Разница между чоппером и боббером
Чопперы, бобберы… Эти стили мотоциклов частенько путают друг с другом, хотя различий у них, пожалуй, даже больше, чем сходств. Тем не менее, многие упорно называют чоппером любой раздетый и радикализированный круизер, даже если это боббер чистой воды. Давайте разберёмся, чем же один класс отличается от другого. Хотя, конечно, общие черты у этих мотоциклов тоже есть, ведь чаще всего донорами для постройки и тех, и других служат как раз круизеры.
Что такое чоппер? Если в двух словах, то это круизеры, с которых сняли всё, что не имеет непосредственного отношения к процессу перемещения в пространстве. Чопперы появились в США, когда представителям местных байкерских клубов и банд требовалось иметь возможность удрать от полиции. «Харли-Дэвидсоны» 60-х годов не отличались скромным весом, поэтому с целью облегчить конструкцию с мотоцикла и выкидывалось всё лишнее, вплоть до поворотников, крыльев, зеркал и переднего тормоза. Ну а окончательно, конечно, образ чоппера в сознании масс закрепил фильм «Беспечный ездок» и мотоцикл Капитана Америки.
- «велосипедное» переднее колесо, большего, чем заднее, по диаметру
- длинная вилка, наклонённая под большим, чем у круизера, углом
- зачастую, но не всегда — широкий задний каток; впрочем, это чаще встречается у чопперов новой школы
- вытянутый каплевидный скромного объёма
- высокий руль, так называемый ape hanger
- V-образный двухцилиндровый двигатель
- вынесенные вперёд подножки водителя, позволяющие удобно вытянуть ноги
- в случае с радикальными чопперами — отсутствие поворотников, зеркал, переднего крыла и переднего тормоза
А теперь рассмотрим повнимательнее типичный боббер, взяв в качестве примера бобберы старой школы. Мотоциклы в этом стиле появились примерно одновременно с чопперами, на волне популярности гонок по грунтовым трассам. Гонки проводились на круизерах, так как других мотоциклов в США в те годы не было, и гонщики также старались облегчить свои байки, не потеряв при этом в управляемости. Длинная чопперная вилка, например, не способствует маневренности, поэтому на бобберах она места себе не нашла. Для облегчения веса выбрасывалось всё — переднее крыло (заднее при этом часто отпиливалось до минимума), пассажирское сиденье, иногда даже кикстартер. Заводили такие мотоциклы обычно «с толкача», поэтому на бобберы стали ставить спинки, за которые помощники могут ухватиться, чтобы растолкать мотоцикл. Вот черты типичного боббера.
- стандартная вилка под «нормальным» углом, в отличие от чоппера
- короткое заднее крыло
- часто — отпиленная задняя часть рамы
- только одно сиденье, обычно велосипедного типа
- рули — самые разнообразные, от чопперных «рогатых» до гоночных клипонов
- колёса одинакового диаметра, обычно на высокопрофильной резине
- подножки водителя чаще сделаны «под себя», чем как на чопперах
Как видите, общие у чопперов и бобберов только корни. И те, и другие либо делаются кастомйзерами, обычно в единственном экземпляре, либо выпускаются мелкими партиями фирмами вроде Big Dog или Big Bear Choppers. Но путать их, наверное, всё-таки не следует.
Узнаваемая внешность
Первое, что можно сказать, в основе стиля все-таки классика. Не строят такие мотоциклы из супербайков, и всё тут. Вообще боббер — мотоцикл, фото которого неминуемо вызывают восторг даже у тех, кто весьма далек от байк-культуры. А приближение рокочущего сверкающего аппарата нестерпимо отзывается в душе желанием прокатиться хотя бы на заднем седле. Итак, отличительные черты стиля: облегченность конструкции, хром, кожа, куча авторских фишек. Частенько, но далеко не всегда на боббере нет переднего крыла. Это дань стилю и памяти об основателях. Ведь в те времена асфальтные дороги в Штатах были редкостью, а от долгих гонок по грунтовке под крыло набивалась грязь. Нередко конструкция боббера не предусматривает наличия заднего седла, и тут уже сказывается не только почтение к первоистокам, но и убеждение в том, что настоящий байкер — это всегда одинокий волк.
Эволюция стиля Bobber
С течением времени стиль Боббер менялся как в количестве, так и в качестве. Параллельно изменениям в мотоциклах, развивался и хот-роддинг авто. В истории часто встречаются пересечения между ними.
В отличие от чопперов, классический боббер являлся абсолютно спортивным атрибутом.
Их использовали для изучения местности, на них часто совершали сложные и далекие путешествия, часто связанные с риском.
Основные черты такой классической конструкции это: плотный и строгий силуэт, исключающий что-либо лишнее, низкий ровный руль, рама low-neck с короткой «вилкой», а так же широкие и устойчивые колеса, позволяющие более уверенно чувствовать себя в «седле».
После 50-60-ых годов модель немного изменила свой вид: рама стала выше, угол наклона вилки не раз сменялся, руль стал шире, колеса почти полностью сравнялись в размере.
В 50-ых вышел знаковый для стиля фильм «Дикарь», который вписал эти стандарты в классический образ.
Это оказалось настолько удачно, что даже после появления хороших дорог по всем Соединённым Штатам, бобберы еще не один десяток лет были на пике славы.
В XXI веке необходимость в таких гоночных мотоциклах отпала окончательно. Поэтому современные мотоциклы Bobber стали лишь внешним подобием классики.
Сейчас любят добавлять пафоса данному образу, поэтому мотоцикл может иметь неожиданно высокую вилку, а так же громоздкий непропорциональный глушитель.
Стиль разделился на две ветви: «олд-скул» и «нью-скул».
Есть ряд современных мотоциклов, которые чаще всего переделываются в бобберы:
- Урал;
- Kawasaki Vulkan;
- Harley-Davidson Sportster;
- Yamaha Dragstar;
- Honda Shadow.
ЧОППЕР – НИКАКИХ ЛИШНИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ВЫТЯНУТАЯ ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА
На фото: Miss Behavin Green
Первый такой мотоцикл появился в 1948 году в Калифорнии. Сперва чопперы делали на базе легендарных серийных мотоциклов Indian и Harley-Davidson. Сейчас для чоппера подходит любой серийный байк. Название мотоцикла произошло от английского слова «сhop» – «рубить». В интерпретации разработчиков: отсекать от готового серийного байка все лишние детали. Чопперами часто называют и другие дорожные мотоциклы. Однако их характерная особенность, визитная карточка стиля, – вытянутые передняя вилка и рама. Мотоциклы по-максимуму облегчают, удлиняют их переднюю вилку и, как правило, оборудуют широким задним колесом и «рогатым» рулём. Мотоцикл такого типа подходит для езды по трассе на большие расстояния. На сегодняшний день есть 3 ветки развития стиля: старая школа, производство шоу-стопперов такие байки подходят скорее для выставок, чем для езды на них) и современная кастом-школа с различными вариациями конструкции.
Популярные модели кастомов Урал-боббер
Урал М67-36 Боббер
Донор: Урал М67-36 1979 г. в.
Этапы работы:
- Разборка мото целиком и полировка всех деталей двигателя.
- Установка поршней диаметром 79 мм от ВАЗ.
- Замена пружин, клапанов и прокладок в головках.
- Удлинение ножки кик-стартера на 5 см.
- Уменьшение дорожного просвета на 10 см.
- Изменение угла наклона вилки и укорачивание всех ее частей на 7 см.
- Изменение конструкции задней подвески и удлинение рамы, кардана и заднего маятника на 15 см, а также изменение крепления под сидушку.
- Собственноручный сбор дисков из ободов и спиц и установка 19-дюймовой резины.
- Установка специально изготовленной электронной системы зажигания.
- Удлинение и придание каплеобразной формы бензобаку от Урала М-61.
- Реставрация и установка фары и приборной панели также от Урала М-61.
- Покупка и установка новых поворотников, воздушного и топливного фильтра, электрики, зеркал, стоп-сигналов.
- Полировка ручек газа и сцепления.
- Изготовление и крепление крыльев из стеклопластика.
Урал-Боббер из Калининграда
Срок изготовление: 1,5 года. Авторы проекта: Вячеслав Х. и Григорий Долотов.
Этапы работы:
- Переборка двигателя.
- Переделка рамы и вилки.
- Установка старых российских деталей: ручки и подножки из нержавеющей стали, тракторная фара, поворотники от ЗИЛ-157, бензобак от Иж-49, руль от К-750.
- Изготовление на заказ сидушки из натуральной кожи и глушителя.
- Покраска мотоцикла в цвет хаки.
Урал-боббер из Новосибирска
Донор: Урал М72 1954 года выпуска. Автор проекта: Роман Молчанов.
Что было сделано?
- Переварена рама и переделана вилка, обе стали короче на 5 см.
- Вместо переднего колеса, установлено заднее колесо мото Kawasaki Vulcan 800, а заднее сделано вручную. На них установили шины от Shinko модели 270 Super Classic.
- В качестве передней фары использована фара от танка, а задней – от грузовика.
- Вручную сделано заднее крыло.
- Обновлен двигатель.
- Вручную изготовлена выхлопная система из нержавейки с перегородками внутри.
Урал Боббер из классического Урала 1993 года
Донор: Урал 1993 года производства. Срок изготовление кастома: 2,5 месяца.
Как проходил процесс?
Сначала мотоцикл был разобран, многие болты не откручивались и их спилили болгаркой. После этого была переделана рама, сняты кожухи с вилки и найдены детали такие как:
- руль от М-72,
- бензобак от Явы,
- фара от Нивы и стоп-сигнал от другого мотоцикла,
- крыло от Ижа
Все детали ошкурены, зашпаклеваны и загрунтованы. Этот процесс занял почти месяц. Мотоцикл был покрашен.
Далее началась сборка мото, в процессе которой были приварены крепления, что-то подточено и подогнано по размерам, а также отполировано. Сделано седло с пружиной от велосипеда и выхлопная труба.
Урал-боббер Зевс
От оригинального мото остались передняя часть рамы и двигатель. Все остальные детали были изготовлены или доработаны вручную:
- Широкая выхлопная труба.
- Колеса сделаны из переваренных ободов от Мазды 3 и ступицы от Днепра.
- Зеркала взяты велосипедные.
- Бак от мотоцикла Иж-49.
- Руль и фонари от Планеты 2.
Урал М72-боббер
Время создания кастома: 2 недели.
Основные особенности: двигатель с электронным зажиганием, колеса от автомобиля Форд Фокус, бардачок.
Времена меняются
Кому сегодня придет в голову летать на боббере по гоночному овалу? Да и зачем это делать, если лучшие мировые производители мотоциклов давным-давно изобрели спортбайк и создали множество моделей, предназначенных для высоких скоростей? Стоит ли тащить боббер на пересеченную местность и маневрировать на нем среди молоденькой сосновой поросли и редких заболоченных луж? Вряд ли, ведь для этих целей существует эндуро. Мотодальнобой боббер, безусловно, выдержит, но разве сможет он потягаться в долгом пути, например, с комфортным и выносливым “Голдвингом”?
Сегодня мотоцикл боббер – это в первую очередь стиль, престиж, дань незабвенному прошлому и показатель почтения философии байкера. Немаловажна еще одна деталь – изначально этот байк призван носить следы ручного труда и вкладывания души. Ведь тот, кто стоял у истоков, чинил, усовершенствовал, строил и переделывал мотоцикл боббер своими руками. У этого байка душа кастома. Серийность ему не к лицу. Потому так и влечет этот стиль тех, кто привык доверять собственной голове, фантазии, мастерству и умелым рукам. Кстати, в качестве основы используется советская техника, к примеру, “Днепр”. Боббер, построенный из него, выглядит не хуже тюнингованного “иностранца”.
Мотоцикл «Боббер»
Возвращаясь к основному отличию данного вида мотоциклов, стоит сразу уточнить, какие детали подлежат замене чаще всего: сиденья, фары, аккумулятор и бензобак.
Все перечисленные элементы заменяются на более легкие аналоги.
Их не удаляют по понятным причинам: без данных элементов мотоцикл будет просто непригоден для безопасной (или хоть какой-нибудь) езды.
Суть тюнинга заключается в уменьшении веса без изменения технических и ходовых характеристик.
С мотоцикла так же можно безвозвратно деинсталлировать такие детали, как: ветровое стекло, сигнальный гудок, защитные стойки мотоцикла, всё переднее крыло, подвеску задней части, тормоза переднего колеса, глушитель, а так же спидометр и тахометр.
Так же время от времени удаляются крепежи мотоцикла, не имеющие «глобального» смысла.
История Bobber уходит корнями в далекие «рокабильные» 30-40-ые года прошлого века. На тот момент в Америке были основаны первые мотоклубы, соответственно вовсю развивалась байк субкультура.
Мотоклубы старались не отставать от конкурентов и отправлять своих представителей на гонки, набиравшие все больше популярности.
Основной проблемой участников состязаний становились технические возможности мотоцикла. На момент 30-ых годов был распространен Harley-Davidson, а его модели отличались огромным весом и не соразмерно слабым движком.
Приходилось модернизировать мотоциклы под условия гонок на грунтовых дорогах. Крылья убирали для того, чтобы земля не забивалась под ними, а конструкция всячески изменялась, для уменьшения веса.
Из-за нестабильности в экономике Bobber Style мотоциклы были не просто гоночными. Они должны были обеспечить безопасную езду везде, как на трассах для соревнований, так и на городских дорогах.
Основная идея основывается в трех частях:
- В первую очередь мотоцикл – это просто средство передвижения;
- Мотоцикл должен быть рассчитан на преодоление грунтовых трасс;
- Мотоцикл должен быть максимально упрощен, с него нужно снять все, что является посредственным, однако способности к езде должны остаться нетронутыми.
Эволюция стиля Bobber Style.
Эволюция Bobber Style протекает донельзя типично. Как мы поняли, сначала бобберы были мотоциклами для небогатых слоев населения. После Второй Мировой войны определился стиль, который был укреплен и популяризирован кинематографом, и, в частности, кинофильмом «Дикарь».
Потом США ввязывается в войну во Вьетнаме, появляются хиппи, на экраны выходит «Easy Rider» и начинается эра чопперов. Бобберы выходят из моды на долгое время. Возрождение стиля произошло в девяностых, и сейчас наблюдается неизбежный уход в гламур. Вплоть до последней стадии мы всего этого не застали, поскольку жили не в той стране, а жаль. На мой взгляд, Bobber Style неразрывно связан с американским олд-скулом, и то, что сейчас творится на мировых мотосалонах, не совсем правильно. Обилие хрома и гламур не для таких мотоциклов. Но это ИМХО, так что тапками не кидаться!! О_о
В любом случае, есть такой стиль, он сформировался, из рук кастомайзеров выходят очень прикольные конструкции, так что пришло время полюбоваться цветными фотографиями бобберов.
В общем-то на данный момент мы имеем олд-скул бобберы и нью-скул бобберы. В качестве основных черт стиля были приняты прямая посадка, сухая рама (правда уже не всегда), минимализм в деталях и отсутствие переднего крыла. Все, в остальном можно импровизировать.
История стиля боббер
Зародилась эта мода в США после Второй мировой войны. Вернувшиеся в мирную жизнь солдаты, отвыкшие от тихих радостей, быстро нашли способ лечения «адреналиновой ломки». Именно они организовали первые мото-клубы, начали устраивать заезды в дальнобой, колесить по стране, навещая бывших однополчан, и, конечно же, не остались без их внимания и гонки.
Благодаря им и появился на свет мотоцикл боббер. Многие теоретики считают, что основной задачей его были гонки на скорость, однако это не совсем соответствует действительности. Назвать его узкопрофильным нельзя — ведь в первую очередь мотоцикл был средством передвижения. Его хозяин днем ездил на нем на работу, и лишь вечером привычный городской транспорт превращался в «железного друга» и «соратника по приключениям». Боббер мог домчать владельца в колонне таких же сорвиголов до соседнего городка, мог подбросить до пляжа по грунтовке или щебенке, умчать со свистом по гоночному треку. Словом, это был настоящий универсал.
Однако общие черты стиля обрисовались сразу. В первую очередь они касались максимального облегчения веса. Все, что в большей степени служило дизайну, а не суровой необходимости, безжалостно скручивалось и аккуратно складировалось в углу гаража. Сниженный вес позволял не только развивать большую скорость, но и значительно экономить горючее
А в те непростые времена это было немаловажно
КАФЕ-РЕЙСЕР – МОТОЦИКЛ С СИДЕНИЕМ ПОХОЖИМ НА СКАМЕЙКУ
О возникновении этого типа мотоциклов существует целая легенда. Она гласит, что в конце 50-х начале 60-х годов лондонские мотоциклисты придумали себе развлечение – «кафейные гонки» или гонки под музыку. От кафе «Ace cafe» нужно было доехать до ближайшей развязки и обратно, преодолев расстояние около 4-х км, за то время, пока играет песня в музыкальном автомате. Серийные байки для таких целей подходили мало, поэтому с ними был проделан ряд перевоплощений. Конструкция кафе-рейсеров выглядела так: из серийных мотоциклов убирались все лишние элементы, устанавливались обтекатели и узкий топливный бак, а рули менялись на клипоны. Однако основная отличительная особенность мотоциклов – прямое плоское сидение напоминающее скамейку.
Bobber своими руками
Для примера возьмем известную мастерскую «Deep Creek Cycleworks», которая создала идеальную винтажную концепцию на основе Guzzi V7 750 Special 1969.
От основы мастера оставили раму, движок, подвеску с колесами, а так же другие мелкие детали.
Кроме основы, для работы взяты другие элементы:
- «Dime City Cycles»: шины, руль, различные рычаги и переключатели, а так же заниженные амортизаторы;
- Сидение фирмы «MotoKouture»;
- Маленький по размеру аккумулятор, по техническим параметрам превосходящий оригинальный;
- Перекраска корпуса и декорирование.
Как бы логично это не звучало, но водитель в первую очередь должен думать о безопасности, а не о внешнем виде.
Обувь и штаны должны не пропускать влагу, а так же с них должна легко стираться пыль и грязь.
Так же на голове водителя должен быть шлем. Рекомендуется носить мотозащиту черепаха.
История Bobber
Своё существование стиль берёт еще во время Второй Мировой, но в Соединенных Штатах. Тогда с войны приходило множество солдат, и многим хотелось найти новый способ получить заряд адреналина. С тех пор люди стали основывать клубы, начались массовые гонки и длительные заезды. В тот период появился новый стиль, который называли Bobber. Владельцы подобного мотоцикла хотели иметь быстрый и максимально красивый байк, который бы выручал их как в повседневной жизни, так и в гонках. В итоге байк получил общие характеристики – стильный железный конь с облегченным весом и возможностью использовать его в большинстве целей.
Главной особенностью стиля, безусловно, считается облегчение деталей. То есть самые тяжелые элементы мотоцикла менялись на лёгкие аналоги. К ним относились фары, сиденье, бензобак и аккумулятор. Второстепенными деталями считаются переднее колесо, ветровое стекло, задняя подвеска, глушитель, спидометр, гудок и т.д. Попросту снять любую из этих деталей не получится, но с облегченным весом ваш железный конь получить увеличенную максимальную скорость и динамику. Если вы имеете ненужные крепления, по возможности их можно просто снять.
Если вернуться в историю, то во времена 40-х годов солдаты имели очень тяжелые и не столь мощные байки. Им хотелось большего, и поэтому они решили увеличить технические характеристики без изменения двигателя. Облегченная конструкция стала отличным вариантом. Тюнингу поддавались любые громоздкие модели, больше всего модернизировали байки Harley Davidson. Также можно сделать Урал в стиле Боббер. Урал боббер, фото которого можно увидеть ниже показывает, что советские мотоциклы отлично тюнингуются.
Урал в стиле Боббер
В результате всех манипуляций с байками гонщикам удалось сделать один из лучших на сегодняшний день стилей тюнинга. Мото техника имела стильный дизайн, увеличенные характеристики и лучшую безопасность. Некоторые сравнивают такой стиль с чопперами, но на самым деле чопперы больше направлены на стиль и особый внешний вид, а боббер в первую очередь создан для спортивных целей. Самым главными особенностями стиля считаются:
- сниженный ровный руль;
- рама с короткой вилкой;
- широкие колеса, иногда разные в размерах;
- строгий внешний вид;
- одноместное сиденье.
С каждым годом этот стиль набирал обороты, начали вносить некоторые изменения, мотоциклы отлично проходили в сложной дороге, и даже с приходом качественных трасс байк все равно пользовался спросом. К сожалению, сегодня существует ряд отличных мотоциклов с легким весом и мощными двигателями, поэтому популярность стиля Bobber снизилась. На данный момент если вы и хотите сделать подобный тюнинг, то в большей части для лучшего внешнего вида и соответствию классическому стилю прошлого века. Современные бобберы делают с большой вилкой в стиле чопперов и другим глушителем.
Самыми популярными мотоциклами, которые переделывают под стиль Bobber, считаются:
- Kawasaki Vulkan;
- Honda Shadow;
- Урал;
- Yamaha Dragstar.
Бензобак
Купить боббер мотоцикл будет достаточно проблематично по той причине, что их стоимость может быть завышена. Поэтому отличным вариантом будет самостоятельная установка основных элементов байка. Итак, раньше техника могла похвастаться отличными топливными характеристиками, но для гонщиков этот параметр был не столь важным, и они считали, что объем бака нужно уменьшить.
Таким образом, для небольших путешествий и просто гоночных заездов будет достаточно бака в 7-12 литров. На фото можно увидеть совсем маленькие объемы, но здесь как решит владелец. Но главное что стиль Bobber предполагает маленький топливный бак.
Сиденье
Если вы планируете максимально соответствовать стилю Боббер, то первым делом придется заменить громоздкое сиденье на более маленькое и легкое. Такое сиденье называется лепёшкой, потому что оно маленькое и подходит только для одного человека.
Но зато по желанию можно сделать его более красивым, задекорировать различной росписью и шнуровками. Некоторые владельцы считают такое сиденье неудобным и негодным для путешествий.
Рама в стиле Bobber
Главной задачей рамы считается её облегчение. Первым делом вы будете считать, что облегченная конструкция рамы сделает байк уязвимым и недолговечным. Но это не так, при правильном подборе можно поставить прочную и надежную конструкцию. Современный стиль предполагает использование множества материалов, среди которых алюминий, сталь и даже специальные сплавы. Прочность останется прежней, а вес существенно снизиться. Конечно, цена мотоцикла боббер со сплавами будет большой, но это того стоит.
История появления бобберов
Появились мотоциклы этого класса даже раньше, чем чопперы, ещё до Второй Мировой войны. В ту эпоху в США были весьма популярны любительские гонки по грунтовым трассам, причём участники заездов использовали в основном мотоциклы производства Indian, Harley-Davidson, Cleveland и других подобных марок. Они были тяжелы, и, чтобы облегчить их и получить тем самым преимущество в энерговооружённости, владельцы снимали с них всё, кроме того, что нужно для непосредственно процесса передвижения. Переднее крыло обычно выбрасывалось за ненадобностью, заднее обрезалось до середины, часто демонтировался даже кикстартер! А электростартеров тогда и вовсе не было, поэтому первые бобберы были мотоциклами, заводившимися исключительно «с толкача». Именно поэтому на них прижилась спинка-sissybar, так как помощники гонщика расталкивали его с места, упираясь в неё. Чопперы, впрочем, тоже обычно лишались всех «необязательных» деталей, но всё равно у бобберов есть ряд отличий от них. Вот основные черты, свойственные байкам этого класса:
- Вилка с незначительным углом вылета, примерно как на классических дорожниках;
- Сиденье а-ля «велосипед«, обычно подпружиненное;
- Отсутствие переднего крыла;
- Короткое заднее крыло;
- Невысокий руль, как на дорожных мотоциклах;
- Спинка, чаще всего смонтированная на раме;
- Отсутствие пассажирского места.