педаль управления можно расположить в районе кормы. Это позволит одновременно управлять двигателем и направлением, а также контролировать закинутые снасти.

Эффективно работает и разделение электродвигателей по ценовой категории:

  • До 10 тысяч рублей – бюджетный сегмент, минимальная производительность. Подходят только для кратковременного использования в стоячей воде, даже небольшое течение может стать для них избыточным сопротивлением;
  • 10-40 тысяч рублей – средний сегмент. Мощность около 0.8 л.с., расширенная комплектация и бОльшая производительность;
  • От 40 тысяч рублей – мощные и выносливые модели, способные конкурировать с бензиновыми двигателями. Подходят для больших лодок, создают мощную тягу и сравнительно высокую скорость.

От того, какова мощность выбранной вами модели, будет зависеть и то, какой аккумулятор для лодочного мотора подойдет вам. Чем мощнее агрегат, тем больше должна быть емкость тяговой батареи. Кроме того, важна живучесть АКБ. Популярный вариант – гелевые батареи, способные выдерживать глубокую разрядку, до 800 перезарядок и активное использование в течение 7-9 лет. Единственные минусы GEL-технологии: высокая чувствительность к избыточному заряду и высокая стоимость. Альтернатива – AGM-аккумуляторы. Они дешевле почти вдвое, но и служат примерно в 2 раза меньше. Кроме того, они также боятся перезаряда. Поэтому, покупая тяговую АКБ, нужно сразу же приобретать и технологичное зарядное устройство с функцией автоотключения.

Самым же выносливым будет литий-ионный аккумулятор. Срок жизни таких батарей достигает нескольких тысяч циклов «Заряд-Разряд» и до 10 лет эксплуатации. Емкость литиевых аккумуляторов также выше, чем у батарей, выполненных по другим технологиям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий