Как и от кого появились мотоциклетные цепи О-ринг и Х-ринг

Характеристики приводных цепей.

14-06-2017
Характеристики приводных цепей.

Обычно все привыкли различать цепи по двум-трем характеристикам:

  1. Сальниковая или бессальниковая;
  2. Тип/размер, например 520,530 и т.д.;
  3. «Золотая» или «стальная».

Но все гораздо сложнее.

Например, у TSUBAKI 5 видов 525 цепей, три из которых «стальные» и две «золотые». Так как же выбрать цепь для мотоцикла?

Так как все фирменные цепи для мотоциклов роликовые, то эту характеристику мы будем учитывать по умолчанию. Выберем два бренда AFAM и TSUBAKI.

Для начала разделим цепи на типа: сальниковые и бессальниковые. Бессальниковые цепи используются в основном для мото- и квадо- кросса. В таблице указано, какие рекомендации дают производители на использование цепи:

Тип/размер

Tsubaki

Afam

428 золотая

До 125

До 250 кубов

520 стальная

До 250

До 250 кубов

520 золотая

До 650

До 500 кубов

Основная задача бессальниковой цепи обеспечить передачу крутящего момента без потери мощности на трение, которое создают сальники на роликах цепи. Эти цепи имеют очень маленький ресурс. При комбинации с алюминиевой задней звездой дает максимальный эффект. Рекомендуется только для спортивного использования. Типы/размеры: 415, 420, 428 и 520, «золотые» и «стальные».

Сальниковые цепи. Их применяют в off-road (эндуро), городских и трековых мотоциклах.Это самая обширная группа цепей. Типоразмеры: 415, 420, 428, 520, 525, 530, 532 и 630(последние два очень редкие размеры, буквально 3-5 мотоциклов с завода укомплектованы ими).

Сальники у таких цепей бывают разные. Самый просто O-ring – обычный сальник с круглым сечением. Далее идут X-Ring – сальник с X образным сечением. А дальше уже идут разделение и разные разработки у каждых производителей свои. Например: QX-Ring, Z-Ring, Xs-Ring, TX4-Ring и другие.TX4-Ring – это эксклюзивная разработка фирмы Tusbaki. Этот сальник создает минимальное трение при вращении, соответственно нет потерь мощности. Как правило, используют цепи с такими сальниками на шоссейно-кольцевых мотогонках.

Чем сложнее сальник, тем выше ресурс цепи, так как лучше защищены ролики цепи.

Кроме сальников, второй по важности момент – это сплав стали. В основном производители делают все усиленные цепи золотого цвета

Но и простые «стальные» цепи бывают усиленные.

У TSUBAKI, к примеру, стальные 520-ые цепи есть:Gamma – без сальников, рассчитаны на мощность до 45 л.с., на разрыв 32kNOmega – сальниковая, до 70 л.с., на разрыв 32kNAlpha – сальниковая, до 120 л.с, на разрыв 36kN

И золотые 520-ые цепи:Alpha – сальниковая, до 120 л.с., на разрыв 36kN

Sigma – стальная, до 150 л.с., прочность на разрыв 40kN.

Racing Pro – сальниковая, свыше 200 л.с., на разрыв 38kN.

Фирма AFAM разделяет свои цепи по объему двигателя мотоцикла и его классу.

Так же в пределах одного типа/размера цепи бывают облегченные и стандартные. При этом облегчение не всегда сказывается на ухудшении характеристик на нагрузку.

В среднем при замене одной цепи на облегченную можно «сэкономить» 100-300гр.

Правильно выбранная цепь и при должном уходе за ней ресурс цепи будет в районе 30.000 км. Это относится к использованию на асфальтовых дорогах общего пользования. В эндуро и мотокроссе это правило не работает, так как интенсивность износа зависит и условий эксплуатации.

Пресс-релиз → Автосмазчик цепи мотоцикла – «Soiler»!

&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВсем мир!
&nbsp&nbsp&nbsp&nbspМой первый мотоцикл был на кардане и я со страхом думал, что надо его продавать и брать среднекубатурную турынду, а все они на цепях.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНо неумолимые дороги, где хотелось ездить, диктовали свои условия и турында была куплена. А с ней и в полный рост встал вопрос: как обслуживать цепь? Учитывая мою лень, а так же то, что я люблю пульнуть куда подальше, а не от стрелки до макдака, то перспектива каждый вечер или каждое утро в путешествии ползать под мотом намывая и смазывая цепь не улыбалась мне от слова — вообще!
&nbsp&nbsp&nbsp&nbspУ вас та же история? Тогда вам под кат, там есть решение!

Размеры мотоциклетных цепей и их взаимозаменяемость.

У мотоциклетных цепей есть три основных параметра размерности. Это шаг цепи, ширина ролика и диаметр ролика. Значение двух из этих параметров мы можем узнать из маркировки цепи, это шаг цепи и ширина ролика.  Это стандарт маркировки цепей, так что эти значения одинаково маркируются всеми производителями.
Для примера возьмем 525 цепь. В данном случае первая цифра 5 означает шаг цепи, а две последующие цифры, 25 определяют ширину ролика.

Шаг цепи — это расстояние между осями, проходящими через центр двух соседних заклепок.

На заклепках у нас находятся ролики. Именно они и определяют, насколько долго будет ходить цепь. Ширина ролика определяется между двумя внутренними пластинами цепи, зажимающими ролик.

Я хотел сделать наглядную фотографию, но сразу после IMIS-2013 расколотил свой объектив, поэтому пришлось рисовать…

С диаметром ролика вроде все понятно.

Есть также «правило восьмерки», в соответствии с которым можно вычислить длину шага цепи и ширину ролика. К примеру 530 цепь — расстояние между осями роликов 5/8″ = 15.875мм, а ширина ролика (не путать с диаметром, это высота роликового цилиндра) 3/8″ = 9.53мм. Для цепи 525 эти размеры соответственно 5/8″ и 2.5/8″.
Зачем вообще высчитывать длину в миллиметрах, если и так по маркировке все понятно? Только для того, чтобы найти заменитель среди цепей от советских мотоциклов, при всей маловероятности этого сценария.

Диаметр ролика разный у всех производителей, при этом он не отражается в маркировке цепи. Это очень странно, ведь даже несмотря на то, что диаметры роликов разных цепей очень незначительно отличаются друг от друга, они все же влияют на длину того пространства, куда входит зуб звезды, то есть этот параметр напрямую воздействует на стачивание зубьев ведущей и ведомой звезд. Тут не угадаешь, надо  либо курить спецификации производителей цепей, либо плюнуть на эту незначительную погрешность.

В итоге, теперь мы можем говорить о взаимозаменяемости цепей мотоциклов при возникновении каких-либо проблем в путешествии, когда нужно заменить цепь исходя из того, что вообще есть в наличии. Мы знаем, что шаг цепи у всех 5хх-цепей одинаков. Диаметрами роликов мы вынуждены пренебречь. Остается только поиграться с шириной ролика. Вместо 520 цепи таким образом на те же звезды можно установить 525 цепь и 530 цепь. Конечно, при несовпадении размеров звезды быстрее сточатся, но доехать до цивилизации вполне хватит.

Варианты замков цепей DID.

Вопрос разрыва цепи мотоцикла будет не рассмотрен полностью, пока мы не коснемся видов замков для цепей мотоцикла. Замок для цепи – это звено, скрепляющее цепь мотоцикла. Такие замки бывают трех типов:

Замок-защелка.Самый ненадежный, зато самый простой в установке замок. Представляет из себя своеобразную “прищепку”, которая вставляется в пазы штифтов заклепок. При использовании такого замка всегда возите с собой запасной замок, причем не только саму “прищепку”, но и все звено. Устанавливать такой замок нужно открытым концом “прищепки” назад, то есть, против движения цепи.

Я не хотел бы кого-нибудь пугать ненадежностью данного вида замков для мотоциклетных цепей. Они редко расщелкиваются, но если расщелкнутся – то в придорожные кусты улетает сразу все звено цепи.

Замок под развальцовку и замок под расклепку.Почти одинаковые конструкции, которые подразумевают заклепку цепи намертво. Для установки замка под развальцовку достаточно садануть по нему молотком. Для установки замка цепи под расклепку, понадобится специальный расклепыватель цепи или его колхозные заменители.

То есть, у нас есть выбор: либо высокая надежность, но сложность в установке, либо более низкая надежность, но зато простота в установке и замене.

Suzuki SV1000S 2005 → Конверсия: облегчаем цепь – переход с 530 на 525/520


Мот с Японии пришёл на 525й цепи. Когда она скоропостижно скончалась(ржавчина, возможно была безсальниковая) я поставил родную 530ю JT Z3 Heavy Duty(усиленную, с толстыми пластинами). И сразу заметил, что даже моментный литр стал тупее разгоняться, пропал огонёк. Под катом каталожные номера звезд JT на SV1000 с размерами под 525ю и 520ю цепи. Номера родных размеров для заказа выглядят так: ведущая JTF513.17RB — RB означает с резинкой на ведущей звезде, уменьшает шум, ведомая JTR1800.40. Жирным выделено количество зубьев, ставьте требуемое значение из доступных вариантов. При уменьшении толщины цепи надо понимать, что служить она при равном качестве будет меньше — поэтому стоит выбирать самые прочные=дорогие варианты, например EK облегченных серий ZZZ(отверстия на внутренних и на внешних пластинах) или ZVX3(отверстия на внутренних пластинах), RK серии GWX, Regina серии GPZ и т.д. Маркировка, размеры и вес цепей в конце поста.

Программа-онлайн для расчета длины цепи при замене звезд мотоцикла на нестандартные.

Для начала, как пользоваться программой.

В первые четыре окна вбиваем оригинальный шаг цепи, количество зубьев ведущей и ведомой цепи, количество звеньев в оригинале. Всю эту информацию надо посмотреть в мануале к вашему мотоциклу. Для мотоцикла Honda cb400 на раме NC-39 значения будут выглядеть так:
Оригинальный шаг цепи: 525
Количество зубьев для ведущей звезды: 14
Количество зубьев для ведомой цепи: 44
Длина оригинальной цепи: 108

Затем вбиваем те значения, цепи и звезд, на которые производится замена. Допустим, мы ставим на ту же сибишку ведомую звезду, которая больше на 1 зуб. Тогда нам надо ввести следующие значения:
Шаг цепи (замена): 525
Количество зубьев ведущей звезды (замена): 14
Количество зубьев ведомой звезды (замена): 45

Получаем длину новой цепи в 109 звеньев. Такого не бывает, поэтому округляем в большую сторону, до 110 звеньев. Округляем всегда в большую сторону до ближайшего четного числа звеньев цепи.

Программа автоматически выдает изменение максимальной скорости мотоцикла при замене звезд на нестандартные. Общее правило такое: чем больше задняя (ведомая) звезда, тем ниже максималка, чем больше передняя (ведущая) звезда — тем выше максималка. И наоборот.

Виды мотоциклетных цепей в зависимости от степени прочности на разрыв. Виды замков мотоциклетных цепей.

Как-то я почувствовал на своей шкуре, что такое обрыв цепи, поэтому всем рекомендую тщательно подбирать цепь под кубатуру своего мотоцикла и не менее тщательно обслуживать цепь.

Понятно, что чем массивнее цепь, тем она прочнее на разрыв. Примерная таблица прочности на разрыв цепей фирмы DID:

420 — 3970 lbs (1800 кг)
428 — 4480 lbs (2032 кг)
520 — 6700 lbs (3039 кг)
525 — 7280 lbs (3300 кг)
530 — 7200 lbs (3265 кг)
630 — 9900 lbs (4490 кг)
630V — 11000 lbs (4989 кг)

Как видим, немало. Но цепь находится в динамике, силы на нее действуют неравномерно, поэтому такие запасы прочности вполне оправданы.
Конечно, чем мощнее мотоцикл, тем более прочной должна быть цепь. Мощность мотоцикла можно привязать к кубатуре (не совсем правильно, но так проще). и назначению мотоцикла — дорожный/внедорожный. Получаем:

420 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 80сс — 3970 lbs
428 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 125сс — 4300 lbs
520 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 250сс — 6720 lbs
520 цепь для дорожных (спортивных) мотоциклов с объемом мотора от 250 до 750сс — 8650 lbs
520 цепь для кроссовых мотоциклов с объемом мотора 125-250сс — 8100 lbs
520 цепь для дорожных (спортивных) мотоциклов с объемом мотора до 1000cc — 8550 lbs
525 цепь для спортивных (дорожных) мотоциклов с объемом мотора до 750сс — 8010 lbs
530 цепь для спортивных (дорожных) мотоциклов с объемом мотора до 1300сс — 10400 lbs

Вопрос разрыва цепи мотоцикла будет не рассмотрен полностью, пока мы не коснемся видов замков для цепей мотоцикла. Замок для цепи — это звено, скрепляющее цепь мотоцикла. Такие замки бывают трех типов:

Замок-защелка.
Самый ненадежный, зато самый простой в установке замок. Представляет из себя своеобразную «прищепку», которая вставляется в пазы штифтов заклепок. При использовании такого замка всегда возите с собой запасной замок, причем не только саму «прищепку», но и все звено. Устанавливать такой замок нужно открытым концом «прищепки» назад, то есть, против движения цепи.
Я не хотел бы кого-нибудь пугать ненадежностью данного вида замков для мотоциклетных цепей. Они редко расщелкиваются, но если расщелкнутся — то  в придорожные кусты улетает сразу все звено цепи.

Замок под развальцовку и замок под расклепку.
Почти одинаковые конструкции, которые подразумевают заклепку цепи намертво. Для установки замка под развальцовку достаточно садануть по нему молотком. Для установки замка цепи под расклепку, понадобится специальный расклепыватель цепи или его колхозные заменители.

То есть, у нас есть выбор: либо высокая надежность, но сложность в установке, либо более низкая надежность, но зато простота в установке и замене.

Замена комплектом или по мере изнашивания

  • // DEAN
    • менять все три компонента (цепь и обе звезды) надо одновременно. так в итоге выходит дешевле
    • обычно первая на замену цепь, потом передняя звезда (полторы цепи) потом задняя звезда (две передних если стальная, одновременно с передом если алюминиевая). но менять лучше весь комплект.

Цепь звезды лучше менять комплектом, но, насколько я знаю, при живых звездах многие меняют только цепь… Если звезды не живые, то новую цепь на них лучше не ставить. Как звезды изнашиваются, я думаю, никому обьяснять не надо… // 7.6.2009 Meta

При вытягивании цепи изменяется и геометрия паза между зубьями звёзд с круглого на овальный. На глаз это практически не заметно. При установке новой цепи на старые звёзды шаг звеньев будет вынужден подгоняться под размеры выработки звёзд, то есть вытягиваться. Так что менять всё нужно комплектом, съэкономить не удастся. // 15.6.2009 TARAK@N на R6 2002 года

Насчёт того, как менять, — здесь однозначно, всё сразу. Проверено опытом, сэкономить не удастся. // 19.6.2009 SEREGA

если цепь ушатана то меняй вместе с ней и звезды, так как старые могут убить новую цепь быстрее положеного. // 21.10.2009 СТИКС на YAMAHA R6 2005 г.

Там все просто, если не колхозить и ставить все новое цепь раньше звезд из строя не выйдет. Весь основной износ в этом узле идет на переднею звездочку, если она уже с острыми слегка загибающимися зубами, значит комплект под замену. Если жалко и хочеться сэкономить можно поменять одну переднею, но имей ввиду что уже износ некоторых звеньев цепи будет очень критическим, на одетой цепи это понять сложно, все станет видно кагда начнешь крутить срезанную цепь в руках. По опыту могу сказать что штатного комплекта R6 при правильном уходе и натяжке хватает минимум на 25000 км, если заменить тысчах на 20000 переднею звездочку можно наездить до 35000 км. Все что я написал применемо к стальным // 21.10.2009 borismoto на R-6 05 г.

  • // 28.03.2010 Сергей_К
    • Цепи и звезды на современных мотиках я меняю обычно через 25 и 50 ткм соответственно
    • Раньше не обращал внимания, а когда взял новый мотик, то стало интересно что и сколько проходит из расходников. Сейчас у меня уже третий новый и прошел он уже 70 ткм. Замену звездочек делал на 50-ти, вместе со второй цепью

…сами по себе звёзды изнашиваются не от нагрузки, а от провисшей цепи имеющей расстояние между пинами отличное от шага зубов (точнее ямок), по этой причине звёзды и цепи меняют чаще всего «хором»… так как старые звёзды быстро вытянут новую цепь под свой шаг и сдохнет она весьма быстро… в принципе можно менять звёзды через две цепи… ну или даже ведомую менять с каждой третьей или четвёртой цепью, глядя по износу (приложи новую цепь на звезду и сразу будет видно)… ну а если есть желание поэкономить звёзды имея несколько цепей — то как на великах… три цепи «по кругу». ставим новые звёзды и цепь… гоняем N тыс. километров, ставим вторую цепь… на ней столько же… потом на третьей… потом снова первую и т. д. смысл в том, что звёзды и цепи будут гораздо медленнее убивать друг друга и проходят больше чем тупо сменить три цепи до полного убоя…. // 19.04.2010 Metaller

Общие сведения

См. также Звезды

См. также Обслуживание цепи

См. также Автосмазчик цепи

  Звезды и цепи, теория и практика — FPS Racing Team:
 

Насколько я знаю, DID комплектует свои цепи звездами Sunstar. Если комплект пришел со звездами JT, значит, сборка была где-то по дороге. Информация после общения с японцами из DID на миланской выставке. RK имеет стратегический альянс с JT, а DID — с Sunstar.

ну и ОЕМ звезды (оригинал по портнамберу) очень неплохи. ибо только в них есть гасящие звук и вибрации вставки на ведущей звезде. но там бюджет как у трех JT. неплохи звезды санстар, рентал, вортекс — но они мало у кого в наличии бывают обе в одном месте. а вперед и назад лучше ставить одной фирмы — ибо форма зуба у разных производителей немного разная. цепь будет адаптироваться под обе звезды и износится чуть быстрее. и последнее: следите за состоянием резинового успокоителя цепи, который установлоен на передней части заднего маятника. когда он снашивается до металла, то начинает точить маятник.

у каждого производителя в каждой размерности цепи есть градация по ценам/качеству, поэтому чётко заявить DID гавно RK форева или наоборот низя, всё зависит от толщины пластин звеньев, «подшипников» роликов, формы резиновых колечек. что DID что RK что Regina одного ценового диапазона плюс-минус одинаковые, а дальше всё зависит от того как сильно ты её нагружаешь, как равномерно, как часто смазываешь и как часто моешь, опять же чем.

личный опыт — аналогичные цепи у разных производителей ходят +/- одиннаково, и это +/- зависит лишь от ухода за цепью и левостью поставки

…по 520-й цепи, гоночная цепь, — она обычная, она даже не O-Ring и уж никакой не X-Ring и иже с ними

Не скажу, конечно, что она одноразовая, но за ней нужен особый уход, принимая во внимание то, что она без резиновых сальников

Правда о мотоциклетных цепях

  1. подлые производители цепей перестраховываются и заставляют покупать цепи с бОльшим запасом прочности, чем нужно. Вот подлые ;)))
  2. разница в части износа и на растяжение (tensile strength) между цепями без сальников и с сальниками O-Ring мизерна. А вот разница между цепями O-Ring и X-Ring громадна и более чем стоит разницы в деньгах.
  3. лидеров два — RK и DID — оба японцы (что характерно). Все остальные цепи не дотягивают и близко по стандартам точности. Безусловный лидер в части общечеловеческих цепей — RK серии XSO (X-Ring), а цепи RK GXW (XW-Ring) хоть и еще лучше для мощных байков, но переплата.
  4. лучшая во вселенной смазка цепи — PJ1 (в России не обнаружена).

Босс

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий