Виды мотоциклов. какие бывают

Спортбайки

Этот тип мотоциклов самый мощный и быстрый. Он предназначен для шоссейно-кольцевых мотогонок. У этих мотоциклов низкий расход топлива. Обслуживать их не составляет сложностей. В компании Rockot-Motors в Лабинске вы можете купить мотоцикл с доставкой.

Супербайк

Версия спортбайка, но еще более скоростного, мощного, легкого в вождении. Наиболее известные представители:

Супербайки нередко отличаются «заводским тюнингом» спортивного мотоцикла Suzuki GSX-R 1000.

Нейкед (нэйкед)

У этих мотоциклов полностью отсутствует пластик и облицовочные элементы. Вначале они изготавливались из спортивных байков, по этой причине обладают такими же техническими данными. В большинстве случаев на нэйкедах ездят по городским улицам, так как из-за отсутствия обтекателей скорость их не так высока, да и аэродинамика желает лучшего.

Примером могут служить мотоциклы известных производителей: Хонда CB1100 EX, Suzuki GS500E и пр.

Спортивно-туристические мотоциклы

Компромисс между спортивными и туристическими мотоциклами.

В сравнении со спортивными мотоциклами позиция водителя менее наклонена и удобнее, что дает больший комфорт при езде на большие расстояния. Положение пассажира также удобнее. Мотоциклы спортивно-туристические характеризуются также возможностью большой грузоподъемности.

В сравнении с сугубо туристическими мотоциклами, спортивно-туристические легче и проще в управлении, а их компоненты больше подходят для гоночной езды.

Если коротко, то это мотоциклы, сочетающие в себе спортивные возможности, быструю комфортную езду и практические преимущества “туристов”.

Мотоциклы этого класса часто встречаются в вариантах без обтекателей, например:

Yamaha XJ600S (с обтекателем) имеет свой аналог в классе нейкедов – XJ600N,

Honda CB600S Hornet (с обтекателем) и его нейкед-аналог – Hornet CB600F.

Спидвей

Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».

Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.

Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:

  • гаревое,
  • земляное,
  • травяное,
  • ледяное.

Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.

Какие есть виды мотоциклов?

Четкого разделения мотоциклов на виды не существует и по сей день. Назвать, сколько всего видов мотоциклов, тоже сложно. Зато есть возможность узнать, почему этот вид транспортного средства имеет довольно обширную классификацию и что стало «отправной точкой» сегодняшней условной классификации.

Особенной популярностью мотоцикл стал пользоваться в начале 20-го века. В транспорте пользователям того времени нравился спортивный дух, мобильность и дешевизна мотоцикла. Как известно, спрос порождает предложение. Поэтому в это время многие компании начинают вести инженерные разработки новой мотоциклетной техники.

Труды не остаются незаметными: мир узнает, что такое пневматические шины, электрическое освещение, зажигание «от искры», цепной привод, мягкая подвеска и пр. Всем этим мотоцикл «обрастал» постепенно, превращаясь из велосипеда с мотором в солидное, прочное и надежное транспортное средство.

С появлением конструкторских школ в Штатах, Англии, Германии и Италии мотоциклы стали ранжировать на группы. Основная классификация – на дорожные и внедорожные – осталась прежней. С началом участия мотоциклов в гонках вместе с автомобилями появились различные виды спортивных мотоциклов.

Современная классификация мотоциклов ранжирует их по назначению, массе, величине расходного двигателя, способу управления, количеству колес и пр. Давайте углубимся в тему и посмотрим, к чему привело стремительное развитие мототехники, «пробежимся» по основным видам современных мотоциклов и узнаем их «фишки».

Стандартные дорожные мотоциклы

Классик

Являются родоначальниками всех последующих типов и модификаций этого вида транспорта. Классический байк универсален по своим характеристикам и подходит для управления и новичкам, и опытным водителям. Он очень удобен для использования на городских улицах и не сильно утомляет при каждодневной езде на большие расстояния. Цены на классические байки сравнительно низкие, стоимость техобслуживания и замены деталей также невысока.

Характерными особенностями такого мотоцикла являются классическая конструкция, обеспечивающая прямую посадку байкера, и дизайн. Сиденье – мягкое, руль – прямой. Фара круглая, есть подножка, задние амортизаторы (подвеска), телескопическая вилка. Вес находится в диапазоне 150-250 кг.

От спортивных мотоциклов их отличает меньшая резвость движка и отсутствие обтекателей, от чоппера – менее свободное положение райдера.

Типичные представители классического мотобайка: Ява 350 тип 638-00 (1988 г.), Triumph Bonneville T100.

Неоклассика

К этому виду относятся современные мотоциклы, изготовленные в ретро-стиле, несущие в своей конструкции и внешнем виде дух ушедшего времени. Это может быть специально задуманный проект или следствие остановки развития линейки мотоциклов (они продолжают выпускаться без какой-либо серьезной модернизации).

Одним из примеров неоклассического мотоцикла может служить Урал cT.

Чопперы

Пожалуй, это самый эпатажный тип мотоциклов, имеющий удлинённую раму и невероятно длинную вилку. Некоторые чопперы способны шокировать высотой и размерами своего руля. Для удобства водителя эти байки оснащаются высокими спинками, а подножки выносятся вперёд.

Также существуют нео-чопперы, отличающиеся от обычных отсутствием задней подвески и широким задним колесом. Обязательным атрибутом являются хромированные детали кузова, топливный бак в форме капли.

Первые чопперы были выпущены в середине XX века под брендами Indian и Harley-Davidson. Единственная модель, выпущенная на российском заводе, имеет гордое название «Урал-Волк».

Туристические мотоциклы

Предназначены для дальних экспедиций и преодоления длинных маршрутов. Это одни из самых больших по размерам мотоциклов и имеют двигатели большого объема. Эти типы мотоциклов характеризуются большим багажником (возможность перевозки больших и тяжелых сумок), большим баком (что обеспечивает большую дальность поездки), а также удобным, расслабленным вертикальным положением водителя, а также его пассажира. Оборудованы дефлекторами, которые обеспечивают защиту от ветра. Созданы для преодоления большого количества километров.

Некоторые “туристы” оснащены обратным ходом, из-за их больших размеров и сложности маневрирования.

Помимо типично шоссейных “туристов” (как на примерах и фотографиях ниже), большой популярностью пользуются туристические мотоциклы для езды как на шоссейных дорогах, так и по сельской местности – о них расскажем в дальнейшей части статьи.

Внедорожные мотоциклы

Производятся для покорения бездорожья, всевозможных трамплинов и прочих преград. Для этого оснащены соответствующим оборудованием, которое позволяет им без проблем преодолевать участки, где обычные байки просто завязнут в пробуксовке.

Кроссовые

Данный вид мотоциклов имеет одно предназначение – спортивное. На общих трассах не используется, так на нем отсутствуют световые приборы. Они не предназначены для езды в городе.

Практически всегда укомплектованы двухтактным мотором, запуск которого производится кик-стартером. Все это в совокупности делает из байка хорошего кроссового гонщика. Каких-либо излишеств нет.

Имеются модифицированные модели с 450 кубами. Существуют также миниатюрные версии байков этого вида, которые производятся для использования на детских мотокроссах. 

Эндуро

Они тяжелее, чем кроссовые байки, имеют внешнее сходство с ними, но не такие мощные. Основное направление этих мотоциклов – туризм по бездорожью на сравнительно небольшие расстояния. Для этого они оборудованы отличными подвесками, которые успешно сглаживают дорожные ухабы, и достаточно широким сиденьем. Вертикальная посадка не так нагружает туловище во время езды. При этом у них есть поворотники, фары, спидометр, зеркало, глушитель – все то, что дает возможность езды по городским улицам.

Мотарды

Предназначены для обычных дорог, но могут прекрасно справиться и с бездорожьем. Мотардам характерна высокая посадка мотоциклиста, легкость в управлении и достаточно мощный движок.

Спидвей (Speedway)

Конструктивно он устроен специально для кольцевых ледовых гонок. Отсутствует КПП, тормоза, обтекатели, зато есть шипы (почти 3 см). Эти мотоциклы являются неотъемлемыми от спорта. Вместе с тем производители решили создать более народный вариант, доступный обычным гражданам.

Компания Harley-Davidson первой начала выпуск модели Peashooter (350 куб. см.), которую мог приобрести практически любой. Вскоре с такой же примерно стоимостью и объемом двигателя стала производить байк Prince компания Indian. Нельзя не сказать и о мотоцикле Jawa – легендарном победителе многих соревнований по спидвею. 

Классические мотоциклы

 

Как правило, классическими байками называются те модели, которые, несмотря на стремительный рост рынка и сумасшедшую конкуренцию, не изменили своему стилю.

Довольно скромная базовая комплектация и внешний вид, не имеющий излишеств, всегда привлекают внимание опытных байкеров, а также новичков, решивших приобрести мотоцикл для ежедневных поездок по городским улицам. 

Сухой вес такого байка, как правило, составляет от 150 до 250 кг. Моторы мощные, однако их объём намного меньше, чем у спортивных мотоциклов. Большинство классических моделей оснащается жёсткой механической КПП, что не очень удобно для дальних поездок. Однако непродолжительные поездки принесут только позитивные эмоции. Прямой руль позволяет водителю чувствовать себя комфортно, снижая нагрузку на спину и руки. Посадочное место широкое и мягкое. Есть возможность установки ветрового стекла. Характерным представителем «классики» является Honda CB 400. Этот городской байк может похвастаться идеальным сочетанием манёвренности и веса.

Туристические мотоциклы

Крупный мотоцикл. Предназначен для дальних путешествий по автомагистралям и другим хорошим дорогам. Управлять им достаточно сложно, вместе с тем он имеет удобную посадку для мотоциклиста и пассажира. Другие особенности:

Один из представителей данного вида – Triumph America LT.

Спорт-турер (sport-tourer)

Байки, которые сочетают в себе признаки спортивного мотоцикла и турера. Оснащены мощным двигателем и отличными тормозами, к тому же высокоскоростные. За такие характеристики их еще называют гипербайками. Посадка обеспечивает мотоциклисту и пассажиру комфортное состояние при длительных путешествиях по шоссе.

Отличный представитель этого вида – Yamaha FJR1300AS.

Люкс-турер (lux tourer)

Высококомфортабельные дорогие мотоциклы. Люксовая разновидность туриста – это прежде всего хорошее дополнительное оборудование:

Массивны и устойчивы, что позволяет комфортно путешествовать на них на длительные расстояния. Не предназначены для обычной каждодневной езды.

Типичный представитель – Honda GL1800 Gold Wing.

Нестандартные

И напоследок, совсем нестандартные решения в мототехнике, которые выбирает небольшое количество пользователей. Тем не менее, не упомянуть о них будет неправильно.

Трициклы

Мото-трицикл – это классическое транспортное средство, которое очень похоже на мотоцикл, только имеет два передних колеса. Он оснащен обычным мотоциклетным рулем. Из преимуществ трицикла можно отметить повышенную устойчивость за счет пары дополнительных колес, большую площадь и тяговую силу двигателя, а также наличие вместительного багажного отделения. Трицикл может быть создан на базе классического, некоторых видов гоночных мотоциклов и туристических мотиков.

Закрытые

Первая мысль при виде такого вида транспорта – «опят концепт». Однако, на удивление, это не так. Закрытый мотоцикл – вполне себе реальный транспорт, которое имеет свое название – MonoTracer. Закрытый салоном мотоцикл улучшает эргономику, обеспечивает безопасность и комфорт водителя во время езды.

Эндуро

Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.

Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД. 

Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости. 
Кросс-кантри – практически полный аналог «классического» эндуро, но имеющий одно важное отличие – они состоят исключительно из спецучастков. Ралли – многодневные гонки. Самый простой пример – ралли Парид-Дакар. Эндуро-кросс – дополняет классическую трассу элементами мототриала

Проводится в условиях стадиона, где помимо естественных препятствий устанавливаются и искусственные, например, колеса крупных машин. Экстремальноеэндуро – гонки по особо тяжелым трассам. Эндуро-спринт – один специальный заезд на трассе, не включающей дорог общего пользования. Участники приступают к прохождению круга поочередно с 20-30 секундной задержкой. Старт следующего круга (их общее количество 7-8) производится после прибытия всех гонщиков к финишу.

Мотокросс

Один из основных видов мотоциклетного спорта. Соревнования проводятся на специально подготовленных кольцевых трассах, имеющих естественные или искусственные препятствия, в основном, крутые подъемы, спуски и повороты, а также канавы, песчаные участки и прочие.

Ввиду сложности трассы, для участия в гонках используются особые кроссовые мотоциклы. Они отличаются облегченной рамой, большим ходом подвески (300 мм), отсутствием фар и приборной панели. В некоторых моделях также отсутствует электростартер.

Мотокроссовые соревнования дополнительно делятся на подвиды:

  • Классика – длина трека ограничивается 1,5-3 км, а максимальная скорость движения гонщиков – 50 км/ч.
  • Суперкросс – проводится на кольцевой трассе под открытым небом или в зале, но с обязательным натуральным покрытием. В первом случае минимальная длина трассы – 400 м, во втором – 300 м.

Кастом

Это настоящие эксклюзивные модели, которые собираются вручную, как правило, на заказ и в ограниченном количестве. Для создания очередного кастома используют существующие модели диггеров, чопперов и драгстеров, которые разбираются до винтика, перебираются и собираются, но уже с серьёзными изменениями. Большинство существующих кастомов, сделанных из тяжёлых мотоциклов, обязаны своему появлению на свет народным умельцам. Энтузиасты со всего мира проводят целые месяцы и года в гаражах, чтобы собрать из нескольких мотоциклов настоящий шедевр, который будет отвечать всем требованиям своего будущего владельца.

Но создание кастомных моделей не всегда проходит в кустарных условиях. Такие знаменитые марки, как Honda или Harley-Davidson, тоже создают уникальные экземпляры, на кузове которых красуется гравировка Custom. Эти модели, как правило, имеют отличия как в технических характеристиках, так и в экстерьере. Комплектация и материал зависят исключительно от пожеланий покупателя.

Существует целый ряд заводов-изготовителей, занимающихся серийным производством кастом-байков, например, American Iron Horse и Bourget. Несмотря на то что байк будет иметь гравировку Custom, он не является уникальным. Покупателю лишь предоставляется возможность выбрать обшивку, цвет, аксессуары, опции и необходимый объём двигателя.

Эндуро

Мотоциклы, чьё название в переводе с латинского звучит как «выдержать», являются специальной моделью, созданной для гонок по дорогам с любым покрытием. В основном они используются в мотогонках, маршрут которых проходит по пересечённым местностям и имеет огромную протяжённость. Успешно преодолевать дистанцию помогает уникальная конструкция мотоцикла, особенностями которой являются:

  • Довольно широкий руль, позволяющий сохранять полный контроль над мотоциклом даже на неровной дороге.
  • Больший диаметр переднего колеса делает байк более устойчивым.
  • Спицованные диски намного легче литых, а также устойчивы к деформации даже при сильных ударах.
  • Переднее крыло закреплено максимально высоко, что не позволяет забиваться грязи между ним и покрышкой.
  • Шины имеют протектор с агрессивными грунтозацепами, позволяющими передвигаться по песку, глине, болотистым местностям и т. д.
  • Главная передача – цепная.

Заключение 

При выборе мотоцикла первое, что стоит принять во внимание – это ваш опыт вождения. Второе – цель покупки транспортного средства. 

Если вы новичок, выбирать стоит мотоцикл марки классик. Для получения первого опыта это самый лучший вариант. Его показатели позволят научиться грамотному управлению, закладке в повороты и уверенной посадке. Можно купить, конечно и туристический мотоцикл (если его назначение – ключевое для вас), но в таком случае объем двигателя байка должен быть до 400 куб. см. Новичку точно не стоит брать тяжелый, скоростной агрегат, даже если он очень стильно выглядит.

Любители традиционно ограничиваются выбором мотоцикла среди стандартов, спортбайков, туристических агрегатов и круизеров. Профессионалы выбирают между кастомами, гонщики покупают специализированные модели мотоциклов.

Если хотите купить двухколесный транспорт для трюков, присмотритесь к кроссовому внедорожному мотоциклу с объемом силового агрегата 200 см3. Для поездок на рыбалку или учебу подойдет классический аппарат с объемом 125 см3. Для путешествий по стране и за ее пределами производители создали туристические модели, самые «неубиваемые» из них – эндуро.

Если для вас важен стильный внешний вид мотоцикла, выбирайте чоппер. Верх практичности – спортивно-туристические модели. Если это ваш не первый байк, и вы все еще не знаете, какой класс мотоцикла выбрать, смело останавливайтесь на дорожном мотоцикле среднего класса.

 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий