Электрика и электрооборудование скутера
Всем владельцам китайских скутеров посвящается…
Для начала хотелось бы представить схему электропроводки китайского скутера.
Поскольку все китайские скутеры весьма похожи как сиамские близнецы, то и электрическая схема у них практически ничем не отличается.
Схем найдена в интернете и является, на мой взгляд, одной из самых удачных, так как на ней показан цвет соединительных проводников. Это значительно упрощает схему и делает её чтение более комфортным.
(Кликните по картинке для увеличения. Изображение откроется в новом окне).
Стоит отметить, что в электрической схеме скутера, так же как и в любой электронной схеме, есть общий провод. У скутера общим проводом является минус (–). На схеме общий провод показан зелёным цветом. Если посмотреть повнимательнее, то можно заметить, что он соединён со всем электрооборудованием скутера: фарой (16), реле поворотов (24), лампой подсветки приборной панели (15), индикаторными лампами (20, 36, 22, 17), тахометром (18), датчиком уровня топлива (14), звуковым сигналом (31), задним габаритом/стоп-сигналом (13), пусковым реле (10) и другими приборами.
Для начала давайте пробежимся по основным элементам схемы китайского скутера.
Замок зажигания.
Замок зажигания (12) или «Главный выключатель». Замок зажигания представляет собой не что иное, как обычный многопозиционный переключатель. Несмотря на то, что у замка зажигания 3 положения, в электрической схеме используется всего 2.
При первом положении ключа замыкается красный и чёрный провод. При этом напряжение от аккумулятора поступает в электроцепь скутера, скутер готов к запуску. Также готовы к работе индикатор уровня топлива, тахометр, звуковой сигнал, реле-поворотов, схема зажигания. На них подаётся напряжение питания от аккумулятора.
В случае неисправности замка зажигания его можно смело заменить каким-нибудь переключателем вроде тумблера. Тумблер должен быть достаточно мощный, ведь через замок зажигания, по сути, коммутируется вся электроцепь скутера. Конечно, можно обойтись и без тумблера, если ограничиться замыканием красного и чёрного провода, как это когда-то делали герои голливудских боевиков
В двух остальных положениях происходит замыкание чёрно-белого провода от модуля зажигания CDI (1) на корпус (общий провод). При этом работа двигателя блокируется. В некоторых моделях скутеров для блокировки двигателя предусмотрена кнопка стоп-двигатель (27), которая также, как и замок зажигания соединяет бело-чёрный и зелёный (общий, корпусной) провод.
Генератор.
Генератор (4) вырабатывает переменный электрический ток для питания всех потребителей тока и зарядки аккумуляторной батареи (6).
От генератора отходит 5 проводов. Один из них подключен к общему проводу (раме). С белого провода снимается переменное напряжение и подаётся на реле-регулятор для последующего выпрямления и стабилизации. С жёлтого провода снимается напряжение, которое используется для питания лампы ближнего/дальнего света, которая установлена в переднем обтекателе скутера.
Также в конструкции генератора присутствует так называемый датчик холла. Электрически он не связан с генератором и от него идут 2 провода: бело- зелёный и красно –чёрный. Датчик холла подключен к модулю зажигания CDI (1).
Реле-регулятор.
Реле-регулятор (5). В народе может обзываться «стабилизатором», «транзистором», «регулятором», «регулятором напряжения» или попросту «реле». Все эти определения относятся к одной «железяке». Вот так выглядит реле-регулятор.
Nissan Maxima QX 2х литровый металик › Бортжурнал › Мигает свет (заезженная тема)
Знаю, что тема не новА и надо искать в генераторе (90%). Здесь хочу понять, почитав мнения. Смотрел, искал ответ и в сообществе Ниссановодов (Максима\Цефиро). Но не нашел ответа. Надо было подольше искать. Может кто даст ссылку. Машина выехала вчера вечером из бокса, менял передние стойки и пружины. Но далеко не уехал — 100 метров туда и обратно. Почему так? я начал рассказ здесь. Там и закончу ту тему. Я о другом. Выехал то сегодня утром и поехал на работу, доехал почти благополучно. Стойка беспокоила, об этом читайте выше. Дело было вечером. Доехал домой, уже вечер. скажем точнее — темно уже. Ближний свет, как и вся электрика, работает. Подьехал к воротам своего дома и увидел такую картину… Теперь внимательно… На холостых оборотах свет горит ровно и не мигает, не мерцает. Короткая перегазовка, до 3-4 тысяч оборотов. При наборе оборотов — свет горит ровно. При возврате оборотов к нормальному холостому ходу — мигает, тускнеет. А под самый конец, когда обороты уже почти 600-800 — свет мигает ярче, заметно ярче. Успевает мигнуть ярче раза два-три. Потом опять ровно горит- 500-600 оборотов. И так постоянно происходит. Эпопея с генератором была большая. За время ремонта оного, было установлено, что сгорел регулятор — заменили (щетки были хорошие, но поставлены новые вместе с регулятором), заменили и подшипники. Поставил, всё работает хорошо, без нагрузки проверял (мой косяк) по вольтметру (китайская цешка) выдает ровное напряжение, без скачков. Под нагрузкой — включен ближний свет и габариты, а так же вентилятор установлен на малые обороты (что бы стекло обдувало). Ровно все выдает! Но вот этот момент — не понятен! Почему мигает свет при понижении оборотов? Не пойму пока. Завтра еще поэксперементирую, сделаю замеры под разной нагрузкой с прибором. Может будет что то понятно.
Завершена эпопея со стойками. Кто пропустил — сюда.
Проверка коммутатора тестером
Если у вас имеется специальный тестирующий прибор, то есть тестер, то вы можете его использовать на коммутаторе, так как в любом случае это может дать определенные результаты. Вы можете использовать простой вольтметр, можете применить более универсальный мультиметр, но в любом случае вам нужно помнить о том, что у данной части скутера имеется пять выводов – на массу, на датчик, на питание, на катушку зажигания и на выключение. Если у вас имеется только один коммутатор и тестер, то вы можете лишь проверить нулевое напряжение. Когда на одном из выходов стрелка тестера не движется, это значит, что напряжения в нем нет.
Однако не всегда следствием повреждения является полная потеря напряжения – иногда может случиться так, что на каком-либо из выходов оно будет нестабильное, заниженное и так далее. И узнать об этом не получится, если у вас нет такого же коммутатора, к которому уже были произведены замеры, для сравнения. Как вы понимаете, это лишь частичная проверка, то есть вы можете использовать данный метод для того, чтобы разобраться с тем, как проверить коммутатор на скутере «Ямаха» или на какой-либо еще конкретной модели. Но если вы хотите провести полную проверку, то придется использовать более эффективные способы. Как проверить неисправность коммутатора на скутере с максимальной точностью? Для этого вам понадобится другой рабочий скутер.
Почему на скутере пропал свет
Недавно приобрел новенький китайский скутер марки Racer, был полностью доволен техникой. Но с недавних пор электрика начала творить чудеса. При выключеном двигателе фары, поворотники и подсветка работают нормально. Но стоит завести двигатель всё начинает мигать как новогодняя ёлка.
Проверил мультиметром напряжение с генератора, на реле регулятора и на самом аккумуляторе – всё в порядке, напряжение присутствует. Сам аккумулятор заряжается нормально, прибор показывал оптимальные значения напряжения, недозаряда и перезаряда не было.
Что еще может вызывать подобные сбои в работе электрики при включеном двигателе?
Снимите пластик, разыщите элементы системы зажигания. Коммутатор найти несложно: это небольшая пластмассовая коробочка с разъемом, куда подходят 5 либо б проводов с изоляцией разных расцветок. Обнаружить катушку зажигания еще проще: к ней от свечи зажигания ведет высоковольтный провод (он толще других). Электромагнитный датчик и генератор расположены в двигателе, но проверить их работоспособность можно и без его разборки.
Представьте, как действует электросистема. Напряжение поступает с генератора на коммутатор и накапливается в конденсаторе. По сигналу электромагнитного датчика конденсатор мгновенно разряжается на катушку зажигания. В ней напряжение этого импульса повышается до нескольких тысяч вольт и по высоковольтному проводу, через свечной колпачок, поступает на свечу. От коммутатора или датчика к замку зажигания подходит провод – он для того, чтобы глушить двигатель: когда замок выключен, провод замкнут на «массу». Ваша задача проверить все эти цепи.
Вооружитесь цифровым мультиметром, настройте его на режим измерения сопротивления. Убедитесь, что двигатель находится в электрическом контакте с рамой скутера. Затем определите назначение проводов, подходящих к разъему коммутатора. Начните с провода «массы» (обычно он зеленого цвета) – между ним и рамой сопротивление должно быть равно нулю. К катушке зажигания подходят два провода: один соединен с «массой», другой идет на коммутатор. Посмотрите, какого цвета «коммутаторный» (найдете его в разъеме коммутатора).
Разберите «клюв» скутера. Освободите от защитного колпачка замок зажигания.
Выберите среди проводов те, что к нему подходят. Тот, что совпадает по расцветке с одним из проводов на разъеме коммутатора, и есть «глушащий» провод. Остается определить назначение двух проводов -от питающей катушки генератора и от электромагнитного датчика. Черный с красной полосой, как правило, отдатчика, другой -от питающей катушки. Чтобы убедиться, что не ошиблись, измерьте сопротивление между ними и «массой»: сопротивление датчика в 2-3 раза больше, чем у высоковольтной обмотки генератора.
Электросхема Suzuki Sepia отличается от описанной: у нее коммутатор и катушка зажигания объединены в один корпус. Тут можно проверить только провода, идущие к нему, и сопротивление обмотки генератора, которая одновременно является и датчиком.
Проверять узлы удобнее и надежнее, если станете измерять сопротивление на клеммах проводов, идущих к коммутатору. Заодно проверите и проводку: бывает, что электроцепь разорвана в ней. Если мультиметр показывает, что сопротивление одного из них равно бесконечности, то, «двигаясь» вдоль него, найдете обрыв.
«Движение» начните со свечного колпачка. Заглянув в него, убедитесь, что пружинка, установленная на контакте, не потерялась, а сам колпачок надевается на свечку с заметным усилием (если крепление ненадежное, двигатель будет работать с перебоями). Эта деталь обязательно должна быть оборудована резиновым уплотнительным кольцом – иначе в сырую погоду искра будет «убегать» на «массу».
Взаимозаменяемость коммутаторов
Отдельно стоит поговорить о взаимозаменяемости коммутаторов для скутеров, так как этот вопрос волнует очень многих людей, которые пользуются данными транспортными средствами. К счастью, этот вопрос приносит только положительные эмоции, так как в большинстве случаев коммутаторы на различных моделях скутеров являются взаимозаменяемыми. Это значит, что в случае повреждения одного коммутатора вам не придется везде искать точно такой же, потому что вы сможете использовать любой другой, который сможете обнаружить.
Естественно, нельзя сказать, что абсолютно все коммутаторы взаимозаменяемые, есть некоторые моменты, на которые вам стоит обратить внимание. В первую очередь, это наличие или отсутствие датчика Холла в цепи – в некоторых моделях скутеров он заменяет катушку зажигания, и, соответственно, коммутатор, взаимодействующий с датчиком Холла, не подойдет на замену коммутатору, который взаимодействовал с катушкой зажигания
Есть и другие ограничения – например, вам не подойдет коммутатор, который используется для двигателя с отличным числом цилиндров. К счастью, в скутерах практически всегда используются двигатели с одним цилиндром, но на этот момент все равно стоит обращать внимание.
Чистка карбюратора
Перед тем как настроить карбюратор на скутере 2т или 4т, следует тщательно прочистить механизмы системы. Для этого можно воспользоваться одним из двух способов. В первом случае карбюратор промывают бензином и продувают его компрессором. Оборудование должно иметь насадку в виде заостренного наконечника.
Если подходящей техники под рукой нет, можно приобрести специальную жидкость для промывки карбюратора. С ее помощью легко прочищаются все каналы, детали и элементы. Жидкость находится в баллончике. Поэтому она подается внутрь под давлением. Этот принцип способствует тщательной продувке даже узких каналов.
Высушивать внутренние системы после промывки не нужно. Просто собирают системы в обратном порядке. Далее можно производить настройку.
Скутерист
Свет на скутере это та вещь которая не обязательна но без нее очень сложно. Особенно ночью без света это катастрофа. Но если не работает фара на скутере это одно, а если не работает ни фара ни поворотники ни стоп сигнал, то это уже другое дело. Здесь создается аварийная ситуация, особенно в городе. Сегодня мы выясним почему не работает свет на скутере. И так, почему не работает свет на скутере. Свет работает в обход регулятора напряжения, поскольку он сильно занижает мощность на выходе. Если пропал ближний, дальний свет и габариты то нужно проверить проводку фара-тумблер-генератор. Проблема может быть даже через разъем для лампочки подсветки номера. Если контакты плохо встанут то может коротить. Проверьте не замкнулись провода ведущие на электроклапан. Если вы ездите на скутере безАКБ то это также может привести к негативным последствиям и привести к тому может пропасть свет на скутере. Это связано с тем, что аккумулятор берет на себя перепады напряжения . Поэтому без него могут плохо работать поворотники и сигнал. Или полностью перегореть лампочки фар, стоп сигнала, поворотников. Это может стать причиной того, что пропадет свет на скутере. Если вы не ездите без АКБ то для выяснения почему пропал свет на скутере можно воспользоваться схемой проводки:
Когда пропадает свет на скутере то нужно прежде всего проверить проводку. Возможно что-то где-то отсоеденилось или перегорело. Это будет видно сразу.
Если не работает только фара то нужно обратить внимание на генератор, провода, разъемы. Ну и конечно проверить саму лампочку и идет ли на нее напряжение
Возможно где-то в проводах произошло короткое замыкание и они просто сгорели. В этом случае поможет элементарная замена этих проводов. За фару отвечает генератор. Проверьте его работоспособность, возможно он сломался.
Таким образом причина того, чтона вашем скутере пропал свет может быть спрятана в сказанном выше. Проверив детали упомянутые в статье вы найдете причину почему на скутере нет света.
Другие ответы в этой теме
#5 Oleg__UА
Активный участник
mintaka (19.6.2007, 13:21) писал: Тут ничего не регулирует. Точнее регулирует сложная взаимосвязь ВСЕХ обмоток генератора.
Serega (19.6.2007, 15:04) писал:
#7 mintaka
Аккамулятор стоит, он не причем, и без него ездил все хорошо было. Я так понимаю нужно смотреть нагрузочный резистор под клювом?, т.к. уже говорил, генератор я снимал и смотрел, там все пучком.
#8 Serega
Погоди с резисторами, пробуй поставить другой регулятор напряжения сначала, скорее всего он.
Сообщение отредактировал Serega: 20 Июнь 2007 – 09:52
Serega (20.6.2007, 11:11) писал:
ASTARD (19.6.2007, 15:17) писал: