Обзор электромоторов для надувных лодок

Критерии выбора

Выбирать движок нужно, учитывая, прежде всего, допустимые характеристики лодки и условия, в которых она будет использоваться. Обычно судна применяют для рыбной ловли, прогулок на воде с приятелями. Большой выбор движков с разными характеристиками доступ по этому адресу – https://motocity.su/technics/lodki-i-lodochnye-motory/, а какую именно можель вам стоит выбрать помоэет наш детальный обзор.

Если место поклева располагается на малой дистанции, то скорость, обеспечиваемая двигателем, не имеет большого значения. Чтобы добраться до центра спокойного водоема и половить рыбу, можно использовать движок Honda, Mercury, Suzuki малой мощности.

Экономически более выгодно покупать легкий мотор, который расходует немного горючего. Подобный движок имеет невысокую цену, легко устанавливается и транспортируется.

Любителям прокатиться с ветерком либо на водных лыжах необходимы лодки особой конструкции. К ним потребуется покупать высокомощные, дорогие двигатели, расходующие много горючего.

Выбор мощности

В техническом паспорте судна прописывается максимум мощности, которую может иметь движок. Нельзя использовать силовой агрегат, который будет иметь мощность, превышающую данный лимит.

Если вы планируете неспешно передвигаться по водоему, можете купить движок с любыми мощностными показателями. По этой причине рыболовы часто приобретают двигатели мощностью 2−5 л. с. Этого хватает для замены весел мотором, обеспечивающим тихий ход лодке с парой людей на борту.

Если вы желаете передвигаться по воде на большой скорости, покупайте высокомощный силовой агрегат. В особенности это актуально, если вы намереваетесь выходить на глиссирование. Необходимая мощность зависима от конструктивных особенностей судна, общей массы лодки с движком, оснащением и пассажирами.

Глиссирование — это быстрое перемещение судна, при котором корпус не разрезает воду, а выполняет скольжение по глади водоема. Основной признак глиссирования — поднятый кверху нос судна.

Существует несложная формула, по которой можно определить мощностные показатели движка, необходимые для глиссирования. Требуется рассчитать вес судна, снаряжения, людей на борту, приблизительную массу движка. Для выхода на глиссер должна быть соблюдена пропорция: на 110 кг веса нужно 5 л. с. мощности. Если данная пропорция соблюдается, значит, судно может глиссировать по воде.

Юридические тонкости

Если вы поставите на собственное судно движок мощнее 10 л. с., то понадобится проходить регистрацию в ГИМС, оформлять права на управление, периодически выполнять технический осмотр. Это одна из причин, по которым рыболовы предпочитают не приобретать высокомощные агрегаты. 9 л. с. достаточно для развития скорости в 10 км/ч.

Регистрации в ГИМС не получится избежать у тех, кто желает кататься на скорости. Сюда относятся любители выхода в глиссер, которым требуется движок мощностью хотя бы 15 л. с.

Число тактов

К плюсам двухтактников причисляются небольшая стоимость, низкая масса, отсутствие необходимости в особом техобслуживании. Если вы хотя бы немного разбираетесь в автомеханике, то без проблем научитесь самостоятельному ремонту двигателя.

Двухтактники оптимальны для продолжительных нагрузок в жестких условиях, не особо требовательны к топливу.

Из недостатков стоит отметить повышенную шумность при эксплуатации агрегата. Кроме того, двухтактники потребляют много топлива, так как около 25 процентов горючего попросту не сгорает. Еще минус — токсичные выхлопы, продуцируемые двухтактным агрегатом в больших количествах. Для уменьшения их количества необходимо смешивать топливо и масляную жидкость.

Четырехтактники создают гораздо меньше шума при эксплуатации, чем двухтактники. Владелец судна реже заливает горючее, так как оно сгорает в моторе полностью. Силовой агрегат продуцирует малое количество выхлопов, также не требуется делать смесь, масляная жидкость заливается отдельно от топлива.

Главный недостаток — стоимость. Четырехтактные движки стоят примерно на 15 процентов дороже, чем двухтактники.

Провести ремонт четырехтактника своими руками возможно, но достаточно сложно. Для ремонта определенных моделей двигателей необходимо выполнять компьютерную диагностику.

Также четырехтактные агрегаты больше весят. К примеру, двухтактный «Меркури М. Е. 5 М» имеет вес 20 кг, тогда как четырехтактный «Меркури М. Е. Ф5 М» — 25.

Вес движка

Выбирая лодочный двигатель, необходимо учитывать его массу. От веса агрегата зависит способ его транспортировки, монтажа, регулировки, хранения. Маломощные движки (от 2 до 3 л. с.) имеют массу до 20 кг. Один человек может сам выполнять их погрузку и выгрузку из авто, установку на судно. Движки помощнее (от 10 л. с.) имеют вес от 30 кг. Из-за этого транспортировать и устанавливать их нужно вдвоем.

Корпус лодки и нагрузка

При выборе лодочного мотора еще нужно учесть такой момент как глиссирование. Допускает ли ваша лодка глиссирование. Глиссирование – это движение на большой скорости, при котором воды касается только небольшая нижняя часть корпуса лодки. При таком движении вес экипажа и груза компенсируется подъемной силой при глиссировании. Если же идти в обычном режиме, водоизмещающем, то весь вес компенсируется по закону Архимеда. Если ваша лодка не способна идти в режиме глиссирования, то тогда можно ограничиться двигателем от 2 до 10 л.с. в зависимости от лодки и нагрузки. В водоизмещающем режиме дополнительная мощность ничего полезного не даст, а лишь увеличит волнообразование и забрызгивание. В таком режиме через чур мощный мотор притопит корму и даже при небольшом волнении сильно возрастает опасность захлестывания. А вот для глиссирующей лодки слабый мотор может быть проблемой. Он не позволит ей развить нужную скорость и лодка вообще не сможет выйти на глиссирование при большой нагрузке.

Подбор лодочного мотора для глиссирующей лодки производится путем суммирования веса: корпуса лодки, мотора, экипажа и запаса топлива. Разделив полученную сумму на 30, получают искомую минимальную мощность ПЛМ, которая нужна для того, чтобы вывести ее на глиссирование.

Именно от этих показателей будет зависеть максимальная скорость вашей лодки под мотором. Водоизмещающим судам требуется до 3 л.с. мощности мотора на каждую тонну водоизмещения для того, чтобы развить скорость от 9 до 18 км/ч., при установленном соответствующем гребном винте.

Отношение мощности мотора к весу лодки должно превышать 1/20 – для килеватых лодок, 1/35 – для лодок оптимизированных под глисс. Для обычных лодок соотношение должно быть больше 1/25. Однако и ту нельзя перебарщивать. При излишней мощности глиссирующая лодка может потерять устойчивость, что при большой скорости может быть крайне фатальным. Для исключения подобных случаев были разработаны специальные рекомендации, которые ограничивают мощность мотора в зависимости от произведения длины лодки (Л) на максимальную ширину транца (Т). К примеру лодка с длиной 3 метра и транцем 1,18 м должна иметь двигатель не более 3 л.с., длиной 4 метра и транцем 1,4 м двигатель не более 30 л.с., а лодка 4,6 метра длиной и 1,8 транец уже может иметь мотор в 85 л.с. Но кроме этих рекомендаций обязательно надо учитывать и прочностные характеристики материала, из которого изготовлена лодка. Не все материалы могут свободно переносить сильные и частые удары о волны. Обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашей надувной лодки перед покупкой подвесного мотора. Даже если экономичность мотора для вас не важна, у каждого судна есть предел мощности по условиям безопасности. При росте скорости очень сильно возрастают и силы, действующие на корпус лодки. Эти силы могут вызвать опрокидывание лодки и даже ее разрушение.

Табл. Соотношения габаритов лодки и максимально допустимой мощности мотора

Длина лодки (Л) x Ширина транца (Т)3,253,53,84,14,44,85,26,47,07,58,0
Рекомендованная мощность ПЛМ (л.с.)357,51015202530405060

Характеристики лодочных электрических моторов

  • Тяга развиваемая электрическим лодочным мотором является его главной рабочей характеристикой. У большинства лодочных электромоторов развиваемая ими тяга указана в названии мотора. Тяга измеряется в английских фунтах (lbs), которые можно легко перевести в килограммы умножив тягу в фунтах на 0,4536. Для лодки весом 0,5 тонны требуется тяговое усилие до 33 lbs, лодки весом в 1 тонну – до 45 lbs. Мощность лодочного электромотора измеряется в лошадиных силах или в ваттах. Тяга развиваемая мотором напрямую зависит от его мощности. Мощность большинства лодочных электрических моторов составляет от 0,3 до 1 лошадиной силы.
  • Максимальный ток потребления электродвигателя при максимуме нагрузки влияет на емкость аккумуляторной батареи и время ее работы при максимальной нагрузке до полного разряда.
  • Рабочее напряжение лодочного электродвигателя может быть 12 или 24 вольта, у абсолютного большинства моторов оно составляет 12 вольт.
  • Способ регулировки скорости у лодочного электромотора может быть либо с помощью переключения передач (обычно пять скоростей для движения вперед и две-три скорости для движения назад) или плавное изменение скорости с помощью цифрового вариатора.
  • Лодочные моторы различаются по месту установки на устанавливаемые на носу лодки и устанавливаемые на корме. Моторы устанавливаемые на корме лодки могут закрепляться на транце резьбовыми зажимами или устанавливаться на кавитационной плите главного мотора и управляться с помощью пульта дистанционного управления. Моторы устанавливаемые на носу лодки закрепляются на специальной монтажной платформе. Наиболее распространены моторы с румпельным управлением закрепляемые на транце.
  • Вес лодочного электромотора зависимости от особенностей его конструкции и величины развиваемой им тяги и чаще всего находится в пределах от 3 до 15 килограммов.
  • Высота дейдвуда (штанги) лодочного мотора подбирается в зависимости от высота транца лодки или катера на который этот мотор будет установлен. Большинство электрических лодочных моторов имеют высоту дейдвуда (штанги) от 600 мм до 1350 мм.

Двухтактный или четырехтактный мотор?

Для начала нужно четко понимать и разобраться в достоинствах и недостатках обоих типов устройств.

Плюсы двухтактных моторов

Цена

Первое и самое главное достоинство этих моторов в том, что они дешевле своих собратьев в 4 тактном исполнении.

Простота конструкции, неубиваемость.

Даже если вы купили не новый мотор, и в нем что-то вышло из строя, вы потратите на ремонт гораздо меньше денег и сил, чем при ремонте 4 тактного агрегата. Дубликаты запчастей на двухтактник сейчас можно подобрать от новых «копий» выпускаемых в Китае.

Требовательность к качеству бензина и масла.

Большинство 2 тактных моторов – карбюраторные (если мы не говорим о таких моторах как Еvinrude, Jonson и некоторых моделях Tohatsu), устроены достаточно просто. Способны лучше переваривать некачественный бензин. Это преимущество обычно играет роль в удаленный уголках, тайге. Там, где бывают проблемы с качественным топливом и его разводят не пойми чем. В большом мегаполисе это нивелируется стабильным качеством топлива на заправках.

Вес мотора.

Ввиду простоты конструкции весят такие моторы меньше, чем свои более сложные собратья. Это может иметь решающую роль, когда вы выбираете мотор для ПВХ-лодки, мобильного комплекта, и вам придется его таскать на себе. К тому же, общий вес судна всегда лучше облегчить – это тоже влияет на расход топлива.

Тяга на старте.

2 тактный мотор более оборотист со старта и лучше подхватывает, выводит лодку в глиссирующее положение.

На этом, пожалуй, плюсы и заканчиваются.

Минусы двухтактных моторов

Большой расход топлива и масла.

2 тактные моторы жрут больше бензина, чем 4 тактные, и в дополнении к этому требуют смешивания бензина с маслом для смазывания цилиндров, что приводит к дополнительным затратами. Масло не самое дешёвое. Это два самых главных и существенных недостатка этих агрегатов.

Таблица расхода топлива двухтактных моторов

Экология.

2 тактные моторы куда больше загрязняют окружающую среду, поэтому в развитых странах на них распространяются высокие налоги, или они вообще запрещены к эксплуатации.

Шумно, жестко работает, особенно на низких оборотах.

2 тактники обычно издают больше шума, чем их 4 тактные братья. Если вы ловите троллингом или перемещаетесь постоянно на низких скоростях, лучше вам отказаться от такого приобретения.

Здесь стоит отметить, что 3 цилиндровые моторы работают мягче и менее шумно, чем их 2 цилиндровые 2 тактные собратья. Двухтактные моторы бывают как с одним карбюратором, двумя и тремя. С системой автоматического смешивания масла (аutomix) и чаще без нее, что также усложняет конструкцию. Появляются дополнительные элементы для поломки и ремонта

Обращайте внимание на простоту и неприхотливостью конструкции при покупке, если вы хотите раскрыть этот плюс двухтактного мотора в деле

Разрез двухтактного мотора.

Плюсы четырехтактного мотора

Расход топлива.

Конкретные цифры проводить не буду, они разные для разных моторов, производителей и режимов эксплуатации, но экономия достаточно существенна. Особенно это играет решающую роль, если вы постоянно на воде и наматываете очень много моточасов.

Сравнение расхода топлива двух и четырехтактных ПЛМ Yamaha

Менее шумные в эксплуатации. Лучше справляются с работой на низких оборотах.

Любителям троллинга и тишины рекомендуется.

Меньше вредят экологии.

Об этом мало кто у нас задумывается, но это так.

Минусы четырехтактных моторов.

Цена – главный недостаток.

Ввиду сложности конструкции, 4 тактные моторы стоят дороже.

Устройство ПЛМ Yamaha

Сложность конструкции и дорогой ремонт.

Запасные части на 4 тактный мотор стоят дороже, в общем и целом, и найти их в наличии сложнее, чем от двухтактных моторов.

Перед покупкой откройте каталоги, прайс-листы, посмотрите цены на расходные материалы, фильтра, насосы, инжекторы и прочее. Возможно цены вас неприятно удивят. Сравните их с расходниками на двухтактные моторы. Еще раз пересчитайте амортизацию и прикиньте стоимость ремонта, если что-то пойдет не так с вашим ПЛМ.

Требовательность к качеству бензина и октановому числу.

Преимущества и недостатки электромоторов

Несмотря на ряд очевидных плюсов электромоторов, некоторые любители рыбалки до сих пор, не воспринимают их серьезно. В основном так думают владельцы крупных моторных лодок с бензиновым движком.

Тем не менее, электрический мотор обладает рядом преимуществ:

  • Легкость в эксплуатации. Уход за агрегатом прост и дешев. Необходимость в смазке практически отсутствует. Также не требуется подготавливать мотор к хранению на зиму.
  • Цена. Электромотор стоит относительно дешево и работает от аккумулятора не требуя постоянных затрат на топливо. Аккумулятор придется покупать отдельно. При этом цена комплекта, все же значительно ниже бензинового двигателя
  • Бесшумность. Одно из самых главных преимуществ для любителей умиротворенного отдыха. Лодка без труда может зайти в самые мелкие водоемы, не создав лишнего шума и волн. Идеально подходит для ловли «на дорожку».
  • Хождение на мелководье.
  • Удобное управление, не требующего большого опыта и мобильность. Двигатель запускается за секунду, а передачи переключаются быстро.
  • Возможность троллинга на скорости 3 км/ч.
  • При спокойном ветре может заменить якорь.
  • Вес самого мотора, редко переваливающий за 9 кг. Некрупные габариты вполне позволяют уместить агрегат в багажнике машины.
  • Индикатор заряда батареи. Аккумулятор заряжается относительно быстро, однако зарядку нужно планировать заранее.
  • Экологичность. Электричество не загрязняет окружающую среду, в то время как бензиновые моторы запрещены на некоторых водоемах.

При всех плюсах, электромотор имеет и некоторые минусы:

  • В первую очередь необходимость покупки тягового аккумулятора. Необходим тяговый аккумулятор, автомобильный не годится, в силу того, что требуются постоянная поддержка напряжения, а не единичные импульсы.
  • Вес аккумуляторной батареи может достигать 30кг. Размер батареи зависит от длины лодки. Если лодка меньше пяти метров годятся 12 и 24 вольтные модели, с весом примерно 20 кг. При длине судна более пяти метров нужны 36 вольтные АКБ.
  • Зависимость от погоды. При сильных волнах появляется вероятность сильно «замочить» батарею. Сюда же относится сильный ветер, уменьшающий эффективность работы электромотора.
  • Малая скорость движения. При загрузке в 250 кг максимальная скорость средней электромоторной лодки против ветра достигает 5 км/ч. Наибольшей скоростью при минимуме нагрузки для лодок длиной больше 8 метров может стать 12-15 км/ч. Для лодок меньше 8 метров, то есть для большинства, этот показатель понижается до 7-10 км/ч.
  • Время непрерывной работы аккумулятора 100 А/ч на максимальной скорости в среднем составляет 2 часа, а пройденное расстояние 10-12 километров. То есть порыбачить на электромоторе, в среднем удастся не более 2 дней. Правда, всегда можно взять второй аккумулятор, но это ударит по весу судна.

Данные недостатки, однако, являются, скорее, некими техническими ограничителями. Если у владельца лодки имеется возможность для постоянной зарядки АКБ, данный тип моторов является идеальным средством для ловли рыбы не только в небольших водоемах, но и в крупных реках и даже морях.

Топ-4. Tohatsu MFS 9.9 E S

Рейтинг (2021): 4.65

  • НоминацияУстойчивая работа двигателя Современная система подачи топлива обеспечивает Tohatsu MFS 9.9 E S устойчивость на холостом ходу и отличную динамику набора мощности.
  • Характеристики
    • Страна: Япония
  • Средняя цена: 199900 руб.
  • Тяга: 9,9 л. с.
  • Тип двигателя: 4-х тактный
  • Топливный расход: 3,5 л/час
  • Бак: 12 л
  • Вес: 43 кг

Лодочный мотор с инжекторным впрыском топлива решает две извечные проблемы – легкий запуск в любых условиях и устойчивая работа на холостных оборотах. Модель отличает сниженный вес дейдвуда (на 1,7 кг в сравнении с предыдущей версией агрегата) и уменьшенный поддон с кожухом. Компактность совершенно не сказалась на ходовых характеристиках – легкие судна с Tohatsu MFS 9.9 уверенно набирают скорость под 30 км/час. Владельцы отмечают активный отклик на ручку газа – мотор хорошо держит высокие обороты, и уверенно выводит на глисс 3-4-х местные лодки ПВХ с полной загрузкой. Снятие ограничителя превращает агрегат в 15-и сильный, есть практика перепрошивки ЭБУ. С изменением протокола работы ДВС способен развить 20 л. с. Высокая цена резко ограничивает спрос на модель, и играет на руку лидеру рейтинга.

Плюсы и минусы

  • Инжекторный впрыск топлива
  • Высокая ремонтопригодность
  • Легкий запуск
  • Наличие водного сепаратора в масляной системе

Высокая цена

10 лучших лодочных моторов до 5 л. с.

Рейтинг моторов на 5 л.с.

Многие пользователи предпочитают маломощные моторы для лодок ПВХ. Они позволяют развить оптимальную скорость, стоят недорого и просты в обслуживании. Данный ТОП-лист поможет понять, как подобрать мотор для лодки ПВХ.

HDX T 5 BMS

Это отличный мотор, который отличается небольшой ценой. Производителем является компания Toyama. Она давно работает на рынке и предлагает качественные изделия. Данный агрегат двухтактный. Прибор работает достаточно долго и считается экономичным в плане расхода топлива. На высоких оборотах нет проблем, когда мотор захлебывается от мощности. Уровень шума относительно небольшой, вибрация также минимальная. Поэтому работать с этим изделием приятно и легко.

HDX T 5 BMS

Характеристики:

  • 5 л.с.;
  • 5 500 об./мин;
  • выхлоп над винтом;
  • 1,5 литра бак;
  • 3 лопасти;
  • передняя, нейтральная и задняя передачи.

Плюсы

  • небольшая цена;
  • работает относительно тихо;
  • во время разгона агрегат ведет себя стабильно;
  • высокая надежность;
  • удобно крепить на лодку.

Минусы

  • небольшой топливный бак;
  • нет возможности аварийного отключения.

Tohatsu M5BDS

Еще одна двухтактная модель от компании Tohatsu. Это довольно недорогой вариант, который используют многие рыбаки. Они знают, что агрегат надежный и будет работать в течение длительного времени. У него большой запас прочности, проблем с техническим обслуживанием в России нет. Для топлива предусмотрен бак на 2 литра, а если планируются длительные водные прогулки, то можно установить дополнительный бак на 12,5 литров. Расход топлива небольшой. Встроена система защиты от запуска при включенной передаче. Также имеется страховой трос для аварийной остановке двигателя.

Tohatsu M5BDS

Характеристики:

  • 5 л.с.;
  • 5 300 об./мин;
  • выхлоп над винтом;
  • бак 2 литра + 12,5 литров;
  • 3 лопасти;
  • передняя и задняя передачи.

Плюсы

  • умеренная цена;
  • высокий уровень надежности;
  • есть система защиты и аварийное отключение;
  • простота обслуживания;
  • небольшой размер и вес.

Минусы

не выявлены.

Honda BF5DH SHU

Решая, какой выбрать лодочный мотор к лодке ПВХ, многие предпочитают заплатить побольше, но купить изделие от ведущего мирового производителя. Эта компания предлагает широкий ассортимент продукции, но для ПВЗ лодок отлично подойдет эта модель. Расход топлива всего 1,5 литра в час, сам мотор четырехтактный. У него есть бак на 12 литров, что позволяет наслаждаться водной прогулкой достаточно долго. Генератор тока на 6 А. пуск электрический, система охлаждения водного типа. Имеется манометр, чтобы измерять уровень давления масла. Качество сборки на высоте, а приобрести данное устройство можно во многих специализированных магазинах.

Honda BF5DH SHU

Характеристики:

  • 5 л.с.;
  • 5 500 об./мин;
  • выхлоп через винт;
  • 12 литров;
  • 3 лопасти;
  • румпельное управление, запуск ручной, есть функция ограничения оборотов.

Плюсы

  • отличная сборка;
  • известный производитель;
  • низкий расход топлива;
  • несколько полезных функций, которых нет в дешевых моделях;
  • небольшой расход топлива.

Минусы

высокая цена.

Yamaha F5AMHS

Еще один мотор от известного мирового производителя. Он специализируется на качественных агрегатах, в которых используются оригинальные детали и современные технологии. Фирма активно занимается научными разработками, что позволяет ей конкурировать с другими производителями премиум-сегмента. Топливо тратится со скоростью 1,7 литр в час. Сам мотор относится к четырехтактовым, у него есть манометр, защита стартера, а также несколько дополнительных опций, которые можно приобрести отдельно. Они повышают стоимость изделия, но делают его надежнее и совершеннее.

Yamaha F5AMHS

Характеристики:

  • 5 л.с.;
  • 5 000 об./мин;
  • выхлоп над винтом;
  • 3 лопасти;
  • передняя и задняя передачи.

Плюсы

  • отличное качество;
  • небольшой расход топлива;
  • есть дополнительные функции;
  • высокий крутящий момент при малых оборотах;
  • длительный срок эксплуатации;
  • превосходная ремонтопригодность.

Минусы

не выявлены.

Это наиболее популярные на сегодня лодочные моторы на 5 л.с. Однако есть и более мощные устройства, которые также нередко устанавливают на лодку.

Лучшие бюджетные модели

Далеко не каждый покупатель имеет возможность приобрести дорогой мотор. Поэтому спросом пользуются бюджетные модели. В этой группе выделяется несколько самых востребованных двигателей. Их производят в нашей стране или Китае. Лучшими в этой категории названы:

  • «Нара» (4,7 л. с.).
  • «Кама» (2,6 л. с.).
  • «Ханкай» (3,5 л. с.).

Двигатель «Нара» производится в России. Его можно приобрести за 24,7 тыс. руб. Это небольшой и легкий агрегат. Его можно легко перевозить в багажнике машины.

Мотор «Кама» также является продуктом отечественного производства. Он также характеризуется малым весом. Цена составляет около 12 тыс. руб. Пуск потребуется осуществлять вручную. Двигатель предназначен для легких лодок, может эксплуатироваться на мелкой воде. Недостатком является значительный расход топлива. Также мощность агрегата довольно небольшая.

Китайский производитель изготавливает недорогой мотор «Ханкай». Стоимость этой модели составляет 12,7 тыс. руб. Это качественная и нетребовательная модель. Она способна развивать довольно большую скорость. Расход топлива экономичной. Мотор нужно заводить вручную. Недостатком является недостаточно большая мощность.

Рассмотрев особенности лодочных моторов, их основные разновидности, качества, а также отзывы, можно выбрать оптимальный вариант для своей лодки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий