Материалы для изготовления лодки
Интернет кишит разнообразными идеями творчества, которые легко можно воплотить в жизнь. Введя любой запрос в поисковик, человек быстро получает интересующий его ответ.
И решив соорудить средство для плавания на воде, вы легко обнаружите массу идей, которые при желании можно воплотить в жизнь. Итак, из чего можно сделать лодку? Её можно изготовить из:
- Дерева.
- Фанеры.
- Бутылок.
- Алюминия.
- Резины.
Каждый перечисленный материал отличается сложностью в использовании, потому что плотность разная, а соответственно качество тоже. Но стоит помнить, что каждый материал имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, выбор материла напрямую зависит от срока дальнейшей эксплуатации средства:
- Например, самым прочным материалом является дерево. Оно более приспособлено для длительного плаванья на воде и может послужить лет семь. Стоит помнить, нужно брать прочное дерево. Лучше всего использовать дуб. Так существует большая вероятность качественного изготовления.
- Фанера уже не столь надёжна, чем дерево. Это определятся в её тонкости. Но, если вы не сильно часто выбираетесь на рыбалку, хотите сэкономить на изготовлении, то фанера является отличным выбором.
- Что касается бутылок, то у многих задаются вполне логичным вопросом: как сделать лодку из бутылок? Многие подумают, что это вовсе не реально. Но не смотря на все сомнения, результат будет удивительным. Она окажется легкой. Но в случае изготовления необходимо максимально постараться, чтобы результат вашей работы не развалился во время восхождения на воду.
- Алюминий тоже отлично подходит в качестве материла. Он надёжный, может прослужить длительное время. Но производство из такого материала займёт много времени, сил. Поэтому многие предпочитают деревянную основу.
Последний материал является очень распространённым. Ведь все покупные плавательные средства производятся именно из резины. Она хорошо держится на воде и способна выдержать большой вес.
Но при производстве нужно быть аккуратным, ведь один прокол испортит её. Время, усилия, деньги будут потрачены зря. Процесс требует полной сосредоточенности, максимального внимания.
Начало работ
Начало строительства малого судна из стеклопластика ничем не отличается от строительства из любого другого материала. Первым шагом необходимо осуществить разбивку на фанерном щите или же на листе картона теоретических шпангоутов, а также обвода форштевня. Разбивка должна осуществляться в натуральную величину этих деталей.
Также важно отметить, что щит или плаз, на котором идет разбивка, должен иметь ширину, соответствующую ширине катера, плюс 300 мм. Высота этого объекта должна быть выше, чем предполагаемая высота корпуса на 400 мм
Специалисты рекомендуют сначала создавать чертежи катеров, на которых будут отмечены все необходимые детали с указанием размеров. Это делается для того, чтобы не ошибиться в процессе изготовления.
Еще одна важная деталь — верхние концы всех шпангоутов нужно продлить до той высоты, которая изображена, как горизонтальная линия, на плазе. Она является перпендикулярной линией ДП и называется она — шергель-линия.
«>
Сборка лекал
Во время проведения работ по плазовой разметке лекал очень важно учесть такие факторы, как толщина реек и толщина листового металла, который будет использоваться в качестве обшивки внутренней поверхности матрицы. Другими словами, при составлении чертежа катера и последующей сборке необходимо от теоретической линии каждого из шпангоутов отложить внутрь то расстояние, которое будет соответствовать толщине реек и листового металла в сумме
Именно этот вариант разметки должен использовать при вырезании лекал и их дальнейшей сборке.
Отдельные части поперечных лекал, необходимо соединить при помощи таких материалов, как накладки и кницы, изготовленные из кусков фанеры толщиной от 8 до 10 мм. Подобный показатель подойдет для катера, длина которого будет находиться в районе 10 м. Накладки лучше всего клеить к лекалам, а после этого дополнительно прикручивать их шурупами или прибивать гвоздями.
«>
Разновидности алюминиевых лодок
Легкие лодки Marine 10м, 12м и 14м весьма просто помещаются на крыше автомобиля. Несмотря на наличие мотора с минимальной мощностью, такие модели имеют килеванный корпус, а также отличаются хорошим скольжением. Прекрасный вариант для рыбной ловли.
«Малютка» имеет достаточно жесткую неразборную клепаную конструкцию.
Корпус такой модели отличается усиленной прочностью, повышенной скоростью, легким управлением на веслах по сравнению с надувными резиновыми и ПВХ лодкам. Преимущества:
- надежность (по сравнению с разборными дюралевыми лодками);
- большой эксплуатационный срок;
- всегда приведена в рабочее состояние (готова к спуску на воду).
«Романтика» и «Мета» оснащены дополнительными уголками (продольные реданы) с внешней стороны днища для придания повышенной устойчивости (сопротивляемости) алюминиевой лодке во время качки на воде. Еще один весомый факт в пользу легких лодок в том, что они изначально приспособлены к монтажу подвесных моторов, которые легко убираются и не занимают много места при транспортировке.
Специализированные модели серии Surface Drive американской компании Go-Devil обладают большим количеством преимуществ:
- усиленный транец;
- нескользящий комплектный алюминиевый пол;
- гладкость днища обеспечивает прохождение через тину, водоросли, а также камни, не затрагивая их;
- усовершенствованный наклон транца позволяет беспрепятственно двигаться задним ходом по тине и илу;
- для неровной поверхности был специально спроектирован поручень, а вместительный рундук всегда кстати.
Алюминиевая лодка Smartliner 110 является отличным вариантом для эксплуатации не только на реках, но и в прибрежных водах независимо от погодных условий. Корпус такой модели выполнен из практичного и достаточно устойчивого к коррозионным воздействиям алюминия. Что же касается палубы, то здесь для ее отделки был выбран такой материал, как стеклопластик, обеспечивающий дополнительную жесткость. При проектировании такой конструкции были учтены следующие моменты: снижение веса, уровня вибрации, повышение показателя прочности.
Алюминиевая лодка Finval 440 относится к группе легких катеров, а особенности конструкции выделяют ее среди остальных соразмерников уникальными мореходными характеристиками. Обводы такого плавсредства идеально подходят для эксплуатации его в больших водоемах, а мощность мотора составляет 20-50 лошадиных сил. Прекрасно справляется с прохождением волн независимо от угла наклона, что доставляет незабываемое наслаждение от управления.
Алюминиевая лодка Stareсraft имеет высокий запас прочности, стабильности и обеспечивает безопасность в условиях бурных рек. Используемый алюминий марки 5052Н34 для выпуска таких конструкций отличается большим эксплуатационным сроком и практичностью. Еще одно преимущество данной модели заключается в устойчивости во время сдавливания, то есть наличие вмятин и причины коррозии сведены к минимуму. За счет заполнения пространства между корпусом и полем бензостойкой полиуретановой пеной под высоким давлением исключаются воздушные, а также водяные пустоты, что положительно влияет на показатель плавучести и звуконепроницаемости.
Алюминиевые лодки зарекомендовали себя преимущественно только с положительной стороны. Они безопасны, устойчивы и достаточно вместительны, что, несомненно, выгодно во всех аспектах.
Преимущества и недостатки
Если задаться вопросом, какая лодка лучше – килевая или с плоским дном – то у последней можно выделить ряд таких преимуществ, как:
- Устойчивость – благодаря большой площади соприкосновения плавсредства с водой плоскодонная лодка по сравнению с килевым аналогом более устойчива к боковой волне и ветру;
- Высокая проходимость и грузоподъемность – имеющие небольшую осадку такие лодки позволяют перевозить при длине 4 м до 5–6 человек, перемещаясь при этом по мелководным участкам;
На заметку. Установив на плоскодонку подвесной винтовой мотор-болотоход можно перемещаться по заросшим и заиленным заливам, болотам. Конструкция агрегата и материал изготовления его винта позволяет ему измельчать попадающуюся ему на пути траву и не забиваться грязью.
- Небольшой вес – пластиковые и алюминиевые плоскодонки имеют вес значительно меньше, чем у деревянных и некоторых надувных лодок;
- Простота изготовления – сделать плоскодонку своими руками можно имея минимальный набор инструментов и материалов. Стоимость такого плавсредства будет значительно ниже, чем заводской модели.
Основным недостатком такой лодки является низкая, по сравнению с килевыми плавсредствами, маневренность и скорость.
Благодаря небольшой осадке проходимость плоскодонки на мелководных участках водоемах выше, чем у любого катера или килевой лодки
Скоростные малые суда
Еще один вариант судна, которое можно изготовить самостоятельно — это скоростной катер. Довольно важная часть в постройке именного этого типа агрегата — это выбор двигателя и его расположение. Размещать эту деталь можно в кокпите судна, а ту часть, которая будет выступать, можно закрыть капотом.
Такое определение места было выбрано не случайно. Оно позволит расширить круг устройств, подходящих под установку. Можно использовать двигатели с таких машин, как «Жигули» или «Волга». Кроме этих моделей, вполне реально установка дизельного движка с трактора. Однако это возможно лишь в том случае, если будет предусмотрен дополнительный отвод горячего воздуха. Для этого можно использовать фальшивую дымовую трубу.
Можно устанавливать также и двигатели с воздушным охлаждением. Так как скоростной катер должен иметь хорошую устойчивость при быстром передвижении по воде, то рекомендуется размещать эту деталь ближе к центру тяжести всего судна. Большой вес двигателя придаст большей устойчивости всей конструкции.
www.syl.ru
Хочу рассказать, как появилось моё увлечение, строительство алюминиевых лодок. Я родился и вырос на Дальнем Востоке России в городе Петропавловске-Камчатском. На полуострове окружном Тихим океаном и Охотским морем, крае рек и озёр.
Главное хобби населения Камчатки рыбалка и охота. Работа большинства жителей тоже связана с морем: моряки, рыбаки, пограничники, военные.
В 1998 году с другом Александром Бондаренко, мы решили построить первую свою лодку из фанеры, по мотивам одного из проектов журнала «Моделист-Конструктор».
В те времена было трудно достать хороших материалов (стеклоткань, фанеру, эпоксидную смолу и т.д) , использовали что смогли найти но, не смотря на все трудности, лодка получилась хорошая, процесс строительства занял 3 месяца. Летом того же года судно было спущено на воду и использовалось весь сезон. Большим недостатком лодок из фанеры покрытых стеклотканью является: большой вес, проблема с ремонтом и подержание хорошего вида судна (краска и пластик за сезон были сильно ободраны на корпусе). В конце 90-х годов на Камчатке стали появляется подержанные рыбацкие алюминиевые лодки из Америки и Канады. Это навело меня на мысль, почему нельзя построить что-то подобное, не боги горшки обжигают. Не опыта строительства судов из алюминия, не проектов лодок у меня не было.
Помог интернет, в начале 2000-го года заказал проект атлантической дори в США в компании Glen-L. Опыта сварки у меня не было, много информации получил, изучая специальную литературу и консультируясь у специалистов, и главное практика и ещё раз практика. Лодку построенная с другом Александром была спущена на воду в 2001 году. Дори мы использовали для рыбного промысла лосося, судно себя зарекомендовало себя хорошо, недостаток при большом размере 7.5м имело плоское днище и недостаточная управляемость. Мы построили ещё 2 дори по просьбам рыбаков, лодки использовались на реках Камчатки в путину.
Для открытого моря и прибрежных районов в 2002 разработал и построил первую лодку с тримаранными обводами, использовал информацию, статьи, теоретические чертежи из журнала «КиЯ» и других источников, лодка на воде показала себя хорошо, особенно при волне, но первый образец в плане дизайна был очень далёк от совершенства. Были построены ещё 2 лодки, где были исправлены детские болезни и изменён дизайн.
В 2005 переехал в центральную Россию в пригород Воронежа, на новом месте занимаюсь сварочными работами, варю различные металлические изделия из алюминия, иногда просят рыбаки построить лодку, последний интересный проект лодка болотоход, прототипом послужили
Сейчас делаю лодку скиф для себя, не большая лодка для рыбалки в окрестных водоёмах.
источник
shkola-v.blogspot.com
Ремонт и тюнинг алюминиевых лодок включает:
- покраска алюминиевых лодок
- усиление транца под мотор
- устранение мелких вмятин и пробоин
- устранение больших повреждений корпуса
- перетяжка салона судна
- восстановление обивки судна
- изготовление стекол
- шитье тентов и изготовление дуг для них
- модернизируем кокпит лодки
- изготовление рамок для стёкол, лееров и лесенок
- подшив лодки для движения по мелководью
- оборудуем ниши для выносных топливных баков
- установка дистанционного управления
- монтаж электрооборудования
Также на алюминиевые лодки можно устанавливать дополнительное оборудование, которое расширяет возможности как плавательных характеристик лодок, так и ваши возможности в плане рыбалки и удобства для отдыха.
На алюминиевую лодку возможна установка следующего оборудования:
- полы
- замки
- кнехты
- релинги
- сидения
- эхолоты
- рундуки
- бардачки
- лестницы
- уключины
- навигаторы
- причальные утки
- рулевые системы
- спинингодержатели
- навигационные огни
- заливные горловины
- водоотливные помпы
- панели управления помпой
- оборудование для троллинга
- системы управления двигателем
- приборы контроля двигателя (тахометр, датчики).
Проекты самодельных лодок на других ресурсах
Самодельная лодка-плоскодонка с весламиСамодельная гребная лодка из виндсерфаСамодельная маленькая лодкаСамодельная складная лодка с веслами СпрутСамодельная лодка из пенопластаСамодельная лодка из камерСамодельная лодка с веслами из цельного дерева (ЧАСТЬ-1)Самодельная лодка с веслами из цельного дерева (ЧАСТЬ-2)Самодельная лодка тримаранСамодельная алюминиевая лодка с веслами для рыбалкиСамодельная лодка “АКВАРИУМ” с весламиСамодельная лодка из раскладушкиСамодельные лодки с моторомСамодельные лодки с парусомСамодельные велолодкиСамодельные катераСамодельная лодка вариан 1Самодельная лодка вариант 2Байдарка-челнок (лодка из простых материалов)Лодка на колесахЛодка на крыльяхПлотик из камерРазборная лодка с мягкой обшивкой.Изготовление надувных лодок.Советы по лодкам и моторамУстановка транца на резиновую лодкуСамодельная лодка из фанерыПроекты катеров и лодокЛодка из фанеры стоимостью 5000 рублейСкладная лодка Сигма
Речные лодки
Все алюминиевые лодки делятся на несколько видов, в зависимости от их предназначения:
- речные;
- океанические;
- морские.
Самыми главными отличиями друг от друга являются:
- прочностные характеристики корпуса;
- габариты лодки;
- вместимость (одноместная, двухместная).
Помимо этого есть такая характеристика, как методика последующего использования лодки, которая определяется в зависимости от мощности мотора.
Также алюминиевые лодки могут быть с разными по высоте бортами, наличием кают или рядом других особенностей и характеристик.
На сегодняшний день, лодки, выполненные из алюминия, достаточно универсальны и широко применяются в путешествиях и рыбалке.
Такие виды лодок выполняют из специального сплава магния и алюминия, который в свою очередь гарантирует высокую прочность корпуса и конструкции, а также стойкостью к коррозии и отличной свариваемостью.
Стоит учитывать, при выборе лодки, что модель с высокими бортами не боится высоких волн и может быть использована в шторм.
Корпус алюминиевой лодки всегда характеризуется высоким качество крепежа дополнительных элементов. Все модели таких лодок отличаются друг от друга толщиной используемого исходного материала.
Катера для рыбалки на речке зачастую характеризуются небольшой толщиной металла, поэтому и масса таких моделей очень невелика, что способствует беспроблемной транспортировки лодки к месту рыбалки.
Водный катер из алюминия
Невысокая стоимость исходных материалов, а также токарных станков привела к тому, что многие хозяева пришил к тому, что самостоятельно изготавливают те или иные детали и элементы из металла. Считается, что производство алюминиевого катера одна из сложнейших задач, которая практически невыполнима, а на заводе их создают без труда, так как имеют специальные инструменты для этого. Однако же это не так.
«>
Наиболее сложным в изготовлении такого типа катера самостоятельно является производство его выкройки из металла. Под этим термином понимают разметку того, как именно необходимо вырезать нужные детали из алюминия.
При изготовлении такого агрегата из металла весь процесс сводится к сборке своеобразного конструктора. Это актуально в том случае, если заготовки не вырезаются самостоятельно, так как для этого все же понадобиться большой навык работы и высокоточное оборудование, а приобретается компьютеризированная модель катера. Да, стоимость такой модели будет также довольно высока, но если сравнивать с покупкой уже готового судна, то будет видна существенная экономия.
Преимущества алюминиевых лодок
Алюминиевая конструкция за счет добавления таких важных легирующих элементов, как марганец и магний, имеет повышенный показатель прочности, твердости и коррозийной устойчивости.
Легкость и практичность является главным отличительным признаком алюминиевой лодки от выполненной из стали, имея при этом одинаковую прочность. Это выгодно для алюминия как для лучшего материала в изготовлении глиссирующих плавсредств. Чтобы повысить степень ускорения глиссирующей лодки, необходимо уменьшить показатель ее массы. Следовательно, в случае изменения скорости не прибегая к увеличению мощности мотора, производительность плавсредства существенно увеличивается, а потребление топлива понижается. Выходит, что эксплуатационные расходы алюминиевой лодки незначительны по отношению к другим собратьям.
Алюминиевая лодка обладает довольно большим эксплуатационным сроком (более 20 лет), а техническое обслуживание не требует особых усилий, т. к. конструкция не нуждается во внутренней окраске корпуса, чтобы создать дополнительную защиту от коррозии.
Как сделать катер из лодки
На причале в дачном поселке всегда найдется забытая всеми лодочка. Ее можно отреставрировать с помощью той же эпоксидной смолы, которая создаст долговечный непромокаемый шов. После того, как лодка сможет самостоятельно держаться на воде, ее можно укомплектовать, чем угодно.
На что стоит обратить внимание:
- Сердце — мотор. Купить или собрать самостоятельно каждый решает сам.
- Проще всего сделать подвесной мотор. Винт обязательно должен находится на границе с поверхности и воды. Любое уклонение приведет к порче.
Чтобы избавить себя от ошибки, рекомендуется обратить внимание на мастер-класс, где специалист подробно расскажет об установке. Кстати, грузоподъемность судна даже из простой фанеры очень высокая.
Для удобства можно сделать небольшую крышу, чтобы не испытывать дискомфорт во время рыбалки в дождь. Деревянная лодка своими руками — экстремальная альтернатива для друзей.
Лодка своими руками из алюминия
Конечно, лучше приобрести алюминиевую лодку, изготовленную промышленным способом, однако если есть желание, то можно изготовить ее своими руками.
Для сборки вполне подойдет гараж. Материалы при производстве лодки подбираются в зависимости от способа сборки. К примеру, для создания корпуса на заклепках используется дюралюминий, а в случае применения аргонной сварки необходимо использовать алюминиево-магниевые сплавы. Желательно также иметь оборудование для изгиба деталей. Кроме того, понадобятся инструменты для сборки, герметик, краска и т. д.
Самый простой в воспроизводстве вид лодок – это «джонбот». Эти лодки имеют меньше изгибов и деталей.
Для изготовления лодки нужно сначала собрать макет из фанеры, затем по лекалам сделать алюминиевые детали, просверлить отверстия (в случае использования клепаной системы), собрать, после этого промазать соединения герметиком и, при необходимости, покрасить.
Видео о лодке «Романтика»:
Видео об изготовлении самодельной алюминиевой лодке:
Алюминиевая лодка своими руками
Одним из самых подходящих материалов для изготовления алюминиевой лодки – это цельный прокатный лист алюминия или дюралюминия. Для лодки средних размеров можно взять лист с размерами: 3000 мм на 20000 мм и толщиной 2-3 мм.
Но зачастую, при самостоятельном изготовлении лодок, размеры готовой конструкции рассчитываются исходя из уже имеющегося материала.
Высота бортов должна быть не менее 300 мм, а длина переднего фланца – 600 мм, так конструкция будет полностью соответствовать углу наклона к площади воды – 35 градусов. Для начала, для раскроя лучше использовать плотный картон и сделать на нем эскиз.
За счет того, что у лодки отсутствует форштевень и киль она практически считается плоскодонной, что поможет подплыть в заводь, в тихое место. Также у такой лодки борта будут сходиться на трапециевидный транец.
К преимуществам такой лодки можно отнести:
- долговечность;
- прочность;
- легкость.
За счет легкости и малого веса лодка легко перемещается от водоема к водоему, выносится на берег.
Во время хранения лодки, она не занимает много места, для нее не понадобится постоянное специальное обслуживание или отгороженное место для зимовки, можно попросту придвинуть лодку к борту и накрыть навесом.
На воде, непосредственным плюсом алюминиевой лодки является ее плавучесть или большой объем водовымещения, а также легкость хода на веслах.После того, как будет изготовлен макет на картоне его необходимо перенести на лист металла и можно приступать к раскрою, но делать это нужно в несколько шагов.
Также стоит оставить несколько «мм» припуска, не до конца прорезая материал.
Все работы по соединению деталей необходимо проводить специальными алюминиевыми заклепками, с диаметром не менее 3 мм. Прежде для этого нужно было выполнить специальные отверстия на корме, в шахматном порядке.
Перед тем, как выполнять клепку элементов необходимо промазать все совмещаемые поверхности густотертой краской.
За счет самостоятельного изготовления лодки будет возможным рыбачить на ней вдвоем, а также установить в нее ящики для наживки, приманки и удилищ.
Транец алюминиевой лодки можно вырезать не фигурным, чтобы сэкономить время и силы, а прямоугольным. В итоге у лодки будут слегка раскосые орта, что придаст ей еще большего объема.
Также по бокам лодки необходимо установить планшири из еловой доски, в качестве привалочных брусьев.
Для опоры палубы, лучше всего использовать бимсоп, который нужно будет установить на носу передней палубы, а в носовом отсеке — составной планшири из такой же древесины.
По длине борта, планшири прибит оцинкованными гвоздями, а кромку самой палубы, в обязательном порядке нужно отбортовать, для того чтобы лишняя вода могла стечь.
История применения алюминия в судостроении
Первый опыт использования легкого металла в судостроении засвидетельствован 1891 годом, когда швейцарская компания использовала алюминий при производстве восьмиместного катера Le Migron. В 1894 году шотландцы выпустили для Российской Империи торпедный катер «Сокол» с алюминиевым корпусом. Экономия в весе позволила нарастить скорость. «Сокол» достигал скорости 32 узла. В 1985 году на американской регате победил катер из алюминия. Слабыми местами алюминия на тот момент оказались небольшая коррозионная стойкость и высокая стоимость материала.
Революционное решение пришло только в 1954 году, когда появился сплав 5083. Сплав оказался стойким к соленой воде, хорошо формовался и неплохо сваривался. В 1995 году французская компания зарегистрировала новый сплав 5383 с более высокой коррозионной стойкостью, увеличенной ударной вязкостью и увеличенным пределом текучести сварных конструкций. В самом конце 20-го века немцы зарегистрировали сплав Alustar (5059), который превосходит по многим параметрам французскую разработку.
Деревянная основа
Много веков подряд люди использовали дерево, как средство передвижения по водной поверхности. Сначала это были простые сооружения в виде небольших платформ, позже появилась лодка изготовление которой занимало длительное время.
Ведь она должна быть качественной для безопасной транспортировки груза. Теперь в наше время при желании любой человек может воспроизвести средство в домашних условиях.
Простой пошаговый план научит как сделать деревянную лодку. Заранее необходимо заготовить длинные, широкие доски, которые будут служить бортами челна. Они обязательно должны быть сухими, ровными, не иметь трещин.
После приготовления основного материала, его нужно обработать для удобного скрепления. Края досок необходимо ровно срезать для того, чтобы при сборе, доски плотно прикасались друг к другу. Далее начинаем делать средство передвижения. Начинать необходимо с носовой части. Вырезаем дополнительную доску, которая по — средине будет держать борта.
После окончания работы над бортами, нужно соорудить сидения. Процесс очень простой, поэтому не займёт много времени. Деревянные доски, необходимо прибить к бортам. После этого следует установить дно. Оно может быть железным.
Вырезаем из листа железа нужную форму, благодаря густо забитым гвоздям крепим к деревянной основе. Лодка практически готова. Остаётся прикрепить железную цепь, которая будет служить основой для якоря.
Изготовление лодки своими руками
Главным материалом, из которого создаются стандартные лодки, считается фанера. Сложностей с её поиском в продаже нет.
Сначала стоит запомнить, что любая деятельность, которая связана с самостоятельным созданием определённого средства (будь то трактор или что-то другое), должна идти конкретно по выбранной схеме. В этом случае у вас должны быть с собой чертежи самодельных моделей. Иногда чертежи можно заменять специальным рисунком.
Для создания корпуса вам нужно будет взять простые доски с толщиной в 2 см и 6 мм лист фанеры. Ширина материала для кормы и бортиков должна быть 30 см. Это самые подходящие габариты для лодки. Все остальные детали, которые будут внутри средства (сидушки и распорки), выполняются из материала с шириной в 2,5 см и длиной 86,4 см. Нужно запомнить, что габариты всех этих деталей должны быть полностью выдержаны, так как все они присоединяются к корпусу модели лишь саморезами. Создание всех частей этой конструкции точно не вызовет никаких проблем.
Это можно объяснить их лёгкой геометрической формой. В процессе работы нужно смотреть именно за подгонкой стыкуемых частей и оборке. Все стыкуемые части должны быть ровно подставлены и иметь по всей длине лишь маленькие зазоры. В виде крепёжных деталей применяются различные саморезы. По поводу размера таких крепежей: все зависит от места использования. Они могут быть следующими:
- 3 на 26 и 3 на 18 мм — для обшивания средства передвижения;
- 4 на 60 и 5 на 64 мм — для всех других частей конструкции (например, сидений, корма и бортика).
Днище же модели выполняется из листика фанеры с толщиной 6 мм. Но из-за того что эта деталь лодки будет частично подвергаться воздействиям водной среды, для защищенности средства стыки корпуса и дно ещё нужно обработать веществом «ВИАМ-Б/3» и закрепить шурупами.
Если этого вещества нет, в качестве замены можно взять масляную краску. Она хоть и не отлично клеит, но может дать крепкое и надёжное покрытие. Стоит сказать, что расстояние между саморезами должно быть около 4 см.
Катер под мотор
Многие задумываются, как самому сделать катер из фанеры. Лодки под мотор почти не отличаются своими основными характеристиками, по сравнению с моделями, созданными для передвижения под вёслами. Отличие есть только в организации пространства для закрепления двигателя. В основном на корме закрепляется специальная доска, где и устанавливается мотор для лодки.
Отдельные части маленьких судов могут оснащать и иными деталями, к примеру, кокпит, палубные стрингеры и так далее. Для улучшения прочности и непотопляемости в моделях могут устанавливаться определённые промежутки, которые надо заполнять монтажной пеной. Такой подход помогает исключить вариант затопления средства передвижения.
Покраска конструкции
Покраска фанеры корпуса средства — довольно интересный и серьёзный момент. Правильно это выполняется в следующей последовательности:
- Корпус нужно загрунтовать. Олифа должна быть настоящей. Ее нагревают до стадии кипения и сразу же убирают с поверхности плиты. Большой кисточкой наносится тёплая олифа на все детали корпуса по наружной и внутренней части.
- После грунтовки олифой нужно будет дождаться окончательного впитывания.
- Ну и в конце выполняется окрашивание катера.
Особенности конструкции
Конструкция алюминиевого судна предназначена для пресноводных водоемов. Не рекомендуется использовать плавсредство в открытом море, т.к. оно может перевернуться.
Определяющие для лодки характеристики: длина (до 10 м), ширина (от 1,5 м), вес (от 150 кг). Средняя грузоподъемность — 150−500 кг, высота борта около 30−60 см. Плавучесть судна обеспечена встроенными элементами из пенопласта (по бокам лодки), предотвращающими излишнее погружение.
Конструкции выпускаются сплошными либо разборными.
Цельные плавсредства герметичны, устойчивы в водоемах, долговечны, однако сложно транспортируются.
Разборные алюминиевые лодки легко перемещаются и трансформируются, они компактны. Однако необходимо учитывать сниженную герметичность и уменьшение срока годности конструкции.
По конструктивному решению лодки подразделяются на:
- плоскодонные;
- килевые;
- с V-образным дном и скругленными обводами.
Модели с плоским дном являются простыми, легкими, бюджетными; управляются с помощью весел либо мотора с небольшой мощностью. Плоскодонные плавсредства используются для рыбной ловли в мелководных водоемах.
хорошо управляются в реках с быстрым течением, устойчивы на волнах. Модели оснащаются мотором, дополняются ветровыми стеклами, блоками плавучести.
Модели с дном V-образной формы и закругленными обводами комфортабельны, маневренны, могут использоваться при прохождении глубоких водоемов, в сложных погодных условиях. Плавсредства отличаются устойчивостью на воде.
Дополнительные аксессуары
При эксплуатации судна из алюминия могут укомплектовываться, в зависимости от габаритов и назначения, дополнительными аксессуарами.
В перечне устройств:
- весла (для лодок без мотора);
- рулевое управление;
- уключины;
- якорный рым;
- леерный трос;
- водоотбойник;
- ремкомплект и т. д.
Лодки часто дополняют веслами (сплошными либо складными для легкости транспортировки). Длина элементов варьируется в соответствии с габаритами плавсредства. Компактные судна дополняют короткими веслами с вставками из пластика. Весла для больших катеров часто сплошные, неразборные. Эти изделия долговечны, устойчивы к механическим повреждениям, однако затрудняют перевозку лодки до водоема.
Рулевым управлением оснащаются алюминиевые судна высокой ценовой категории.
Якорный рым размещается в носовом блоке лодки, позволяет предохранить бортовые части от повреждения веревкой либо канатом. Рым предназначен для надежной фиксации каната.
Трос леерный предназначен для крепления предметов внутри судна, при необходимости выполняет задачи спасательного устройства.
Водоотбойник препятствует попаданию волн в весельные гребные лодки. Элемент выполняется в форме козырька, который устанавливается по периметру судна.
В составе обязательного оснащения лодки должен быть ремкомплект, в который входят заклепки, средства для устранения пробоин, водостойкие составы, заплатки, герметики.
Виды лодок и выбор материалов
Идеальный вариант – это лодка, приобретенная в магазине, но, увы, это не каждому по средствам. Поэтому и приходится выкручиваться и что-то изобретать, имея небольшие навыки в строительстве.
Для изготовления лодки можно использовать любой материал, оказавшийся в вашем распоряжении, например, это может быть:
- Фанера
- Пластик
- Дерево
- Алюминий
- Сталь и т.д.
Что касается оптимальных характеристик, то все перечисленные материалы имеют свои плюсы и минусы, но древесина, чаще других попадает в список предпочтений при изготовлении лодок.
И это неслучайно, ее выбор оправдан такими свойствами как:
- Экологичность
- Прочность
- Длительный эксплуатационный срок
- Отличная плавучесть
- Небольшой вес
- Возможность оборудования деревянной лодки мотором, парусами и веслами
Если выбор пал именно на древесину, то необходимо сразу сделать выбор в пользу одной из двух моделей:
- 1-я это килевая лодка;
- 2-я плоскодонная лодка.
Второй вариант более приоритетный в кругу рыбаков. Такая модель более устойчива на воде, что позволяет рыбачить даже стоя. Кроме того, ее вместительности можно позавидовать, в судно поместятся все необходимые снасти и останется место для комфортного пребывания самого рыбака. Несмотря на это, конструкция очень маневренна, что позволяет выбрать наиболее удобное место для рыбалки и при необходимости легко сменить его.
Что касается килевых моделей, то они более маневренны и быстроходны, но рыбачить на них не слишком удобно. Главный недостаток – умение держать равновесие, что не очень удобно в процессе рыбалки.
Регистрация самодельной лодки
Приступая к изготовлению лодки своими руками, имейте в виду, что маломерные суда подлежат регистрации в ГИМС. При регистрации самодельной лодки или катера Вам понадобится провести ее испытания на соответствие техническим требованиям и требованиям безопасности. Однако с мая 2012 года, с вступлением в силу поправок к Закону о маломерных судах, для самодельных лодок образовалось некоторое облегчение. Теперь не подлежат регистрации маломерные суда с массой до 200 кг и двигателем до 10,88 л.с. Кроме того, самодельные парусные суда можно не регистрировать, если их длина не превышает 9 метров и они не оборудованы местами для отдыха (т.е. яхты, предназначенные для занятий спортом).
Вышеуказанное положение следует читать как: если лодка весит не больше 200 кг, то ее можно не регистрировать, при условии, что мощность ее двигателя не превысит 10 л.с. (8 кВт).
Такие послабления хоть и дают простор творчеству мастеров, но и ограничивают полет фантазии разработчика самодельной лодки.
Недостатки алюминиевых лодок
Главная неприятность в том, что лодка очень шумная за счет работающего двигателя, а сам корпус служит своеобразным резонатором этого звука. Но и этот недостаток можно исправить, установив на транце плавсредства резиновые пластины, поглощающие громкость звука.
Определенные неудобства при транспортировке, потому как чтобы доставить на воду алюминиевую конструкцию, потребуются услуги автомобиля и специального прицепа с гидравлическим механизмом. Что касается лодки средних размеров, то здесь справится и один человек.
Алюминиевые моторные плавсредства должны быть зарегистрированы, но и эта процедура не составляет определенных трудностей.