Канистра – это неотъемлемая часть атрибута для любого дачника и не только. Ведь в канистрах перевозят не только бензин, но и другие виды жидкостей. Также их часто используют для воды. Перед тем, как купить канистру, следует разобраться в том, какие виды канистр бывают и чем отличаются друг от друга. Это особенно важно, если емкость будет использоваться для транспортировки воды.
Конструкции канистры
- Горизонтальные – устойчивы при транспортировке в автомобиле за счет широкого основания, но менее удобны для ручной носки.
- Вертикальные – традиционные, для транспортировки в автомобиле требуют крепления.
- Комбинированные – состоят из двух отделений, разделенных перегородкой. В большом отделении хранится топливо, в маленьком — масло. Такие ёмкости обычно применяют для моторных лодок, снегоходов и другой мелкой техники. Также могут применяться канистры, когда маленькая канистра вставлена в большую.
Складные канистры. Обычно это полиэтиленовая монолитная ёмкость, имеющая жёсткую часть с узкой горловиной и ручками, плавно переходящую в гибкий, как правило многогранный или похожий на меха гармошки сосуд. Вместимость 5-20 литров.
Материал для изготовления канистр
- металл (алюминий, сталь, нержавеющая сталь, оцинкованное железо)
- пластик (эластичный полиэтилен, полипропилен, не накапливающие статическое напряжение)
Алюминиевая канистра
- легкий вес
- высокая антикоррозийная устойчивость
- устойчивость к некоторым видам химически активных веществ, в частности, бензину
- легко деформируется
- непригодны для длительного хранения пищевых жидкостей
Стальные канистры
- механическая прочность
- химическая устойчивость при взаимодействии с бензином
- активный процесс конденсации внутри канистры
- подвержены коррозии из-за конденсата
- продукты коррозионной деятельности попадают в жидкость
Нержавеющая сталь
- антикоррозионная стойкость
- стойкость к механическим деформациям
- эстетичный внешний вид
- большой вес
- высокая стоимость
Пластиковые канистры
- легкий вес
- бесшумность
- устойчивость
- герметичность
- химическая стойкость
- удобство при транспортировке
- гигиеничность (легко моются)
- универсальность (пригодны для хранения и транспортировки продукции разного назначения)
- цена ниже металлических
- большое разнообразие форм
- отсутствие сертификата соответствия требованиям по перевозке опасных грузов у некоторых производителей. Пластиковые канистры для бензина производятся из специального эластичного полиэтилена с концентрированным красителем и ультрафиолетовыми добавками.
- запрет на обслуживание на АЗС в РФ
- деформация под воздействием высокой температуры (на солнце)
Способ закрывания канистры
- пробка с резьбой. Со временем начинает тяжело закручиваться, особенно если она подверглась коррозии. В этом случае поможет смазка резьбы маслом, которая сразу же улучшит вращение.
- зажимной механизм. Зажимной механизм считается более надежным, но часто в летнее время давлением паров, возникающим в емкости, его срывает.
Конструкция
Канистры по конструкции бывают:
- вертикальные — самые распространенные, их удобно переносить, но при перевозке требуют дополнительного крепления для предотвращения опрокидывания. На боковых стенках должны быть выштампованные ребра жесткости, повышающие прочность емкости.
- Горизонтальные — с широким основанием, у таких канистр длина превышает высоту. За счет горизонтального распределения центра тяжести исключается риск опрокидывания канистры при транспортировке. Горловина располагается сверху, канистры часто дополняются трубкой, упрощающей процесс заливания топлива в бак.
- Комбинированные или двухсекционные канистры состоят из двух емкостей. В одну заливается топливо, в другую адгезионное масло для цепей бензопил или моторное масло. Эти канистры пользуются спросом у владельцев садовой техники и бензоинструмента, для заправки которого нужно добавление моторного масла в бензин.
Еще канистры по конструкции делятся на:
- цельные — наиболее распространенные канистры;
- складные — это полимерные термостойкие эластичные канистры, популярные у владельцев квадроциклов, гидроциклов, моторных лодок, яхт, снегоходов;
- ранцевые — выполнены в виде рюкзака, который можно нести на спине. Используются военными и туристами.
Каждая канистра состоит из следующих элементов:
- бак
- горловина
- крышка
- ручка
Горловина
Горловина может располагаться по центру верхней стенки канистры или же смещена к краю. Смещенная горловина более удобная и безопасная, так как обеспечивает воздушную подушку над поверхностью топлива и плавное вытекание горючего при переливании, без бульканья и пульсации.
В горловину должна быть встроена сифонная трубка, которая обеспечивает поступление воздуха в канистру при переливании топлива. Заделка горловины должна быть такой конструкции, которая не препятствует полному опорожнению канистры. Если она сделана по типу стакана-непроливайки, то вылить до конца весь бензин не получится.
Диаметр горловины:
- с широким горлом 50-90 мм;
- с узким горлом 29-45 мм.
Диаметр горловины влияет на скорость переливания топлива: через более узкое горло жидкость выливается медленнее.
Крышка
У канистр бывают крышки двух видов:
- Пробка с резьбой — винтовое соединение с резьбой и крышкой из нержавеющей стали или пластика с прокладкой из масло-бензостойкой резины. Крышку с резьбой надо завинчивать с усилием, чтобы не было подтекания топлива. Со временем она подвергается коррозии и начинает тяжело закручиваться. Для улучшения вращения можно смазать ее маслом.
- Фиксатор — зажимной механизм. Зажимной механизм считается более надежным, чем крышка с резьбой. Но в сильную жару под давлением паров, возникающих в канистре, внутреннее давление бывает настолько велико, что зажим может сорвать.
Уплотнительная прокладка
Уплотнительная прокладка должна присутствовать при любом механизме закрывания крышки. Она несет очень важную функцию — обеспечивает герметизацию внутри канистры, тем самым предотвращая испарение и утечку топлива.
Прокладки бывают двух типов:
- прокладки из масло-бензостойкой резины (МБС). Они применяются в топливной среде, где основой является нефть или бензин. Эта резина выдерживает перепад температур от -30ºС до +80ºС. При воздействии топливных смесей на МБС-резину, она сохраняет форму, структуру и эластичность. Такие прокладки убирают зазоры между поверхностями, выдерживают ударные нагрузки и препятствуют протеканию бензина, дизтоплива, керосина и масла.
- Прокладки из этилен-пропиленового каучука (EPDM). Они в основном применяются при работе с растворителями, кислотами, щелочами, спиртами. В автомобильной промышленности из них изготавливают уплотнители дверей, капота, багажника, патрубки, трубки, шланги, прокладки.
В комплекте с новой канистрой обязательно идет стандартная заводская прокладка. Она с течением времени может прийти в негодность и потерять свои первоначальные свойства. Тогда нужно будет купить новую, подобрав нужный размер.
Ручка
Ручка располагается наверху канистры, она должна быть удобной для переноски канистры и иметь удобный хват при переливании топлива. Иногда металлические канистры имеют три одинаковые ручки рядом.
Такая конструкция имеет три преимущества:
- позволяет переносить канистру как одному человеку, так и нести одну канистру вдвоем;
- один человек может нести по две пустые канистры в одной руке;
- такие канистры удобно передавать друг другу по цепочке.
Такие емкости используются в основном военными.
Пластиковые канистры
Самый распространенный вид. Используется для транспортировки и хранения пищевых и непищевых жидкостей.
Основные характеристики:
- объем (3-50 л);
- форм а (объемные прямоугольные – куб, параллелепипед, усеченная пирамида, бочкообразные);
- ручка (литая ручка сверху или сбоку, выдвижная у моделей большого объема на колесах);
- наличие мерной шкалы или полосы контроля уровня жидкости;
- конструкция (горизонтальные, вертикальные, складные, экспедиционные, евроканистра, на колесах);
- цвет;
- винтовая крышка для закрывания горловины (с краником или без).
Евроканистра – специально созданная форма под укладку в штабель без применения прокладки. Удобны для использования складные модели, занимающие минимум места в сложенном виде.
Они имеют повышенную гибкость и пластичность, принимая первоначальную форму после ее опустошения.
Экспедиционные плоские канистры особой формы с выемками по объему емкости для надежности крепления используются для перевозки любых жидкостей. Этот вид можно:
- надежно и удобно закрепить внутри или снаружи автомобиля;
- использовать для квадроциклов (единственный возможный вид канистры для этого транспорта);
- как сидячее место в туристических походах;
- в качестве дополнительной опоры под кузов.
Изготавливаются из полиэтилена высокой прочности с термической и химической стойкостью. Емкости для пищевых продуктов производятся из пищевого полиэтилена. Пластиковые модели выдерживают внутреннее давление до 0,25 МПа.
Плюсы вида:
- легкость;
- прочность к механическим повреждениям;
- коррозионная устойчивость;
- стойкость к действию агрессивных сред;
- герметичность;
- универсальность;
- удобство транспортировки и хранения.
Минусы:
- малый температурный диапазон эксплуатации (-10+40-50°С);
- не выдерживают механического повреждения острыми предметами:
- в местах крепления ручек пластик низкого качества растрескивается.