Диагностика для автотранспорта.

Важные качества

  • Умение мыслить логично и в то же время неординарно, находить нестандартные решения;
  • желание постоянно учиться, совершенствуя профессиональные навыки;
  • уравновешенность;
  • аккуратность и методичность;
  • кропотливость;
  • коммуникабельность.

Необходимые знания:

  • отличное знание систем и устройств автомобиля;
  • компьютерная грамотность на уровне продвинутого пользователя;
  • знание обновленных версий оборудования и приборов для выполнения диагностики автомобилей европейского и американского производства:

— автомобильный сканер REFLEX

— автомобильный сканер GENISYS

— автомобильный сканер NEMISYS.

Требования к организациям (ИП), эксплуатирующим автотранспортные средства

Задача руководителей предприятий, включая ИП, физлиц — обеспечение безопасности работы водителей, пассажиров, перемещения материальных объектов в соответствие с нормативом №398-ФЗ с поправками 2018 года. Субъекты обязаны:

  1. Соблюдать режим труда и отдыха.
  2. При ДТП, проводить исследование причин аварии, для последующего их устранения.
  3. Организовать прохождение предрейсовых медосмотров. Обучать водителей умению оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (№323-ФЗ).
  4. Не допускать выезд транспорта, если обнаружена поломка, несущая угрозу БДД по результатам оценки контролера.
  5. Выполнять требования по страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
  6. Проводить периодический техосмотр автотранспорта (систем), согласно техдокументации производителей, в предписанные сроки.
  7. Оснастить определенные категории автотехники тахографами в соответствие с Приказом МТ №36 (13/02-13 г.).
  8. Обеспечить постоянное место парковки ТС и возможность проведения своевременного ремонта, обнаруженных при предрейсовом осмотре поломок.
  9. Назначить лицо, отвечающее за БДД (проведение инструктажей).
  10. Предоставить возможность повышения профессионального образования, чтобы должностные лица соответствовали требуемому уровню квалификации.

Плановые проверки автотранспортных предприятий отменены, но внеплановые возможны при выявлении нарушений предрейсового контроля. Когда в путевом листе отсутствует запись автомеханика, возможны штрафные санкции с изъятием авто.

Административная ответственность

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3
Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС
1на граждан3 000 р.
2на должностных лиц5 000 р.
3на индивидуальных предпринимателей30 000 р.
4на юридических лиц30 000 р.

Электроника – авангард в машиностроении

Любой современный автомобиль оснащен множеством электронных систем. Поэтому для выявления неисправностей и определения полноценной работы электроники используют компьютерную диагностику автомобиля. Посредством специальных сканеров отслеживается работа всех электронных систем и двигателя, в том числе и системы впрыска топлива, автоматической коробки передач, электроконтактов. Сканер подключается к блокам управления при помощи специального разъема, это устройство позволяет видеть поступающие данные в виде букв и цифр. Специалист-механик с опытом подобной работы переводит данные, полученные от сканера, соотнося с нормативами, указанными в производственной документации.

Система подачи топлива и компрессионный уровень внутри цилиндров силового агрегата оценивается по тому же принципу. Максимально точный результат компьютерной диагностики обеспечивается за счет использования специального сканера, с программным обеспечением, учитывающим параметры автомобиля, присущие конкретной модели.

Также при помощи сканирующих устройств можно осуществить контроль системы управления двигателем, торможения, трансмиссии, подвески, ретардеров, оборудования кабины и много другого. Проверка описываемых систем осуществляется на специальных стендах для испытаний (так называемые «роликовые динамические стенды», представляющие собой комбинацию силовых и тормозных стендов). При этом систему EPS эффективно можно проверить лишь на дороге.

Особенности компьютерной диагностики двигателя автомобиля

Наиболее трудной задачей диагностирования мотора машины является определение узла, в котором произошла поломка

На многих транспортных средствах отсутствует единая система электронного управления двигателем (ЭСУД), следовательно, специалисты обращают внимание на признаки различных поломок, проводят множество сложных операций по диагностике. Во время подобных процедур часто снимают навесное оборудование, частично разбирают мотор автомобиля.

Что же показывает проверка силовой части? Компьютерная диагностика транспортного средства – современный способ проверки узлов и элементов, взаимодействующих с ЭСУД. Нередко неисправности одного механизма непосредственно влияют на функционирование другого. Подобные ошибки фиксируются во время анализа, что позволяет точно и оперативно локализовать неполадки.

Компьютерная диагностика автомобиля помогает оценить показатели двигателя во время работы и сравнить их с номинальными. Анализ работы силовой части позволяет проверить системы зажигания, питания и охлаждения, механизм газораспределения и непосредственно ЭСУД. Одновременно с проверкой возможно оценить состав топливно-воздушной смеси, качество заполнения цилиндров ТВС и прочие показатели.

Диагностика осуществляется поэтапно: после выведения отчета о неисправностях идет расшифровка информации. В результате решается, ремонтировать или менять конкретную деталь, узел, элемент.

Приборы, необходимые для проверки, подразделяют по назначению на 2 группы:

  1. Отвечающие за измерение физических параметров. К устройствам данной группы относятся амперметры, вольтметры, омметры, манометры.
  2. Отвечающие за отображение работы машины в цифровой или графической форме. Примером таких приборов являются сканеры, мотор-тестеры.

Требования, предъявляемые к устройствам компьютерной диагностики двигателя автомобиля:

  • наличие в базе данных номинальных характеристик для множества моделей, марок машин;
  • высокая точность обработки данных;
  • защита от неправильного подключения, перегрузки;
  • автоматическое выключение прибора;
  • простота использования.

Если разобраться с амперметром или манометром будет несложно для многих людей, то, например, сканером должен пользоваться опытный работник. Модульные приборы, которые подключаются к ПК, могут измерять ток, напряжение, давление, определять разряжение газов и наличие жидкости в частях мотора. Результаты измерений обязаны быть очень точными, так как на их основании в дальнейшем проводится диагностика карбюраторных и инжекторных двигателей с различными системами зажигания – классической, микропроцессорной или электронной.

Использование мотор-тестеров помогает оперативно и точно определить неисправности при подаче топлива, в системе зажигания, протестировать работу генератора и заряд аккумулятора.

Чтобы определить код неисправности, часто применяют системный сканер. Данное устройство имеет цветной экран, а также оснащено небольшим принтером. Его работа заключается в считывании кода ошибки с последующей распечаткой данных. При тестировании прибора в автоматическом режиме исправления происходят до пяти раз. Невозможность купирования ошибки свидетельствует о том, что имеется поломка в системе управления.

Основными функциями сканера являются:

  • считывание кодов неисправностей, которые сохраняются во время самодиагностики автомобиля в памяти блока управления, с последующей расшифровкой;
  • удаление кодов ошибок из памяти без устранения причины неисправности;
  • отображение показателей работы транспортного средства в режиме реального времени;
  • воздействие на датчики, блок управления;
  • активация исполнительных механизмов;
  • внесение в программу блока управления корректировок в пределах возможностей прибора и автосервиса.

Газоанализаторы с помощью сканера способны определить состав отработанного газа. На основании полученной информации возможно провести оценку работы двигателя. Также стоит отметить, что есть газоанализаторы, которые тестируют автомобиль в автономном режиме.

Полноценную компьютерную диагностику двигателя автомобиля проводят в сервисах, которые укомплектованы требуемым оборудованием, в том числе ПК с подключенными специальными приборами.

Необходимые устройства комплекса для проведения компьютерного анализа:

  • персональный компьютер;
  • универсальный сканер;
  • многокомпонентный газоанализатор;
  • быстродействующий многоканальный цифровой мотор-тестер;
  • многофункциональная мобильная закрывающаяся стойка для диагностирования.

Данные устройства должны иметь изолированные провода, а также располагаться в одном месте.

Так для чего же требуется проведение компьютерной диагностики?

Диагностирование автомашины компьютерным оборудованием позволяет очень глубоко проверить электронные системы автотранспорта. Тестированию, так же, подвергаются блоки, которые ответственны за работу силового агрегата, подвески, коробки передач, круиз-контроля, управления и пр. Целью диагностического тестирования – определение возможных поломок.Современное транспортное средство, по своей сути, сложная компьютерная техника. Ее вычислительная способность во много раз совершенней первых компьютеров. Так же, как и в персональном компьютере, здесь есть процессор и запоминающее устройство, которое является носителем информации. Все неисправности определяются БУ и сохраняются в памяти. В процессе диагностических работ остается только найти ошибки и проверить какова функциональность проблемных узлов.

Кто проводит контроль

Процедуру имеет право проводить штатный автомеханик или нанятый по договору специалист. Первый вариант подразумевает под собой отдельную должность на предприятии. Директор может отправить на спецподготовку действующего механика

В этом случае важно позаботиться о наличии оборудования, необходимого для контрольных осмотров

Во втором варианте компания заключает договор с поставщиком услуг. Мастер приходит в гараж по мере надобности.

Требования к автомобилю, выезжающему в рейс

Эксплуатировать можно только исправное, прошедшее ремонт автотранспортное средство.

Перед отправкой в путь следует обратить внимание на:

  • отлаженную работу тормозов, коробки передач, рулевого реле;
  • четко работающий аккумулятор;
  • допустимое давление в шинах;
  • исправность системы сцепления, отсутствие посторонних шумов при работе автомобиля;
  • сигналы клаксонов, работу фар;
  • наличие в кузове укомплектованной аптечки, инструментов, огнетушителя, домкрата;
  • отсутствие подтеканий масел, топлива.

По своему усмотрению консультант мониторит другие характеристики.

Требования к контролеру

Контролировать техническое состояние и оборудование транспортных средств может человек с соответствующим образованием. Требуемый уровень – минимум среднее специальное. Механик по регламенту должен иметь сертификат соответствия. Аттестат после прохождения подготовки выдают в транспортной инспекции.

Предрейсовый контроль техсостояния автомобилей

Правила и Порядок проведения обязательного технического осмотра регламентирован Приказом Минтранса №296 на базе закона №196-ФЗ. Опираясь на норматив, транспортные организации, включая ИП, должны выпускать только те автосредства, соответствующие требованиям эксплуатации: прошли предрейсовый (предсменный) техконтроль ТС, не имеют поломок.

Время проведения контроля состояния ТС

Предрейсовый осмотр осуществляется до того, как автомобиль покинет  парковку (гаража), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.

Предсменный — в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный техконтроль.

Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает запись.Когда на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность автотехники.

Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре

Когда путевой лист с отметкой контролера обязателен

Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП

Кто проводит предрейсовый контроль

Ответственный за техническое состояние автотехники назначается внутренним распоряжением руководящего состава автопредприятия. Проводить техконтроль, делать запись в путевом листе может автомеханик, обладающий документальным подтверждением профквалификации, соответствующей требованиям Приказа №287.

Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического
состояния автотранспортных средств
Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 п. 14.3
№ п/пОбразовательный стандарт
(код группы)
Профобразование и
квалификационные требования
Требования к стажу или опыту работы по специальности
123.02.03диплом по специальности
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
стаж (опыт) работы
не требуется
223.00.00
за исключением
23.02.03
диплом  по специальности
«Техника и технологии наземного транспорта»
стаж (опыт) работы
не менее 1 года
323.00.00специальности, не из группы  «Техника и технологии наземного транспорта»
+ профпереподготовка:
квалификация контролера технического состояния автотранспортных средств
стаж (опыт) работы
не требуется

Образец порядка проведения контроля

Порядок проведения осмотров технического состояния АТС закреплен в инструкциях по БДД, рекомендации также реально получить в министерстве транспорта.

План контроля включает в себя перечень манипуляций, основные из них выглядят так:

  • исследование внешнего вида техники;
  • проверка кузова, кабины водителя, сигналов, света, тормозов, аккумулятора;
  • контроль основных систем: пневматических подвесок, рулевой, сцепления, движка;
  • проверка параметров мостов, целостности шлангов, поворотников;
  • анализ колес, шин, бамперов.

Напомним, что при составлении акта проверки присутствует шофер.

Виды и объемы проверки технического состояния ТС

Техконтроль подразделяется на визуальный и мануальный. Второй вариант техник применяет в том случае, если конкретная деталь или система вызывают подозрения. Карту диагностики некоторые фирмы получают по «серым» схемам – то есть минуя официальное заключение эксперта. Такие «хитрости» грозят компании штрафами от ГИБДД, а также увеличивают риски ДТП. Вернемся к «белым» схемам.

Методы проверки

Осуществление техконтроля (предсменного и послерейсового) делится на полный осмотр и мониторинг конкретной системы. Полный осмотр, требуемый приказами Минтранса, призван обеспечивать дорожную безопасность, контролировать все составляющие ТС. Частичный осмотр применяют при поломке или неполадках одной из систем. Рассмотрим, какие бывают нюансы в каждой системе машины.

Тормозных систем


Проверка тормозной системы.

Тормоза – одна из основных частей ТС, отвечающая за безопасность шофера и окружающих.

При их осмотре могут выявить следующие неполадки:

  • заниженная эффективность системы;
  • заклинивание, перебои;
  • утечка жидкости;
  • сбои световых сигналов торможения.

При обнаружении вышеперечисленного автомобиль отправляют на детальное обследование.

Системы рулевого управления

Сбои здесь могут быть такими:

  • заедание управления;
  • нарушение регулировки деталей.

Машина также отправляется на станцию ремонта.

Внешних световых приборов

При осмотре фар техник может выявить:

  • замыкание контактов;
  • сбои в работе задних/передних фонарей.

ТС не допускают в путь до исправления ситуации.

Колес и пневматических шин

Проверяются крепление и внешнее состояние «обувки» АТС. При необходимости авто ставят на домкрат, подтягивают гайки. Недопустимы повреждения резины, «шишки», разные рисунки протекторов, изношенные шины.

Двигателя и его систем

Движок – «сердце» автомобиля. Проверяется его работа на полных, малых оборотах, а также на холостом ходу. Повышенная концентрация дыма, его попадание в водительскую кабину, перебои со сцеплением – повод отправить технику на станцию.

Других элементов конструкции

Детальному осмотру подлежит крепление тягача с полуприцепом, стабильное крепление зеркал, навесов и госномеров.

Также механик исключает глубокие вмятины, повреждения платформы, трещины фар. Если осмотр выявил вышеперечисленное, пришедшие в негодность детали меняют, крепления регулируют.

Средства проверки

Для полноценного техобслуживания в гараже организации должны быть:

  • несколько видов домкратов (для каждого типа техники);
  • манометр для проверки колес и давления в шинах;
  • молоточек с длинной рукоятью;
  • наборы инструментов (ключи, гайки).

В больших компаниях целесообразно поставить оборудование для проведения компьютерной диагностики.

Документирование результатов


Документирование результатов.

Результаты мониторинга фиксируют в журнале учета. Образец документа можно найти в свободном доступе.

Пример необходимых граф таков:

  • марка и модель (грузовой, легковой) автомобиля;
  • государственный номер машины;
  • краткая информация о шофере;
  • данные проверяющего;
  • время/дата фиксации техсостояния;
  • данные с одометра, пробег;
  • пометка о прохождении техосмотра;
  • подписи проверяющего и шофера.

Также итоги осмотра вносят в «путевик».

Моторный аспект и другие

Отношение к диагностике двигателя, как к основному агрегату транспортного средства, должно быть наиболее ответственным и тщательным. Поэтому применяется комплексный метод, и осуществляется компьютерная диагностика двигателя, при помощи современного мотора-тестера. Данный подход позволяет определить причину неисправности с высочайшей точностью, близкой к 100%. Диагностика двигателя проводится с учетом марки и модели автомобиля, и для каждого типа используется отдельный системный считыватель. Компьютерные диагностические комплексы модульного типа используются для проверки дизельных двигателей, и зачастую включают: персональный компьютер, осциллограф, мотор-тестер, сканеры и генератор стандартных сигналов.

В новейших приборах для диагностики и очистки форсунок сегодня используют кавитационный высокоэффективный метод очистки, в противоположность существующим аналогам, в которых применяют ультразвуковой метод. С помощью 4-компонентных газоанализаторов и дымомеров оценивают работу силового агрегата по составу отработанных газов. Такие устройства могут входить в комплект диагностических комплексов модульного типа.

Специальные приборы, осуществляющие проверку и регулировку света фар в полном соответствии с ГОСТом, автоматически передают информацию на компьютер. Используются устройства с лазерной системой наведения, так как наведение приборов на центр фары проблематично.

Подводя итоги

На основе проведенного анализа диагностических устройств для основных систем автомобиля, можно констатировать, что главным предназначением такого оборудования является измерение различных параметров подсистем транспортного средства.

Новое поколение систем для диагностики оснащено компьютером или снабжено возможностью передачи данных на компьютер, что значительно расширяет возможности использования.

Имеется в виду автоматическая оценка полученных результатов измерения в соответствии с нормативами. Таким образом, субъективность оценки сводится на «нет». Предоставляется возможность эффективного объединения приборов в одну сеть, и суммирования данных для предоставления интегральной оценки автомобиля. И это происходит посредством линий техконтроля – комплексов диагностического оборудования, объединенных в сеть. Так, например, при проведении технического осмотра в уполномоченной государством организации, владельцу выдается диагностическая карта, представляющая собой интегральную оценку состояния машины.

Также создается база автомобилей и осуществляется отслеживание так называемой «истории» машины по состоянию контрольных параметров. Данная система позволит изменить сам подход к существующей в настоящее время системе ТО, и реализовать плановое и предупредительное техобслуживание и ремонт автомобилей, опираясь на данные о техническом состоянии, полученные в процессе диагностики. Электроника, при этом применяемая, позволяет включить базы данных относительно параметров автомобиля, а также дополнительные материалы и системы для самообучения, тем самым снизив требования к уровню квалификации персонала. Результатом становится более качественный анализ различных систем транспортных средств, и возможность охватить широкий спектр автомобилей, предлагая диагностирование через Интернет – удаленно.

8 (800) 250-28-268 (495) 225-28-26

Субъективные методы

Наибольшее распространение получили следующие субъективные методы:

  • визуальный
  • прослушивание работы механизма
  • ощупывание механизма
  • заключение о техническом состоянии на основании логического мышления

Визуальный метод дает возможность обнаружить, например, следующие неисправности:

  • нарушение уплотнений, трещины, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и т.п. — по течи топлива, масла, экс­плуатационных жидкостей
  • неполное сгорание топлива — по дымлению из выхлопной трубы
  • подтекание форсунок — по повышению уровня масла в под­доне картера двигателя и т.д.

Прослушивание работы механизма позволяет обнаружить следующие неисправности:

  • увеличенный зазор между клапанами и коромыслами ме­ханизма газораспределения — по стукам в зоне клапанного ме­ханизма
  • повышенный износ шатунных и коренных подшипников — по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного ме­ханизма при изменении частоты вращения коленчатого вала
  • чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топли­ва — по характеру звука выхлопа (при раннем впрыске — «жесткая работа», при позднем — «мягкая»)
  • неисправности сцепления автомобиля — по шуму и стукам при переключении передачи и др.

Методом ощупывания механизма можно определить такие неисправности:

  • ослабление креплений — по относительному перемещению деталей
  • неисправности отдельных трущихся механизмов и деталей — по чрезмерному их нагреву
  • неисправности рулевого механизма — по толчкам на руле­вом колесе и др.

На основании логического мышления можно сделать заклю­чение о следующих неисправностях:

  • топливной аппаратуры — затруднен пуск двигателя
  • системы охлаждения — двигатель перегревается и др.

Статьи по теме

Присадки для дизельного топлива: виды и задачи

Ремонт топливных форсунок: причины неисправности, диагностика, методы решения проблемы

Давление масла в двигателе: норма и признаки неисправности

Порвался ремень генератора: что делать в такой ситуации

Защита картера двигателя: мнения экспертов и автолюбителей

Сколько антифриза в системе охлаждения, и почему так важно знать его уровень

Ремонт турбины на дизельном двигателе: все проще, чем кажется

Уровень масла в двигателе: как правильно замерить и что делать при резком колебании

Ремонт дизельного мотора по всем правилам

Как часто надо менять масло в двигателе: рекомендации завода-изготовителя и специалистов

Присадки для бензиновых двигателей: использовать или нет

Присадки для дизельного двигателя: их виды и критерии выбора

Объем масла в двигателе: как выяснить, сколько нужно

Замена масла в двигателе: когда это нужно делать и как

Чистка топливных форсунок для бесперебойной работы двигателя

С какой периодичностью нужно проводить компьютерную диагностику двигателя автомобиля

Проверку машины с использованием компьютерной техники впервые начали проводить более 25 лет назад. Необходимость данной процедуры связана с исчезновением с рынка карбюраторных моторов, появлением электронной системы управления двигателем транспортного средства. В любом случае многие автовладельцы не знают точно, когда следует проводить компьютерную диагностику.

Конечно, первым признаком того, что водителю необходимо отправляться в автосервис, является загорание индикаторной надписи «check engine» (или значка «двигатель»)

Обратите внимание, что данный значок не всегда сигнализирует о неисправности именно в силовой части машины. Раньше система управления присутствовала только в моторе автомобиля, но и потом дизайн индикатора оставили без изменений.

На приборной панели современных машин загорание индикатора «Проверь мотор» может значить, что неполадки возникли, например, в коробке передач или фаре транспортного средства. В любом случае, если появилось такое предупреждение, нет причин для паники, в первую очередь нужно оценить поведение машины.

Если двигатель работает ровно, датчик температуры антифриза не сигнализирует о перегреве, нет данных о низком уровне давления в топливной системе, то с мотором автомобиля не случилось ничего катастрофического. В случае если вы передвигались по бездорожью, часто буксуя, или долго стояли в пробке, то не исключена возможность перегрева в коробке передач.

Часто какой-либо индикатор приборной панели гаснет после того, как вы заглушили двигатель и дали ему время остыть. Также в случаях, когда об ошибках сообщают неосновные системы транспортного средства, можно отложить поездку в автосервис. Естественно, про компьютерную диагностику двигателя автомобиля нельзя забывать и нужно выяснить, что все-таки случилось с машиной. Потенциальная неисправность останется висеть в воздухе, пока не будет определен узел, требующий к себе повышенного внимания.

Стоит понимать, что отсутствие горящих индикаторов не свидетельствует о том, что транспортное средство находится в идеальном состоянии. С двигателями некоторых моделей случаются определенные неполадки, а соответствующая информация до водителя не доходит. В том числе и по этой причине производители автомобилей включают компьютерную диагностику мотора в обязательную программу технического обслуживания машины.

Ситуации, при возникновении которых требуется срочное диагностирование двигателя:

  • проблемы с запуском и медленный прогрев мотора;
  • снижение мощности двигателя;
  • увеличение расхода топлива и масла;
  • выхлопы белого, сизого или черного цвета;
  • возникновение посторонних шумов и стуков;
  • появление в выхлопных газах горелого запаха;
  • наличие регулярных сбоев в функционировании систем.

Также поводами для проведения компьютерной диагностики двигателя транспортного средства могут стать:

  • приобретение автомобиля с пробегом у физического лица;
  • подготовка машины к продаже, так как проведение компьютерной проверки поможет более точно определить стоимость автотранспорта;
  • длительный срок эксплуатации без ремонта;
  • экстремальные условия эксплуатации машины (например, регулярные длительные поездки, тяжелые погодные условия).

Можно встретить немало владельцев автомобилей, которые ездят не так много, соответственно, пробег, именуемый межсервисным, у них набирается только за несколько лет. Или другая история – фирменная гарантия машины уже истекла. В обоих случаях рекомендуется проводить компьютерную диагностику транспортного средства не реже одного раза в год.

Основными задачами диагностики применительно к автомобилям являются:

  • выявление автомобилей (из числа эксплуатируемых), техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды
  • определение неисправностей, для устранения которых необходимы регулировочные либо ремонтные работы (если для устранения неисправности требуются большие затраты рабочего времени, то такие работы выполняются перед техническим обслуживанием (ТО)
  • выявление или уточнение перед текущим ремонтом (ТР) причин отказа или неисправности
  • контроль качества ТО и ТР
  • прогнозирование ресурса исправной работы узлов, агрегатов и автомобилей в целом
  • сбор, обработка и выдача информации, необходимой для управления производством
  • установление в отдельных случаях технического состояния автомобиля, в котором он находился в прошлом, например перед аварией (техническая генетика)

Диагностирование является более совершенной формой проведения контрольных работ. От традиционных контрольных осмотров, выполняемых на автотранспортных предприятиях (АТП) в основном субъективными методами с привлечением в качестве экспертов наиболее квалифицированных механиков и ремонтных рабочих, диагностирование отличается:

  • во-первых, объективностью и достоверностью оценки технического состояния автомобиля, что достигается применением инструментальных методов проверки
  • во-вторых, возможностью определения выходных параметров (параметров эффективности) агрегатов и систем автомобиля (мощности, топливной экономичности, тормозных качеств и т.д.)
  • в-третьих, наличием условий для повышения надежности и организованности ТО и ремонта автомобилей за счет более эффективного оперативного управления

Возникновение потребности в объективной и достоверной информации, получаемой инструментальными методами контроля, объясняется действием на автомобильном транспорте двух важных факторов — усложнения автомобильной техники и стремления обеспечить поддержание работоспособности автомобилей в условиях низкой обеспеченности квалифицированными кадрами.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Субъективные методы
  2. Объективные методы

Методы диагностирования автотранспортных средств подразделяются на субъективные и объективные. В основе субъективных методов лежат способы определения технического состояния автомобиля по выходным параметрам динамических процессов. Однако получение, анализ информации, а также принятие решения о техническом состоянии производятся с помощью органов чувств человека, что, естественно, имеет достаточно высокую погрешность.

Диагностика ходовой части

При помощи роликовых тормозных стендов осуществляется проверка тормозной системы. Стенды различаются в зависимости от тестируемых автомобилей, их массы и развиваемого тормозного усилия. Сегодня применяются различные модификации таких стендов, которые нацелены на определение удельной тормозной силы, неравномерности срабатывания системы, времени срабатывания, силы сопротивления незаторможенных колес и эллипсоидности барабанов колеса.

Датчик измерения давления, находящийся в пневмосистеме, дает возможность решить проблему диагностики грузовиков и прицепов только в незагруженном состоянии. Однако, масса нагруженного и пустого прицепа имеет большое различие, и тормозная сила, которая была измерена в незагруженном состоянии не может предоставить объективные данные о работе системы торможения при полной загрузке.

В свою очередь диагностика на специальных тормозных стендах дает возможность определить функционирование каждого исполнительного механизма тормозной системы. И это значимо, если учитывать, что они используются и в других системах активной безопасности, например, в АБС (антиблокировочной), в ESP (устройстве электронной стабилизации движения) и в других. Так эллипсоидность нередко приводит к ошибочному определению скорости и, соответственно, показателя проскальзывания во время работы АБС, ведь импульсное колесо датчика, считывающего частоту вращения колеса, монтируется непосредственно на барабане.

Проверка углов установки колес и элементов подвески осуществляется при помощи тестера увода и тестера подвески соответственно. При этом, они обычно используются наряду с описываемыми тормозными стендами. Комплексное состояние работы подвески машины определяет специальный тестер подвески, при этом используется частотно-резонансный метод, с помощью которого анализируются любые изменения веса автомобиля во время подачи на ось колебаний частоты переменного характера, тем самым имитируется воздействие дорожного полотна на автомобиль во время движения. Норматив оценки лежит в диапазоне 20 – 30% в соответствии с типом автотранспортного средства.

Одним из существенных факторов, определяющих эффективность и безопасность автомобиля в пути, является регулировка углов установки колес или сход-развал, который должен быть установлен квалифицированными специалистами с применением качественного оборудования. При выставлении схода-развала используют стенды нового образца от разных производителей для наиболее корректного проведения процедуры.

Выводы

Мониторинг техсостояния АТС – обязательное требование к перевозчику. За проверку отвечает механик, прошедший аттестацию. Контроль осуществляется на территории организации, его данные заносят в книги учета. Проводить осмотры нужно перед каждым выпуском машины в дорогу.

Метка об успешном осмотре ставится также в «путевик». Документы следует хранить в архивах минимум пять лет. За нарушение регламента осмотров проверяющие органы вправе применить штрафные санкции. Фирме придется заплатить в государственную казну до тридцати тысяч рублей.

Детальная информация видна на видео:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий